РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
1 класс
на 2020– 2021 уч. г.
Учитель: Голованова.Н.П.
МБОУ СШ№7 г.Волгодонска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы«Русский язык» В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.
Классификация программы: типовая
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФГОС НОО
Положение о рабочей программе педагогов МБОУ СШ №7 г. Волгодонска;
Годовой календарный учебный график МБОУ СШ №7 г. Волгодонска на 2020-2021 учебный год.
Цель программы:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в базисном учебном плане:
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 67 уроков в течение учебного года.
Учебные пособия, используемые для реализации программного содержания:
1. Русский язык. 1 класс. Учебник +CD / Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2018.
2. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (Диск CD-ROM),
авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Русский язык. 1 класс / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2020.
4. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Содержание программы:
Раздел | Количество часов | Из них |
Списывание | Развитие речи | Проверочные работы | Диктанты | Проекты |
Наша речь. | 4 | | | | | |
Текст, предложение, диалог. | 10 | 1 | | 1 | | |
Слова, слова, слова… | 10 | | 1 | 1 | | |
Слово и слог. Ударение. | 11 | | 2 | 2 | | |
Звуки и буквы. | 32 | 1 | 2 | 2 | 2 | Проект «Скороговорка» Проект «Сказочная страничка» |
Итого: | 67 | 2 | 5 | 6 | 2 | 2 |
Фонетика и орфография. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный - непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное и логическое ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков ( в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарями.
Подготовка к усвоению морфологии. Слова – названия предметов и явлений; слова – названия признаков предметов; слова – названия действий предметов.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
разделительный ь;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведениями разговора.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Составление плана к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, классный, корова, лисица, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:
под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
различать слово и предложение;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук й;
обнаруживать в словах изученные орфограммы;
правильно оформлять границы предложений;
обозначать пробелами границы слов;
писать большую букву в именах собственных;
соблюдать основное правило переноса слов;
правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;
не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн. нщ и др.;
списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);
обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки в специально предложенных и собственных записях;
правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;
под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
составлять небольшой текст на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя,
составлять текст из предлагаемых абзацев;
выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и написанием;
писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.
Планируемые результаты освоения предмета « Русский язык »
Личностными результатами являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
знать все буквы русского алфавита;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Система оценки достижения планируемых результатов:
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема урока | Дата проведения |
94 | Знакомство с учебником. | 01.02 |
95 | Язык и речь. | 02.02 |
96 | Виды речи (общее представление). | 03.02 |
97 | Устная и письменная речь. | 04.02 |
98 | Текст (общее представление). | 05.02 |
99 | Смысловая связь предложений в тексте. | 15.02 |
100 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 16.02 |
101 | Заголовок текста. | 17.02 |
102 | Выделение предложения из речи. | 18.02 |
103 | Установление связи слов в предложении. | 19.02 |
104 | Установление связи слов в предложении. | 22.02 |
105 | Диалог. | 24.02 |
106 | Знаки препинания в конце предложения. Проверочная работа №1. | 25.02 |
107 | Знаки препинания в конце предложения. Списывание. | 26.02 |
108 | Слово. Роль слов в речи. | 01.03 |
109 | Слова-названия предметов и явлений. | 02.03 |
110 | Слова-названия предметов и явлений. | 03.03 |
111 | Слова-названия признаков предметов. | 04.03 |
112 | Слова-названия признаков предметов. | 05.03 |
113 | Слова-названия действий предметов. | 09.03 |
114 | Развитие речи. Вежливые слова. | 10.03 |
115 | Слова однозначные и многозначные. | 11.03 |
116 | Слова, близкие и противоположные по значению. Словари. Проверочная работа №2. | 12.03 |
117 | Слово и слог. | 15.03 |
118 | Слово и слог. | 16.03 |
119 | Перенос слов. Проверочная работа №3. | 17.03 |
120 | Развитие речи.Коллективное составление содержания основной части сказки. | 18.03 |
121 | Ударение. | 19.03 |
122 | Ударные и безударные слоги. | 29.03 |
123 | Ударные и безударные гласные. | 30.03 |
124 | Ударные и безударные гласные. | 31.03 |
125 | Ударные и безударные гласные. | 01.04 |
126 | Ударные и безударные гласные. Проверочная работа №4. | 02.04 |
127 | Развитие речи.Восстановление деформированного текста. | 05.04 |
128 | Звуки и буквы. | 06.04 |
129 | Русский алфавит, или Азбука. | 07.04 |
130 | Гласные звуки и буквы. | 08.04 |
131 | Согласные звуки и буквы. | 09.04 |
132 | Буквы Й и И. | 12.04 |
133 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 13.04 |
134 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Проверочная работа №5. | 14.04 |
135 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 15.04 |
136 | Контрольное списывание. | 16.04 |
137 | Мягкий знак. | 19.04 |
138 | Мягкий знак. | 20.04 |
139 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 21.04 |
140 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 22.04 |
141 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 23.04 |
142 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 26.04 |
143 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 27.04 |
144 | Проверочный диктант. | 28.04 |
145 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 29.04 |
146 | Шипящие согласные. | 30.04 |
147 | Шипящие согласные. | 04.05 |
148 | Развитие речи.Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 05.05 |
149 | Наши проекты. Скороговорки. | 06.05 |
150 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, | 07.05 |
151 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, | 11.05 |
152 | Буквосочетания ЖИ – ШИ. | 12.05 |
153 | Буквосочетания ЧА –ЩА. | 13.05 |
154 | Буквосочетания ЧУ – ЩУ. | 14 05 |
155 | Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА –ЩА, ЧУ – ЩУ. . Проверочная работа № 6. | 17.05 |
156 | Заглавная буква в словах. | 18.05 |
157 | Заглавная буква в словах. Словарный диктант. | 19.05 |
158 | Контрольный диктант. | 20.05 |
159 | Работа над ошибками. | 21.05 |
160 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма) | 24.05 |
1