Пояснительная записка
Российская Федерация
Отдел образования
Администрации Целинского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Северная основная общеобразовательная школа №11
347760 Ростовская область, Целинский район, х. Северный, ул. Мира 177 г, тел. (886371) 9-34-13,
E-mail: [email protected]
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Северная ООШ №11
Приказ от _________________ №____
Подпись _____________ Демьяненко О.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
изобразительному искусству
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование, 3 класс
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Баденко Ольга Петровна
Программа разработана на основе
авторской программы по изобразительному искусству «Изобразительное искусство», автор Кузин В.С., УМК «Школа России», «Дрофа»,2017.
Учебный год: 2019– 2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) от 06.10.2009 г. № 373;
- примерная основная образовательная программа начального образования (протокол от 08.04.2015 г. №1/15);
- требования к результатам освоения начальной образовательной программы;
- программа формирования универсальных учебных действий;
- авторская программа по изобразительному искусству «Изобразительное искусство»,
автор Кузин В.С., УМК «Школа России»;
- федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, утвержденных приказом Министерства Просвещения России от 28.12.2018 № 345;
- основная образовательная программа МБОУ Северная ООШ № 11;
- положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Северная ООШ №11 от 08.04.2016;
- учебный план МБОУ Северная ООШ № 11 на 2019 – 2020 учебный год;
- календарный учебный график работы МБОУ Северная ООШ № 11 на 2019 – 2020 учебный год.
Изучение изобразительного искусства на уровне начального общего образования направлено на достижение следующей цели.
Цель курса — приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально — ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно — прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе по плану отводится 34 часа (1 час в неделю) Согласно календарного графика рабочая программа будет реализована за 34 ч.
Планируемые результаты в освоении учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Рисование с натуры и по представлению (по памяти) (рисунок, живопись) – 16 ч.
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертанию и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приёмов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Рисование на темы – 10 ч.
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Декоративная работа- 3 ч.
Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и ёлочной игрушкой.
В работе с эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Лепка и аппликация – -5 ч.
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок, басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас в ходе урока.
Основные темы бесед:
наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
красота родной природы в творчестве русских художников;
действительность и фантастика в произведениях художников;
сказка в изобразительном искусстве;
красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства;
охрана исторических памятников народного искусства;
орнаменты народов России;
музеи России.
Содержательные линии учебного предмета
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка).
Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол – во часов | Сроки проведения |
1 | «Мы рисуем осень» | 9 ч | 4.09 – 30.09 |
2 | «В мире сказок» | 7 ч | 13.11 – 25.12 |
3 | «Красота в умелых руках» | 10 ч | 15.01 – 18.03 |
4 | «В каждом рисунке – солнце» | 8ч | 1.04 – 20.05 |
| | 34 ч. | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
I четверть «Мы рисуем осень» - 9 ч | |
1 | Мой прекрасный сад. (Рисование на тему) | 4.09 |
2 | Летние травы.( Рисование по представлению) | 11.09 |
3 | Прощание с летом. (Рисование с натуры) | 18.09 |
4 | Дивный сад на подносах. (Декоративное рисование.) | 25.09 |
5-6 | Осенние фантазии. (Лепка) Осенний букет. (Рисование с натуры) | 2.10 9.10 |
7 | Портрет красавицы Осени..( Рисование по представлению) | 16.10 |
8 | Дорогие сердцу места. ( Рисование по представлению) | 23.10 |
9 | Труд людей осенью. (Рисование на тему) | 30.10 |
II четверть. «В мире сказок» - 7 ч |
10 | Мы рисуем животных. ( Рисование по представлению) | 13.11 |
11 | Лепка животных. | 20.11 |
12 | Животные на страницах книг. ( Рисование по представлению) | 27.11 |
13 | Где живут сказочные герои. ( Рисование по представлению) | 4.12 |
14 | Сказочные кони. (Декоративное рисование.) | 11.12 |
15 | По дорогам сказки. ( Рисование по представлению) | 18.12 |
16 | Сказочное перевоплощение. (Аппликация) | 25.12 |
III четверть «Красота в умелых руках»-10 ч |
17 | Дорогая моя столица. (Рисование на тему) | 15.01 |
18 | Зимний город. (Рисование по представлению) | 22.01 |
19 | Животные и птицы в городе. (Рисование на тему) | 29.01 |
20 | Терем расписной. (Лепка и аппликация) | 5.02 |
21 | Создаем декорации. (Рисование по представлению) | 12.02 |
22. | Великие полководцы России. (Рисование на тему) | 19.02 |
23 | Самая любимая. (Рисование по представлению) | 26.02 |
24 | Подарок маме-открытка. (Аппликация) | 4.03 |
25 | Набивные узоры. (Декоративное рисование.) | 11.03 |
26 | Забота человека о животных. (Рисование на тему) | 18.03 |
IV четверть. «В каждом рисунке – солнце» - 8 ч | |
27 | Головной убор русской красавицы. (Рисование по представлению) | 1.04 |
28 | Полет на другую планету. (Рисование на тему) | 8.04 |
29-30 | Рисуем сказки А. С. Пушкина. (Рисование по представлению) | 15.04 22.04 |
31 | Весенняя веточка. (Рисование с натуры) | 29.04 |
32 | Праздничный салют. (Рисование на тему) | 6.05 |
33 | Красота моря. Родная природа. Облака. (Рисование на тему) | 13.05 |
34 | «Пусть всегда будет солнце» (Рисование на тему) | 20.05 |
Согласовано Протокол заседания МО МБОУ Северной ООШ № 11 от 28.08. 2019 года № 1 Баденко О.П. (подпись) (Ф.И.О. руководителя МО) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Л.В. Андриянова «___» ______________ 2019 год |
1