СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по речевой практике 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевой практике 4 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»







Согласовано: Утверждено:

___________ ___________

Руководитель МО Ловцова М.Ю. директор школы Гармаева Е.С.

протокол №1 от 31.08.2023г. приказ №141 от 01.09.2023г.








Рабочая адаптированная программа общего образования

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1

«Речевая практика»


(для 4 класса)









Составитель: Будаева Н.Г.

учитель начальных классов














г. Закаменск

2023-2024 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 0705.2013 №99, от 2307.2013 №203 – ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 (далее – ФГОС УО (ИН);

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026, адресованной обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, общего, основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года №115 (с изменениями и дополнениями, редакция №69 от 11.02.2022г.);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Устава школы;

- Учебного плана на 2023-2024 учебный год.

Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с календарным учебным графиком ГБОУ «Закаменская СКОШИ» рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 35 учебных недель и составляет 70 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».

Цель учебного предметаразвитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.

Задачи обучения:

  • совершенствование речевого опыта;

  • обогащение языковых средств детей;

  • формирование выразительной стороны речи;

  • формирование у обучающихся навыков связной речи;

  • воспитание культуры речевого общения.

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе определяет следующие задачи:

  • ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;

  • улучшение таких качественных характеристик устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;

  • развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную структуру текста, по серии картинок;

  • развитие творческой активности обучающихся;

  • формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.

В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.

Содержание разделов

п/п

Название раздела, темы

Количество

часов

Контрольные

работы

1

Аудирование

10


2

Дикция и выразительность речи

22

2

3

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

28

4

4

Культура общения

10

1

Итого:

70

7

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • способность положительно относиться к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

    • представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;

    • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

    • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями);

  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

  • участвовать в беседе;

  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Достаточный уровень:

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

  • уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; 

  • правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

      • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

      • 1 балл - минимальная динамика;

      • 2 балла - удовлетворительная динамика;

      • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2» - не ставится.





  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Дата

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Делимся новостями – 4 часа

1

Мы снова в школе
Делимся новостями

1

Поздравление с началом учебного года

Знание и употребление слов приветствия и прощания в школе и дома. Введение в тему (рассматривание картинки, свободные высказывания детей по её содержанию)

Беседа с привлечением личного опыта

Составление рассказа об интересных событиях, произошедших летом, показ фотографий, рисунков. Конструирование диалогов на тему «Как я провёл лето»

Выражают свои просьбы, используют вежливые слова, используют правила этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми

Составляют рассказы на основе иллюстраций с помощью наводящих вопросов учителя

Правильно выражают свои просьбы, умеют здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используют соответствующие выражения

Составляют рассказы на основе иллюстраций


2

Мы снова в школе

1

Составление описания школы по плану

Конструирование диалогов-приветствий из заданных реплик

Знакомство с текстом стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом»

Составление рассказов на тему летнего отдыха с использованием карточек-опор с названиями фиксированных частей текста (начало, основная часть, конец)

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Участвуют в диалоге с помощью наводящих вопросов. Составляют рассказы с использованием карточек-опор с помощью наводящих вопросов учителя

Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения.

Участвуют в диалоге

Составляют рассказы на тему летнего отдыха с использованием карточек-опор


3

Как я провёл лето

1

Конструирование диалогов по рисункам на тему «Этим летом…»

Игра «Где я был-не расскажу, а что делал-покажу» с использованием рисунков

Составление обучающимися рассказов о самых интересных событиях прошедшего лета с опорой на карточки, называющие фиксированные части текста, и на выполненные рисунки

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения

Играют в игры, соблюдая правила

Составляют рассказы с опорой на карточки с помощью наводящих вопросов учителя

Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения

Играют в игру, соблюдая правила

Участвуют в диалоге

Составляют рассказы с опорой на карточки


4

Урок-игра «Угадай мой рисунок»

1

Рисование по теме летнего отдыха, угадывание темы рисунка, обсуждение

Составление рассказов по своим рисункам так, чтобы остальные ученики смогли догадаться, какой рисунок выполнен рассказчиком

Участвуют в обсуждении

Составляют рассказ по рисунку с помощью наводящих вопросов учителя

Участвуют в обсуждении

Составляют рассказ по рисунку


Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа

5

Я выбираю книгу

1

Чтение стихотворения учителем, обсуждение прочитанного, коллективный ответ на поставленный в стихотворении вопрос. Знание назначения библиотеки, правил поведения в библиотеке. Умение выбирать книгу в библиотеке

Участвуют в беседе

Знакомятся с правилами поведения в библиотеке

Умеют выбирать книгу в библиотеке с помощью учителя

Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного. Соблюдают правила поведения в библиотеке. Умеют выбирать книгу в библиотеке


6

Мы в библиотеке

1

Экскурсия в школьную библиотеку

Использование в речи и поведении ранее усвоенных правил поведения. Участие в диалоге с библиотекарем. Отгадывание загадок, беседа по картинке

Составление предложений с опорой на картину и собственные высказывания

Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план

Игра «Рассказ по кругу». Обмен первыми впечатлениями о книгах, принесённых обучающимися и учителем

Участвуют в беседе с библиотекарем. Составляют предложения с опорой на картинку с помощью наводящих вопросов учителя

Составляют рассказы «Моя любимая книга» с опорой на план с помощью наводящих вопросов учителя. Играют в игры, соблюдая правила

Умеют отвечать на вопросы по содержанию услышанного. Отгадывают загадки

Составляют предложения с опорой на картинку и собственные высказывания. Составляют рассказ «Моя любимая книга» с опорой на план. Играют в игры, соблюдая правила


7

Моя любимая книга

1


8

Моя любимая книга

1


«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа

9

«Подскажите, пожалуйста…»

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите пожалуйста...»). Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. Ролевые игры по теме ситуации

Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Обсуждают ситуацию с помощью учителя. Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Играют в игры, соблюдая правила

Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал. Обсуждают ситуацию. Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения. Играют в игры, соблюдая правила


10

«Подскажите, пожалуйста…»

1


11

«Подскажите, пожалуйста…»

1


12

«Подскажите, пожалуйста…»

1


Я за порогом дома – 3 часа

13

Я - пассажир

1

Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте

Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте

Ролевая игра «В автобусе»

Используют правила поведения в общественном транспорте. Используют вежливые слова. Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте с помощью учителя. Играют в игры, соблюдая правила

Умеют пользоваться правилами поведения в общественном транспорте

Используют вежливые слова. Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте

Играют в игры, соблюдая правила


14

Я - пассажир

1


15

Я - пассажир

1


В гости к сказке -7 часов

16

Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»

1

Прослушивание аудиозаписи сказки «Петушок — Золотой гребешок» с опорой на иллюстрации к уроку

Тренировочные упражнения в передаче характера и переживаний героев

Умение изменять силу голоса, тон и тема речи в зависимости от эпизода сказки

Проигрывание эпизодов сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев

Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя

Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя

Участвуют в проигрывании эпизодов сказки


17

Русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок»

1


18

Театрализованное представление сказки

1

Участие в театрализованном представлении сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев

Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя

Принимают участие в театрализованном представлении


19

Театрализованное представление сказки

1


20

Моя любимая сказка

1

Участие в викторине «Сказка ложь, да в ней намёк»

Представление любимой сказки в виде рассказа, пересказа, иллюстраций

Воспринимают на слух рассказы одноклассников

Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстративный материал

Пересказывают сказку с опорой на иллюстративный материал

Воспринимают на слух рассказы одноклассников

Отвечают на вопросы учителя

Пересказывают сказку


21

Моя любимая сказка

1


22

Моя любимая сказка

1


У телевизора – 4 часа

23

У телевизора

Планируем телевизионный досуг

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора

Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов

Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя


24

У телевизора. Планируем телевизионный досуг

1


25

Мои любимые передачи

1

Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.

Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план

Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов

Участвуют в коллективном обсуждении «Моя любимая книга» с помощью учителя, с опорой на план

Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя

Коллективно обсуждают «Моя любимая книга» с опорой на план


26

Мои любимые передачи

1


В гости к сказке – 3 часа

27

Игра «Лисичка-сестричка»


1

Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.)

Инсценирование сказки

Слушают сказку, умеют отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

Пересказывают сказку с опорой на иллюстрации.

Участвуют в проигрывании эпизодов сказки

Играют в игры, соблюдая правила

Понимают содержание сказки, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя

Инсценируют сказку

Играют в игры, соблюдая правила


28

Игра «Лисичка-сестричка»

1


29

Игра «Лисичка-сестричка»

1


Новогодние истории – 4 часа

30

Новогодние истории

1

Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах

Обсуждение замысла истории. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. Иллюстрирование истории согласно замыслу. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников

Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование)

Отвечают на вопросы учителя по содержанию просмотренных и видеофильмов. Обсуждают замысел истории с помощью наводящих вопросов. Составляют простые предложения с опорой на вопросный план и с помощью учителя. Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с помощью учителя

Понимают содержание детских видеофильмов, отвечать на вопросы учителя

Обсуждают замысел истории

Составляют распространенные предложения с опорой на вопросный план. Рассказывают получившие истории. Принимают участие в театрализованном представлении


31

Новогодние истории

1


32

Новогодние истории

1


33

Новогодние истории

1


Знаки-помощники - 4 часа

34

Знаки-помощники

1

Введение в тему (рассматривание картинок по теме «Знаки-помощники»)

Актуализация знаний обучающихся по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни

Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков

Повторяют правила ПДД

Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков с помощью учителя

Называют дорожные знаки и виды переходов, рисуют знаки. Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков


35

Знаки-помощники

1


36

Я – пассажир

1

Актуализация информации о предупреждающих и информационных знаках. Участие в викторине «О чём мне говорят знаки?»

Повторение правил поведения в общественном транспорте

Ролевая игра «Я – пассажир»

Составляют правила дорожного движения. Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями

Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета

Пользуются правилами дорожного движения

Участвуют в ролевых играх

Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета


37

Я – пассажир

1


В гостях у леса – 4 часа

38

В гостях у леса

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов)

Составление «Правил вежливого поведения в лесу»

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал

Участвуют в представлении работ в соответствии с речевыми возможностями

Составляют «Правила вежливого поведения в лесу» с помощью учителя

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Умеют воспроизводить составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал. Представляют работы. Составляют «Правила вежливого поведения в лесу»


39

В гостях у леса

1


40

В гостях у леса

1


41

В гостях у леса

1


Задушевный разговор 4 часа

42

Задушевный разговор

1

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Обсуждение проблемной ситуации (девочка расстроена, ей необходимо утешение). Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. Введение в контекст разговора словосочетания «задушевный разговор» (добрый, между друзьями или близкими людьми, негромкий). Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу»

Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу», соблюдая правила

Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций и с помощью учителя

Выбираю правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации. Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Играют в игру «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу»

Моделируют диалоги утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций


43

Задушевный разговор

1


44

Учимся общаться

1

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Совместное рассматривание картинки, обсуждение первых впечатлений. Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций

Соотнесение рассказов с личным опытом детей

Слушают рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке». Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации

Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций

Понимают содержание рассказов, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя

Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выбирают правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации

Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций

Соотносят составленные рассказы с о своим личным опытом с помощью учителя


45

Учимся общаться

1


Приглашение – 4 часа

46

Я получил приглашение

1

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта)

Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Составляют устные приглашения с опорой на план в соответствии с речевыми возможностями. Составляют текстовые письменные приглашения с помощью учителя. Моделируют диалоги с помощью наводящих вопросов

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения

Конструируют устные приглашения с опорой на план. Составляют текстовые письменные приглашения

Моделируют диалоги


47

Я получил приглашение

1


48

Я получил приглашение

1


49

Инсценировка стихотворения А. Усачёва

«Приглашение улитке»

1

Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта)

Слушание аудиозаписи стихотворения, распределение ролей, инсценирование стихотворения А. Усачёва «Приглашение улитке»

Слушают стихотворение А. Усачёва «Приглашение улитке»

Участвуют в инсценировании стихотворения А. Усачёва «Приглашение улитке»

Понимают содержание стихотворения, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя. Инсценируют стихотворение А. Усачёва «Приглашение улитке»


Поздравляю! – 6 часов

50

Поздравления

1


Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). Конструирование поздравлений Дифференциация в зависимости от адресата

Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке

Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток

Подготовка поздравительной открытки и подписи к ней

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя. Подписывают поздравительные открытки по образцу. Оформляют поздравительную открытку с помощью учителя

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями

Подписывают поздравительные открытки по образцу. Оформляют поздравительную открытку


51

Поздравления

1


52

Поздравления

1


53

Поздравления

1


54

Мы на Дне рождения

1

Составление предложений с опорой на схемы. Повторение правил поведения в гостях. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений

Обсуждение и проигрывание возможных конкурсов и развлечений, которые могут быть предложены в гостях

Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями

Составляют предложения с опорой на схемы и с помощью учителя. Произносят простые поздравления. Принимают участие в играх, соблюдая правила

Разучивают и рассказывают стихотворения

Составляют предложения с опорой на схемы

Составляют и воспроизводят простые поздравления

Принимают участие в играх, соблюдая правила


55

Мы на Дне рождения

1


Жду письма! – 4 часа

56

Жду письма!

1

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов, обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.)

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы. Используют структуру письма и участвуют в составлении коллективного письма. Составляют письма с помощью учителя. Участвуют в самостоятельной работе с дифференцированной помощью учителя

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Отвечают на вопросы. Пользуются структурой письма, опираются на план из ключевых слов при составлении коллективного письма. Составляют письма. Самостоятельно работают с дифференцированной помощью учителя


57

Жду письма!

1


58

Жду письма!

1


59

Жду письма!

1


«Извините меня…» - 4 часа

60

«Извините меня…»

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа на основе

личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня»)

Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения

Ролевые игры по теме ситуации

Рассматривают картинки

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения

Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения с помощью наводящих вопросов

Участвуют в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями

Рассматривают картинки.

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций

Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения

Участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций, в ролевых играх


61

«Извините меня…»

1


62

«Извините меня…»

1


63

«Извините меня…»

1


Поздравительная открытка

64

Поздравительная открытка к 9 мая

1

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне

Рисование праздничных открыток

Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным)

Подписывание открыток

Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки)

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Отвечают на вопросы. Слушают песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне. Разучивают и рассказывают стихотворения в соответствии с речевыми возможностями

Составляют поздравления с праздником с помощью наводящих вопросов и учителя

Подписывают открытки с опорой на образец

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций. Отвечают на вопросы. Понимают содержание стихов, песен, рассказов о ВОВ прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя. Разучивают и рассказывают стихотворения. Составляют поздравления с праздником различным адресатам с помощью учителя. Подписывают открытки


65

Поздравительная открытка к 9 мая

1


«Во саду ли в огороде» - 5 часов

66

«Во саду ли, в огороде»

1

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы - работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности)

Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения)

Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков

Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения

Рассматривают картинки

Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения. Участвуют в беседе;

отвечают на вопросы учителя. Выполняют и представляют творческие работы классу в соответствии с речевыми возможностями

Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов


Рассматривают картинки.

Активно участвуют в диалогах по темам речевых ситуаций, участвуют в беседе;

отвечают на вопросы учителя. Выполняют и представляют творческие работы классу. Обсуждают планы на каникулы с помощью наводящих вопросов. Задают вопросы учителю и одноклассникам

Составляют простой рассказ на тему «Как я буду проводить каникулы»


67

«Во саду ли, в огороде»

1


68-69

70

«Во саду ли, в огороде»

Обобщающий урок

2



1






Учебно-методический материал:

1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «Спектр-М», 2005.

3. Комарова, С.В. Устная речь. Методические рекомендации: 1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

4. Комарова, С.В. Устная речь. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015.

5. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;

- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;

- дидактический материал (комплект сюжетных картинок);

- демонстрационные таблицы.