ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность для учащихся 2 класса ФГОС О УО (ИН) вариант 2 разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант);
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) на 2019-2025 г.г. МБОУ школа № 19;
- Санитарные правила 2.4.3648-20, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
- Постановление № 9 от 21.03.2022г. «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16;
- учебный план МБОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цели:
Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
- Развитие интереса к изобразительной деятельности;
- Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- Формирование умения пользоваться карандашом, кистью.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия «Изобразительная деятельность» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ученику работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Так, несмотря на то, что ребенок с ДЦП не может захватить кисть или карандаш, он может создать сюжетную картину, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен (воздушный фломастер) на трафарет. Или же ученик опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию. В процессе урока учитель использует следующие уровни помощи: действие «рука в руке», сопровождаемое речевой инструкцией и /или иллюстрацией; учитель помогает начать действие, а пробует продолжить и закончить ученик самостоятельно, ориентируясь на речевую инструкцию и/ или иллюстрацию; учитель показывает, как выполнить определенный шаг действия или же показывает иллюстрацию с соответствующим шагом, а ученик подражает.
Место курса «Изобразительная деятельность» в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса «Изобразительная деятельность» во 2 классе по варианту ФГОС О УО (ИН) вариант 2 отводится 99 часов из расчета 3 ч в неделю (33 учебные недели).
Основное содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность» включает:
3 РАЗДЕЛА:
Лепка (объемная форма простых предметов).
Аппликация (плоскостная форма простых предметов).
Рисование (графическое изображение простого предмета).
3 НАПРАВЛЕНИЯ:
1. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть).
2. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) из 2-х форм или частей.
3. Элементы сюжетного изображения.
Учебно – тематический план:
1 | 1-31 | Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть). | 31 |
2 | 32-44 | Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) из 2-х форм или частей. | 13 |
3 | 45-99 | Элементы сюжетного изображения | 45 |
| | Всего часов: | 99 |
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета во 2 классе по варианту ФГОС О УО (ИН) вариант 2
Личностные:
проявление положительного отношения к заданиям, связанным с ориентировкой на внешнее свойство форм и предметов (мячик-кубик; большой-маленький, холодный-теплый);
положительное взаимодействие со знакомыми людьми в ситуации продуктивных действий с простыми предметами.
Предметные:
- проявление сенсомоторных реакций на ощущения, вызываемые опосредованными взрослым практическими действиями с отдельными предметами: брать, удерживать в руке, перекладывать из руки в руку, опускать предметы в емкость, ощупывать предмет одной - двумя руками в зависимости от размера и т.д.;
- проявлять дифференцированные реакции на действия с предметами разного свойства (большой-маленький, круглый-квадратный, шероховатый (колючий) - гладкий, громкий-тихий и т.д.);
- овладение умением передавать изобразительными средствами простые свойства и качества знакомых предметов (слепить, нарисовать и выполнить аппликацию).
- овладение доступным способом обследования (ощупывание, касание, обведение пальцем, поглаживание, перекладывание из руки в руку и т.д.) предметов простой формы.
Базовые учебные действия.
- проявление интереса к изобразительным средствам путем предметно-орудийных действий с простыми предметами,
- выполнение элементарной инструкции доступным способом, связанным с изобразительной деятельностью, используя приемы ощупывания, рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки и т.п.
.
Методы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические работы, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос
Формы текущего и итогового контроля: самостоятельная работа.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков ,В.И.Липакова и др.
2. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. Под ред. Н.Н. Яковлевой.-СПб.; ЦДК проф.Л.Б.Баряева,2015
3.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой М.: «Владос» 2007г.
4.А.Р.Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой умственной отсталостью». М.: «Академия» 2004 г.
Материально - техническое обеспечение
Карандаши, фломастеры, кисти;
Цветная бумага, картон, трафарет, шаблон;
Краски, пластилин, клей, ножницы;
Цветные и восковые мелки;
Тесто для скатывания и раскатывания.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» 2 класс ФГОС О УО (ИН) вариант 2
В неделю 3 часа, в год 99 часов.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Даты |
план | факт |
| | | | Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть). | | |
| 1 | Лепка колбасок прямыми движениями рук | 1 | совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями | | |
| 2 | Лепка шариков или мячиков круговыми движениями рук | 1 | совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями | | |
| 3 | Лепка шляпок для грибков, блинчики: сплющивание комочков | 1 | совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями | | |
| 4 | Лепка баранок: соединение концов получившейся палочки | 1 | совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями | | |
| 5 | Лепка грибов (ножки, шляпки) | 1 | совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями | | |
| 6 | Аппликация: «Осень» (приклеивание готовых деталей) | 1 | сминание бумаги в шарики | | |
| 7 | Аппликация «Фрукты в корзине» | 1 | сминание бумаги в шарики | | |
| 8 | Аппликация «Домик для зайки» | 1 | сминание бумаги в шарики | | |
| 9 | Аппликация: наклеивание готовых форм (домики, солнышко, тучки и др.) | 1 | сминание бумаги в шарики | | |
| 10 | Аппликация "Осенняя погода" (ориентировка на листе бумаги) | 1 | сминание бумаги в шарики | | |
| 11 | Работа с ножницами: «Травка» | 1 | сминание бумаги в шарики | | |
| 12 | Рисование красками (прием примакивания) «Дождливая погода» | 1 | - правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской) | | |
| 13 | "Любимый фрукт" (раскрашивание фломастером, карандашом) | 1 | - правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской) | | |
| 14 | "Любимая игрушка" (рисование и раскрашивание фломастером, карандашом) | 1 | - правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской) | | |
| 15 | Рисование с натуры "Мяч", "Шары на веревке" | 1 | - правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской) | | |
| 16 | "Бусы" - рисование и раскрашивание | 1 | - правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской) | | |
| 17 18 | Рельефная лепка: «Радуга», «Лесенка» | 2 | сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук; перекладывание пластилина из руки в руку;разминание (размягчение) кусочков пластилина | | |
| 19 | Лепка предмета овальной формы (яйцо, рыбка, котлета) | 1 | сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук; перекладывание пластилина из руки в руку;разминание (размягчение) кусочков пластилина | | |
| 20 21 | Лепка колбасок и шариков | 2 | сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук; перекладывание пластилина из руки в руку;разминание (размягчение) кусочков пластилина | | |
| 22 23 | Аппликация "Узор": - из готовых геометрических форм | 2 | разглаживание бумаги ладонью, прикладывание готовых деталей к изображению | | |
| 23 25 26 | Аппликация "Узор из цветов": - из готовых форм предметного изображения | 3 | разглаживание бумаги ладонью, прикладывание готовых деталей к изображению | | |
| 27 28 29 | Оттиск поролоном по шаблону: «Листопад» | 3 | - выполнение отрывистых (дождик) и круговых линий (клубочек) на мольберте (или на листе бумаги) | | |
| 30 31 | Обводка по трафарету, раскраска: «Овощи» | 2 | - выполнение отрывистых (дождик) и круговых линий (клубочек) на мольберте (или на листе бумаги) | | |
| | | | Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) из 2-х форм или частей. | | |
| 32 33 | Лепка орешков | 2 | отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей) | | |
| 34 | Лепка: «Бублики к чаю» вдавливание: «Шоколад с орешками» | 1 | отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей) | | |
| 35 | Лепка "Снеговик" | 1 | отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей) | | |
| 36 37 | Аппликация: «Снеговики» (работа с ножницами) | 2 | наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя) | | |
| 38 39 40 | Аппликация "Гирлянда на елку" (Нарядная елка, Бусы) (работа с ножницами) | 3 | наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя) | | |
| 41 42 | Рисование методом тычка Первые снежинки», «Зимний лес», «Зимний дом» | 2 | изображение непрерывных линий (речка, дорожки, ленточки) разными средствами (красками, фломастерами, карандашами) | | |
| 43 44 | Рисование красками "Елочка" | 2 | изображение непрерывных линий (речка, дорожки, ленточки) разными средствами (красками, фломастерами, карандашами) | | |
| | | | Элементы сюжетного изображения | | |
| 45 46 47 | «Пластилиновая мозаика» | 3 | отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей) | | |
| 48 49 50 | Лепка «Блинчики», «Монпансье на блюдце» | 3 | отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей) | | |
| 51 52 53 | Аппликация с ватой: «Снежные комочки" | 3 | прикладывание готовых деталей к трафарету, наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя) | | |
| 54 55 56 | Аппликация с ватой: «Домик зимой», «Елочка в снегу» | 3 | прикладывание готовых деталей к трафарету, наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя) | | |
| 57 58 59 | Раскрашивание восковыми мелками: «Варежки», «Сладкие радости» | 3 | Раскрашивание кистью, восковыми мелками | | |
| 60 61 62 | Рисование красками и кистью «Снежные сугробы» | 3 | Раскрашивание кистью, восковыми мелками | | |
| 63 64 65 | Лепка приемами скатывания, сплющивание: «Лекарство для зверят» | 3 | отщипывание кусочков пластилина (как части сюжетного изображения - зернышки для птиц), присоединять одну часть к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.) | | |
| 66 67 68 | Лепка приемом скатывания, надавливания: «Украшение на платье» | 3 | отщипывание кусочков пластилина (как части сюжетного изображения - зернышки для птиц), присоединять одну часть к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.) | | |
| 69 70 71 | Сюжетные аппликации из 2-х форм или частей: «Флажки», «Узор на полоске», «Неваляшка» | 3 | наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью учителя) | | |
| 72 73 74 | Сюжетные аппликации из эпизодов сказок: «Колобок», "Заячья избушка", "Репка", "Теремок" | 3 | наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью учителя) | | |
| 75 76 77 | Дорисовывание элементов сюжета | 3 | дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки) | | |
| 78 79 80 | Рисование линий в сюжете "Дорожка к домику", "Ежик бежит к грибочку" и др. | 3 | дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки) | | |
| 81 82 83 | Лепка композиций "Яблоки на тарелке" | 3 | присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.) | | |
| 84 85 | Лепка композиций "Колобок катится по дорожке" | 2 | присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.) | | |
| 86 | Лепка композиций "Сливы в корзинке" (или "Ежик на полянке") | 1 | присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.) | | |
| 87 88 | "Птицы прилетели" | 2 | наклеивание готовых форм на сюжетную композицию | | |
| 89 90 | "Цветы на лугу" | 2 | наклеивание готовых форм на сюжетную композицию | | |
| 91 92 | "Весенний букет" | 2 | наклеивание готовых форм на сюжетную композицию | | |
| 93 94 95 96 | Дорисовывание предметных изображений (солнышко, радуга, ромашка и т.д.) | 4 | дорисовывание деталей (линий, кружочков) на сюжетной картинке | | |
| 97 | «Радуга - дуга» (работа с пластилином). | 1 | присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.) | | |
| 98 | «Река» (аппликация) | | наклеивание готовых форм на сюжетную композицию | | |
| 99 | «Одуванчик» (работа методом тычка) | 1 | дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки) | | |