6
|
|
| | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Учитель | Ляшкова Галина Николаевна | | | |
| | | | | | | | | | |
Учебный год | 2018 / 2019 | | | |
| | | | | | | | | | |
Класс | 11 | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Название учебного предмета | Русский язык | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в год | | 102 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в неделю | 2,5 часа | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования МБОУ «ЗСШ», Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын).
Для реализации программы используется учебник «Русский язык. 11 класс» авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014.
На изучение предмета «Русский язык» в 11 классе МБОУ «ЗСШ» отводится 85 часов в год (2,5 часа в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы от 30.08.2018 г. № 01-16/371
Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
- приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры;
- понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;
- выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
- совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств;
- формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;
- осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка учащийся должен:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке .
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Повторение изученного о тексте, а также по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии, морфемике, морфологии и словообразованию .
Повторение изученного о тексте. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Обучение написанию части С
Проблема текста. Комментарий текста. Определение позиции автора в тексте. Аргументация высказывания. Естественные и искусственные доказательства. Композиция сочинения. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.
Публицистический стиль речи
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование мною введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание | Кол-во часов | В том числе контрольных работ | В том числе развития речи |
Введение. культура речи | 1 | | |
Синтаксис и пунктуация (56) |
Словосочетание | 1 | Стартовая диагностическая работа. | |
Простое предложение | 29 | 1. Диктант с грамматическим заданием № 1. 2.Контрольная работа №1. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ. | Контрольное сочинение- рассуждение. Контрольное изложение. |
Сложное предложение | 26 | 3.Диктант с грамматическим заданием №2. 4.Контрольная работа №2. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ. | Контрольное сочинение. |
Стилистика (28) |
Стилистика. Функциональные стили речи | 15 | 5.Контрольная работа №3. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ. | Контрольное изложение |
Обобщение изученного | 13 | Итоговая контрольная работа. | Контрольное сочинение-рассуждение. |
Итого | 85 (Р.р-15) | 7 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
(2,5 часа в неделю, всего 85 часов)
№ урока | Дата проведения по плану | Дата фактическая | Тема урока |
ВВЕДЕНИЕ (1ч.) |
1 | 05.09 | | Введение. Слово о русском языке. |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (29 ч.) |
2 | 06.09 | | Принципы русской пунктуации. |
3 | 12.09 | | Стартовая диагностическая работа. |
4 | 13.09 | | Словосочетание. |
5 | 19.09 | | Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения. |
6 | 20.09 | | Нормативное согласование между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. |
7 | 26.09 | | Особенности употребления второстепенных членов предложения. |
8 | 27.09 | | Двусоставные и односоставные предложения. |
9 | 03.10 | | Проверочная работа в формате ЕГЭ. Безличные предложения. |
10 | 04.10 | | Виды осложнения простого предложения. |
11 | 10.10 | | Полные и неполные предложения. |
12 | 11.10 | | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. |
13 | 17.10 | | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. |
14 | 18.10 | | Р.р. 1.Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения. |
15 | 24.10 | | Р. р. 2. Контрольное сочинение – рассуждение. |
16 | 25.10 | | Р. р. 3. Устное выступление Доклад. Дискуссия. Работа над ошибками контрольного сочинения. |
17 | 07.11 | | Р. р. 4. Комплексный анализ текста. Вводные слова и предложения, знаки препинания при них. |
18 | 08.11 | | Обращения и знаки препинания при них. |
19 | 14.11 | | Диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Простое предложение». |
20 | 15.11 | | Знаки препинания при обособленных членах предложения. |
21 | 21.11 | | Обособление определений. |
22 | 22.11 | | Обособленные определения, выраженные причастным оборотом |
23 | 28.11 | | Обособление приложений. |
24 | 29.11 | | Р.р. 5. Подготовка к написанию контрольного изложение . |
25 | 05.12 | | Р.р. 6. Контрольное изложение. |
26 | 05612 | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Работа над ошибками контрольного изложения. |
27 | 12.12 | | Знаки препинания при сравнительном обороте. |
28 | 13.12 | | Р.р.7. Подробный пересказ текста . |
29 | 19.12 | | Р.р. 8. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы. |
30 | 20.12 | | Контрольная работа № 1. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ. |
31 | 26.12 | | Анализ контрольной работы. Подробный пересказ текста . |
32 | 27.12 | | Итоговый урок за 1 полугодие. |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (26 ч.) |
33 | | | Сложное предложение. |
34 | | | Сложноподчиненное предложение. |
35 | | | Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. |
36 37 | | | Основные группы придаточных предложений по значению. |
38 | | | Самостоятельная работа по теме «ССП», «СПП с одним придаточным». |
39 40 | | | СПП с несколькими придаточными. |
41 42 | | | Бессоюзное сложное предложение. |
43 | | | Р.р.- 9. Подготовка к написанию контрольного сочинения. |
44 | | | Р.р.- 10. Контрольное сочинение. |
45 | | | Сложные предложения с разными видами связи. Работа над ошибками контрольного сочинения. |
46 | | | Сложные предложения с разными видами связи. |
47 | | | Предложения с прямой речью. |
48 | | | Способы оформления чужой речи, цитирование. |
49 | | | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. |
50 | | | Принципы и функции русской пунктуации. |
51 | | | Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. |
52 | | | Диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Сложное предложение». |
53 | | | Синтаксическая синонимия. |
54 | | | Факультативные и альтернативные знаки препинания. |
55 | | | Синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка. |
56 | | | Работа над ошибками контрольного изложения. Особенности употребления знаков препинания в сложных предложениях. |
57 | | | Обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация». |
58 | | | Контрольная работа №2. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ. |
СТИЛИСТИКА. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ (15 ч.) |
59 | | | Стилистика. Функциональные стили речи. Разновидности употребления языка. |
60 | | | Р.р. 11. Подготовка к написанию контрольного изложения . |
61 | | | Р.р.12. Контрольное изложение. |
62 | | | Научный стиль речи. |
63 | | | Официально-деловой стиль. |
64 | | | Публицистический стиль. |
65 | | | Жанры публицистического стиля. |
66 | | | Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. |
67 | | | Эссе как жанр публицистического стиля. |
68 | | | Дискуссия как жанр публицистического стиля. |
69 | | | Художественный стиль. |
70 | | | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. |
71 | | | Стилистические функции порядка слов. |
72 | | | Основные виды тропов. |
73 | | | Контрольная работа №3. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ. |
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (12 ч.) |
74 | | | Фонетика. Орфоэпия. |
75 | | | Фонетика. Орфоэпия. |
76 | | | Лексика. Фразеология. |
77 | | | Морфемика. Словообразование. |
78 | | | Морфемика. Словообразование. |
79 | | | Р.р.13. Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения. |
80 | | | Р.р. 14. Контрольное сочинение-рассуждение |
81 | | | Морфология. |
82 | | | Итоговая контрольная работа |
83 | | | Анализ контрольной работы. Выразительные средства языка |
84 | | | Р.р. 15. Текст. Информационная переработка текста. |
85 | | | Повторение и обобщение изученного. Итоговый урок за год. |