СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данная рабочая программа ориентирована на использование предметной линии учебников под редакцией М.Т. Студеникина

Предмет «Основы светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 35 часа).

Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе»


Пояснительная записка

Основными документами для разработки рабочей программы являются:

  • Конституция РФ и РТ

  • федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ

  • федеральный закон "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014)

  • федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"

  • ФГОС НОО, утверждённые приказом МОиН РФ от 06.10.2009 №373

  • Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам НО, ОО и СрО образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 30.08.2013 №1015

  • федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010-г. № 2106), федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2011 г. № 986)

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011г.)

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)и федеральная примерная (типовая) программа по ОРКСЭ автор М.Т. Студеникин

  • Закон РТ "О государственных языках РТ и других языках в РТ" от 08.07.1992 №1560-XII

  • приказМОиН РФ от 09.03.2004. №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих образовательные программы общего образования"

  • приказМОиН РФ от 06.10.2009. №373 "Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, фундаментальное ядро содержания общего образования, 2011

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497)

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России  № 03-48 от 16.08.2010 с рекомендациями по использованию примерной основной образовательной программы

  • ПисьмаМОиН РФ № 03-255 от 19.04.2011 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ №08-1228 от 07.08.2015 "О направлении рекомендаций по вопросам введения ФГОС ОО"

  • Письмо МО и Н РФ от 18 июня 2015 г. № НТ- 670/08 "О направлении методических рекомендаций по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  • Письмо МО и Н РФ от 28.10.2015 №08-1786 "О рабочих программах учебных предметов"

  • приказМОиН РТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 "Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан"

  • приказыМОиН РТ от 09.07.2012 №4154/12 "Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования"

  • БУП РТ - 2014 для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» в 4 классах общеобразовательных школ вводится изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».


Данная рабочая программа ориентирована на использование предметной линияи учебников под редакцией М.Т. Студеникина



Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этике» в базисном плане.


Предмет «Основы светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 35 часа).

Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

Класс

Кол-во часов по учебному плану

Итого в год

Уровень изучения

УМК

4

1

35

базовый

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2012. (Начальная инновационная школа)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ»


Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего

поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах

религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в

общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших

культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы

религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего

школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,

основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос

совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и

основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы

межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы

религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом

многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ»

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Основные технологии, формы, методы обучения: проблемный диалог, продуктивное чтение, проектная технология, технология критического мышления, групповая форма работы, метод «работы в парах», изложение материала самим учителем, практикумы.

В качестве технологии обучения по данной рабочей программе используется и традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются методы следующих технологий:

  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);

  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);

  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);

  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий).


Основные формы деятельности учащихся: работа с текстом, проектная деятельность, решение жизненных задач. Работа с документами, таблицами, схемами, творческие задания, исследовательская деятельность. При работе с учащимися по данной рабочей программе используются следующие общие формы организации деятельности обучающихся:

  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности; практикум, рассказ, подготовка проекта).


Формы организации учебных занятий

Тип урока

Цели

Структура урока

Виды уроков

Урок открытия

новых знаний,

обретения новых

умений и навыков

Знакомство школьников

с новыми терминами,

понятиями, расширения

имеющейся базы знаний

учащихся.

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний, показательное выполнение пробного действия.

  • Выявления трудностей, поиск противоречий.

  • Поиск и проверка методов разрешения затруднения, обсуждение оптимальных вариантов решения образовательной проблемы.

  • «Открытие» нового знания через реализацию выбранного метода решения затруднения.

  • Первичное закрепления новых ЗУН.

  • Самостоятельная работа по новому материалу, коллективная проверка.

  • Поиск связи новых знаний с понятийной системой, знакомой учащимся.

  • Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока.

Лекция,

путешествие,

инсценировка,

экспедиция,

проблемный урок,

экскурсия, беседа,

конференция,

мультимедиа-урок,

игра, уроки

смешанного типа.

Урок рефлексии

Формирование у

школьников

способности к анализу

учебных действий с

целью последующей

коррекции,

самостоятельному

поиску причины

затруднений, умения без

посторонней помощи

выстраивать алгоритм

решения

образовательной

проблемы и реализовать

его.

Закрепление усвоенных

ЗУН.

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация усвоенных знаний, умений и навыков, осуществление первичного действия.

  • Индивидуальная работа с учениками по выявлению затруднений.

  • Разработка индивидуальных планов устранения затруднений (выработка коррекционной стратегии).

  • Обобщение выявленных затруднений в работе через коллективное обсуждение.

  • Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.

  • Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока.

  • Сочинение, практикум, диалог,

ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок

  • Данный тип урока предусматривает многоразовое чередование самостоятельной работы и последующей рефлексии при наличии большого количеств

образовательных проблем.

Сочинение,

практикум, диалог,

ролевая игра, деловая

игра,

комбинированный

урок

Урок

систематизации

знаний

Структуризация

освоенных ЗУН,

развитие у учащихся

умения переходить от

общих понятий к

частным, выделять

новые знания в рамках

изучаемой темы,

определять их значение

для последующего

обучения.

  • Самоопределение.

  • Актуализация усвоенных ЗУН и новых знаний, определение затруднений.

  • Постановка учебной задачи.

  • Составление стратегии по достижению учебной задачи, разрешению образовательных проблем.

  • Практическая работа, направленная на устранение затруднений.

  • Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.

  • Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока.

Конкурс,

конференция,

экскурсия,

консультация, урок-

игра, диспут,

обсуждение, обзорная

лекция, беседа, урок-

суд, урок-откровение,

урок-

совершенствование

Урок

развивающего

контроля

Обучение способам

самоконтроля и

взаимоконтроля.

Проверка усвоенных

знаний, умений и

навыков.

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний, осуществление пробных проверочных действий.

  • Выявление локальных затруднений.

  • Составление стратегии устранения затруднений.

  • Работа по реализации выбранного плана.

  • Обобщение видов возникших затруднений.

  • Самостоятельная работа. Самопроверка и взаимопроверка по образцу.

  • Решение творческих задач.

  • Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока.

Письменные работы,

устные опросы,

викторина, смотр

знаний, творческий

отчет, защита

проектов, рефератов,

тестирование,

конкурсы


Виды деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий

Деятельность, направленная на развитие рефлексивных и личностных УУД

Деятельность, направленная на развитие познавательных УУД

Деятельность, направленная на развитие коммуникативных УУД

Постановка целей учебной деятельности.


Самоконтроль и самооценка.


Выбор способов деятельности.


Планирование содержания деятельности.


Инициирование учебного взаимодействия с целью получения информации.


Инициирование консультации у педагога.


Корректировка способов деятельности.


Планирование объема домашнего задания.


Организация индивидуального рабочего места.

Анализ понятий.


Установление аналогий.


Классификация (в том числе, подбор критериев для классификации).


Установление причинно-следственных связей и построение логических заключений.


Кодирование информации различными способами (из одного источника): план (простой, сложный, тезисный, цитатный), конспект, таблица, схема, рисунок, кластер, символы.

Переработка информации из нескольких источников:

сообщение, реферат, доклад.


Моделирование явлений и процессов.


Преобразование одной формы кодирования информации в другую.

Работа в группе, в паре.


Организация и участие в совместных проектах.


Участие в дискуссиях, круглых столах.


Защита реферата.


Выступление с сообщением, докладом с последующими ответами на вопросы.


Презентация проекта.


Постановка вопросов, включение в диалог.


Участие в коммуникативных тренингах (упражнениях).


Тематическое планирование курса «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ», 4 класс


Название разделов курса

Количество часов

Итого

Введение

1


Россия - Наша Родина

2


Мораль

13


Семья

3


Нравственность

8


Жизнь человека высшая нравственная ценность

1


Любовь и уважение к Отечеству

1


Мировые религиозные культуры

6


Итого


35


Календарно-тематическое планирование, 4 класс, 1 раз в неделю, базовый уровень


п/п

Кол-во уроков

Тема урока



Характеристика основных видов деятельности ученика


Дата проведения/

примечание

1.

Введение



Раздел I. Россия – наша Родина.

план -2 ч

факт -

2.

Россия - наша Родина.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.


3.

Что такое светская этика?


Раздел II. Мораль.

план -13 ч

факт -

4.

Мораль и культура.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.


5.

Особенности морали.


6-7.

Добро и зло.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали


8.

Добродетели и пороки.


9-10.

Свобода и моральный выбор человека.

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.


11.

Свобода и ответственность.


12.

Моральный долг.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.


13.

Справедливость.


14.

Альтруизм и эгоизм.


15.

Что значит быть моральным?


16.

Дружба.


Раздел III. Семья.

план -3 ч

факт -

17.

Род и семья – исток нравственных отношений.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм


18.

Семейные праздники


19.

Этикет


Раздел IV. Нравственность.

план -8 ч

факт -

20.

Нравственный поступок.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и

нравственности в жизни людей, общества.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции


21.

Золотое правило нравственности


22.

Стыд, вина и извинения


23.

Честь и достоинство.


24.

Совесть.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в

повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и

искусства


25-26

Нравственные идеалы.


27.

Образцы нравственности в культуре Отечества


Раздел V. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

план -1 ч

факт -

28.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций


Раздел VI. Любовь и уважение к Отечеству.

план -1 ч

факт -

29.

Любовь и уважение к Отечеству

Учатся толерантному отношению к

представителям разных мировоззрений и

культурных традиций.


Раздел VII. Мировые религиозные культуры.

план -6 ч

факт -

30.

Религии мира и их основатели.

Знакомятся с историей возникновения и

особенностями религиозных культур. Изучают основы разных религиозных

традиций. Дают определения основных

понятий религиозной культуры


31.

Православная культура

Знакомятся с историей возникновения и

распространения православной культуры. Изучают основы духовной традиции

православия. Дают определения основных понятий

православной культуры


32.

Исламская культура

Знакомятся с историей возникновения и

распространения исламской культуры. Изучают основы духовной традиции ислам. Дают определения основных понятий

исламской культуры.


33.

Буддийская культура

Знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры. Изучают основы духовной традиции буддизма


34.

Иудейская культура

Знакомятся с историей возникновения и распространения иудейской культуры. Изучают основы духовной традиции иудаизма. Дают определения основных понятий иудейской культуры.


35.

Итоговый урок. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся толерантному отношению к

представителям разных мировоззрений и

культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации. Участвуют в диспутах. Готовят сообщения по выбранным темам.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Текущая аттестация

Выполнение практических работ в форме: - устный опрос;

-письменная работа (творческая работа: эссе, реферат; диагностическая работа) -тематические тесты по темам.

Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы;

Отметка 3 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу с помощью учителя, выполняет верно 50% тестовых заданий

Отметка 4 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу с помощью одноклассников, выполняет верно 75% тестовых заданий

Отметка 5 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу самостоятельно, выполняет верно 100% тестовых заданий

Если учащийся не удовлетворён собственными результатами текущей аттестации, то он имеет право улучшить свой результат, выполнив аналогичный вариант работы во внеурочное время.

Итоговая аттестация

  • презентация творческой работы;

  • итоговая контрольная работа в виде теста.

Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы;

Отметка 3 выставляется, если учащийся выполняет верно 50% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 3 (решает учебно- практическую задачу с помощью учителя),

Отметка 4 выставляется, если учащийся выполняет верно 75% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 4 (решает учебно- практическую задачу с помощью одноклассников),

Отметка 5 выставляется, если учащийся выполняет верно 100% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 5 (решает учебно - практическую задачу самостоятельно).

Если учащийся не удовлетворён собственными результатами итоговой контрольной работы в виде теста, то он имеет право выполнить аналогичный вариант работы во внеурочное время.


Приложение

Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса

Модуль «Основы светской этики»


Цель – проверить систему предметных знаний и предметных умений по основным разделам программы ОРКСЭ.

Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам освоения программы по ОРКСЭ.


Программа "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики" М.Т.Студеникин.

Задачи: - проверить знания школьников основ светской этики, оценить способность ориентироваться в изменяющемся мире, освоение доступных терминов и понятий.


Структура контрольной работы позволяет оценить

уровень подготовки учащихся 4-х классов по темам:


Общее время выполнения работы – 40 минут.

Оценки:

«5» - 97-100%

«4» - 76-96%

«3» - 50-75%

«2» - менее 50%

Дети получают «зачет» выполнив работу от 50%-100%

Рекомендации учителю по проведению работы по ОРКСЭ для 4-го класса

Учитель: «Ребята, сегодня вы будете выполнять работу по ОРКСЭ. На выполнение работы отводится один урок. На тренировочном занятии мы с вами учились, как выполнять разные типы заданий и записывать ответы. Сейчас я каждому раздам задания. Не начинайте выполнять работу до моего разрешения. Раздавая работы, обращайте внимание на номера вариантов».


ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

• В работе вам встретятся разные задания. В заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и поставить крестик рядом с ответом, который вы считаете верным.

• Внимательно читайте задания! Одни задания покажутся вам легкими, другие – трудными. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можно ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

• Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запиши тот ответ, который считаете верным.

• Желаем успеха!


I вариант

1.Среди понятий отметь «Добродетель»:

а) дружелюбие

б) вредность

в) угодничество

2.Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

а) этика

б) культура

в) моральные нормы

3. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.

а) свобода б) моральный выбор

4.Преднамеренность - это.....

а) черта характера личности

б) когда какой-либо поступок совершается сознательно

в) когда человек отвечает только за свои поступки

5.Отметь все моральные обязанности человека

а) исполнять установленные в обществе моральные нормы

б) уважать других людей и их права

в) бескорыстная помощь

г) давать списывать на уроке

6. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением

Поступок должен быть оценён по заслугам

Соразмерность

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

Уравнивание


7. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом – это:

a) совесть

б) долг

в) мораль

8. Продолжите фразу:

Профессиональный долг – это обязанность_________________________

_______________________________________________________________


9 . В человеке может проявляться красота духовная-невидимая, когда он выбирает добро, а не зло. Подумай и выбери, в каких поступках эта красота проявляется.

Если человек :

а) - обижает младших,

б) - помогает старшим и больным

в) - просит прощения и прощает других

г) - благодарит людей за оказанное добро

д) - любит бездельничать

е)- ___________________________________

(свой ответ)


10. Собери пословицы

Живи для людей,

так и откликнется.

 

Как аукнется,

проживут и люди для тебя.

 

Большая душа, как большой костёр,

 

издалека видна.



11. Этика – это ________________________________________________

12. Где важно соблюдать правила этикета?

а) дома;

б) в школе;

в) на улице;

г) в транспорте;

д) везде.

13. Прочитай отрывок произведения А.Гайдара «Совесть» и ответь на вопрос: почему девочка плакала?

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Модуль «Основы светской этики»

II вариант

1.Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

а) культура

б) этика

в) моральные нормы

2.Среди понятий отметь «Добродетель»:

а) расточительность

б) щедрость

в) скупость

3.Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

а) свобода б) моральный выбор

4.Преднамеренность - это.....

а) когда человек отвечает только за свои поступки

б) когда какой-либо поступок совершается сознательно

в) черта характера личности

5. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

Соразмерность

Поступок должен быть оценён по заслугам

Уравнивание

6. Отметь все моральные обязанности человека

а) давать списывать на уроке

б) уважать других людей и их права

в) исполнять установленные в обществе моральные нормы

г)бескорыстная помощь

7. Принятые личностью обязанности, необходимость подчинять себя и свои желания общественной воле – это:

а) честьб) совестьв) долг

8. Продолжите фразу:

Гражданский долг – это обязанность___________________________________________________________________

9. Семейные традиции-_____________________________________________________________________________


10. Собери пословицы

Богатый совести не купит,

живи по совести.

Кто служит Родине верно,

тот долг исполняет примерно.

Говори по делу,

а свою погубит.

11. Этикет – это __________________________________________________

12.Каким должен быть культурный человек?

а) вежливым;

б)опрятным;

в) благородным;

г) учтивым;

д) все перечисленное;

е) ничего из перечисленного.

13. Прочитай произведения Л. Толстого, «Косточка» и ответь на вопрос: почему мальчик заплакал?

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ключи:

I вариант

1. а)

2. а)

3. б)

4. б)

5. а), б), в)

6.

П оступок должен быть оценён по заслугам

Соразмерность

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

Уравнивание

7. а)

8. Профессиональный долг – это обязанность…оказать профессиональную помощь

9. Б,в,г.

10.

Ж иви для людей,

так и откликнется.

 

Как аукнется,

проживут и люди для тебя.

 

Б ольшая душа, как большой костёр,

 

издалека видна.


11. Этика – это совокупность норм и правил, которыми человек руководствуется во взамиоотношениях с др. людьми.

12. д)

II вариант

  1. б)

  2. б)

  3. а)

  4. б)

  5. Р авенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

    Соразмерность

    Поступок должен быть оценён по заслугам

    Уравнивание

  6. б), в), г)

  7. в)

  8. Гражданский долг – это обязанность… помогать людям и защищать свою Родину

  9. Это все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передается из поколения в поколение.

10.

Б огатый совести не купит,

живи по совести.

К то служит Родине верно,

тот долг исполняет примерно.

Говори по делу,

а свою погубит.

11. Этикет – это все те правила и нормы, которые описывают, каким должно быть поведение человека, среди других людей.

12. д)