Данная программа создана на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А.А. Кураева (Просвещение, 2010), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами.
В соответствии с учебным планом на изучение «Основ православной культуры» в 4 классе отводится 34часа по 1 часу в неделю
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина.(1час)
Блок 2. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие о сострадание. (16 часов)
Блок 3.Часть 2. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 часов)
.
№ а/а | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид урока | Характеристика деятельности учащихся | Решаемые проблемы учеником | Личностные результаты | УУД | Используемые ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Россия – наша Родина | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры | Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: Отвечать на простые вопросы учителя К.: Слушать и понимать речь других | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1.Учебник ОПК. А.В. Кураев |
2 | Культура и религия | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры | Как научиться понимать, что человек создаёт культуру. Как осмыслить о чем говорит религия. | формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
3 | Человек и бог в православии | 1 | Урок изучения нового материала | Изучают основы духовной традиции православия | Как понять какие дары Бог дал человеку. Как осмыслить, что вера в Бога может влиять на поступки людей. | формировать первоначальные понятия о народе, православной вере | Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
4 | Православная молитва | 1 | Урок изучения нового материала | Изучают основы духовной традиции православия | Как правильно читать молитвы | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».. | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
5 | Библия и Евангелие | 1 | Урок изучения нового материала | Дают определение основных понятий православной культуры | Как правильно осмыслить кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. | Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
6 | Проповедь Христа | 1 | Урок изучения нового материала | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | Как правильно понимать чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 6. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 6. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
7 | Христос и Его Крест | 1 | Урок изучения нового материала | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Как осознать, как Бог стал человеком. Как понять, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | Программа комплексного учебного курса « Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 7. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
8 | Пасха | 1 | Комбинированный урок | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Как понять, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 8. Учебник ОПК. А.В. Кураев. |
9. | Православное учение в человеке | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Как осмыслить, чем Бог одарил человека. Как понять, что значит - болит душа. Как узнать, что такое образ Божий в человеке. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
10. | Совесть и раскаяние | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Как узнать о подсказках совести, как исправить ошибки. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 10. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
11. | Заповеди. | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Как определить, какие заповеди даны людям. Как понять что общего у убийства и воровства. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 11. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Как определить, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы. | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
13. | Золотое правило. | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Как применять главное правило человеческих отношений. Как понять, что такое не осуждение. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
14. | Храм | 1 | Урок экскурсия | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | Как понять, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: высказывать своё предположение. П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: Участвовать в диалоге | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
15. | Икона | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Как узнать, почему икона так необычна. Как понять, зачем изображают невидимое. | Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками. | Р.: определение общей цели и путей ее достижения П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | Программа комплексного учебного Курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 15. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
16. | Творческие работы учащихся. | 1 | Урок повторения | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности | Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. | Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16 Учебник ОПК. А.В. Кураев |
17. | Подведение итогов | 1 | Урок повторения, итоговый урок | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | . Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 17. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, что такое Церковь, что такое крещение. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18 Учебник ОПК. А.В. Кураев |
19 | Подвиг | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, что такое подвиг. | | К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19.Книга для учителя. |
20 | Заповеди блаженств | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
21 | Зачем творить добро? | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, чему радуются святые. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Учебник ОПК. А.В. Кураев |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, что такое Святая Троица, христианские добродетели | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: готовность слушать собеседника | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Учебник ОПК. А.В. Кураев |
23 | Православие о Божьем суде | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно видеть в людях Христа. Как понять, почему христиане вверят в бессмертие | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
24 | Таинство причастия | 1 | Урок изучения нового материала | | . Как правильно понять, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 24. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
25 | Монастырь | 1 | Урок изучения нового материала | | . Как правильно понять, почему люди идут в монахи | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 25. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 25. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
26 | Отношение христианина к природе | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
27 | Христианская семья | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, что такое венчание, что означает обручальное кольцо. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 27. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
28 | Защита Отечества | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, когда война бывает справедливой. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Урок № 28. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
29 | Христианин в труде | 1 | Урок изучения нового материала | | Как правильно понять, какой труд напрасен. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Учебник ОПК. А.В. Кураев |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Комбинированный урок | | Как правильно понять, что такое первый грех людей. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Учебник ОПК. А.В. Кураев |
31-34 | Итоговая презентация проектов обучающихся | 4 | Итоговый урок | | Как правильно понять, что есть Православие в России. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;; | Учебное пособие «Основы православной культуры». Презентации, доклады, сообщения. |