Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»
«Рассмотрено» | | «Согласовано» |
на заседании МО | | зам. директора по УВР |
учителей начальных классов | | ____________Е.В. Зубрилова |
протокол №___ от | | «__» августа 2024 года |
«__» августа 2024 года | | |
«Утверждено» | | «Введено в действие» |
на заседании МС | | приказом № ____ от |
ОКОУ «Курская школа «Ступени» | | «__» августа 2024 года |
протокол № | | Директор ОКОУ |
« » августа 2024 года | | «Курская школа «Ступени» |
| | _____________ О.А. Фатеева |
Рабочая программа
учебного предмета
«Речевая практика»
3 А класс
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Багликова Марина Марленовна
Курск – 2024
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся 3 класса разработана на основании: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); АООП образования обучающихся с УО, вариант 1 (1-4 класс) ОКОУ «Курская школа «Ступени».
Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочих программ по учебным предметам обучающихся с интеллектуальными нарушениями предусматривает решение следующих основных задач:
- выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося и особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками;
- формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;
- формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
- обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности;
- овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование основ элементарных знаний по учебным предметам;
- достижение планируемых результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями программ учебных предметов 3 класса с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
При работе с учащимися третьего класса целью обучения на уроках «Речевой практики» является совершенствование самостоятельности школьников в использовании речевых и коммуникативных умений в учебных ситуациях и живом общении.
Работа с учащимися третьего класса предполагает, что школьникам представляется большая самостоятельность при выполнении заданий, в ходе обучения выделяется больше времени для совместного выполнения заданий (работа в парах и подгруппах), используется методический прием «маленький учитель».
Отличительной особенностью уроков «Речевой практики» начиная с третьего класса является работа над формированием у школьников понимания значения речи и культуры общения в жизнь людей.
Такой подход подразумевает, что взрослый, учитель, организующий уроки речевой практики, станет для третьеклассников собеседником, помощником при выполнении некоторых заданий, который на начальной стадии активно контролирует и направляет их речевую деятельность, помогает им понять и освоить ситуацию игры, но постепенно становится участником игры и лишь вносит в нее необходимые коррективы, управляет процессом общения «изнутри».
Основная форма организации обучения в третьем классе, как и на предыдущих годах обучения - урок «Речевой практики», в ходе которого школьники привлекаются к участию в ролевой игре по теме речевой ситуации.
Участие в речевой ситуации по теме урока «Речевой практики» требует организованной подготовки. Весь процесс работы над речевой ситуацией может быть условно разделен на три взаимосвязанных этапа:
1) накопительный;
2) диалогический;
3) итоговый.
Первый этап – накопительный. Его цель – уточнить и расширить представления умственно отсталых учащихся по теме, познакомить их с проблемой речевой ситуации, обеспечить языковыми средствами для участия в итоговой ролевой игре.
Собственно, речевая ситуация организуется на диалогическом этапе работы. Форма организации речевой ситуации – ролевая игра, используемая в учебных целях. В содержание ролевой игры включается речевое общение учащихся с учителем и друг с другом в соответствии с распределёнными ролями и игровым сюжетом.
Работа над темой речевой ситуации завершается на третьем этапе, который условно назван итоговым.
Уроки также могут быть организованы в форме инсценировок, творческих работ.
В ходе ролевой игры разворачиваются различные сюжеты в рамках выбранной темы.
Начиная с третьего класса, работа над каждой темой должна предваряться решением проблемной ситуации, что помогает школьникам понять значение речи и культуры общения в жизни людей. Завершение работы над каждой темой (представленное в учебнике рубрикой «Это важно!») также ориентирует на осмысление правил речевого общения.
Роль самого учителя в процессе подготовки и проведения ситуации постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность детей, помогает им понять роль, «вжиться» в неё. Постепенно он становится участником игры. И здесь очень важно, чтобы учитель сам верил в речевую ситуацию, в её эффективность, так, как только это условие позволит добиться результатов не только в развитии речи, но и в развитии коммуникации учащихся.
Будучи участником речевой ситуации, учитель может вносить необходимые коррективы в работу, управлять процессом общения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» относится к образовательной области «Язык и речевая практика».
Количество часов на изучение в неделю – 2 часа, по четвертям (1 четверть – 16 часов, 2 четверть – 16 часов, 3 четверть – 20 часов, 4 четверть – 16 часов), за год – 68 часов.
4. Система оценки планируемых результатов
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свое имя и свою фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи на магнитофонной ленте;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Базовые учебные действия, их мониторинг
Функции БУД:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
БУД, формируемые у младших обучающихся I - IV и дополнительный классы, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность обучающегося к принятию новой роли "ученика", понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями, осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей, самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - класс", "учитель - класс");
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
- выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
При оценке достижений умственно отсталых школьников по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать такую оценку, которая бы стимулировала активность обучающихся в процессе участия в речевых ситуациях. Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично».
Промежуточная аттестация предполагает оценивание деятельности школьников по итогам их участия в речевых ситуациях. При обсуждении действий участников проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые недостатки. При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Для итоговой аттестации за третий класс может быть использована речевая ситуация «Узнай меня!», содержание которой предполагает проигрывание ранее изученных диалогов и конструирование связных высказываний с использованием ранее изученной лексики.
Оценочная карта формирования речевых и коммуникативных умений в ходе изучения курса «Речевая практика» 3 класс
Критерии/уровень овладения | Ф. И. обучающегося |
| |
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
I. Аудирование и понимание речи |
Отчетливое повторение прослушанных слов, коротких предложений | | | | | | | | | |
Выполнений заданий, поручений по письменной инструкции | | | | | | | | | |
Ответы на вопросы по итогам прослушивания сказки, рассказа в аудиозаписи или просмотра мультипликационного фильма | | | | | | | | | |
II. Дикция и выразительность речи |
Использование силы голоса, соответствующего речевой ситуации | | | | | | | | | |
Использование темпа речи, соответствующего речевой ситуации | | | | | | | | | |
Использование мимики и жестов в контексте речевой ситуации | | | | | | | | | |
Использование тона голоса, соответствующего речевой ситуации | | | | | | | | | |
Использование вежливого тона голоса в ситуации делового общения | | | | | | | | | |
III. Общение и его значение в жизни | |
Проявление эмпатии по отношению к животным | | | | | | | | | |
Проявление бережного отношения к растениям | | | | | | | | | |
Следование изученным правилам речевого общения в учебных и жизненных ситуациях | | | | | | | | | |
Умение использовать письменную информацию контексте речевой ситуации (вывески, этикетки, несложные инструкции и др.) | | | | | | | | | |
IV. Использование базовых формул речевого общения | |
Обращение, привлечение внимания | | | | | | | | | |
Знакомство, представление, приветствие | | | | | | | | | |
Приветствие и прощание | | | | | | | | | |
Поздравление, пожелание | | | | | | | | | |
Одобрение, комплимент | | | | | | | | | |
Телефонный разговор | | | | | | | | | |
Просьба, совет | | | | | | | | | |
Благодарность | | | | | | | | | |
Замечания, извинения | | | | | | | | | |
Сочувствие, утешение | | | | | | | | | |
Критерии: Отлично – умение использует самостоятельно в учебных ситуациях и повседневном общении; очень хорошо – использует в учебных ситуациях, при напоминании и помощи взрослого; хорошо – умение в стации формирования. Если формирование умения не является актуальным для обучающегося, оценка по данному критерию ему не выставляется.
5. Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма-мя, ло-лё, вя-вья; был – бил, пел – пил, кости – гости, тонет – стонет; я видела сегодня в скворечнице скворца, я видела вчера в скворечнице скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя. (на картинке – клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки). Вася удивляется (на картинке – мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук /С/, потом /З/ на одном выдохе и др.
Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию, например: От топота копыт пыль по полю летит (выбор силы голоса и ритма); -Что ты,еж, такой колючий? – Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи! (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот ) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, типа: Снег идет? – Да, снег идет. – Ура, снег идет!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем «расшифровать» их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д.
Правила речевого общения. Коллективная работа по определению правил. Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации:
- нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймет;
- говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
- когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
- если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
не забывать употреблять вежливые слова: пожалуйста, извини, извините, спасибо.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки). Письмо записок друг к другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т.д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
6. Календарно-тематическое планирование
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
1 четверть
№ | Тема урока | Тип урока | К-во часов | Дата | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Методы, формы, приёмы | Оборудование и наглядность | Коммуникативная деятельность (словарь) |
1. | Снова в школу! | Усвоение новых знаний. | 1 | | Игра «Приветствие». Рассматривание картинок. Моделирование диалога. | Свободные высказывания обучающихся с приветствиями в адрес учителя и одноклассников. Ответы на вопросы. Работа с учебником. | Рассказ, беседа, показ. | Учебник, иллюстрации ко Дню Знаний. | Добро пожаловать, школа, учительница, школьники, праздник. |
2. | Снова в школу! | Закрепление изученного материала. | 1 | | Введение в ситуацию. Составление рассказа о летних каникулах. | Рассматривание картинок, ответы на вопросы. Беседа о личных впечатлениях обучающихся о празднике 1 сентября, составление памятки «Секреты вежливого общения». | Рассказ, беседа, показ, демонстрация. | Учебник. | Одноклассники, новый ученик, очень приятно. |
3. | Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Артикуляционная гимнастика с речевым сопровождением учителя (в стихотворной форме). | Учащиеся выполняют упражнения, используя индивидуальные зеркала. | Показ, демонстрация. | Иллюстрации к стихотворениям. | Язык, зубы, губы, нёбо. |
4. | Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Произнесение чистоговорок. | Разучивание чистоговорок с опорой на голос учителя и карточки со слогами. | Упражнения. | Карточки со слогами. | Чистоговорки, слоги. |
5. | Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек. | Слушание учителя, слушание музыки, пение за учителем, соблюдая правильное дыхание. | Упражнения. | Музыкальные отрывки. | Дыхание, вдох, выдох, пауза, задержка дыхания. |
6. | Мы собрались поиграть. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Выделение основных элементов ситуации. Моделирование диалогов на основе изображённой ситуации. Игра «Рассказ по кругу». | Рассматривание картинок, ответы на вопросы. Коллективное составление рассказа с помощью учебника. Распространение рассказа. | Рассказ, беседа, показ. | Учебник, сюжетные картинки на летнюю тему. | Лето, отдых, море, речка, бабушка. |
7. | Мы собрались поиграть. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Дополнение предложений с опорой на картинки и личный опыт обучающихся. Разучивание считалки. Обучение игре по правилам. | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Игры по правилам («Садовник», Съедобное – несъедобное»). | Рассказ, беседа, показ, практическая деятельность (игра). | Учебник, сюжетные картинки на летнюю тему. | Подвижные игры, купание, катание на велосипеде. |
8. | Мы собрались поиграть. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Игра «Копилка вопросов». Составление рассказов. Игры с правилами. | Свободное общение учащихся. Чёткое произнесение вопросов. Обмен мнениями по проблеме: «Какая игра самая интересная?». | Беседа, рассказ (учащиеся). | Учебник, сюжетные картинки на летнюю тему. | История, рассказ. |
9. | Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Чтение стихотворений с соблюдением правильной интонации. | Слушание учителя, ответы на вопросы. Чтение стихотворений с вопросительной и восклицательной интонацией. | Рассказ, беседа, упражнения. | Индивидуальные карточки с четверостишиями. | Интонация, вопросительные предложения, восклицательные предложения. |
10. | Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование диалогов на основе изображённой ситуации. | Ведение диалога: ученик – учитель, ученик- ученик. | Беседа, упражнения. | Иллюстрации ситуаций. | Интонация, вопросительные предложения, восклицательные предложения. |
11. | Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Определение настроения человека по выражению его лица. Игра «Угадай, какое у меня настроение?» | Рассматривание фотографий, иллюстраций. Ответы на вопросы. Называние слов –признаков. Игра. | Показ, демонстрация, беседа. | Фотографии людей, иллюстрации различного настроения. | Лицо (весёлое, сердитое, грустное, удивлённое). |
12. | Приветствие и прощание в школе и дома. | Закрепление изученного материала. | | | Моделирование диалогов на основе предложенной ситуации. | Дети упражняются в приветствии и прощании, составляют предложения по ситуации. | Упражнения. | Иллюстрации ситуаций. | Приветствие (здравствуйте, привет, доброе утро), прощание (пока, до свидания, до завтра). |
13. | Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока». | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование диалогов на основе предложенной ситуации. | Дети упражняются в приветствии и прощании, составляют предложения по ситуации. | Упражнения. | Карточки со словами приветствия и прощания. | Приветствие (здравствуйте, привет, доброе утро), прощание (пока, до свидания, до завтра). |
14. | В библиотеке. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Беседа «Наши любимые сказки». Рассказывание сказки учителем с использованием иллюстраций. | Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Слушание учителя, рассматривание картинок. | Рассказ, беседа, иллюстрация. | Учебник, иллюстрации. | Библиотека, библиотекарь, формуляр, книга, читатель, книжные новинки. |
15. | В библиотеке. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование возможных диалогов с библиотекарем. Ролевая игра «В библиотеке». | Беседа по картинке. Обсуждение описанной ситуации. Игра «Прятки со сказкой». | Рассказ, беседа, иллюстрация. | Учебник, формуляр, книги. | Библиотека, библиотекарь, формуляр, книга, читатель, книжные новинки. |
16. | В библиотеке. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Посещение школьной библиотеки. Составление памятки «Секреты вежливого общения». | Участие в викторине по прочитанным книгам. Отгадывание рисунков-загадок, обсуждение проблемного вопроса. | Рассказ, беседа, демонстрация. | Учебник, формуляр, книги. | Библиотека, библиотекарь, формуляр, книга, читатель, книжные новинки. |
2 четверть
№ | Тема урока | Тип урока | К-во часов | Дата | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Методы, формы, приёмы | Оборудование и наглядность | Коммуникативная деятельность (словарь) |
1. | Сказки про Машу. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Уточнение деталей ситуации. Конструирование возможных уточняющих вопросов с опорой на вопросительные слова. Составление рассказа по аналогии. | Работа с учебником. Рассматривание картинок, ответы на вопросы. Прослушивание аудиозаписи. | Рассказ, беседа, показ, демонстрация. | Учебник, иллюстрации сказок. | Сказка, иллюстрация, аудиозапись. |
2. | Сказки про Машу. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Актуализация содержания сказки по вопросам учителя. Уточнение деталей, определяющих продолжение ситуации. | Рассматривание картинок, ответы на вопросы. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. | Рассказ, беседа, показ, демонстрация. | Учебник, картинки с изображением сказочных героев. | Сказка, иллюстрация, содержание. |
3. | Сказки про Машу. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Составление предложений. Игра «Живые загадки». Просмотр эпизодов мультфильмов. | Инсценирование одной из сказок. Коллективное составление новой сказки о Маше. | Рассказ, беседа, показ. | Учебник, картинки с изображением сказочных героев. | . Сказка, иллюстрация, содержание. |
4. | Обращение (функциональные – к продавцу, сотруднику магазина…). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование ситуации (общение с незнакомыми людьми), варианты обращения к людям разных профессий. | Сюжетно-ролевые игры на основе предложенных ситуаций. | Рассказ, беседа, упражнения. | Карточки с изображением людей разных профессий. | Продавец, сотрудник магазина, товарищ, пожалуйста. |
5. | Отправляюсь в магазин (покупка). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование ситуации (поведение в общественных местах, диалог с незнакомыми людьми). | Сюжетно-ролевые игры на основе предложенных ситуаций. | Рассказ, беседа, упражнения. | Изображение магазинов. | Покупка, товар, супермаркет. |
6. | Отправляюсь в магазин (поведение в общественных местах). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование ситуации (поведение в общественных местах, диалог с незнакомыми людьми). | Сюжетно-ролевые игры на основе предложенных ситуаций. | Рассказ, беседа, упражнения. | Изображение общественного транспорта, магазинов. | Общественные места, правила поведения. |
7. | Алло! Алло! | Усвоение новых знаний. | 1 | | Введение в ситуацию. Моделирование телефонного разговора. Конструирование возможных реплик в диалоге. | Рассматривание картинок. Ответы на вопросы. Тренировочные упражнения в наборе заданного номера. Проигрывание диалогов. | Объяснение, беседа, упражнения. | Учебник, телефон. | Телефон, номер, алло. |
8. | Телефонный разговор. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Моделирование телефонных разговоров по аналогии. Знакомство с вариантами ответа телефонной сети. Моделирование телефонных диалогов. | Рассматривание картинок. Называние типов телефонов, чтение номеров телефонов, запись телефонных номеров. Диалог по предложенной теме. | Объяснение, беседа, упражнения. | Учебник, телефон, номера телефонов. | Здравствуйте, попросите пожалуйста, перезвоните. |
9. | Телефонный разговор. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Повторение правил общения по телефону. Конструирование диалога с диспетчером «Скорой медицинской помощи». Составление рассказов с опорой на картинки. | Проигрывание диалога с учётом правил ведения телефонного разговора. Рассматривание картинок. Составление рассказа (работа с учебником). | Рассказ, беседа, упражнения. | Учебник, предметные картинки (специальный транспорт), карточки с номерами телефонов. | Скорая помощь, пожарная служба, полиция, аварийная. |
10. | Я – зритель. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Уточнение знаний обучающихся по теме. Моделирование возможных диалогов. | Беседа по картинкам. Составление предложений. | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник, фотографии (дни рождения учеников). | Зритель, театр, кинотеатр, гардероб, билет, касса, гардеробщик, кассир, зрительный зал. |
11. | Я – зритель. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Расширение представлений учащихся по теме. Составление памятки «Правила вежливого зрителя». | Ролевая игра «Кинотетатр». | Беседа, показ, упражнения. | Учебник, фотографии (дни рождения учеников), возможные подарки. | Зритель, театр, кинотеатр, гардероб, билет, касса, гардеробщик, кассир, зрительный зал. |
12. | Я – зритель. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование возможных диалогов. Игра «Я дарю тебе билет». | Распределение ролей, игра. Составление предложений. | Беседа, показ, упражнения. | Учебник, фотографии (дни рождения учеников), возможные подарки. | Зритель, театр, кинотеатр, гардероб, билет, касса, гардеробщик, кассир, зрительный зал. |
13. | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Составление предложений по образцу и вопросам учителя. | Рассматривание картинок, ответы на вопросы. | Беседа, показ, упражнения. | Предметные картинки (игрушки), изображение магазина игрушек. | Магазин, игрушки, продавец, кассир. |
14. | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Распределение ролей. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование ситуации. Ролевая игра. | Распределение ролей, игра. Составление предложений. | Беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Игрушки. | Магазин, игрушки, продавец, кассир, покупатель. |
15. | «Я за порогом дома»(поведение в общественных местах – магазин). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Моделирование ситуации (поведение в общественных местах, диалог с незнакомыми людьми). | Сюжетно-ролевые игры на основе предложенных ситуаций. | Рассказ, беседа, упражнения. | Изображения различных магазинов. | Магазин, товар, кассир, покупатель, продавец, покупка. |
16. | Повторение материала, пройденного во 2 четверти. | Повторение пройденного материала. | 1 | | Ролевые игры на предложенные темы. | Сюжетно-ролевые игры на основе предложенных ситуаций. | Беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Иллюстрации ситуаций. | Ситуация, игра, роли. |
3 четверть
№ | Тема урока | Тип урока | К-во часов | Дата | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Методы, формы, приёмы | Оборудование и наглядность | Коммуникативная деятельность (словарь) |
1. | Повторение пройденного материала. | Повторение пройденного материала. | 1 | | Ролевые игры на предложенные темы. | Сюжетно-ролевые игры на основе предложенных ситуаций. | Беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Иллюстрации ситуаций. | Ситуация, игра, роли. |
2. | Какая сегодня погода? | Усвоение новых знаний. | 1 | | Получение информации из телевизионных сообщений и печатных изданий. Установление причинно-следственной связи. | Рассматривание серии картинок. Составление предложений. Ответы на вопросы учителя. | Беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Иллюстрации учебника. | Прогноз погоды, пасмурно, гололёд, туман, метель, ясно, дождь, новости, телевизор, интернет. |
3. | Какая сегодня погода? | Закрепление изученного материала. | 1 | | Обсуждение полученной информации. Составление предложений с опорой на схемы. | Обсуждение возможных планов на выходные дни с учётом прогноза погоды. Составление предложений. | Беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Иллюстрации учебника, символы с условными обозначениями. | Прогноз погоды, пасмурно, гололёд, туман, метель, ясно, дождь, новости, телевизор, интернет. |
4. | Какая сегодня погода? | Закрепление изученного материала. | 1 | | Актуализация знаний (обращение к личному опыту). Моделирование ситуаций. | Просмотр видеофрагментов с прогнозом погоды, чтение информационных колонок из газет. | Беседа, рассказ, демонстрация. | Видеофрагмент, газеты. | Прогноз погоды, телевизор, интернет, газета, ясно, пасмурно. |
5. | Весёлый праздник. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Беседа по картинкам и стихотворению. Коллективное составление рассказа по картинкам. | Рассматривание картинок. Ответы на вопросы. Моделирование различных диалогов. Обсуждение и проигрывание возможных конкурсов и развлечений. | Объяснение, беседа, показ, демонстрация. | Учебник. | Праздник, день рождения, Международный женский день, День защитника Отечества. |
6. | Весёлый праздник. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Рассматривание дополнительных деталей ситуации. Обсуждение правильного поведения в данной ситуации. Знакомство с основными этикетными правилами приёма гостей. | Рассматривание картинок. Ответы на вопросы. Обсуждение сюжета праздника. Моделирование возможных диалогов. | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник, рисунки детей, игрушечная посуда. | Приём гостей, этикет, чаепитие. |
7. | Весёлый праздник. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Игра «Приём гостей». Обсуждение проблемной ситуации. Конкурсы и развлечения. | Рассматривание картинки, ответы на вопросы. Общение за праздничным столом, участие в конкурсах. | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник, воздушные шарики, скрепки. | Гости, праздник, конкурсы, развлечения. |
8. | Замечание, извинение (обращение и мотивировка). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Активизация словаря (называние слов, обозначающих извинение, замечание). Моделирование ситуаций. | Рассматривание картинок, ответы на вопросы. Моделирование возможных диалогов. | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Иллюстрации к ситуациям. | Извините, нельзя. |
9. | Сочувствие, утешение. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Активизация словаря (называние слов, обозначающих сочувствие, утешение). Моделирование ситуаций. | Слушание рассказов учителя. Рассматривание картинок, ответы на вопросы. Моделирование возможных диалогов | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Иллюстрации рассказов. | Сочувствие, утешение. |
10. | «Я за порогом дома» (обращение за помощью). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Рассматривание опасных ситуаций, выход из них. Повторение правил общения по телефону. | Слушание учителя. Рассматривание сюжетных картинок. Составление алгоритма действия в опасной ситуации. Составление предложений (как обратиться за помощью). | Рассказ, беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Картинки с изображением опасных ситуаций, карточки с номерами телефонов, телефон. | Опасная ситуация, незнакомый человек, помощь, службы помощи. |
11. | «Я в мире природы» (поведение в парке, в лесу). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Уточнение правил поведения в лесу, парке. Повторение правил безопасного нахождения в лесу. Моделирование ситуаций. | Слушание учителя, ответы на вопросы. Распространение предложений по очереди. Составление рассказа «Я в лесу». | Рассказ, беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Сюжетная картина «Лес», иллюстрации неправильного поведения в лесу. | Природа, лес, забота о лесных жителях, экология. |
12. | «Я в мире природы» (общение с животными). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Уточнение правил поведения в лесу, парке. Повторение правил безопасного нахождения в лесу. Моделирование ситуаций. | Слушание учителя, ответы на вопросы. Распространение предложений по очереди. Составление рассказа «Я в лесу». | Рассказ, беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Сюжетная картина «Лес», предметные картинки (жители леса). | Природа, лес, забота о лесных жителях, экология. |
13. | Учимся понимать животных. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Выбор картинки, соответствующей предложению. Игра «Живое предложение». Обсуждение возможного продолжения ситуаций. | Распространение предложений. Ответы на вопросы с опорой на предметные картинки. Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок». | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник, предметные картинки (домашние питомцы). | Домашние животные, забота, уход, друг. |
14. | Учимся понимать животных. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Составление рассказа-описания щенка с опорой на картинки. Игра «Узнай моего питомца». | Моделирование телефонных разговоров. Рассматривание картинок, подбор к ним слов. Рассказ о своём питомце. | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник, предметные картинки (домашние питомцы). | Домашние животные, забота, уход, друг. |
15. | Учимся понимать животных. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Беседа по содержанию стихотворения. Составление рассказа о происшествии со своим домашним питомцем. Проигрывание ситуации, изображённой в учебнике. | Слушание стихотворения С.Михалкова «Щенок». Ответы на вопросы. Обсуждение завершения ситуации со щенком. | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник, предметные картинки (домашние питомцы). | Домашние животные, забота, уход, друг, происшествие. |
16,17. | Заучивание и произнесение маленьких стихотворений одновременно с учителем. | Закрепление изученного материала. | 2 | | Разучивание стихотворений на слух. | Слушание учителя, подбор иллюстраций к стихотворениям, разучивание наизусть. | Беседа, показ, упражнения. | Иллюстрации к стихотворениям. | Стихотворение, четверостишие. |
18.19. | Слушание рассказов о природе. Ответы на вопросы по тексту. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Знакомство с произведениями В. Бианки. | Слушание учителя, ответы на вопросы, подбор иллюстраций, чтение отрывков. | Рассказ, беседа, показ. | Рассказы о природе В. Бианки, иллюстрации к рассказам. | Природа, писатель, Бианки. |
20. | Повторение материала, пройденного в 3 четверти. | Повторение пройденного материала. | 1 | | Сюжетно-ролевые игры на предложенные темы. | Распределение ролей, игра. Составление предложений. | Беседа, показ, демонстрация, упражнения. | Иллюстрации к ситуациям. | Ситуация, игра, роли. |
4 четверть
№ | Тема урока | Тип урока | К-во часов | Дата | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Методы, формы, приёмы | Оборудование И наглядность | Коммуникативная деятельность (словарь) |
1. | Снегурочка. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Выявление представлений обучающихся о содержании сказки. Рассказывание сказки учителем с использованием иллюстраций. | Слушание учителя. Ответы на вопросы. | Рассказ, беседа, показ. | Учебник, иллюстрации к сказке. | Сказка, герои, автор. |
2. | Снегурочка. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Коллективное рассказывание сказки с использованием картинок. | Составление предложений в форме игры «Рассказ по кругу». | Рассказ, беседа, показ. | Учебник, иллюстрации к сказке. | Сказка, герои, автор. |
3. | Снегурочка. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Просмотр фрагмента мультфильма. Инсценирование сказки. | Упражнения в изображении героев сказки. Распределение ролей, проигрывание сказки. | Демонстрация, беседа, упражнения. | Отрывок из мультфильма. | Сказка, герои, роли, инсценирование. |
4. | Прямое и переносное значение слова. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Знакомство с прямым и переносным значением слов. Упражнения в объяснении значения слов. | Слушание учителя, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. | Рассказ, беседа, показ. | Отрывки из рассказов, иллюстрации. | Значение слова (прямое, переносное). |
5. | Стили речи: разговорный и книжный. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Знакомство с разными стилями речи (разговорным и книжным). Упражнения в их различении. | Слушание учителя, ответы на вопросы. | Рассказ, беседа. | Отрывки из рассказов. | Стили речи (разговорный, книжный). |
6. | Ответы на простые вопросы учителя по прослушанной сказке. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Выявление представлений обучающихся о содержании сказки. Рассказывание сказки учителем с использованием иллюстраций. | Слушание учителя. Ответы на вопросы. | Рассказ, беседа, показ. | Иллюстрации к сказке. | Сказка, герои, автор. |
7. | Ответы на простые вопросы по прослушанному рассказу. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Знакомство с произведениями о хороших и плохих поступках. | Слушание учителя. Ответы на вопросы. Распространение предложений. | Рассказ, показ, беседа. | Иллюстрации рассказов, отрывки для чтения. | Хорошие, плохие поступки. |
8. | Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. | Закрепление изученного материала. | 1 | | Выявление представлений обучающихся о содержании сказок и рассказов. Рассказывание сказки учителем с использованием иллюстраций. | Слушание учителя. Ответы на вопросы. | Рассказ, показ, беседа. | Иллюстрации сказок и рассказов, отрывки для чтения. | Сказка, рассказ. |
9. | Узнай меня! | Усвоение новых знаний. | 1 | | Рассматривание фотографий учащихся. Подготовка к составлению описания внешности человека. Конструирование возможных реплик-обращений. | Рассматривание картинок. Составление описаний внешности. Рассказ по кругу. Игра «Узнай себя». | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник. | Роль, внешность, характерные признаки. |
10. | Узнай меня! | Закрепление изученного материала. | 1 | | Обсуждение подготовленных описаний. Работа с иллюстрациями. | Распространение предложений. Игра «Светофор». | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник. | Личностные качества, фант. |
11. | Узнай меня! | Усвоение новых знаний.. | 1 | | Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!» | Свободные высказывания обучающихся. | Рассказ, беседа, показ, упражнения. | Учебник, фотографии, рисунки. | Коллаж, класс, фотография. |
12. | Культура общения (правила поведения в театре). | Закрепление изученного материала. | 1 | | Уточнение назначения театра. Закрепление правил поведения в общественных местах. | Рассматривание картинок. Моделирование возможных диалогов. | Беседа, показ, упражнения. | Изображения разных театров (кукольный, драматический…). | Театр, артисты, зритель, сцена. |
13. | Вопросительная интонация в стихотворениях. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Знакомство с вопросительной интонацией в стихотворениях. | Слушание учителя. Упражнения в выразительном чтении стихотворения с соблюдением вопросительной интонации. | Объяснение, беседа, демонстрация, упражнения. | Отрывки из стихотворений. | Выразительное чтение, вопросительная интонация. |
14. | Восклицательная интонация в стихотворениях. | Усвоение новых знаний. | 1 | | Знакомство с восклицательной интонацией в стихотворениях. | Слушание учителя. Упражнения в выразительном чтении стихотворения с соблюдением восклицательной интонации. | Объяснение, беседа, демонстрация, упражнения. | Отрывки из стихотворений. | Выразительное чтение, восклицательная интонация. |
15,16. | Составление предложений по вопросам учителя. | Закрепление изученного материала. | 2 | | Упражнения в составлении полных распространённых предложений. | Ответы на вопросы учителя. Свободные высказывания учащихся. | Беседа, упражнения. | Предметные и сюжетные картинки на изученные темы. Учебник. | Предложение, вопрос, ответ, рассказ. |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Речевая практика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. С.В. Комарова. - М.: Просвещение 2018
Речевая практика. Рабочая тетрадь.
С.В. Комарова «Речевая практика. Методические рекомендации к учебникам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
2