СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку ФГОС третьего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку»


Календарно- тематическое планирование по предмету «Родной русский язык» 3 класс


Тема

Кол-во

часов

Наименование параграфа в учебнике

Задания на урок

Задания в качестве ДЗ


Раздел1. Русский язык: Прошлое и настоящее- 25ч.


1.1

Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим.

Синонимы. Антонимы. Оттенки значений.

Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные времена, почему сохранилось? Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми.


Урок1. Где путь прямой, там не езди по кривой.

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-rodnogo-russkogo-yazyka-gde-put-pryamoj-tam-ne-ezdi-po-krivoj-5285573.html


Упр.1-4

стр.4-8


Найти по две пословицы о правде и лжи.


Урок2. Где путь прямой, там не езди по кривой.



Упр.5 -8

стр.8- 11


Прочитать одно из произведений, предложенных в рубрике

«Круг чтения» (с. 11).


Урок 3. Кто друг прямой, тот брат родной


Упр.1-2

стр. 11-13

Найти пословицы и поговорки со словами «брат, братец».

Узнать их смысл.

Урок 4. Кто друг прямой, тот брат родной

Упр.3-6

стр.13-17

Написать мини-сочинение на тему «Что такое дружба?».

1.2

Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений. "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений.

Диалектные слова: почему одно явление получает разные названия?

Лексическая сочетаемость слов. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления.



11ч

У р о к 5. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yazyku-dozhdik-vymochit-a-krasno-solnce-vysushit-3-klass-5182239.html





Упр.1-4

стр.17-20

Найти стихи о дожде, приготовить их выразительное чтение

У р о к 6. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит


Упр.5-8

стр.20-24

Выполнить упр. 5, задание на с. 21, проектное задание (начать работу).


У р о к 7. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит


Упр.9-12

стр.25-26

Выполнить упр. 5, задание на с. 21, проектное задание (завершить работу).

Выполнить упр. 12 (с. 26) – найти или придумать (по желанию) загадки.


У р о к 8. Сошлись два друга – мороз да вьюга.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-rodnomu-yazyku-na-temu-soshlis-dva-druga-moroz-da-vyuga-3-klass-5430314.html




Упр.1-4

стр26-28

Найти «зимние» загадки.


У р о к 9. Сошлись два друга – мороз да вьюга


Упр.5-8

стр.28-33

Выполнить упр. 5 на с. 28, проектное задание (начать работу).


У р о к 10. Сошлись два друга – мороз да вьюга


Упр.9-11

стр.33-34

Придумать «снежные» загадки по аналогии с упр. 11 (с. 34).

Выполнить упр. 5 на с. 28, проектное задание (завершить работу).


У р о к 11. Ветер без крыльев летает

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-rodnomu-yazyku-na-temu-veter-bez-krylev-letaet-3-klass-5449474.html



Упр.1-3

стр.34-37

Выполнить упр. 2 на с. 35, проектное задание (начать работу).


У р о к 12. Ветер без крыльев летает


Упр.4-7

стр.37-40

Выполнить упр. 2 на с. 35, проектное задание (завершить работу).


У р о к 13. Какой лес без чудес

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-po-teme-kakoj-les-bez-chudes-4491958.html



Упр.1-3

стр.40-44

Выполнить упр. 3 на с. 43, проектное задание

У р о к 14. Какой лес без чудес


Упр.5-6

стр.44-47

Прочитать (на выбор) или вспомнить произведения, предложенные в рубрике «Круг чтения» (с. 49).


У р о к 15. Какой лес без чудес


Упр.7-9

стр.47-49

Найти информацию о растениях и животных, об особенностях которых можно узнать по их названию.


1.3

Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц.


3ч.

У р о к 16. Дело мастера боится.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-rodnomu-yaziku-na-temu-delo-mastera-boitsya-klass-4000619.html




Упр.1-3

стр.50-53

Найти 2–3 загадки о современных и исчезающих профессиях.


У р о к 17. Дело мастера боится


Упр.4-7

стр.53-56

Прочитать (на выбор) произведения, предложенные в рубрике «Круг чтения» (с. 59).


У р о к 18. Дело мастера боится


Упр.8-11 стр.57-58

Выполнить упр. 11 (с. 58).


1.4

Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.) Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть, гармошка и т.п.)


2ч.

У р о к 19. Заиграйте, мои гусли…

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-po-teme-zaigrajte-moi-gusli-4572509.html



Упр.1-4

стр.59-62

Прочитать (по желанию) одно из произведений, предложенных в рубрике «Круг чтения» (с. 67).


У р о к 20. Заиграйте, мои гусли…


Упр.5-8

стр.62-67

Выполнить упр. 9 (с. 67), проектное задание.


1.5

Названия старинных русских городов, происхождение названий. История городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей.

3ч.

У р о к 21. Что ни город, то норов.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yazyku-chto-ni-gorod-to-norov-4632966.html



Упр.1-3

стр. 67-70

Найти на карте России города, названия которых говорят об их расположении.


У р о к 22. Что ни город, то норов


Упр.4-5

стр.71-73

Выполнить упр. 8 (с. 77), проектное задание.



У р о к 23. Что ни город, то норов


Упр.6-9

стр.73-77

Готовить проект о городах.


1.6

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.


2ч.

У р о к 24. У земли ясно солнце, у человека – слово.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yazyku-na-temu-u-zemli-yasno-solnce-u-cheloveka-slovo-3-klass-5755362.html



Упр.1-8

стр.78-82

Нарисовать девушку или юношу в русских костюмах.


У р о к 25-26. У земли ясно солнце, у человека – слово


Упр.9-13

стр.82-84

Найти стихи и песни о дубе.


Итого по разделу

25





Раздел 2. Язык в действии-15ч


2.1

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка.

3ч.

У р о к 32. Для чего нужны суффиксы?

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-dlya-chego-nuzhny-suffiksy-3-klass-6039771.html



Упр.1-3

стр.88-91

Выполнить задание на карточке.

Измени суффикс в выделенных словах так, чтобы большой кот стал маленьким.


У р о к 33. Для чего нужны суффиксы?


Упр.4-6

стр.91-92

Выполнить задание на карточке.

Как должна звучать потешка? Измени выделенные слова на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


У р о к 34. Для чего нужны суффиксы?


Упр.7-9

стр.92-96

Выбрать и записать потешку и русскую народную песню, подчеркнуть в них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Прочитать (на выбор) произведения, предложенные в рубрике «Круг чтения» (с. 96).


2.2

Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке.

3ч.

У р о к 35. Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-klass-rod-imyon-suschestvitelnih-1725896.html



Упр.1-3

стр.96-99

Выполнить задание на карточке.

Определи род слов по словарю.


У р о к 36. Все ли имена существительные

«умеют» изменяться по числам?

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-vse-li-imena-sushestvitelnye-umeyut-izmenyatsya-po-chislam-3-klass-5514709.html



Упр.1-3

стр.99-100

Найти и записать пять слов, у которых нет формы множественного числа.


У р о к 37. Все ли имена существительные

«умеют» изменяться по числам?


Упр.4-6

стр.101-102

Найти и записать пять слов, которые употребляются только во множественном числе.


2.3

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

3ч.

У р о к 38. Все ли имена существительные

«умеют» изменяться по числам?


Упр.7-9

стр.103-104

Составить и записать предложения со словами «духи», «мебель», «ладони», «Байкал».


У р о к 39. Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Упр.1-5

стр.104-107

Выучить слова с правильным ударением (рубрика «Говори правильно», с. 105).


У р о к 40. Как изменяются имена существительные во множественном числе?


Упр.6-9

стр.107-108

Выучить вывод из упражнения 8 на с. 108, привести не менее пяти примеров

2.4

Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа).

3ч.

У р о к 41. Как изменяются имена существительные во множественном числе?

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-po-teme-kak-izmenyayutsya-imena-sushestvitelnye-vo-mnozhestvennom-chisle-3-klass-5515715.html



Упр. 10 -14

стр. 108–110


Выполнить задание на карточке.

– Запиши слова из скобок в нужной форме.


У р о к 42. Зачем в русском языке такие разные предлоги?


Упр. 1 -3

стр. 111-113


Найти и записать две пословицы с предлогами.


У р о к 43. Зачем в русском языке такие разные предлоги?


Упр. 4-6

стр. 113-114


Составить три предложения, в которых будут слова с одинаковыми предлогом и приставкой

2.5

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.

3ч.

У р о к 44. Зачем в русском языке такие разные предлоги?

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yazyku-zachem-v-russkom-yazyke-takie-raznye-predlogi-3-klass-5180157.html


Упр. 7-10

стр. 115-117

Составить три предложения с необычными предлогами

У р о к 45. Проверочная работа

«Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»




Урок 46 Повторение



Итого по разделу

15





Раздел3. Секреты речи и текста -25ч


3.1

Особенности устного выступления.

5ч.

У р о к 27. Презентация проекта

«Природный словарь. “Дождевые” слова»

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-3-klass-dozhdevye-snezhnye-slova-i-slova-vetra-obob-5754202.html




Подготовить презентацию проекта «“Снежные” слова».


У р о к 28. Презентация проекта

«Природный словарь. “Снежные” слова»



Подготовить презентацию проекта «Слова ветра».


У р о к 29. Презентация проекта

«Природный словарь. Слова ветра»



Подготовить презентацию проекта «“Лесные” слова».


У р о к 30. Презентация проекта «Природный словарь. “Лесные” слова»




У р о к 31. Презентация проектов «Русские народные инструменты», «Гармонь»

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-russkie-narodnie-instrumenti-2991502.html





3.2

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).


У р о к 46. Создаем тексты-рассуждения.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-osobennosti-teksta-rassuzhdeniya-1218970.html



Упр. 1-2

стр. 118-119


Составить текст-рассуждение на тему «Почему я люблю своего питомца».


У р о к 47. Создаем тексты-рассуждения


Упр. 3-4

стр. 119–120


Привести 2–3 аргумента в подтверждение вывода о том, что уроки лучше делать днем, а не вечером.


У р о к 48. Создаем тексты-рассуждения


Упр. 5

стр. 122


Доказать верность утверждения «Янтарь воду с землей связал».


У р о к 49. Создаем тексты-рассуждения

Упр. 6-8

стр. 123


Повторить материал о тексте-рассуждении.


У р о к 50. Создаем тексты-рассуждения.

Проверочная работа




3.3

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

10ч

У р о к 51. Учимся редактировать тексты.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yazyku-redaktirovanie-teksta-4265128.html



Упр. 1

стр. 124–126


Выполнить задание на карточке.

Поменяй абзацы местами, чтобы получился текст. Запиши его.


У р о к 52. Учимся редактировать тексты


Упр. 2

стр. 126


Выполнить задание на карточке. Какое предложение стоит не на своем месте? Запиши отредактированный текст.


У р о к 53. Учимся редактировать тексты


Упр. 3

стр. 127


Выполнить задание на карточке.

Восстанови порядок следования абзацев. Запиши отредактированный текст.


У р о к 54. Учимся редактировать тексты


Упр. 4

стр. 128


Выполнить задание на карточке.

Напишите, какие предложения могут быть на месте пропуска.


У р о к 55. Учимся редактировать тексты


Упр. 5

стр. 128–129


Выполнить задание на карточке.

Определи, где пропущено предложение. Напиши, какое это может быть предложение.


У р о к 56. Учимся редактировать тексты


Упр. 6

стр. 129


Выполнить задание на карточке

Восстанови порядок предложений. Запиши текст.


У р о к 57. Учимся редактировать тексты


Упр. 7-8

стр. 130


Записать на карточке текст, в котором нарушен порядок предложений.


Ур о к 58. Учимся редактировать тексты

Упр. 9

стр. 130–131


Выполнить задание на карточке.

Найди в тексте лишние предложения.


У р о к 59. Учимся редактировать тексты


Упр. 10

стр. 132

Записать на карточке текст с лишними предложениями (можно использовать рассказы Н. Сладкова или М. Пришвина).


У р о к 61. Учимся редактировать тексты

Проверочная работа


Упр. 11

стр. 132–133

. Выполнить упр. 12 (с. 133).



3.4

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.






4ч.

У р о к 62. Создаем тексты-повествования.

https://rosuchebnik.ru/material/tekst-povestvovanie-russkiy-yazyk-3-klass-prezentaciya-k-uroku/




Упр. 1-2

стр. 134–137


Из книг, предложенных в рубрике «Круг чтения» (с. 142), узнать о богородской игрушке.

Ученикам, которые выбрали гжельскую игрушку, приготовить рассказ о гжельской росписи.


У р о к 63. Создаем тексты-повествования



Из книг, предложенных в рубрике «Круг чтения» (с. 142), узнать о гжельской росписи.

Ученикам, которые выбрали городецкую деревянную игрушку, приготовить рассказ об этом промысле.

У р о к 64 Создаем тексты-повествования



стр. 137–138


Из книг, предложенных в рубрике «Круг чтения» (с. 142), узнать о городецкой росписи.

Ученикам, которые выбрали дымковскую и филимоновскую игрушки, приготовить рассказ об этих промыслах.


У р о к 65. Создаем тексты-повествования


стр. 138-139

Ученикам, которые выбрали карго польскую игрушку, приготовить рассказ об этом промысле.


3.5

Особенности устного выступления.

1ч.

У р о к 66. Создаем тексты-повествования



Записать историю встречи и приключений игрушечных героев различных промыслов и представить ее классу.

Итого по разделу

25




Резервное время

3

Урок 60

Урок 67

Урок 68



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68