СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Химия 8-9 классы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету Химия для основной школы (8-9 классы). Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и ООП.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Химия 8-9 классы»

МКОУ Куртамышского района 

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»



Рассмотрена и принята на заседании ШМО

Протокол от _____№

Руководитель ШМО

_____  ______________

ФИО

 

 

Согласовано

заместитель директора по УВР

____    _________

ФИО

дата

Утверждаю

Приказ №       ______ от

«___» _________       20__г.

    Директора школы

_____    Комогорова О.Г.

ФИО

 

 



 

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Химия»

для основного общего образования

 

 

 











 

 

г. Куртамыш, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Химия, как один из основополагающих разделов естествознания, является одной из основных частей образования школьников. В процессе изучения химии, учащиеся узнают о единстве и разнообразии веществ окружающего мира, их строение и свойства, а также химические явления данных веществ. На основе изучения химии учащиеся овладевают методами познания (экспериментальном и теоретическом), развивают логическое мышление, учатся аккуратности и последовательности в работе.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), которая включает в себя теоретическую и практическую базу, лабораторные опыты, проверочные и контрольные работы.

Рабочая программа учебного предмета «Химия» основного общего образования разработана:

-в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к разделам основной образовательной программы основного общего образования;

-с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15 (с изменениями);

-на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Куртамышского района «Куртамышская СОШ№1» с учетом программ, включенных в ее структуру.

-Авторской программы: О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г.).

Цель программы: достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Химия» в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

Задачами реализации программы учебного предмета являются:

 формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

 осознание объективной значимости основ химической науки как одного из фундаментальных компонентов естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

 овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, сельском хозяйстве и на производстве; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

 формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

 приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

 формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных, антропогенных и экологических катастроф.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения безопасной работы с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Курс химии 8 класса изучается в два этапа.

Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются состав и строение атома и вещества. Его основу составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).

Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с химическими реакциями как функцией состава и строения участвующих в химических превращениях веществ и их классификации. Свойства кислот, оснований и солей сразу рассматриваются в свете теории электролитической диссоциации. Кроме того, свойства кислот и солей характеризуются также в свете окислительно-восстановительных процессов.

В курсе 9 класса вначале обобщаются знания учащихся по курсу 8 класса, апофеозом которого является Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Кроме того, обобщаются сведения о химических реакциях и их классификации — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, и способах управления химическими процессами. Затем рассматриваются общие свойства металлов и неметаллов. Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов (простых веществ и соединений галогенов) как наиболее ярких представителей этих классов элементов и их сравнительная характеристика. В курсе подробно рассматриваются состав, строение, свойства, получение и применение отдельных, важных в хозяйственном отношении веществ, образованных элементами 2—3-го периодов.

В программе название тем взято из примерной программы основного общего образования по химии, составленной на основе ФГОС ООО (базовый уровень), добавлено из авторской программы О.С. Габриеляна и учебника по химии О.С. Габриеляна.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения, уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и выбирать главное. Кроме того, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.

Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет: атомно-молекулярное учение; Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома; основные классы веществ, знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии; видах химической связи; химических реакциях и условия их протекания, способах управления химическими процессами; введение в основы органической химии; знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.

В процессе изучения курса химии значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, наблюдению и описанию результатов ученического эксперимента, умению делать выводы, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе. Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном образовательном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, так как для его освоения обучающиеся должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Программа хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не менее, позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе. В учебном плане на освоение учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования отводится 136 часов из расчета: 68 часов – 8 класс, 68 часов – 9 класс.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

Планируемые результаты освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные, предметные)

Деятельность в изучении химии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметными результатами освоения основной программы по химии являются:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения выпускниками ООП предмета «Химия» являются:
  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.





Содержание учебного предмета «Химия 8 класс».

Общие понятия в химии. Понятия о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождения их названий. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура.

Атомы химических элементов. Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер. Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений. Электроотрицательность.

Соединения химических элементов. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов. Оксиды. Основания, их состав и названия. Понятия об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Соли как производные кислот и оснований. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решёток. Чистые вещества и смеси.

Простые вещества. Положение металлов и неметаллов в периодической система. Важнейшие простые вещества. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем.

Изменения, происходящие с веществами. Физические явления в химии. Понятия об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о скорости химических реакций. Факторы, определяющие скорость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его динамический характер. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Классификация ионов и их свойства. Диссоциация кислот, оснований, солей и их свойств в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ в свете ОВР.



Примерные практические работы:

  1. правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

  2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечей, и их описание.

  3. Анализ почвы и воды.

  4. Признаки химических реакций.

  5. Получение водорода и его свойства. Получение кислорода и его свойства.

  6. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

  7. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца.

  8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.



Примерные темы расчётных задач: количество вещества, молярная масса, молярный объем газов, число Авогадро; доля веществ в смеси; расчёты по химическим уравнениям, нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; расчёты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей; решение задач по ОВР.











Тематическое планирование для 8 класса.

урока

Тема урока

Введение (6 ч)

1

Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности на уроках химии и в лаборатории.

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

3

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов.

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

5

Массовая доля элемента в соединении. Вычисления по химической формуле.

6

Проверочная работа №1. Химическая формула. Вычисления по химической формуле.

Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)

7

Основные сведения о строении атомов

8

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы, как разновидности атомов химического элемента.

9

Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

10

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь.

11

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь.

12

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь.

13

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная связь.

14

Металлическая химическая связь.

15

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по Теме 1.

16

Контрольная работа №1. Атомы химических элементов.

Тема 2. Простые вещества (5 ч)

17

Простые вещества – металлы.

18

Простые вещества – неметаллы.

19

Количество вещества. Молярная масса. Расчёты с использованием понятия «моль».

20

Молярный объем газов.

урока

Тема урока

21

Проверочная работа №2. Простые вещества

Тема 3. Соединения химических элементов (13 ч)

22

Степень окисления.

23

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения.

24

Основания.

25

Кислоты. Классификация кислот.

26

Соли. Номенклатура солей.

27

Аморфные и кристаллические вещества.

28

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

29

Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

30

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора).

31

Практическая работа №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

32

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по Теме 3. Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества..

33

Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе

34

Контрольная работа №2. Соединения химических элементов.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 ч)

35

Физические явления в химии. Химические явления или химические реакции.

36

Химические явления или химические реакции.

37

Практическая работа №4. Анализ почвы и воды.

38

Практическая работа №5. Признаки химических реакций и условия их протекания.

39

Химические уравнения. Закон сохранения массы вещества.

40

Расчёты по химическим уравнениям.

41

Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций с использованием понятий примеси, массовая доля растворенного вещества. Проверочная работа №3.

42

Реакции разложения.

урока

Тема урока

43

Реакции соединения.

44

Реакции замещения.

45

Реакции обмена.

46

Типы химических реакций на примере свойств воды.

47

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по Теме 4.

48

Контрольная работа №3. Изменения, происходящие с веществами

Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена

и окислительно-восстановительные реакции (19 ч)

49

Растворение. Растворимость веществ в воде.

50

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.

51

Основные положения теории электролитической диссоциации.

52

Ионные уравнения.

53

Ионные уравнения. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

54

Практическая работа №6 (7) Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

55

Кислоты, их классификация и свойства.

56

Основания, их классификация и свойства.

57

Оксиды, их классификация и свойства.

58

Соли, их классификация и свойства.

59

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

60

Практическая работа №7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

61

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

62

Решение упражнений по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

63

Свойства веществ изученных классов в свете теории ОВР.

64

Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач.

65

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по Теме 5. Решение расчётных задач по формулам и уравнениям реакций.

66

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по Теме 5. Решение расчётных задач по формулам и уравнениям реакций.

урока

Тема урока

67

Контрольная работа №4. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР.

68

(Резервный урок). Проектная деятельность.



Итого: 68 часов (один из них резервный), в неделю - 2 ч; контрольных работ – 4; проверочных работ – 3; практических работ – 8.

Требования и результаты усвоения учебного материала по неорганической химии.

Учащиеся должны знать:

Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химической связи; типы кристаллических решёток; факторы, определяющие скорость химической реакции и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотоп, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительные атомная и молекулярная массы; количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химические реакции и их классификации; скорость химической реакции и факторы её зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация; гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжения металлов;

б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

г) производить расчёты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.





Содержание учебного предмета «Химия 9 класс».

Введение в курс 9 класса. Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и ОВР. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Общие физические и химические свойства металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Способы получения. Строение атомов. Важнейшие соединения щелочных металлов, их свойства и применение в хозяйстве. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов, их свойства и применение в хозяйстве. Алюминий. Железо.

Неметаллы. Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность. Аллотропия. Физические и химические свойства неметаллов. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре. Броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы. Серная кислота и её соли, их применение в хозяйстве, производство. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота. Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода. Карбонаты, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Органические соединения. Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов. Применение метана. Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена. Двойная связь в молекуле этилена. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных – на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт – глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств. Понятие об альдегидах на применение уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Примерные темы практических работ.

  1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.

  2. Получение аммиака и исследование его свойств.

  3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно.

  4. Практическое осуществление переходов.

  5. Свойства неметаллов и их соединений.

  6. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов.





Тематическое планирование для 9 класса.

урока

Тема урока

Введение. Общая характеристика химических элементов (6 ч)

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

2

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая организация природы.

4

Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ.

5

Подготовка к контрольной работе по теме «Общая характеристика химических элементов»

6

Контрольная работа №1. Общая характеристика химических элементов.

Глава 1. Металлы (17 ч).

7

Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов.

8

Физические свойства металлов. Сплавы.

9

Химические свойства металлов.

10

Получение металлов.

11

Коррозия металлов.

12

Щелочные металлы. Проверочная работа №1.

13

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы.

14

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы.

15

Алюминий.

урока

Тема урока

16

Алюминий.

17

Железо.

18

Железо.

19

Практическая работа №1,2. Свойства металлов и их соединений.

20

Практическая работа №3. Свойства металлов и их соединений.

21

Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы»

22

Контрольная работа №2. Металлы.

23

Работа над ошибками. Решение задач.

Глава 2. Неметаллы (26 ч)

24

Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.

25

Водород. Вода. Вода в жизни человека.

26

Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества.

27

Соединения галогенов. Получение и применение галогенов.

28

Общая характеристика халькогенов. Кислород. Практическая работа №4.

29

Сера.

30

Соединения серы.

31

Серная кислота. Проверочная работа №2.

32

Азот.

33

Аммиак.

34

Соли аммония.

35

Кислородные соединения азота.

36

Соли азотной кислоты.

37

Практическая работа №5. Свойства неметаллов и их соединений.

38

Фосфор и его соединения.

39

Биологическое значение фосфора. Его применение.

40

Углерод.

41

Оксиды углерода.

42

Угольная кислота и её соли.

урока

Тема урока

43

Кремний.

44

Соединения кремния.

45

Применение кремния и его соединений.

46

Практическая работа №6. Свойства неметаллов и их соединений.

47

Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы»

48

Контрольная работа №3. Неметаллы.

49

Работа над ошибками.

Глава 3. Органические вещества (9 ч)

50

Предмет органической химии.

51

Предельные углеводороды. Физические и химические свойства предельных углеводородов.

52

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.

53

Спирты. Многоатомные спирты.

54

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

55

Жиры. Аминокислоты. Белки. Углеводы.

56

Полимеры.

57

Повторение пройденного материала по теме «Органические вещества».

58

Проверочная работа №3. Органические вещества.

Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) (10 ч)

59

Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома.

60

Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества.

61

Классификация химических реакций. Скорость химической реакции.

62

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций.

63

Окислительно-восстановительные реакции.

64

Неорганические вещества, их номенклатура и классификация.

65

Характерные химические свойства неорганических веществ.

66

Подготовка к итоговой контрольной работе.

67

Итоговая контрольная работа.

урока

Тема урока

68

Работа над ошибками. Подведение итогов за год.



Итого: 68 часов, в неделю - 2 ч; контрольных работ – 4; проверочных работ – 3; практических работ – 6.



Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии.

Учащиеся должны знать:

Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.



Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изучения теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.