РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)
4 класс
Планируемые результаты освоения учебного курса «ОРКСЭ»
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальныхситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, атакже находить средства еѐ осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанногопостроения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределенииролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и ихроли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету.
«Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей.
На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
3. Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») с учётом программы воспитания
№ урока | Тема урока | Программа воспитания | Количество часов |
1. | Введение в предмет. | Урок счастья | 1 |
2.3. | Россия – Родина моя. | День листопада | 2 |
4.5. | Этика и этикет. | | 1 |
6.7. | Вежливость. | | 1 |
8.9. | Добро и зло. | | 1 |
10.11. | Дружба и порядочность. | | 1 |
12.13. | Честность и искренность. | | 1 |
14.15. | Гордость и гордыня. | | 1 |
16.17. | Обычаи и обряды русского народа. | Мини – экспедиция «Преданье старины глубокой» | 1 |
18.19. | Терпение и труд. | | 1 |
20.21. | Семья. | | 1 |
22.23. | Семейные традиции. | Создание библиотечки счастья | 1 |
24.25. | Сердце матери. | День матери | 1 |
26.27. | Правила твоей жизни. | | 1 |
28.29. | Праздники народов России. | Мы – вместе, мы одна семья! | 1к |
30.31. | Защитники Отечества. | Урок мужества | 1к |
32. | Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора». | Проект «Профессии наших родителей» | 1 |
33. | Презентация проектов по теме «Моя родина - Россия». | | 1 |
34. | Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни». | Парад талантов | 1 |