СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" (8 вид) 7 класс. 140ч

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" (8 вид) 7 класс. 140ч»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №2:

____________Н.В.Хохлачева

Приказ № 278 от 29.08.2019 г.






Рабочая программа

по предмету «Письмо и развитие речи»

для обучающейся 7 класса

индивидуальное обучение

Майоровой Юлии

(основное общее образование)



Количество часов:140 часов / 4 часа в неделю/

Учитель: Ларина Ольга Владимировна






Программа разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках/ под ред. Воронковой В. В. – М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2015 г.








г. Константиновск

2019- 2020 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальное обучение Майоровой Юлии, обучающегося 7 класса, организовано согласно приказу директора от 02.09.2019г № 291 «Об индивидуальном обучении на дому» и приказу от 02.09.2019г № 296 «Об утверждении расписания индивидуальных уроков на дому». Приступить к обучению со 02.09.2019г

Блок «Нормативные документы»

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:

  1. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»

  2. Федеральной примерной программы основного общего образования по предмету «русский язык», созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год;

  4. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию ОО при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования на 2019-2020 учебный год;

  5. Постановления об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной организации Ростовской  области и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в т. ч. детей – инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (Постановление от 21.12.2017 г. №7).

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

  7. Учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Константиновска на 2019-2020 учебный год;

  8. Предлагаемая программа ориентирована на:

- Учебник Русский язык.7 класс, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений / Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М,: Просвещение, 2019 г

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать речь учащихся, обогащать её словарь;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.

  2. Коррекция артикуляционного аппарата.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция мышц мелкой моторики.

  5. Коррекция познавательных процессов.

Содержание курса «Письмо и развитие речи».




Повторение

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово

Состав слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1, 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по времени (настояшее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Предложение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, с союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменение лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улице», «Исторические места в нашем районе». «История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и др.).

Повторение пройденного за год.

Формы организации учебного процесса.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация

практические – упражнения.

методы изложения новых знаний

методы повторения, закрепления знаний

методы применения знаний

методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

Комбинированный урок

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

• название частей речи, их значение;

• наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

• писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

• разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

• различать части речи;

• разбирать слово по составу;

• строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

• писать изложение и сочинение;

• оформлять деловые бумаги;

• пользоваться школьным орфографическим словарем.


График

прохождения программного материала по русскому языку в 7 классе в 2019-2020 уч. г.

140 часов, 4 часа в неделю.

Темы,

разделы

Количество часов

Сроки

изучения

Контр.

работа,

диктант, сам.работа

Сочинение

Изложение

Повторение изученного в 6 классе

18

02.09-01.10

10.09


24.09

Состав слова

18

01.10-30.10

22.10



Части речи

2

11.11-12.11




Имя существительное

26

12.11-25.12

25.11,24.12

13.11,10.12


Имя прилагательное

21

13.01-17.02

28.01

14.01,17.02


Глагол

21

18.02-31.03

17.03


25.02

Местоимение

12

31.03-21.04

20.04



Предложение

14

21.04-18.05

13.05


28.04

Повторение

8

19.05-27.05


19.05


Итого

170





Количество часов в рабочей программе не совпадает с количеством часов, утверждённым учебным планом, по причине государственных праздников. В целях устранения отставания

в программе материал уплотнён.

Темы уроков № 89 и № 90 объединены, т.к. 24 февраля выходной день.

Темы уроков №97 и №98 объединены, т.к. 9 марта выходной день.

Темы уроков №124 и №125 объединены, т.к. 4 мая выходной день.

Темы уроков №126 и №127 объединены, т.к. 5 мая выходной день.

Темы уроков №128 и №129 объединены, т.к. 5 мая выходной день.

Темы уроков №135 и №136 объединены, т.к.11 мая праздничный день.


Календарно-тематическое планирование 7 класс (VIII вид)


Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Вид

контроля

План

Факт

I четверть ( 36 часов)

Повторение изученного в 6 классе

1

Звуки и буквы.

1

02.09


Устное сообщение

2

Алфавит. Гласные и согласные буквы

1

03.09


Словарная работа

3

Разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки в словах.

1

03.09


Совершенствование орфографической зоркости.

4

Правописание безударных гласных в словах.

1

04.09


Деление текста на части

5

Правописание звонких и глухих согласных в словах.

1

09.09


Развитие письменной речи.

6

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

1

10.09


Контрольные вопросы и задания

7

Контрольная работа №1. Вводный диктант по теме «Повторение».

1

10.09


Диктант

8

Работа над ошибками.

1

11.09


Работа над ошибками

9

Предложение.

1

16.09


Составление предложений по рисунку

10

Предложения нераспространённые и распространённые.

1

17.09


Составление предложений

11

Однородные члены предложения.

1

17.09


Работа с текстом

12

Распространение предложений однородными членами.

1

18.09


Составление предложений

13

Составление предложений с однородными членами.

1

23.09


Составление предложений

14

Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.

1

24.09


Работа с текстом

15

Развитие речи. Изложение «Деревянные игрушки»

1

24.09


Изложение


16

Обращение. Его место в предложении.

1

25.09


Составление предложений

17

Употребление обращения в диалоге.

1

30.09


Составление диалога

18

Предложение. Закрепление знаний.

1

01.10


Контрольные вопросы и задания

Состав слова

19

Состав слова.

1

01.10


Составление предложений по рисунку

20

Корень. Однокоренные слова.

1

02.10


Деформированный текст

21

Приставка

1

07.10


Образование новых слов

22

Суффикс

1

08.10


Работа с текстом

23

Окончание

1

08.10


Составление связного текста

24

Безударные гласные в корне.

1

09.10


Деформированный текст

25

Звонкие и глухие согласные в корне.

1

14.10


Работа с текстом

26

Правописание в корне. Закрепление знаний.

1

15.10


Деформированный текст

27

Гласные и согласные в приставках.

1

15.10


Составление предложений по рисунку

28

Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок.

1

16.10


Развитие орфографической зоркости.

29

Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний.

1

21.10


Работа с текстом

30

Грамматические игры.

1

22.10


Словарный диктант

31

Контрольная работа №2. Диктант по теме «Состав слова»

1

22.10


Диктант

32

Работа над ошибками.

1

23.10


Работа над ошибками

33

Знакомство со сложными словами.

1

28.10


Деформированный текст

34

Правописание сложных слов.

1

29.10


Развитие орфографической зоркости.

35

Образование сложных слов

1

29.10


Развитие письменной речи

36

Состав слова. Закрепление знаний.

1

30.10


Контрольные вопросы и задания

II четверть (28 часов)

Части речи

37

Различие частей речи.

1

11.11


Составление предложений по рисунку

38

Образование одних частей речи от других.

1

12.11


Образование одних частей речи от других.

Имя существительное

39

Существительное – как часть речи. Значение существительных в речи.

1

12.11


Работа с текстом

40

Развитие речи. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси».

1

13.11


Сочинение

41

Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.

1

18.11


Развитие письменной речи

42

Род и число существительных.

1

19.11


Работа с текстом

43

Различие существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш, ч, щ)

1

19.11


Составление предложений по рисунку

44

Правописание существительных с шипящей на конце.

1

20.11


Работа с деформированным текстом.

45

Самостоятельная работа по теме «Род, число существительных. Состав слова».

1

25.11


Самостоятельная работа

46

Работа над ошибками.

1

26.11


Работа над ошибками

47

Существительные первого склонения.

1

26.11


Работа с текстом

48

Определение склонения существительных по начальной форме.

1

27.11


Развитие орфографической зоркости.

49

Существительные второго склонения.

1

02.12


Работа со схемой

50

Существительные третьего склонения.

1

03.12


Деформированный текст

51

Различение существительных первого, второго и третьего склонения.

1

03.12


Работа с диалогом

52

Ударные и безударные окончания существительных первого склонения.

1

04.12


Работа с падежными окончаниями сущ-ых

53

Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.

1

09.12


Работа с текстом

54

Правописание безударных падежных окончаний существительных первого склонения.

1

10.12


Работа с текстом

55

Развитие речи. Сочинение по личным наблюдениям «Природа зимой».

1

10.12


Сочинение

56

Ударные и безударные окончания существительных второго склонения.

1

11.12


Развитие письменной речи

57

Правописание безударных падежных окончаний существительных второго склонения.

1

16.12


Деформированный текст

58

Ударные и безударные окончания существительных третьего склонения.

1

17.12


Составление словосочетаний

59

Правописание безударных падежных окончаний существительных третьего склонения.

1

17.12


Работа с текстом

60

Текст. Установление последовательности фактов в тесте.

1

18.12


Работа с текстом

61

Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.

1

23.12


Деформированный текст

62

Существительное. Закрепление знаний.

1

24.12


Контрольные вопросы и задания

63

Контрольная работа №3. Диктант по теме «Имя существительное»

1

24.12


Диктант

64

Работа над ошибками.

1

25.12


Работа над ошибками

III четверть (40 часов)

Имя прилагательное

65

Прилагательное – как часть речи. Значение прилагательных в речи.

1

13.01


Составление словосочетаний

66

Развитие речи. Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

14.01


Сочинение

67

Описание предмета и его частей.

1

14.01


Деформированный текст

68

Использование прилагательных для сравнения предметов.

1

15.01


Работа с предложениями

69

Словосочетания с прилагательными.

1

20.01


Развитие связной речи

70

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1

21.01


Работа со словарем

71

Различие окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

1

21.01


Составление текста

72

Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах.

1

22.01


Деформированный текст

73

Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.

1

27.01


Развитие письменной речи

74

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

1

28.01


Составление предложений

75

Самостоятельная работа по теме «Согласование прилагательного с существительным в роде и числе».

1

28.01


Самостоятельная работа

76

Работа над ошибками.

1

29.01


Работа над ошибками

77

Изменение прилагательных женского рода по падежам.

1

03.02


Составление словосочетаний

78

Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах.

1

04.02


Письменный пересказ текста

79

Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.

1

04.02


Работа с текстом

80

Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

1

05.02


Составление вопросов

81

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

10.02


Составление диалога

82

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

11.02


Письмо по памяти

83

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

11.02


Работа с деформированным текстом

84

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

12.02


Контрольные вопросы и задания

85

Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

1

17.02


Сочинение

Глагол

86

Глагол – как часть речи. Значение глаголов в речи.

1

18.02


Ответы на вопросы

87

Использование глаголов для сравнения предметов.

1

18.02


Развитие письменной речи

88

Различие глаголов по временам.

1

19.02


Работа с временами глаголов

89

Изменение глаголов по временам.

1

25.02

Объединен с 24.02


Работа с текстом

90

Различие глаголов по числам.

1


Ответы на вопросы

91

Развитие речи. Изложение по тексту В.Катаева «Сын полка»

1

25.02


Изложение

92

Изменение глаголов по числам.

1

26.02


Работа с планом текста

93

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1

02.03


Работа с текстом

94

Различие окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени.

1

03.03


Деформированный текст

95

Время и число глаголов. Закрепление знаний.

1

03.03


Составление вопросов к тексту

96

Текст. Составной план текста.

1

04.03


Запись текста по плану

97

Понятие о неопределённой форме глагола.

1

10.03

Объединен с 09.03


Деформированный текст

98

Правописание глаголов в неопределённой форме.

1


Письменные ответы на вопросы

99

Постановка глаголов в неопределённой форме.

1

10.03


Составление предложений по рисунку

100

Использование частицы не в значении отрицания.

1

11.03


Работа с текстом

101

Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами.

1

16.03


Письмо по памяти

102

Правописание частицы не с глаголами.

1

17.03


Работа с пословицами

103

Контрольная работа №4. Диктант по теме «Изменение глаголов по времени и числам».

1

17.03


Диктант


104

Работа над ошибками.

1

18.03


Работа над ошибками

IV четверть (36 часов)

105

Глагол. Закрепление знаний.

1

30.03


Составление диалога

106

Глагол. Закрепление знаний.

1

31.03


Контрольные вопросы и задания

Местоимение

107

Местоимение – как часть речи.

1

31.03


Составление предложений по рисунку

108

Личные местоимения.

1

01.04


Ответы на вопросы

109

Значение личных местоимений в речи.

1

06.04


Работа с текстом

110

Местоимения первого лица.

1

07.04


Деформированный текст

111

Местоимения второго лица.

1

07.04


Работа с предложениями

112

Местоимения третьего лица.

1

08.04


Ответы на вопросы

113

Изменение местоимений третьего лица единственного числа по родам

1

13.04


Работа с текстом

114

Различие местоимений по числам и лицам.

1

14.04


Работа с таблицей

115

Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

14.04


Деформированный текст

116

Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

15.04


Контрольные вопросы и задания

117

Контрольная работа №5. Диктант по теме «Местоимение».

1

20.04


Диктант

118

Работа над ошибками.

1

21.04


Работа над ошибками

Предложение

119

Предложение. Текст.

1

21.04


Составление рассказа по рисунку

120

Однородные члены предложения без союза и с союзом и.

1

22.04


Письменный пересказ текста

121

Однородные члены предложения с союзами а, но.

1

27.04


Составление предложений

122

Развитие речи. Изложение с продолжением (упр.293)

1

28.04


Изложение

123

Однородные члены предложения с союзами и, а, но

1

28.04


Составление предложений

124

Обращение.

1

29.04

объединен с 04.05


Составление предложений

125

Знаки препинания при обращении.

1


Составление диалога

126

Простое предложение. Закрепление знаний.

1

06.04 объединен с 05.04


Составление предложений

127

Части сложного предложения.

1


Работа со сложными предложениями

128

Знаки препинания в сложном предложении.

1

12.05 объединен с 05.05


Составление текста по опорным словам

129

Составление сложных предложений.

1


Составление предложений

130

Простое и сложное предложения. Закрепление знаний.

1

12.05


Контрольные вопросы и задания

131

Контрольная работа №6. Диктант по теме «Предложение»

1

13.05


Диктант

132

Работа над ошибками.

1

18.05


Работа над ошибками

Повторение

133

Развитие речи. Написание сочинения по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

1

19.05


Составление плана сочинения

134

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

19.05


Сочинение

135

Состав слова.

1

20.05 объединен с 11.05


Ответы на вопросы

136

Правописание в приставке и корне

1


Работа с деформированным текстом

137

Существительное.

1

25.05


Работа с текстом

138

Прилагательное

1

26.05


Работа с деформированным текстом

139

Глагол.

1

26.05


Письменный пересказ текста

140

Местоимение.

1

27.05


Составление диалога


Планируемые результаты освоения учебного предмета

и система их оценки

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности. его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку. гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников.

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность свободно. правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями. докладом;

2) применение приобретённых знаний. умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. применять полученные знания. умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка. литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. совместного выполнения какой-либо задачи. участия в спорах. обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа. государственном языке Российской Федерации. средстве межнационального общения. консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности. при получении образования. а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели. темы текста. основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым. ознакомительным. изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план. тезисы). приёмами работы с книгой. периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов. справочной литературой. в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста. с пониманием основного содержания. с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст

  • способность свободно. правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических. лексических. грамматических норм современного русского литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания. языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки. недочёты. исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь. речевое общение. речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование. описание. рассуждение); текст; основные единицы языка. их признаки и особенности употребления в речи;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по письму и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит.

Словарь.

Агроном. антенна. апельсин. балкон. богатство. выкройка. вытачка. гербарий. депутат. директор. добыча. договор. женщина. инженер. интересный. календарь. кефир. командир. коммунист. конфета. космонавт. мавзолей. мандарин. материя. медаль. мужчина. оборона. океан. перрон. печенье. пожалуйста. председатель. прекрасный. рапорт. сейчас. семена. сервиз. середина. сметана. смородина. солдат. соседи. телеграмма. теперь. трибуна. фанера. фашист. фонтан. хозяин. шоколад. шоссе. экватор (52 слова).

Текущий и поурочный контроль по письму и развитию речи

При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию. свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику. если он обнаруживает понимание материала. может с помощью учителя обосновать. самостоятельно сформулировать ответ. привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки. которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится. если ученик дает ответ. в целом соответствующий требованиям оценки «5». но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки. которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится. если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы. но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах – 65-70 слов.

- в подробных изложениях – 45-70 слов.

- в словарном диктанте – 15-20 слов.

- объем творческих работ на уроке – 30-40 слов.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например. в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове. она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки. обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных. искажение звукобуквенного состава слов (пропуски. перестановки. добавления. недописывание букв. замена гласных. грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится. если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий. правил в процессе грамматического разбора. работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится. если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала. умеет применить свои знания. хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится. если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала. затрудняется в применении своих знаний. допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера. объемом 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность. полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное. полное. последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений. употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение). написанное без искажений авторского текста (темы). с пропуском второстепенных звеньев. не влияющих на понимание основного смысла. без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение). написанное с отступлениями от авторского текста (темы). с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов. влияющих на понимание смысла. с 5-6 орфографическими ошибками.


Литература:


  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. – Сб.1. – 232с.

  2. Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова. Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение. 2010. – 270с.

  3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС. 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС. 2006.- 335с. (коррекционная педагогика)













Приложение

Тексты контрольных работ

7 класс

1четверть

Контрольная работа №1. Вводный диктант по теме «Повторение»

Цель:

проверить знания обучающихся по теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания, формировать навык частичного самостоятельного синтаксического разбора.

Развивать фонематический слух, познавательный интерес;

Воспитывать самоконтроль, любовь к природе , её красоте, чувство прекрасного общения с природой.

На летних каникулах.

Хорошо летом в деревне! Встаю утром и иду на прогулку в берёзовую рощу. Брожу по заросшим тропинкам, сижу на берегу ручья, лежу на зелёной траве. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, качаются пушистые одуванчики.

До обеда работаю в огороде. После обеда иду к реке, в поле или лес. В лесу брожу, собираю ягоды и грибы. На реке я ищу ракушки, ловлю рыбу, а потом купаюсь и иду домой. (70 слов).

Грамматическое задание:

  1. Выписать слова с разделительным мягким знаком.

  2. Выписать слова с безударной гласной, к каждому подобрать проверочное.


Контрольная работа №2. Диктант по теме «Состав слова»

Цель:

проверить знания обучающихся по теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, внимание, самостоятельность при выполнении грамматического задания.

Воспитывать самоконтроль, аккуратность при выполнении грамматического задания, любовь к природе родного края.

Октябрь.

За лето листья деревьев пропитались солнцем. Они стали багряными и золотыми, отяжелели и полетели по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь.

Налетел ветер, закружил пёстрый хоровод. Хлынул ослепительный водопад. По колено в листьях стоят деревья. Шумит ослепительный дождь до утра.

В такие дни человек не может усидеть дома. Его тянет в последний раз побывать наедине с природой. (56 слов).

Грамматическое задание:

1. Выделить в тексте 4 – 5 приставок.

2. Найти в тексте предлоги, подчеркнуть.

3. Разобрать по составу слова:

1вариант - налетит, деревья

2 вариант – золотой, полетели

4. Найти в тексте сложные слова. Выделить корень, подчеркнуть соединительную гласную.


2четверть

Контрольная работа №3. Диктант по теме «Имя существительное»

Цель:

проверить знания обучающихся по указанной теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание, навык определения падежей имен существительных ед. и мн. числа .

Воспитывать самоконтроль, аккуратность при выполнении грамматического задания, любовь к природе родного края.

Таёжные бабочки.

Какой разнообразный мир бабочек в уссурийской тайге! Разноцветными хлопьями вьются они над таёжными цветами и лесными дорогами.

Самые красивые бабочки – это лесные махаоны. Они проносятся над вершинами деревьев, потом снижаются и садятся на цветы или на берег ручья.

Очень любят синие махаоны пить воду. В жаркий день возле лужи собираются они большими компаниями. Сидят и потягивают воду своими длинными хоботками. При полёте синим и зелёным отливают их крылья на солнце. (70 слов).

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте 3 существительных единственного числа, определить число, род, падеж.

2. Найти в тексте 3- 4 существительных множественного числа, указать число и падеж.



3 четверть

Контрольная работа №4. Диктант по теме «Изменение глаголов по времени и числам».

Цель:

проверить знания обучающихся по указанной теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание.

Воспитывать культуру письменной речи самоконтроль.

Наступление весны.

В середине марта наступила весна. На ночь землю ещё сковывало морозом, но к обеду она оттаивала и влажно дышала. Снег просел, стал рыхлым, как кусок сахара, который обмакнули в кипяток.

В сквере пахло талой зимой, корой, а прямо у ствола берёзы появился подснежник. И торчит он в крошечной круглой проталинке. Был он весь пушистый!

Серо – зелёная ножка, фиолетовый колокольчик – всё было покрыто серебристыми ворсинками. Оксана сорвала его, но вскоре цветок увял. Его пушистая ножка уже не была упругой.

Этот цветок учёные занесли в Красную книгу. Не рвите подснежники!

(86 слов).

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте глаголы прошедшего времени , обозначить число и род глаголов. Выделить окончания.


4 четверть

Контрольная работа №5. Диктант по теме «Местоимение».

Цель:

проверить знания обучающихся по указанной теме.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание.

Воспитывать культуру письменной речи самоконтроль.

На рыбалке

Было лето. Мы с Юрой жили на даче. Однажды Юра пошёл ловить рыбу. Целый день его не было дома. Он пришёл поздно вечером. На реке его застала гроза. Над ним гремел гром и сверкала молния. Юре стало страшно. Ему хотелось убежать. Я решил пойти к нему. Но гроза стала проходить. Вот и Юра. От дождя на нём промокла одежда. Он принёс много рыбы. На ужин у нас была вкусная жареная рыба. (72 слова.)


Грамматическое задание:

  1. Найти и подчеркнуть в тексте все местоимения.

  2. Определить лицо и число местоимений: МЫ, ОН, Я.

  3. Определить падеж местоимений: ЕГО, НАД НИМ, ЕМУ, У НАС.




Годовой диктант

Контрольная работа №6. Диктант по теме «Предложение»

Цель:

проверить знания обучающихся , полученные за год.

Задачи:

Совершенствовать навык правописания.

Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание.

Воспитывать культуру письменной речи самоконтроль.


Лосиха.

Осенью на границе особенно тихо. Слышен каждый шаг, шорох.

Вдруг пограничники услышали треск, и из рощи выбежала лосиха с лосёнком. Лосиха остановилась, прислушалась. Из чащи выскочил огромный волк. Лосиха столкнула лосёнка в реку и сама поплыла рядом.

Серый разбойник – тоже к речке. Пограничник вскинул винтовку, но волк заметил и повернул назад.

Пограничники вышли из кустов, а на другом берегу бежала лосиха с лосёнком. Она оглянулась и словно кивнула на прощание головой.

Спасибо, дорогие друзья, за помощь! (76 слов).


Грамматическое задание:

1. Найти в тексте три сложных предложения с союзами и, а, но, в каждой части подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

2. Составить схемы к этим предложениям.










































«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания

Методического объединения учителей

русского языка и литературы МБОУ ОШ № 2

№ 1 от «27» августа 2019 г.

Руководитель МО:

___________ А.И. Калмыкова







«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

__________ И.Г. Маликова

«28» августа 2019 г.







«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания

Методического совета МБОУ СОШ № 2

№ 1 от «27» августа 2019 г.

___________ Н.А. Вакало