I.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по физической культуре и программы общеобразовательных учреждений В. И. Ляха «Физическая культура. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Структура документа
Рабочая программа по физической культуре представляет собой целостный документ, включающий девять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты изучения курса согласно ФГОС, систему оценки достижения планируемых результатов , перечень учебно-методического обеспечения, материально-технические средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию учебного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влиянии на развитие человека.
Предметом обучения физической культуры в начальной школе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.
Выполнение данной цели связано с решением следующих образовательных задач:
-формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека; укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;
приобретение в области физической культуры знаний и умений, направленных на укрепление здоровья;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
II.Учебно-тематический план
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется в4 классе 102 ч (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Знания о физической культуре | 5 |
2 | Легкая атлетика | 28 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 28 |
4 | Подвижные игры, элементы спортивных игр | 29 |
5 | Лыжные гонки | 12 |
Количество уроков в неделю | 3 |
Количество учебных недель | 34 |
Итого | 102 |
III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой
и вариативной (дифференцированной).
Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.
Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной
подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана
с учетом индивидуальных способностей учащихся, с учетом местных особенностей работы
школы.
Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-
оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня;
внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.
В базовую часть входят:
Знания о физической культуре.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями.
Возникновение физической культуры у древних людей. Возникновение первых спортивных со-
ревнований. История зарождения древних Олимпийских игр. Физическая культура у народов
Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. История развития
физической культуры в России в XVII-XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Виды физических упражнений: подводящие, общеразвивающие, соревновательные.
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту
сердечных сокращений (ЧСС). Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения.
Режим дня и личная гигиена. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма: воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах.
Способы физкультурной деятельности.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки.
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур;
выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность
броска малого мяча. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения
игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки
и развития мышц туловища. Измерение длины и массы тела.
Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной по-
мощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной
стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!»,
«На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и ше-
ренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание
и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кру-
гом! Раз-два!»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной
дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пят-
ках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помо-
щью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев
назад и боком; кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа
на спине; акробатические комбинации; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической
стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-
пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно
перемахом правой и левой ногой, переползания; хождение по наклонной гимнастической ска-
мейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя но-
гами (с помощью);
Легкая атлетика.
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением
движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным поло-
жением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед
и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спры-
гивание с нее; в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги; в высоту с разбега способом
«перешагивание».
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную
цель, в стену.
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки.
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!»,
«На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом; одновременным двухшажным
ходом, с чередованием одновременного двухшажного с попеременным двухшажным, одновре-
менный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки»,
«Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони
мешочек», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей», «Парашютисты», «Догонялки
на марше», «Увертывайся от мяча»; игровые задания с использованием строевых упражнений
типа: «Становись - разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»,
«Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по мес-
там», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»; «Защита укрепления», «Стрел-
ки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета»,
«День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире», «Быстрый лыжник»,
«За мной».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с од-
ного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; удар ногой с разбега по неподвижному и ка-
тящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7-8 м) и вертикальную (по-
лоса шириной 2 м, длиной 7-8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой пред-
метов; эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным
правилам «Мини-футбол»; подвижные игры «Точная передача», «Передал - садись», «Передай
мяч головой».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы;
броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача
мяча (снизу, от груди, от плеча); прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя
руками вперед вверх; нижняя прямая подача; бросок мяча двумя руками от груди после ведения
и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину;
подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта», «Брось - поймай», «Выстрел
в небо», «Охотники и утки»; игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед вверх;
нижняя прямая подача; передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком сни-
зу); передача мяча после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении
правым (левым) боком, игра в «Пионербол»; подвижные игры: «Не давай мяча водящему»,
«Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения по базовым видам и внутри разделов.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах,
в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высо-
кие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке с поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание
и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробега-
ние коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой
подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием. /
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
В процессе овладения учебной деятельностью на занятиях физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
IV.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате освоения программного материала по физической культуре выпускники начальной школы должны усвоить знания:
-о взаимосвязи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-о режиме дня и личной гигиене;
-о правилах составления комплексов утренней зарядки;
-о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
-о физической нагрузке и способах ее регулирования;
-о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
Должны научиться:
-выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
-демонстрировать уровень физической подготовленности;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
V.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Физическая культура» являются:
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставлен-
ных целей;
-оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.
Метапредметными результатами изучения курса «Физическая культура» являются:
-обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления;
-общение и взаимодействие со сверстниками;
-обеспечение защиты и сохранности природы во время спортивных мероприятий, турпоходов и др.;
-занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности.
Предметными результатами изучения курса «Физическая культура» являются:
-организация отдыха и досуга средствами физической культуры;
-изложение фактов истории физической культуры;
-измерение показателей физического развития (рост, вес, масса тела);
-бережное обращение с оборудованием и инвентарем.
VI.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма,
неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие
мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько
мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых,
но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является
наличие грубых ошибок.
В 2-4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии,
с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах
(бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество,
длину, высоту.
Уровень физической подготовленности
4 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, количество раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, количество раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10,0 | 10,8 | 11,0 | 10,3 | 11,0 | 10,5 |
Бег 1000 м (мин, с) | 4,30 | 5,00 | 5,30 | 5,00 | 5,40 | 6,30 |
Ходьба на лыжах 1 км (мин, с) | 7,00 | 7,30 | 8,00 | 7,30 | 8,00 | 8,30 |
VIII.Методические средства обучения
Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений. 1-11 классы : комплексная про-
грамма физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М. : Про-
свещение, 2011.
Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В. И. Лях. -
М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 1998.
Лях, В. И. Мой друг - физкультура : учебник для учащихся \-4 классов начальной школы /В. И. Лях. - М. : Просвещение, 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - 4-е изд.перераб. - М. : Просвещение, 2011. - 231 с. - (Стандарты второго поколения).
Ковалъко, В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 1^4 классы / В. И. Ковалько. - М.:Вако, 2014.
IX.Материально-технические средства
Музыкальный центр.
Мегафон.
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи.
Учебно-практическое оборудование:
Скамейка гимнастическая жесткая 2 м; 4 м (1 комплект для групповой работы на 5-6 че-
ловек).
Комплект навесного оборудования - мишени для метания (1 комплект для групповой рабо-
ты на 5-6 человек).
Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные (на каждого ученика), массажные (на каждого ученика).
Скакалка детская (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Мат гимнастический (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Кегли (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
7. Обруч пластиковый детский (демонстрационный экземпляр).
8.Флажки: разметочные с опорой, стартовые (демонстрационный экземпляр).
9.Лента финишная (демонстрационный экземпляр).
Рулетка измерительная (на каждого ученика).
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.
Лыжи детские с креплениями и палками (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Сетка для переноса и хранения мячей (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
16..Аптечка (демонстрационный экземпляр).
6. Игры и игрушки:
1.Стол для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
2.Сетка и ракетки для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
3.Шахматы (с доской) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
4.Шашки (с доской) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).