ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.А. ИЛИЗАРОВА»
Айдынбекова З.Т.
«___». ___________20__г.
на заседании цикла общегуманитарных ____________С. Е. Амрахова
наук «4» сентября 2017г. преподаватель психологии (протокол №1) первой категории
____________Б. А. Мустафаева
Рабочая программа рассмотрена на заседании общепрофессиональной методической комиссии “___”___________201_г. (протокол №___)
“___” _______________201_г. (прилагается к программе)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им профессиональной деятельностью.
Дисциплина «Психология» занимает одно из главных мест в процессе подготовки студентов по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Она позволяет увидеть перспективы профессионального роста; помогает оценить собственные возможности; мотивирует на приобретение качественных знаний, умений и навыков; формирует профессионально-личностные качества студентов.
В программе дисциплины «Психология» рассмотрены вопросы, составляющие основу общетеоретических, методических и практических знаний в области психологии, приведены тематика лекционных и практических занятий по курсу, список основной и дополнительной литературы, методические рекомендации по усвоению дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело» СПО углубленной подготовки.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Общая психология | | | |
Тема 1.1 Введение в психологию Предмет психологии | | | |
1.1.1 Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Предмет психологии. Ее задачи и методы. Психология как наука о закономерностях, механизмах, психической деятельности, поведения и их применении на практике. | 2 |
Практические занятия Предмет психологии, задачи и методы. Методологические принципы современной психологии. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Составление конспекта «Сознание и самосознание», «Отрасли психологии». | |
2. | Заполнение словаря терминов. | |
3. | Подготовить сообщение на тему: «Психология в медицинской и управленческой деятельности». | |
1.1.2 Психология познавательных процессов. Основы интеллектуальной деятельности | Содержание учебного материала | 10 | |
1. | Ощущение, восприятие, память, внимание. Основные свойства и их виды. Определение уровня продуктивности, устойчивости, распределения, переключения внимания (корректурная проба). Определение объема внимания и кратковременной памяти. Мышление. Основные мыслительные операции. Виды мышления. Воображение. Виды воображения. . Оценка своего уровня умственного развития (тест ШТУР, К.М. Гуревича). | 3 |
Практические занятия | 6 | |
1. | Изучение познавательных процессов. Ощущение и восприятие.Внимание. Память. Мышление и интеллект . Психология принятия решения. Воображение. | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Подготовка сообщения: «Мнемонические техники», «Законы восприятия», «Тренировка внимания», «Развитие памяти». | |
2. | Составить кроссворд «Познавательные процессы» (ощущение, восприятие, представление, память, внимание). Написание конспекта на тему: «Творческое мышление». Создание иллюстрации с использованием всех форм воображения. | |
1.1.3 Личность. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Структура и психологические свойства личности. Основные потребности личности. Способности. Сущность и особенности темперамента. Характер. Типы акцентуации и их особенности. Определение акцентуации характера (тест Шмишека). Определение типа темперамента (тест Айзенка). | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Формирование и развитие личности. Темперамент, характер, способности. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
1. | Написать конспект «Акцентуации характера». | |
2. | Подготовить сообщения на тему: «Типология характеров» (Фромм, Кречмер, Шелдон, Личко, Леонгард, Шостром, Юнг и др.), «Мотив и мотивация». | |
3. | Работа с книгой. Выписки из литературы (популярной, художественной, научной) на тему: «Воспитание и самовоспитание». | | |
1.1.4 Эмоциональные процессы и состояния. Воля. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект». Функции эмоций и чувств. Принципы работы с негативными эмоциями и чувствам. Понятия «воля», «волевое действие», «волевые качества». Структура волевого действия. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции деятельности. Патология воли. Оценка активности, самочувствия и настроения (методика САН). Определение уровня реактивной и личностной тревожности (тест И.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). | 3 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Изучение эмоциональных процессов и состояний. Воля. | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Составить сравнительную таблицу «Эмоции и чувства». | |
2. | Подготовить сообщения на тему: «Побуждение и поведение», «Высшие эмоции», «Волевая регуляция поведения», «Эмоциональное обеспечение поведения». |
3 | Работа с книгой: выписать отрывки, отражающие различные чувства и эмоции. | |
4 | Описание динамики эмоционального состояния в процессе подготовки домашнего задания. | |
Тема 1.2 Психология развития профессионала | | | |
1.2.1 Психология жизненного пути | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Психология и возраст. Развитие и самоопределение в юности. Способности. Идеалы. Модели для подражания. Понятие свободы и ответственности. Зрелость личности. Психология успеха, способность быть лидером, участвовать в инновационных изменениях. | 3 |
Практические занятия. | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
1. | Создать презентацию на тему: «Понятие свободы и ответственности». | |
1.2.2 Психологические особенности овладения профессией | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Психологическая классификация профессий. Пять типов профессий по Климову. Человек и труд, психология профессии. Понятие профессиональной пригодности. Внутренние психологические условия профессиональной деятельности. Мотивы трудовой деятельности. Фазы развития профессионала. Диагностика направленности личности (тест Б. Баса). | 3 |
Практические занятия. | 2 | |
1. | Человек и труд. Психология профессии. |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Написание конспекта на тему: «Психология и возраст» | |
2. | Подготовка сообщения на тему: «Мотивация профессиональной деятельности», «Индивидуальный стиль деятельности и жизненный путь», «Психологический склад личности и возраст», «Профессиональная деформация». | | |
3. | Подбор пословиц и поговорок о труде. |
Раздел 2. Социальная психология | | | |
Тема 2.1 Введение в социальную психологию. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Предмет, методы социальной психологии. Социальная психология и смежные науки. Основные направления социальной психологии. Социальная психология в медицине. Культура и поведение. Социализация, стадии социализации. Развитие личной неповторимости (этническое самосознание, половая самоидентичность). | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Введение в социальную психологию. Социализация. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Подготовить сообщение на тему «Личность в социальном мире»; | |
2. | Заполнить сравнительную таблицу «Большие социальные группы». | |
Тема 2.2 Социальная психология групп. | Содержание учебного материала | | |
1. | Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Большие и малые группы. Групповая динамика и лидерство в группе. Этапы образования малых групп. | 4 | |
2. | Социально-психологические аспекты взаимодействия в группе: конформизм, убеждение, сопротивление давлению. | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Социально-психологические аспекты взаимодействия в группе. | 2 | |
2. | Личность и группа | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Подготовка реферативных сообщений на тему: «Группа как социально-психологический феномен»: «Природа и власть предрассудков (расовые, гендерные)». | |
Тема 2.3 Психология общения. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Вербальное и невербальное общение. Определение, характеристика ,содержание, функции и виды общения. Особенности человеческой коммуникаций. Развитие общения .Техника и приемы организации коммуникаций. Стратегия общения. Причины нарушения акта коммуникации. | 3 |
Практические занятия | 6 | |
1. | Речевое и неречевое общение. | | |
2. | Содержание ,цели и средства общения. | |
3. | Нарушение общения. | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Подготовить доклады на темы: «Невербальные коммуникации», «Язык тела», «Факторы агрессивного поведения». | |
Тема 2.4 Природа межличностного конфликта и пути их разрешения | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Конфликт и его причины. Виды конфликтов (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, личностно-групповые). Структура конфликта. Пути разрешения. Профилактика конфликтов. Оценка конфликтных ситуаций. Диагностика стиля поведения в конфликтной ситуации (тест Томаса). | 3 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Природа конфликта. | | |
2. | Пути разрешения конфликтов | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Составить схему «Структура конфликта». | |
2. | Реферат «Предупреждение конфликтов». | |
3. | Составить схему «Стадии конфликтов». Заполнить таблицу «Типы конфликтных личностей». | |
2. | Незапланированное выступление | | |
3. | Подготовка запланированного выступления. | | |
Тема 2.5. Деловое общение. Психология выступления | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Виды делового общения. Психологические особенности публичного выступления. Страх выступления. Участие в совещаниях и конференциях, способы выступления с речью. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Деловое общение. | |
2. | Психология выступления | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
1. | Подготовить сообщения на тему: «Посредничество в переговорном процессе», «Этапы переговорного процесса», «Понятие дискуссии. Ее виды», «Споры». | |
Раздел 3. Медицинская психология. | | | |
Тема 3.1 Введение в медицинскую психологию. Социопсихосоматика здоровья | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура медицинской психологии. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Влияние хронических соматических заболеваний на психику, личность человека. Ухудшение отношений между людьми как фактор риска здоровья. Группы психосоматических заболеваний, механизм формирования. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Социопсихосоматика . |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
1. | Написать конспект на тему: «Основные этапы становления медицинской психологии». | | |
2. | Подготовить реферативные сообщения на тему : «Психологические механизмы защиты», «Психогении», «Самотонозогнозии», «Ухудшение отношения между людьми как фактор риска для здоровья». | |
Тема 3.2 Семья и болезнь. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Семейный подход в медицине. Психологическая поддержка пациента | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Изучение психических процессов заболевшего человека |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
1. -
-
| Составление таблиц и кроссвордов «Познавательная сфера пожилого человека», «Познавательные процессы в норме и патологии», «Речь в норме и патологии», «Сознание в норме и патологии». | |
Тема 3.3 Профессиональные качества медицинского работника | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Классификация типов среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности (типология И. Харди). Основные положения профессиональной медицинской этики. Модели взаимоотношения медицинского работника и пациента. Понятие о биомедицинской этике, основные принципы. Профессиональная деформация. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Профессиональные качества медицинского работника. | |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
1. | Подготовить сообщения на тему :«Этика и деонтология», «Медицинская тайна», «СТ. РФ об охране здоровья граждан», «Профессиональная деформация», «Биомедицинская этика». | |
Тема 3.4 Общение с пациентом Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Ориентация на сотрудничество. Умение слушать, эмоционально поддерживать, безоценочно воспринимать. Особенности общения с пациентом различных возрастных групп, с различным уровнем личностной зрелости. Забота о собственном имидже, имидже лечебного учреждения, направленных на повышение авторитета медицинских работников, медицинских учреждений, на повышение доверия к ним. | 3 |
| | | |
3. | Эмоциональная идентификация. Эмпатия. Общение с пациентом, длительное время находящемся в стационаре. Общение с родственниками пациента. | | |
Практические занятия | 2 | |
1. | Общение с пациентом. | |
2. | Формирование коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности. | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
1. | Заполнить схему «Психологический контакт»; «Культура речи» | |
2. | Работа с Учебно-методическим пособием «Общение с пациентом | |
3. | Подготовку сообщения «Общение с пациентом». | | |
4. | Составление сравнительной таблицы «Эмпатическое, активное и пассивное общение». | | |
Тема 3.5 Психология проведения сестринских манипуляций. Типы личности и особенности работы в процессе проведения сестринских манипуляций | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Психологическая подготовка пациента к обследованию, проведению лечебных мероприятий. Ятрогении, эгогении, ятропатии. Поддержание у него уверенности, что предстоящие процедуры значимы и принесут пользу. Способы снижения тревоги. Проведение болезненных манипуляций. Психологические приемы снижения у пациента болезненных ощущений. Уважение чувств пациентов. Проявление у пациентов чувства стыда. Психологические особенности работы с обнаженным телом подростка, пациентов противоположного пола. | 3 |
2. | Приморбидное состояние психики. Акцентуации характера (эпилептоидный шизоидный, астено-невротический, психостенический, экзальтированный, циклотомный, неустойчивый, конформный, истероидный, сенситивный). Психопатии. Факторы влияющие на отношение личности к болезни (пол, возраст, темперамент, мировоззрение, профессия, уровень образования). Типы психологического реагирования на заболевания по А.Е. Личко. | | |
Практические занятия | 2 | |
1. | Психология проведения сестринских манипуляций | |
2. | Типы личности и особенности работы в процессе проведения | | |
| сестринских манипуляций. | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
1. -
-
| Написать конспект «Типы реагирования на заболевания». Составление таблицы наблюдения за пациентом в процессе проведения сестринских манипуляций Подготовить сообщение на тему: «Методы работы с пациентами пожилого возраста», «Психопатии». | |
2. | Решение ситуативных задач по определению типа реагирования личности на болезнь. |
| 3. | Работа в паре по заполнению таблицы «Стандартизированный опрос и наблюдение за пациентом». | | |
| 4. | Написание психического статуса пациента. Резюмирование. | | |
Тема 3.6 Психопрофилактика болезней Саморегуляция эмоционального состояния | Содержание учебного материала |
2 | |
1. | Психогигиена, психопрофилактика их виды. Культивирование позитивного взгляда на жизнь, направленности на здоровье. Создание условий для положительных переживаний. Общий доброжелательный настрой персонала. Его терпимость и готовность помочь. Эстетика помещений, внешний вид медицинских работников. Возможность для пациента в стационаре общаться, при его желании, с близкими людьми. Социальная поддержка. Поддержание благоприятного психологического климата в поликлиниках, в палатах стационара, в процедурных кабинетах, там, где собираются пациенты. Психотерапия. | |
2. | Синдром эмоционального выгорания. Техники самопомощи: самонаблюдение, составление дневника, автобиография, релаксация, самопрограммирование, самоорганизация, самоисповедь, самоприказ, самоподкрепление, катарсис. Музыкотерапия, аромотерапия, сказкатерапия. |
| | | |
|
| | Психопрофилактика болезней. | Саморегуляция эмоционального состояния в профессиональной деятельности | | | |
Тема 3.7 Психологический уход за умирающим . | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Психология смерти. «Тело. Душа. Дух». Комплексный подход к человеку, к сестринскому уходу за ним. Психологический уход за умирающим. Общение с родственниками умирающего. Страх смерти. Острое горе. Стадии горевания. Что делать с собственным страхом смерти, ухаживая за умирающим. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Психологический уход за умирающим. Общение с родственниками умирающего. Страх смерти. Острое горе. Стадии горевания. Что делать с собственным страхом смерти, ухаживая за умирающим. | |
Самостоятельная работа обучающихся. |
| |
1. | Подготовить сообщения на тему: «Умирающие дети и дети переживающие утрату», «Столкновение со смертью как самопознание», «Уход за пациентами Хосписа», «Танатология и горе в старости». | |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | |
Всего: | 102 ч | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Дисциплина психология занимает ведущее место в системе подготовки специалистов среднего звена.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии, мастерских – нет, лабораторий – нет.
4.2. Информационное обеспечение обучения
4. Психология для медицинских училищ и колледжей / под. Ред. Островской И. В./изд. “ГЭОТАР-медиа”, М., 2013.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины