СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Мир природы и человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по предмету Мир природы и чеорвека  составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Мир природы и человека»


Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат» с. Чёрный Отрог Саракташского района Оренбургской области





Согласовано

на заседании МС


Протокол № 1


от « 29» августа 2024 г.

Согласовано

зам. директора УВР


_______/Тактаева Е.А./


« 29 » августа 2024 г.

Утверждаю

Директор школы - интерната


_______/Биктина Э.Э./


« 29 » августа 2024 г.











Рабочая программа по учебному предмету

«Мир природы и человека»

1-4 классы









Выполнили: Колбекова С.Х., Гайрунова С.В.,

Кожанова Л. В., Ирмагамбетова Т.Б




Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 .

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей, с учетом рекомендаций новой программы воспитания.

Программа ориентирована на учебник Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А

Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных . организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 ч. / Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.– 3 изд.-М.: Просвещение, 2019. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.

Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных . организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 ч. / Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.– 3 изд.-М.: Просвещение, 2019. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.

Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных . организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 ч. / Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.– 3 изд.-М.: Просвещение, 2019.

Мир природы и человека. 4 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч. /Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др./. – М.: Просвещение, 2020г.

1 класс


Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи обучения:

  • ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;

  • накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

  • первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе определяет следующие задачи:

  • ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;

  • ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;

  • ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

  • понимание простейших взаимосвязей человека и природы;

  • воспитание положительного отношения к окружающей действительности.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер.

Содержание разделов

п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Контрольные работы

Неживая природа

12

-

Времена года. Осень

6

-

Живая природа. Растения

12

-

Времена года. Зима

6

-

Живая природа. Животные

8

-

Времена года. Весна

6

-

Живая природа. Человек

11

-

Времена года. Лето

5

-

Итого:

66

-





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;

  • проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • иметь первоначальные представления об объектах изучения;

  • узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;

  • относить изученные объекты к определенным группам;

  • прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • приобщать к кормлению зимующих птиц;

  • знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

  • освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.

Достаточный уровень:

  • иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

  • знать основные правила гигиены органов чувств;

  • иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

  • «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;

  • «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;

  • «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

2 класс


В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения - расширение знаний и представлений о живой и неживой природе; понимание основных взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, наблюдение связей между объектами природы.

Задачи обучения:

  • уточнение и расширение представлений об окружающей действительности;

  • расширение естественнонаучных знаний;

  • развитие навыков устной речи;

  • воспитание интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе определяет следующие задачи:

  • расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;

  • закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

  • формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы, изучение воды и ее свойств;

  • формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • расширение знаний обучающихся о природе своего края;

  • формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к природе.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.

Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуациии

Содержание разделов

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

Неживая природа. Долгота дня

4


Времена года. Осень

4

1

Неживая природа. Вода

4


Времена года. Зима

4


Живая природа. Растения

3

1

Живая природа. Животные

3


Времена года. Весна

4


Живая природа. Человек

4

1

Времена года. Лето

4

1

Итого:

34

4




  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;

  • воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;

  • правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

  • иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

  • уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц.

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

  • иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

  • давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

  • знать правила гигиены частей тела;

  • знать отличительные существенные признаки групп объектов;

  • знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;

  • уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов во время обучения в первом и втором триместре второго классе не проводится. Результат продвижения обучающихся второго класса в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных и коммуникативных навыков, речи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

    • «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;

    • «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;

    • «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты в третьем триместре второго класса выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».

С третьего триместра 2-го класса оценивание проводится по пятибалльной шкале.

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

  • «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - не ставится.


3 класс


В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение связей между объектами природы.

Задачи обучения:

  • углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;

  • формирование понимания взаимосвязи человека и природы;

  • развитие навыков устной коммуникации;

  • закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;

  • формирование элементов образного и аналитического мышления;

  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи:

  • закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;

  • изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

  • формирование понимания взаимосвязи человека и природы;

  • воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.





Содержание обучения

Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.

Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.



Содержание разделов

п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы


Неживая природа

4

1


Времена года. Осень

3



Живая природа. Растения

7

1


Времена года. Зима

3

1


Живая природа. Животные

7




Времена года. Весна

3



Живая природа. Человек

5

1


Времена года. Лето

2



Итого:

34

4





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные:

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;

  • воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

  • правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

  • иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

  • ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;

  • составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

  • иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

  • давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

  • знать правила гигиены частей тела;

  • знать отличительные существенные признаки групп объектов;

  • знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;

  • уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

  • выполнять доступные природоохранительные действия;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

  • использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

  • устный опрос;

  • творческие и практические работы;

  • самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

  • «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • полнота ответа;

  • умение практически применять свои знания;

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов:

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - не ставится.



4 класс

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты.

В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы.


Содержание разделов

п\п

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

Времена года. Осень

3

1

Живая природа. Растения

7

1

Времена года. Зима

3


Неживая природа

4

1

Живая природа. Животные

5


Времена года. Весна

3


Живая природа. Человек

4


Безопасное поведение

2

1


Времена года. Лето

3


Итого:

34

4



    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;

  • воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;

  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • иметь представления о назначении объектов изучения;

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

  • относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

  • ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;

  • составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

  • адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

  • иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

  • давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;

  • знать правила гигиены тела;

  • знать отличительные существенные признаки групп объектов;

  • знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;

  • соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

  • выполнять доступные природоохранительные действия;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

  • проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

  • выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

  • устный опрос;

  • творческие и практические работы;

  • самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

  • «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • полнота ответа;

  • умение практически применять свои знания;

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов:

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2» - не ставится














Связи базовых учебных действий с содержанием учебного

предмета « Мир природы и человека»

I -IV классы.





Перечень учебных действий

Предметная область

Учебный предмет



Личностные учебные действия



осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Естествознание

Мир природы и человека





способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и

социальных ролей

Естествознание


Мир природы и человека





положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

естествознание



Мир природы и человека











целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной

частей



естествознание


Мир природы и человека


самостоятельность выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

естествознание



Мир природы и человека








понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

естествознание



Мир природы и человека








готовность к безопасному и бережному

поведению в природе и обществе

естествознание



Мир природы и человека


Коммуникативные учебные действия


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс)


естествознание



Мир природы и человека











использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

естествознание



Мир природы и человека











обращаться за помощью и принимать помощь




естествознание


Мир природы и человека




слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту







естествознание


Мир природы и человека

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми





естествознание


Мир природы и человека

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях

взаимодействия с окружающими



естествознание


Мир природы и человека

Регулятивные учебные действия

адекватно соблюдать ритуалы школьного

поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)





Естествознание







Мир природы и человека

принимать цели и произвольно включаться в деятельность

следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности,

контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты сзаданными образцами

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев

корректировать свою деятельность с учетом

выявленных недочетов

Познавательные учебные действия

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов

Естествознание

Мир природы и человека






Устанавливать видородовые отношения предметов

Естествознание


Мир природы и человека



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале








пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями

Естествознание

Мир природы и человека





читать

Естествознание



писать



наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

Естествознание

Мир природы и человека

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и

других носителях)




В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.












3 класс

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Реализация программы воспитания

Модуль «Школьный урок»

Дата урока

1 четверть – 8ч.

1.

Осень. Экскурсия в природу. Признаки осени. Месяцы осени.

1

Месячник безопасности

Сентябрь 06

2.

Растения осенью. Грибы.

1

Международный день грамотности. Урок – игра «Школьные правила»

13

3.

Животные осенью.

1

Дидактическая игра: «Узнай растение по описанию»

20

4.

Занятия людей осенью.

1


День работников дошкольного образования

Игра «Пойми меня» Дидактическое упражнение: «Садовник», «Инструменты», «Вершки и корешки»

27

5.

Солнце в разные времена года.

Восход и закат солнца.

Сон лучшая профилактика усталости.

1

Игра: «Листопад»

04.10

6.

Календарь.

1

Игра «А я сегодня такой!»

Октябрь 11

7.

Воздух. Значение воздуха.

Термометр.

1

Дидактическая игра: «Четвертый лишний», анаграмма, Упражнение «Витамины»

18/10

8.

Ветер. Направления ветра.

Поведение во время урагана.

1

25/10




2 четверть – 8 ч


9.

Растения. Сравнение растений.

Части растений: стебли, листья, цветы.

1


08/11


10.

Растения сада, леса.

Плоды и семена. Ягоды.

Грибы. Травы.

1

Дидактическая игра: «Вставь недостающие части растений»

15/11

11.

Животные. Дикие животные. Лось и кабан, заяц.

1

Дидактическая игра: «Узнай растение по описанию»

22/11

12.

Домашние животные. Корова, свинья, кролики

1

Зелёные загадки.

29/11

13.

Зима. Экскурсия в природу.

Признаки зимы. Месяцы зимы.

1

Дидактическое упражнение: «Зимний лес»,

« 4 вопроса»

06/12

14.

Растения зимой. сороки.

1


13/12

15.

Животные зимой. Следы зайца лисы,

1

Дидактическое упражнение» Живая – неживая природа»

20/12

16.

Занятия людей зимой.

1


27/12




3 четверть-11ч


17.

Птицы. Строение птиц. Перелётные, зимующие, хищные, певчие птицы.

1


10/01


18.

Охрана животного мира

1


17/01

19.

Человек. Дыхание человека.

1

День рождения Сурикова В.И.

игра: «Мое лицо», «Чистые руки и тело», «Умею- не умею»

24/01

20.

Профилактика простудных заболеваний.

1


31/01

21.

Кровь.

1


07/02

22.

Сердце.

1

Упражнение: «Найди отличия»

14/02

23.

Пульс.

1

Составление описательного рассказа «Моя кошка», «Чем покормлю четвероногого друга»

21/02

24.

Окружающая среда и здоровье человека.

1

Упражнение: «Найди отличия»

28/02

25.

Питание человека.

1

Дидактическая игра: «Определи на вкус», презентация «Органы пищеварения» Составление коллажа: «Полезные и вредные продукты»

07.03

26.

Весна. Экскурсия. Признаки весны. Месяцы весны.

1


Масленица.

Игра: «Караси и щука»

14/03


27.

Растения весной.

1

Игра: «Эти разные растения», «Первоцветы»

21.03




4 четверть-7ч


28.

Животные весной.

1

Дидактическое упражнение «Кто как весну встречает?»

04.04

29.

Занятие людей весной

1


11/04

30.

Лето. Экскурсия. Признаки лета. Месяцы лета.

1


18/04

31.

Растения летом. Животные летом.

1

Составление описательного рассказа «Мой щенок» «Чем покормлю четвероногого друга»

25/04

32.

Занятия людей летом.

1

Упражнение: «Правильные продукты», «Назови лишний предмет»

16/05

33.

Промежуточная аттестация за учебный год

Проверочная работа

1


23/05

34.

Итоговый урок.

1

Игра: «Найди о чем я расскажу»

30/05

Приложение













Промежуточная аттестация по предмету «Мир природы и человека»





(тестовое задание)



Система оценивания работы по окружающему миру

Оценка «5» - ставится ученику, если правильно выполнено 10 заданий.

Оценка «4» - ставится ученику, если выполнено с небольшими недочетами - правильно выполнено 8 заданий и более.

Оценка «3» -правильно выполнено 6 заданий и более.

оценка «2» - выполнено менее 6 заданий.