Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
Каменского района Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______/ Н.Ю.Горяинова./ Протокол МО № ___ от «__»________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 4» __________/ Т. А Верещагина./ «__»____________20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Лицей № 4» _________________/А.А.Реттих/ Приказ №______________ от «_____»____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Физическая культура»
Журавлёвой Ирины Сергеевны
для индивидуального обучения на дому
Огнева Антона и Лохматовой Дианы, учащихся 4А класса
(адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Лицей №4».
Целями изучения физической культуры вI–IV классах определяет всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию. В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:
Коррекция нарушений физического развития;
Формирование двигательных умений и навыков;
Развитие двигательных способностей в процессе обучения;
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Исходя из этого, целью примерной рабочей программы по физической культуре для 1 класса является формирование основ физической культуры личности.
Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно - ценностные ориентации, культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая оптимальное физическое состояние) и знания. Данная цель конкретизируется в виде последовательного решения следующих задач:
Образовательные задачи включают: овладение техникой основных движений, гимнастических, легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и формированием основ знаний в области физической культуры.
Воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических способностей ребенка.
Оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а так же профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.
Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие волевой сферы.
Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных. Решение каждой из задач возможно только в комплексе.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана.
Рабочая программа индивидуального обучения на дому составлена на основе Письма Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 22.04.2013 г. № 02-02/02/941, «Положения об организации индивидуального обучения на дому по общеобразовательным программам в МБОУ «Лицей №4» г. Камень-на-Оби (приказ от 02.09.2013г. №104/4-0).
На изучение предмета «Физическая культура» в 4 классе при индивидуальном обучении на дому по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебном плане «Лицея №4» отводится 0.5 часа в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Лицей №4» на 2019-2020 учебный год установлена продолжительность учебного года в 35 недель. Рабочая программа для индивидуального обучения на дому Огнева Антона рассчитана на 18 часов и Лохматовой Дианы рассчитана на 17 часов
Рабочая программа по предмету «Физическая культура»составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011г.
Планируемые результаты освоения предмета
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
Планируемые личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств,проявлениедоброжелательности,эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты определены на минимальном и достаточном уровнях. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Предметные результаты являются тем базисом, на который «наращиваются» личностные результаты и жизненные компетенции. В области физической культуры это триединство технической, физической и теоретический подготовленности (сформированность знаний в области физической культуры) обучающихся.
Основное содержание учебного предмета
Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Упражнения с предметами и без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, малые резиновые и набивные мячи, теннисные шарики, мячи, гантели, мешочки с песком).
Общеразвивающие упражнения основные положения и движения рук, ног туловища, головы, положения стоя, сидя, лёжа, поднимание рук вперёд, в стороны, вверх, наклоны и повороты туловища, перекаты со спины на живот и обратно.
Коррекционно-развивающие упражнения
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми резиновыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
Упражнения «Пальчиковой гимнастики» «Погладим котёнка», «Моя семья», «Кисточка», «Детки», «Пальчики здороваются», «Коготочки», «Оса», «Дождик», «Человек», «Бабочка», «Веселые маляры», «Веселый оркестр», «Разминка».
Упражнения способствующие общей активизации мышечной и сердечно-сосудистой системы, предотвращающие застойные явления в нижних конечностях, брюшной полости, областей малого таза.
Упражнения, способствующие улучшению координации и сохранения равновесия сидя на стуле (с мячами, гимнастическими палками).
Упражнения в ходьбе с помощью взрослого по дорожке с шишками, камешками, пуговицами, ходьба по массажной дорожке.
Упражнения на укрепления мышц рук, ног, лежа на спине: поднимание, сгибание и разгибание рук, голеностопного сустава, ног в коленном суставе; поднимание прямых ног (поочередно и вместе), поднимание и удерживание прямых ног в воздухе 5 сек, затем опустить и расслабить; на растягивание голеностопа, колена, бедренных мышц.
Упражнения на укрепление поясницы, на гибкость поясницы путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».
Упражнения дыхательной гимнастики повышают общий жизненный тонус ребенка и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Правильное дыхание из различных и.п. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию («Понюхать цветок», «Подуть на кашу», «Согреть руки», «Сдуть пушинки»), дыхание с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос. И.П. – лежа на спине; на вдохе поднять руки вверх, на выдохе – опустить; «Ножницы» - на выдохе выполнить разведение рук в стороны, на вдохе скрестить руки перед грудью.
Упражнения для гибкости шеи, укрепления шейных мышц, улучшения мозгового кровообращения выполняются сидя на стуле: наклоны головы право, влево, вперед, назад; повороты головы направо, налево.
Гимнастика для глаз выполняется сидя на стуле: двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурить, снять напряжение, считая до десяти; представить перед собой большой обруч. Обвести его глазами 5 раз справа налево. То же делать в другом направлении. Не двигать головой, но вращать только глазами; Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН Огнев Антон
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Ресурсное обеспечение |
План | Факт |
| Упражнения для гибкости шеи и шейных мышц. Упражнения для тренировки функции кисти. Дыхательная гимнастика и упражнения для глаз. | 1 | 04.09.2019 г. | | Стул, мягкие мячи |
| Упражнения для гибкости шеи. Упражнения для тренировки функции кисти. Дыхательная гимнастика и упражнения для глаз. | 1 | 18.09.2019 г. | | Стул, мягкие мячи |
| Упражнения для коррекции мелкой моторики рук с большим мячом. Упражнения, способствующие улучшению координации и сохранению равновесия сидя. Дыхательная гимнастика. | 1 | 02.10.2019 г. | | Стул, гимнастическая палка, мячи |
| Упражнения для коррекции мелкой моторики рук. Упражнения, способствующие улучшению координации и сохранению равновесия сидя. Дыхательная гим-ка. | 1 | 16.10.2019 г. | | Стул, гимнастическая палка, мячи |
| Общеукрепляющие упражнения для гибкости шеи, укрепления шейных мышц, поясницы, на растяжение голеностопа, колена, бедренных мышц. Релаксационные упражнения. | 1 | 06.11.2019 г. | | Гимнастический коврик |
| Общеукрепляющие упражнения для гибкости шеи, укрепления шейных мышц, поясницы, на растяжение голеностопа, колена, бедренных мышц. Релаксационные упражнения. | 1 | 20.11.2019 г. | | Мешочки с шишками, камешками, гимнастическая палка и мячи. |
| Упражнение в ходьбе по дорожке с шишками, камешками. Упражнение, способствующие улучшению координации и сохранению равновесия - сидя с гимнастической палкой и малым набивным мячом. Дыхательные упражнения. | 1 | 04.12. 2019 г. | | Мешочки с шишками, камешками, мячи. |
| Упражнения для улучшения мозгового кровообращения, сидя на стуле. Комплекс упражнений сидя на стуле с малым мягким мячом, дыхательную гимнастику. | 1 | 18.12.2019 г. | | Стул, гимнастический мат, мяч. |
| Упражнения для улучшения мозгового кровообращения, сидя на стуле. Комплекс упражнений сидя на стуле с малым мягким мячом, дыхательную гимнастику. | 1 | 15.01.2020 г. | | Стул, гимнастический мат, мяч. |
| Развивать подвижность, силу рук посредство упражнений с гантелями. Упражнения способствующие общей активизации мышечной и сердечно-сосудистой системы, предотвращающие застойные явления в нижней конечности, брюшной полости, областей малого таза. | 1 | 29.01.2020 г. | | Гантели, гимнастический мат |
| Развивать подвижность, силу рук посредство упражнений с гантелями. Упражнения на растяжение голеностопа, колена, бедренных мышц. | 1 | 12.02.2020 г. | | Гантели, гимнастический мат |
| Упражнения для коррекции мелкой моторики рук. Упражнения для укрепления и гибкости мышц спины и брюшного пресса (лёжа). | 1 | 26.02.2020 г. | | Стул, мешочек с песком, гимнастический мат. |
| Упражнения для гибкости шеи и шейных мышц. Упражнения для укрепления и гибкости мышц спины и брюшного пресса (лёжа). Дыхательные упражнения. | 1 | 11.03.2020 г. | | Мешочек с песком, гимнастический мат. |
| Упражнения для тренировки функции кисти. Упражнения для укрепления и гибкости мышц спины и брюшного пресса (лёжа). | 1 | 01.04.2020 г. | | Мяч, гимнастическая палка. |
| Упражнения способствующие общей активизации мышечной и сердечно-сосудистой системы, предотвращающие застойные явления в нижней конечности, брюшной полости, областей малого таза. Релаксационные упражнения. | 1 | 15.04.2020 г. | | Мяч, гимнастическая палка. |
| Упражнения на растяжение голеностопа, колена, бедренных мышц. Развивать меткость, глазомер посредством игры «Меткий стрелок» (броски малого мяча). | 1 | 29.04.2020 г. | | Мячи |
| Упражнения для гибкости шеи и шейных мышц. Развивать меткость, глазомер посредством игры «Меткий стрелок» (броски малого мяча). | 1 | 13.05.2020 г. | | Мячи |
| Развивать силу мышц рук посредством упражнений мешочка с песком. Упражнение, способствующие улучшению координации и сохранению равновесия - сидя « Достань мячик». | 1 | 27.05.2020 г. | | Мешочки с песком, мячи, гимнастическая палка. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН Лохматова Диана
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Ресурсное обеспечение |
План | Факт |
| Упражнения для тренировки функции кист. Упражнения для укрепления шейных мышц и гибкости шеи. Дыхательная гимнастика и упражнения для глаз. | 1 | 11.09.2019 г. | | Стул, мешочки с песком, теннисные мячи. |
| Упражнения на увеличение подвижности пальцев, развитие их силы, гибкости с резиновыми мячами. Упражнения способствующие общей активизации мышечной и сердечно-сосудистой системы, предотвращающие застойные явления в нижней конечности, брюшной полости, областей малого таза. | 1 | 25.09.2019 г. | | Малые резиновые мячи,гимнастический коврик. |
| Упражнения для укрепления шейных мышц и гибкости шеи. Упражнения, способствующие улучшению координации и сохранению равновесия с гимнастической палкой и мячами сидя. Дыхательная гимнастика. | 1 | 09.10.2019 г. | | Стул, гимнастическая палка, резиновые малые мячи. |
| Общеукрепляющие упражнения для гибкости шеи, поясницы, на растяжение голеностопа, колена, бедренных мышц. Релаксационные упражнения. | 1 | 23.10.2019 г. | | Гимнастический коврик |
| Общеукрепляющие упражнения для гибкости шеи, поясницы, связочно-мышечного аппарата свода стопы, голени и пальцев ног. Релаксационные упражнения. | 1 | 13.11.2019 г. | | Мешочки с шишками, песком, мяч. |
| Упражнения на увеличение подвижности пальцев, развитие их силы, с отягощением. Комплекс упражнений сидя на стуле с малым мягким мячом, дыхательную гимнастику. | 1 | 27.11.2019 г. | | Стул, малые резиновые мячи, гантели с песком |
| Упражнения для тренировки функции кисти. Общеукрепляющие упражнения для гибкости шеи, поясницы, ног, рук. Релаксационные упражнения | 1 | 11.12.2019 г. | | Мешочки с песком, теннисные мячи |
| Упражнение в ходьбе по дорожке с шишками, камешками. Развивать меткость, глазомер посредством игры «Меткий стрелок» (броски малого мяча). | 1 | 25.12.2019 г. | | Мешочки с шишками, камешками, мягкие мячи. |
| Упражнения способствующие общей активизации мышечной и сердечно-сосудистой системы, предотвращающие застойные явления в нижней конечности, брюшной полости, областей малого таза. Релаксационные упражнения. | 1 | 22.01.2020 г. | | Гимнастический коврик |
| Упражнения для коррекции мелкой моторики рук. Развивать меткость, глазомер посредством игры «Меткий стрелок» (броски малого мяча в вертикальную цель). | 1 | 05.02.2020 г. | | Большие мячи, резиновые средние мячи. |
| Развивать силу мышц рук посредством упражнений с гантелями. Упражнения для мышц ног, рук. Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. | 1 | 19.02.2020 г. | | Гантели |
| Упражнения для улучшения мозгового кровообращения, сидя на стуле. Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. | 1 | 04.03.2020 г. | | Стул |
| Упражнения для улучшения мозгового кровообращения, сидя на стуле. Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. | 1 | 18.03.2020 г. | | Стул |
| Развивать силу мышц рук посредством упражнений мешочка с песком. Упражнения способствующие общей активизации мышечной и серечно-сосудистой системы, предотвращающие застойные явления в нижний конечности, брюшной полости, областей малого таза | 1 | 08.04.2020 г. | | Мешочки с песком |
| Общеукрепляющие упражнения для гибкости шеи, поясницы, ног, рук. Релаксационные упражнения | 1 | 22.04.2020 г. | | Мешочки с песком |
| Упражнения для коррекции мелкой моторики рук. Укрепление связочно-мышечного аппарата свода стопы, голени и пальцев ног. Дыхательные упражнения. | 1 | 06.05.2020 г. | | Большие резиновые мячи. |
| Упражнения на растяжение голеностопа, колена, бедренных мышц. Развивать меткость, глазомер посредством игры «Меткий стрелок» (броски малого мяча). | 1 | 20.05.2020 г. | | Мешочки с шишками, камешками, мячи |
Лист коррекции
№ п/п | Дата занятия по учебно-тематическому планированию | Тема занятия по учебно-тематическому планированию | Способ корректировки с указанием фактической даты занятия | Причина корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |