Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка» Искитимского района Новосибирской области
«Согласовано» Руководитель МО Абросимова Е.В. Протокол № от « »2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ «СОШ с.Быстровка» Герман Н.И. « » 2019г. |
Рабочая программа
по русскому языку 10-11 классы ФГОС
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № от
Программу составила учитель
русского языка и литературы
Е.В.Липкина
с.Быстровка
2019-2020 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится
искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
выпускник научится
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; •соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (Углубленный уровень )
10 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Лексикография.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.
Части речи.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор числительных. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. 7 Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы. Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
11 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-10 КЛАССЕ.
СТИЛИСТИКА. Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
СТИЛИСТИКА. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера
употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Тема | Количество часов | |
Контрольные работы. | Развитие речи |
1. | Введение. Общие сведения о языке | 1 | - | - |
2. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 10 | 1 | 2 |
3. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 9 | 2 | 2 |
4. | Морфемика и словообразование. | 9 | 2 | - |
5. | Морфология и орфография. | 79 | 12 | 5 |
Всего | | 108 часов | 17 | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ | Тема | Количество часов | В том числе |
Контрольные работы. Практикумы. | Развитие речи |
1. | Введение. Из истории русского языкознания. | 1 | - | - |
2. | Повторение и обобщение изученного в 5-10 классе. | 13 | 1 | - |
3. | Синтаксис. Пунктуация. | 68 | 2 | 6 |
4. | Культура речи. | 3 | 1 | 2 |
5. | Стилистика. Функциональные стили речи. | 13 | - | 6 |
6. | Повторение и обобщение пройденного | 4 | - | - |
Всего | | 102 часа | 4 | 14 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1.Введение. Функции русского языка. | 1 | Осознавать роль русского языка в жизни человека и общества. Осознавать функции русского языка как государственного и языка межнационального общения. Понимать роль и значение русского литературного языка. Уметь выявлять характерные признаки разных стилей, определять стилевую принадлежность текста, создавать тексты разных стилей |
2. Лексика. Фразеология. Лексикография. | 10 | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей. Расширять свой лексический запас. Определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Осознавать выразительные возможности указанных групп слов, находить их в литературном произведении. Определять роль изобразительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художественного произведения, уметь сознательно употреблять их в своей речи. Осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности. Уметь объяснить значение и происхождение фразеологизмов. Уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации. |
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 9 | Владеть основными терминами и понятиями раздела. Уметь объяснять причины появления возможных ошибок, связанных с фонетическими процессами в слове. Уметь выполнять фонетический разбор. Вырабатывать правильное литературное произношение. Уметь при необходимости сопоставить фонетические системы двух разных языков: русского и изучаемого иностранного языка. Уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразительности, определять их роль в произведении |
4. Морфемика и словообразование. | 9 | Владеть основными терминами и понятиями раздела. Употреблять их при выполнении аналитических упражнений по морфемике и словообразованию. Понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способами образования слов, между словообразованием и формообразованием. Осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами. Осознавать стилистические возможности морфем. Находить в тексте художественного произведения слова с стилистически окрашенными морфемами. Уметь объяснять роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении |
5. Морфология и орфография. | 79 | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии. Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи. Определять грамматические признаки имени существительного. Определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Уметь на этой основе выбирать верные формы сочетающихся с именами существительными имён прилагательных и глаголов прошедшего времени. Понимать особенности выбора падежных окончаний имён существительных, выбирать верные в стилистическом и грамматическом плане варианты окончаний. Обобщить правила написания сложных имён существительных и составных наименований. Выполнять морфологический разбор имён существительных Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи. Выявлять стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения и на этой основе выбирать верные грамматические формы степеней сравнения имён прилагательных. Выявлять особенности образования и употребления кратких прилагательных. Уметь выбирать синонимические формы полных и кратких имён прилагательных. Обосновывать свой выбор. Выполнять морфологический разбор имён прилагательных. Обоснованно выбирать верные формы падежных окончаний имён прилагательных. Объяснять выбор написания имён прилагательных, использовать изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных в речи. Находить в текстах художественных произведений имена прилагательные, выявлять эпитеты и определять их роль в создании образа и настроения. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени числительном как части речи. Производить морфологический разбор имени числительного. Анализировать особенности склонения имён числительных. Понимать особенности употребления имён числительных в речи. Употреблять в собственной речи верные формы имён числительных Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о глаголе как части речи. Понимать особенности грамматических категорий глагола. Употреблять в речи правильные глагольные формы. Уметь правильно образовывать формы глагола. Выполнять морфологический разбор глагола. Выбирать и обосновывать верные варианты глагола в собственной речевой практике. Определять роль глаголов в предложении и тексте Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о причастии как особой форме глагола. Выполнять морфологический разбор причастия. Понимать особенности образования причастий с учётом грамматических и сочетательных норм. Употреблять верные формы причастий в собственной речи, обосновывать свой выбор Деепричастие. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о деепричастии как особой форме глагола. Выполнять морфологический разбор деепричастия. Осознавать процессы, приводящие к переходу деепричастий в наречия и предлоги. Определять роль деепричастий в предложении и тексте. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о наречии как о части речи. Производить морфологический разбор наречий. Выявлять признаки выбора написаний наречий, применять правила в речевой практике. Определять стилистические возможности наречий, осознавать необходимость верного употребления наречий в собственной речевой практике Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о категории состояния как о части речи. Понимать сложность выявления слов категории состояния и их отличия от наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Выполнять морфологический разбор слов категории состояния. Определять роль слов категории состояния в предложении и тексте. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи. Выполнять морфологический разбор предлогов. Объяснять написание предлогов. Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о союзах и их грамматических признаках. Выполнять морфологический разбор союзов. Объяснять написание союзов. Определять роль союзов в предложении и тексте. Употреблять союзы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о частицах и их грамматических признаках. Выполнять морфологический разбор частиц. Объяснять выбор верного написания частиц. Определять роль частиц в предложении и тексте. Употреблять частицы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о междометиях и их грамматических признаках. Выполнять морфологический разбор междометий. Объяснять выбор верного написания междометий. Определять роль междометия в предложении и тексте. Употреблять междометия в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка. |
11 класс
Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1.Введение. Из истории русского языкознания. | 1 | Расширять лингвистический кругозор. Осознавать роль великих русских учёных-лингвистов в истории русского языкознания |
2.Повторение и обобщение изученного в 5-10 классе. | 13 | Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления |
3.Синтаксис. Пунктуация. | 68 | Знать основные принципы русской пунктуации. Выполнять пунктуационный анализ Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о словосочетаниях, их строении и значении. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению и строению словосочетания. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о предложениях, их строении и значении. Выявлять особенности строения и значения простых предложений. Моделировать предложения различной структуры в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в собственной речевой практике. Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое. Выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простых осложнённых предложений. Создавать синонимические конструкции простых предложений. Понимать и использовать в своей речи выразительные возможности порядка слов в предложении. Сопоставлять и анализировать синонимические предложения разной структуры, выявлять их различия. Корректировать интонацию простого предложения в зависимости от структуры, значения, речевого замысла. Интонационно правильно выделять логическое ударение в предложениях. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об однородных членах предложения, способах их соединения. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Моделировать предложения с различными рядами однородных членов. Выявлять выразительные возможности однородных членов предложения. Наблюдать и анализировать, как изменяется характер восприятия предложений в зависимости от включения различных рядов однородных членов. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об обособленных членах предложения. Находить в тексте предложения с обособленными членами, определять их выразительные возможности. Анализировать структурные особенности предложений с обособлениями и расставлять на этой основе знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Моделировать предложения с обособленными членами. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об обособленных членах предложения. Находить в тексте предложения с обособленными членами, определять их выразительные возможности. Анализировать структурные особенности предложений с обособлениями членами и расставлять знаки препинания. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о сложном предложении. Понимать синонимию сложного предложения. Уметь моделировать сложные предложения разной синтаксической структуры, преобразовывать сложные предложении в простые и наоборот. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения. Различать смысловые и грамматические особенности сложных предложений разных видов. Уметь использовать сложные предложения разной структуры при создании собственного текста. Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о предложениях с чужой речью. Анализировать структурные особенности предложений с чужой речью. Выявлять основные пунктуационные признаки, определяющие постановку знаков препинания в предложениях с чужой речью. Уметь пользоваться синонимическими возможностями предложений с чужой речью разных типов. Правильно употреблять знаки препинания при цитировании. Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения об употреблении знаков препинания. Понимать смыслоразличительную функцию знаков препинания. Уметь анализировать трудные случаи пунктуационного оформления письменного высказывания. |
4.Культура речи. | 3 | Повторить, обобщить и систематизировать сведения о языке и речи. Уметь находить информацию о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Видеть ошибки и исправлять их в соответствии с нормами русского литературного языка. Определять качества хорошей речи. Соблюдать требования к коммуникативным качествам хорошей речи в собственной речевой практике. Моделировать ораторские тексты разной направленности, различных речевых жанров. |
5.Стилистика. Функциональные стили речи. | 13 | Понимать стилистические требования к организации избранного говорящим языкового материала. Находить при анализе художественного текста различные тропы. Уметь доказать принадлежность текста к тому или иному стилю, различать стили речи по лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам. Уметь сопоставлять тексты разных стилей. Знать жанры, характерные для каждого стиля речи. Уметь создавать тексты разных стилей и жанров. Знать и уметь сформулировать основные признаки текста. Различать функционально-смысловые типы речи. Моделировать тексты разных стилей и типов в зависимости от речевого замысла и поставленной задачи подготовленного сообщения. |
6.Повторение и систематизация изученного материала. | 4 | Повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе обучения курсу в 10—11 классах |