Рабочая программа по социально-бытовой ориентировки в 5-9 классах.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка»). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. – сб.1;
- Учебный план КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа по СБО (далее: программа) является компенсаторно-адаптационной и составлена на основе образовательного минимума программного содержания образования по СБО и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов, с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня знаний и умений, регионального компонента и особенностей КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО. Рабочая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с особыми образовательными потребностями (далее: ОВЗ) на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Рабочая программа по СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, виртуальные экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Особо внимание уделяется изучению правил техники безопасности, формированию умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности не остается без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» «Трудоустройство»и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками письма и развития речи, математики, географии, трудового обучения, биологией. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.
На уроках СБО учитывается дифференциация обучающихся:
I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования. Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.
Цели данной программы: Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня развития.
дидактические:
· обучение приемам и способам деятельности с опорой на инструкции и без них;
· обучение составлению алгоритма;
· формирование умения устанавливать последовательность при выполнении практической работы.
воспитательные:
· формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
· развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
· привитие элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и др.;
· строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
· развитие творческого отношения к домашнему труду, а так же интереса к национальным традициям.
коррекционные:
· организация восприятия с опорой на сохранные анализаторы;
· формирование навыков контроля и самоконтроля;
· развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;
· коррекция и формирование предметных представлений;
· коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии;
· коррекция мышления через работу с инструкционной картой;
· развитие внимания через поэтапный анализ.
Формы контроля и возможные варианты его проведения. Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием: тестов, кроссвордов, буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий), практических работ. Контрольно-измерительный материал создается в соответствии с психофизическими особенностями учащихся каждого класса. В конце года проводится контрольная (проверочная) работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
Формы организации занятий:
Урок-экскурсия
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с различными предметами и явлениями. На уроках СБО проводятся вводные, текущие и итоговые экскурсии.
На экскурсию отводится один час учебного времени, если место экскурсии недалеко от школы, либо последний урок и воспитательные часы, если объект находится далеко.
По окончании экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий используются при проведении практических работ, моделировании реальных ситуаций, упражнений.
Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх
К одной из организационных форм обучения можно отнести деловую игру (сюжетно-ролевую игру). На уроке-тренинге формируются навыки повседневной жизни в реальных условиях или моделировании реальных ситуаций. В 9 классе используется вариант сюжетно-ролевой игры без разучивания ролей.
Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала, для формирования навыков общения, умения строить свои отношения с другими людьми.
Беседа
Беседа является одним из основных методов обучения. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения. В начале занятия проводится краткая вводная беседа, в конце – заключительная.
Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами.
Развитие устной и письменной речи осуществляется на занятиях по
социально-бытовой ориентировке (использование пословиц, поговорок, загадок).
Самостоятельная домашняя работа - одна из организационных
форм обучения. Выполняя домашнюю работу, дети закрепляют полученные на уроках знания и навыки.
Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых учащихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).
Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.
Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие специальную (коррекционную) школу VIII вида и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Два первых компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
При изучении предмета «Социально-бытовая ориентировка» должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве:
навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей действительности;
представления о правилах и приёмах личной гигиены, о необходимости закаливания организма, о губительном влиянии токсических веществ и вредных привычек на здоровье человека;
навыки повседневного ухода за одеждой и обувью, подбора одежды по сезону и в соответствии с занятиями;
представление о здоровом питании, гигиене хранения продуктов и приготовления пищи, сервировке стола, уходе за посудой;
представление о родственных отношениях в семье, распределении обязанностей, семейном бюджете;
умение вести себя в различных ситуациях в соответствии с правилами этикета, выполнять правила поведения в общественных местах, транспорте;
умение заполнять бланки почтовых отправлений, платежей, заявлений;
умение использовать средства домашней аптечки при оказании первой помощи в несложных случаях, вызывать врача на дом, выполнять правила ухода за больным.
Предметные результаты освоения АОП включают освоенные обучающимися 5-9 классов знания и умения, специфичные для образовательной области «основы социальной жизни», готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Выделяются два уровня овладения предметными результатами:
минимальный - являющийся обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;
достаточный - не являющийся я обязательным для всех обучающихся.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: |
Минимальный | Достаточный |
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя; представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними; знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого; представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; представление о различных видах средств связи; знание и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социального назначения и их название. | знание о способах хранения и переработки продуктов питания; умение составлять меню из предложенных продуктов питания; умение самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда; умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара; умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; усвоение морально-этических норм поведения; навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.; умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет- средствами; знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения. |
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся с интеллектуальной недостаточночтсью , педагог может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам.
Предмет СБО входит в инвариативную часть учебного плана и является коррекционным курсом
Часы учебного плана на СБО распределены следующим образом:
5 класс – 34 часа | 6 класс – 68 часов. | 7 класс – 68 часов. | 8 класс – 68 часов. | 9 класс – 68 часов. |
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Таким образом, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки школьников с ОВЗ является следующие:
- бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;
- предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:
Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения пользоваться ими;
- семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;
- трудоустройство: представления о возможностях и порядке трудоустройства, об организационных аспектах профессиональной трудовой деятельности.
5 класс
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во час | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технология решения коррекц. задач | Проблемы, возникающее при изучении темы | Педагогический мониторинг (Вид контроля) |
1 | Личная гигиена | 4 | Развитие осознанного восприятия при знакомстве с предметами личной гигиены и активизация слухового внимания при изучении способов ухода за ними. Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук. | Индивидуальный и дифференцированный подход. | Нарушение мотивации и деятельности | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
2 | Одежда и обувь | 4 | Развитие логического мышления при распределении одежды и обуви на категории, сезонам и назначению. Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук. | Традиционный метод обучения. | Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
3 | Питание | 7 | Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке стола. Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
4 | Семья | 4 | Обогащение активного словарного запаса. Развитию социально-бытовой адаптации, осуществление связи с жизнью | Традиционный метод обучения. | Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
5 | Культура поведения | 3 | Развитие наглядно-действенного внимания и восприятия при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. Обогащение словарного запаса. Развитие памяти. | Создание речевой ситуации. | Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
6 | Жилище | 3 | Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Формирование практических навыков по уборки помещения. Обогащение и уточнения словаря. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Ограниченность словаря. Нарушение мотивации деятельности. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
7 | Транспорт | 4 | Развитие осознанного восприятия в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем.Развития восприятия при работе с иллюстрациями. | Элементы программирования обучения. | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
8 | Торговля | 5 | Развитие пространственной ориентировки и зрительного внимания при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров Развитие диалогической речи, активизация словар. запаса. | Экскурсия. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
6 класс |
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во час | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технология решения коррекц. задач | Проблемы, возникающее при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1 | Личная гигиена | 6 | Развитие внимания, памяти, мышления. | Индивидуальный и дифференцированный подход. | Нарушение мотивации деятельности | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
2 | Одежда и обувь | 6 | Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук. | Традиционный метод обучения. | Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
3 | Питание | 16 | Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
4 | Семья | 4 | Развития восприятия при работе с иллюстрациями. | Элементы программированного обучения. | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
5 | Культура поведения | 4 | Развитие диалогической речи, активизация словар. запаса | Традиционный метод обучения. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
6 | Жилище | 8 | Формирование практических навыков по уборки помещения. | Практическая работа
. | Нарушение мотивации деятельности. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
7 | Транспорт | 8 | Развитие внимания, памяти, мышления | Традиционный метод обучения. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, |
8 | Торговля | 4 | Обогащение активного словаря. Активизация познавательной деятельности. | Создание речевой ситуации. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
9 | Средства связи | 6 | Обогащение и уточнение словаря. | Практическая работа | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
10 | Медицинская помощь | 6 | Обогащение и уточнение словаря. Развитие памяти. | Создание речевой ситуации. | Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
11 | Учреждения, организация, предприятия | 2 | Развитие памяти, мышления. | Традиционный метод обучения. | Трудность в осмыслении и применении знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
7 класс |
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технология решения коррекц. задач | Проблемы, возникающее при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1 | Личная гигиена | 6 | Развитие внимания, памяти, мышления. | Индивидуальный и дифференцированный подход. | Нарушение мотивации и деятельности | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
2 | Одежда и обувь | 8 | Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук. | Традиционный метод обучения. | Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа. |
3 | Питание | 8 | Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
4 | Семья | 6 | Обогащение активного словаря. Активизация познавательной деятельности. | Создание речевой ситуации. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
5 | Культура поведения | 4 | Обогащение словарного запаса. Развитие памяти. | Создание речевой ситуации. | Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
6 | Жилище | 6 | Формирование практических навыков по уборки помещения. Обогащение и уточнения словаря. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Ограниченность словаря. Нарушение мотивации деятельности. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа |
7 | Транспорт | 6 | Развития восприятия при работе с иллюстрациями. | Элементы программирования обучения. | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
8 | Торговля | 4 | Развитие диалогической речи, активизация словаря. | Экскурсия. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
9 | Средства связи | 4 | Обогащение и уточнение словаря. | Практическая работа | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
10 | Медицинская помощь | 10 | Обогащение и уточнение словаря. Развитие памяти. | Создание речевой ситуации. | Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
11 | Учреждения, организации, предприятия | 2 | Развитие памяти, мышления. | Традиционный метод обучения. | Трудность в осмыслении и применении знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
12 | Экономика домашнего хозяйства. | 6 | Формирование практических навыков по обращению с деньгами, отпускаемыми на мелкие расходы. Обогащение и уточнения словаря. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Трудность с осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа. |
8 класс |
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технология решения коррекционных задач | Проблемы, возникающее при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1 | Питание | 5 | Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа. |
2 | Личная гигиена | 1 | Развитие внимания, памяти, мышления. | Индивидуальный и дифференцированный подход. | Нарушение мотивации деятельности | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
3 | Одежда и обувь | 3 | Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук. | Традиционный метод обучения. | Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа. |
4 | Семья | 3 | Развития практических навыков. | Создание игровой ситуации. | Трудность в применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
5 | Культура поведения | 2 | Развитие диалогической речи. | Создание речевой ситуации. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
6 | Жилище | 2 | Формирование практических навыков по уборки помещения. Обогащение и уточнения словаря. | Традиционный метод обучения. Практическая работа | Ограниченность словаря. Нарушение мотивации деятельности. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа. |
7 | Транспорт | 3 | Развитие диалогической речи. | Традиционный метод обучения. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
8 | Торговля | 3 | Развитие диалогической речи. | Экскурсия. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
9 | Средства связи | 4 | Развитие восприятия, мышления. | Элементы программированного обучения. | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
10 | Медицинская помощь | 3 | Развитие внимания, памяти. | Традиционный метод обучения. | Трудность в осмыслении. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
11 | Учреждения, организация, предприятия | 1 | Развитие памяти, мышления. | Традиционный метод обучения. | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
12 | Экономика домашнего хозяйства. | 5 | Развитие мышления. Развитие памяти. | Традиционный метод обучения. | Недостаточная выразительность речи, ограничен. Словаря. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
9 класс
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технология решения коррекц. Задач | Проблемы, возникающее при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1 | Личная гигиена | 1 | Развитие внимания, памяти, мышления. | Индивидуальный и дифференцированный подход. | Нарушение мотивации деятельности | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
2 | Одежда и обувь | 4 | Обогащение и уточнение словарного запаса. | Традиционный метод обучения. | Недостаточное умение пользования хим. реакт. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа. |
3 | Питание | 4 | Формирование навыка работы по плану. | Традиционный метод обучения. Практическая работа. | Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа. |
4 | Семья | 4 | Развития диалогической речи. | Создание игровой ситуации. | Трудность в применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
5 | Культура поведения | 2 | Обогащение активного словаря. | Создание игровой ситуации. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
6 | Жилище | 2 | Обогащение и уточнения словаря. | Традиционный метод обучения. | Трудность в применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
7 | Транспорт | 1 | Обогащение словарного запаса. | Элементы программир. Обучения. | Трудность в осмыслении полученных знаний. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
8 | Торговля | 2 | Развитие диалогической речи. | Экскурсия. | Недостаточная сформированность диалога. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
9 | Средства связи | 3 | Развитие мышления, внимание, памяти. | Традиционный метод обучения | Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
10 | Медицинская помощь | 3 | Развитие внимания, памяти. | Традиционный метод обучения. | Трудность в применении знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
11 | Учреждения, организация, предприятия | 2 | Развития диалогической речи. | Создание игровой ситуации. | Трудность в применении полученных знаний на практике. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |
12 | Профориентация т трудоустройство | 6 | Привитие навыков делового письма для социальной адаптации уч-ся. | Создание речевой ситуации. | Нарушение мотивации деятельности, ограниченность словаря. | Устный опрос, тестирование, тестовый контроль |