СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саралинская средняя общеобразовательная школа».



Рассмотрено

Руководитель ШМО гуманитарного цикла

__________ Сарапу И.В.


Протокол № 1 от

«__» ____________ 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______ Аболешева Н.В.


«__» __________ 2018г.

Утверждено

Директор МБОУ «Саралинская СОШ»

__________ Гребенькова О.В


Приказ №

от «___» __________ 2018г.




Рабочая программа

по русскому языку

6 класс

на 2018-2019 учебный год


(204 часа)








Учитель:

Сарапу Ирина Владимировна



















Сарала, 2018




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерной программы по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), Программы по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение, 2012), Положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по учебным предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС ООО (приказ №99 от 01.09.15) и Учебного плана МБОУ «Саралинская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

Программа ориентирована на использование учебника: Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. М.: «Просвещение» 2014, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 от 31.03.2014г. с последующими изменениями).

Образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Саралинская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

В учебном плане МБОУ «Саралинская СОШ» в 6 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на предмет «Русский язык» отведено в общем объеме 204 часа, 6 часов в неделю.

Цели, реализуемые рабочей программой для 6 класса:

Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 6 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

  • развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование УУД (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

Региональный компонент и этнокультурная составляющая реализуются через содержание учебного материала.

Особенности преподавания учебного предмета в данном классе:

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения и расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 6 класса и специфики классного коллектива. В 6 классе обучаются 11 человек. Двое детей с ОВЗ, который требует индивидуального подхода в обучении.

В работе с детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания с учетом адаптации его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидуальным особенностям.

В классе есть обучающиеся со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией к учению, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов деятельности. Обучение будет строиться на использовании следующих технологий и методов: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метода проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации на уроках русского языка и другие.

Все учащиеся, которые испытывают затруднения в учебе, приглашаются на дополнительные занятия, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к России, её языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

-оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Все виды УУД на ступени 5-6 класса ученик формирует в сотрудничестве с учителем, при непосредственном его контроле за речью, за умением аргументировать свою позицию, работать в группе при решении познавательных, регулятивных задач.



3. Содержание учебного предмета

6 КЛАСС (204ч)

О языке

Слово как основная единица языка.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

ГРАММАТИКА

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

ПРАВОПИСАНИЕ

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Местоимение

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.


Содержание

Кол-во

часов

Контроль знаний

1

Введение. Язык. Речь. Общение

4


2

Повторение изученного в 5 классе

20

1

3

Текст

10


4

Лексика. Фразеология. Культура речи

19


5

Словообразование и Орфография. Культура речи

38


6

Морфология и орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол


25

22

13

17

25






7

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

11



ИТОГО

204


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе


№ урока

урока в теме

Тема

Основные виды деятельности учащихся

КПУ

Дата проведения





План

Факт

Введение. Язык. Речь. Общение (4ч)


1

1

Вводный урок.

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира.

1.1.2




2

2

Русский язык – один из развитых языков мира.

Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека

1.1.2




3

3

Язык, речь, общение.

Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения.

1.1.1




4

4

Ситуация общения

Определяют компоненты ситуации общения.

Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Пишут поздравление учителю. Высказывают своё мне­ние о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения.

1.5.2




Повторение изученного в 5 классе (20ч)


5

1

Повторение. Фонетика, фонетический разбор слова.

Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии.

Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произно­сительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь

2.1.1




6

2

Повторение. Орфоэпия. Произношение гласных и согласных звуков. Ударение.

2.1.4




7

3

Повторение. Морфемы в слове.

Активизируют знания в области морфемики.

Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основ­ную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозна­чают орфограммы.

2.2.1





8

4

Морфемный анализ

2.2.1





9

5

Орфограммы в приставках.

2.2.3




10

6

Орфограммы в корнях слов

2.2.3




11

7

Повторение. Части речи. Морфологический разбор

Активизируют знания в области морфологии.

Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.

2.4.1




12

8

Орфограммы в окончаниях слов.

Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написа­ния окончаний слов.

Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пи­шут сочинение на одну из предложенных тем.

2.4.3




13

9

Комплексный анализ текста.





14

10

Повторение. Морфология и орфография.

Активизируют знания в области морфемики.

Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основ­ную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозна­чают орфограммы.

Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написа­ния окончаний слов.

Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность.

2.4.3

1.3.7.2




15

11

Повторение. Синтаксис и его единицы. Словосочетание

Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.

2.5.1




16

12

Повторение. Простое предложение.

Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения.

Списывают тексты, расставляя знаки препинания.

2.5.2




17

13

Знаки препинания в простом предложении.

Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подби­рают однородные члены к словам.

2.5.2




18

14

Анализ простого предложения.

Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями.

2.5.2




19

15

Повторение. Сложное предложение.

Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения.

Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания.

2.5.3




20

16

Знаки препинания в сложном предложении

Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам.

2.5.3




21

17

Синтаксический и пунктуационный разбор предло­жений.

Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения.

2.5.3




22

18

Повторение. Прямая речь. Диалог.

Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога.

Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.

2.5.3




23

19

Входной контроль. Повторение изученного в 1-5 классах.

Обобщают полученные в 5 классе знания по русскому языку. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий





24

20

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки





Текст (10ч)


25

1

Повторение. Текст, признаки текста

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи.

Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют не­дочёты в выборе средств связи между предложениями.

1.4.3




26

2

Повторение. Тема и основная мысль текста.

Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысло­вой цельности.

Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворе­ний. Пишут сочинение-описание.

1.2.2




27

3

Начальные и конечные предло­жения текста

Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Опре­деляют роль и признаки начальных и конечных предложений текста.

Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении началь­ных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу.

1.2.4




28

4

Ключевые слова

Выделяют ключевые слова в текстах.

Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записыва­ют ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам.

1.2.1



29

5

Основные признаки текста. Заголовок.

Систематизируют основные признаки текста.

Анализируют схему. Доказывают, что приведённое в упражнении сти­хотворение — текст. Анализируют диалог. Пишут рассказ.

1.2.1



30

6

Текст и стили речи.

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений.

1.5.1



31

7

Текст и типы речи.

Выявляют особенности типов речи. Определяют типы речи текстов упражнений.

1.5.1



32

8

Самостоятельная работа по теме «Текст»

Обобщают полученные в 5 классе знания по теме «Текст». Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий




33

9

Официально-деловой стиль речи.

Узнают особенности текстов официально-делового стиля.

1.4.3



34

10

Заявление. Объяснительная записка.

Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.

1.4.3



Лексика.Фразеология.Культура речи (19 ч)


35

1

Слово и его лексическое значение

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе ор­фограмм.

2.3.1



36

2

Работа с текстом.

Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; под­бирают синонимы и антонимы к словам.

2.3.1



37

3

Общеупотребительные слова.

Выделяют в речи общеупотребительные слова.

Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

2.3.2



38

4

Профессиональные слова.

Различают профессионализмы.

Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки ху­дожника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.

2.3.2



39

5

Диалектные слова.

Различают диалектизмы.

Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подби­рают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приво­дят примеры диалектизмов. Пишут сжатое изложение.

2.3.3




40

6

Подробное изложение о В.И.Дале «Собиратель русских слов»

Составляют план текста, определяют композиционные и языковые признаки текста, выделяют главную информацию. Пишут текст по памяти

1.4.1




41

7

Написание подробного изложение о В.И.Дале «Собиратель русских слов»

Составляют план текста, определяют композиционные и языковые признаки текста, выделяют главную информацию. Пишут текст по памяти

1.4.1




42

8

Исконно русские слова.

Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причи­ны заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологиче­скому словарю.

2.3.3




43

9

Заимствован­ные слова

Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.

2.3.3




44

10

Новые слова (неологизмы)

Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их по­явления, анализируют их использование в текстах разных стилей.

Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов.

2.3.3




45

11

Устаревшие слова.


Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря.

2.3.3




46

12

Работа с текстом.

Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие сло­ва в художественном тексте.

2.3.3




47

13

Словари.

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей раз­личных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.

2.3.4




48

14

Фразеологизмы .

Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочета­ния слов и фразеологизмы.

Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

2.3.4




49

15.

Источники фразеологизмов.

Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о про­исхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант.

2.3.4




50

16

Повторение изученного по темам «Лексикология. Фразеология»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Определяют заимствованные слова в тексте. Пишут диктант. Указы­вают признаки научного стиля в тексте.

2.3.6




51

17

Повторение изученного по темам «Лексикология. Фразеология»

Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют сво­бодные сочетания слов фразеологизмами

2.3.6




52

18

Практикум по теме «Лексикология. Фразеология»

Обобщают полученные знания по лексикологии и фразеологии. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.3.6




53

19

Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе (1ч)

Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки





Словообразование и орфография.Культура речи (19ч)


54

1

Морфемика и словообразование.

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразо­вания.

Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на задан­ные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с тек­стом.

2.2.1





55

2

Морфемный и словообразовательный разборы.

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразо­вания.

Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова.

2.2.1





56

3

Практикум по теме «Морфемика и словообразование»

Составляют небольшие тексты на задан­ные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с тек­стом. Заполняют таблицу видов орфограмм. Пишут тест

2.2.3




57

4

Р.Р.Понятие об интерьере. Описание помещения

Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений.

1.3.1




58

5

Р.Р.Сочинение-описание помещения «Моя комната»

Составляют план, собирают материалы к написанию сочинения. Производят отбор языковых средств, в том числе изобразительных средств языка . Редактируют текст.

1.3.3




59

6

Основные способы образования слов в русском языке.

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов.

2.2.3





60

7

Основные способы образования слов в русском языке.

2.2.3





61

8

Практическая работа.

Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов.

1.2.1




62

9

Работа с текстом.

1.2.1




63

10

Этимология слов.


Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.

2.3.8




64

11

Этимология и орфография

Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Ана­лизируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов.

2.3.8




65

12

Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от ударения

Усваивают правило написания букв а и о в корнях зар-зор, гар-гор, твар-твор, клан-клон,плав-плов-плыв Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Опреде­ляют разные значения слов с перечисленными корнями

1.3.7.1




66

13

Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от суффикса А

Усваивают правило написания букв а и о в корнях кас-кос, лаг-лож

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Состав­ляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Об­разуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом.

1.3.7.2




67

14

Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от конечных согласных корня

Усваивают правило написания букв а и о в корне раст (ращ)-рос, скак-скоч

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анали­зируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.

1.3.7.2




68

15

Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от значения корня

Усваивают правило написания букв а и о в корне мак-мок, равн-ровн. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анали­зируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.

1.3.7.3




69

16

Правописание корней с чередованием гласных е//и, а(я)//ин(им)

Усваивают правило написания.

1.3.7.2




70

17

Практическая работа по теме «Чередование гласных»

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анали­зируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.

1.3.7.2




71

18

Буквы ы и и после приставок

Усваивают правило написания букв ы, и и после приставок.

1.3.7.3




72

19

Буквы ы и и после приставок

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объяс­няя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов одноко­ренные приставочным способом.

1.3.7.3




73

20

Правописание приставок.

Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоен­ным правилом. Определяют способы образования слов.

1.3.7.3





74

21

Гласные в приставках пре- и при-

Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-.

1.3.7.3




75

22

Гласные в приставках пре- и при-

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объяс­няя условия написания гласных в приставках пре- и при-.

1.3.7.3





76

23

Практикум по теме «Правописание приставок –ПРЕ и –ПРИ.

Анализируют тексты, объясняют условия вы­бора орфограмм в них. Пишут диктант.

1.3.7.3





77

24

Самостоятельная работа.

Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.

1.3.7.3





78

25

Соединительные о, е, и в сложных словах

Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединитель­ных о и е в сложных словах.

1.3.7.3





79

26

Практикум.

Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют усло­вия выбора орфограмм в сложных словах.

1.3.7.4




80

27

Сложносокращённые слова.

Усваивают понятие сложносокращённого слова.

2.3.2




81

28

Род сложносокращенных слов

Образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы дан­ные в упражнениях сложносокращённые слова.

2.3.2




82

29

Практикум

Анализируют рисунки. Пишут сочинение

2.3.2




83

30

Морфемный и словообразователь­ный разбор слова

Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.

Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке. Пишут диктант.

2.2.2




84

31

Систематизация материалов к со­чинению. Сложный план

Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.

Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы.

1.3.1




85

32

Р.Р.Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Составляют план, собирают материалы к написанию сочинения. Производят отбор языковых средств, в том числе изобразительных средств языка.

1.3.3




86

33

Р.Р.Написание сочинения-описания по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Редактируют текст. Пишут чистовой вариант.

1.3.3




87

34

Повторение изученного по теме «Морфемика и словообразование».

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме ра­здела.

2.2.4




88

35

Повторение изученного по теме «Морфемика и словообразование».

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. За­писывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообра­зования. Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют текст.

2.2.4




89

36

Практическая работа

Пишут диктант.

2.2.4




90

37

Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование».

Обобщают полученные знания по морфемике и словообразованию. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.2.3




91

38

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа.

2.2.7




МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.

Имя существительное (25ч)


92

1

Имя существительное

Активизируют знания об имени существительном как о части речи.

2.4.1




93

2

Морфологические признаки, орфограммы в существительном.

Ха­рактеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль.

2.4.1




94

3

Работа с текстом.

Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Ана­лизируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний су­ществительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют спо­собы образования существительных.Пишут диктант.

2.4.1




95

4

Разносклоняемые имена суще­ствительные

Распознают разносклоняемые имена существительные.

Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разноскло­няемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пи­шут диктант.

2.4.3




96

5

Буква е в суффиксе -ен- суще­ствительных на –мя

Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существитель­ных на -мя.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Записы­вают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён. Пишут диктант.

1.3.7.1




97

6

Несклоняемые имена существи­тельные.


Распознают несклоняемые имена существительные.

Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существитель­ными, ставя их в разных падежах.

2.4.3




98

7

Несклоняемые имена существи­тельные.

Обобщают полученные знания по несклоняемым именам существительным. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.4.3




99

8

Практикум.

Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существитель­ными, ставя их в разных падежах.

2.4.3




100

9

Род несклоняемых имён суще­ствительных

Определяют род несклоняемых имён существительных.

Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно опи­сывают свой родной край.

2.4.3




101

10

Имена существительные общего рода.

Распознают имена существительные общего рода.

2.4.1




102

11

Работа с текстом

Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи.

1.2.3




103

12

Морфологический разбор имени существительного

Характеризуют имя существительное по его морфологическим призна­кам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Ана­лизируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих со­стояние человека. Пишут сочинение.

2.4.2




104

13

Повторение изученного об имени существительном

Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существи­тельные. Анализируют стихотворный текст.

2.4.3




105

14

Комплексный анализ текста

Обобщают полученные знания по морфологическим признакам имени существительного.

1.2.3




106

15

Комплексный анализ текста

Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

1.2.3




107

16

Не с существительными


Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- — приставку, не — часть корня и не — отрицательную частицу.

2.4.3




108

17

Практикум по теме «Не с существительными»

Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.

2.4.3




109

18


Буквы ч и щ в суффиксе суще­ствительных -чик (-щик)

Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик).

2.4.3




110

19

Правописание суффиксов ЧИК и ЩИК

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозна­чают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лекси­ческого значения. Пишут диктант.

2.4.3




111

20


Гласные в суффиксах существи­тельных -ек и –ик.

Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик.

2.4.3




112

21

Правописание суффиксов ЕК и ИК.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменя­ют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.4.3




113

22

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффик­сах существительных.

2.4.3




114

23

Практикум.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозна­чают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в сло­вах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант.

2.4.3




115

24

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существитель­ном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существи­тельные. Анализируют стихотворный текст.

2.4.3




116

25

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам имени существительного. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.4.3




Имя прилагательное (22ч)


117

1

Имя прилагательное как часть речи.


Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Ха­рактеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его син­таксическую роль.

2.4.1




118

2

Роль прилагательного в речи.

Работают с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображённые на ней. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализи­руют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограм­мы, относящиеся к имени прилагательному.

2.4.1




119

3

Р.Р.Описание природы .

Сочинение-описание природы по теме «Вид из моего окна»

Характеризуют тексты, содержащие описания природы.

Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание при­роды.

1.3.1




120

4

Р.Р.Написание сочинения-описания природы по теме «Вид из моего окна»

Пишут чистовой вариант сочинения

1.3.1




121

5

Степени сравнения имён прила­гательных.

Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени срав­нения имён прилагательных.

2.4.1




122

4

Степени сравнения имён прила­гательных.

Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как чле­ны предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степе­нях сравнения.

2.4.1




123

7

Практикум.

Письменно сравнивают различные объекты.

2.4.1




124

8

Разряды прилагательных по зна­чению.


Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают каче­ственные имена прилагательные.

Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагатель­ные. Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план.

Распознают относительные имена прилагательные.

Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета.

2.4.1




125

9

Качественные, относительные и притяжательные прилагатель­ные.

Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных.

2.4.1




126

10

Работа с текстом.

Озаглавливают тексты и выде­ляют в них основную мысль. Пишут выборочное изложение по произве­дению художественной литературы.

2.4.1




127

11.

Морфологический разбор имени прилагательного

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анали­зируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают сино­нимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произ­ведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.

2.4.2




128

12

Не с прилагательными

Усваивают правило написания не с именами прилагательными.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Разли­чают не- — приставку, не — часть корня и не — отрицательную части­цу.

2.4.3




129

13

Практикум.

Пишут диктант.

2.4.3




130

14.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и и в суф­фиксах имён прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Устно описывают картину.

2.4.3




131

15

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах имён прилагательных.

2.4.3




132

16

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подби­рают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прила­гательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имён прилага­тельных краткие.

2.4.3




133

17

Практикум.

Устно описывают предмет (куклу).





134

18

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- — -ск-

Усваивают правило написания суффиксов имён прилагательных -к- и-СК-.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Запол­няют таблицу. Пишут диктант.

2.4.3




135

19

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.


Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имён при­лагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным пра­вилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов.

2.4.3




136

20

Работа с текстом.

Анализируют текст отрывков из произведения художественной ли­тературы.

2.4.3




137

21

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные сло­ва текстов. Пишут диктант. Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление.

2.4.3

1.5.2




138

22

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам имени прилагательного. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.4.3





Имя числительное (13 ч)


139

1

Имя числительное как часть речи

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфоло­гические признаки и синтаксическую роль имени числительного.

Распознают количественные и порядковые числительные при выполне­нии упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабаты­вают навыки правильного произношения числительных, записанных циф­рами. Составляют и пишут расписку.

2.4.1




140

2

Простые, сложные и составные числитель­ные

Распознают простые, сложные и составные числительные.

Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.

2.4.1




141

3

Мягкий знак на конце и в сере­дине числительных

Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в се­редине числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.

2.4.3




142

4

Порядковые числительные

Распознают порядковые числительные.

Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числитель­ными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и со­ставляют с ними сложные предложения.

2.4.2




143

5

Разряды количественных числи­тельных

Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст.

2.4.2




144

6

Числительные, обозначающие целые числа

Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа.

Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры сло­вами в упражнениях.

2.4.2




145

7

Выборочное изложение

Пишут выборочное изложение по произведению ху­дожественной литературы

1.4.3




146

8

Написание выборочного изложения

Работа над чистовым текстом изложения по произведению ху­дожественной литературы

1.4.3




147

9

Дробные числительные

Распознают дробные числительные.

Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант.

2.4.2




148

10


Собирательные числительные

Распознают собирательные числительные.

Составляют словосочетания и предложения с собирательными числитель­ными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменя­ют цифры в предложениях собирательными числительными.

2.4.2




149

11

Морфологический разбор имени числительного

Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён чис­лительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из аб­зацев.

2.4.3




150

12

Повторение изученного по теме «Имя числительное» (1ч)

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числитель­ном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами. Готовят устное выступление перед классом на тему «Бере­гите природу!».

2.4.3




151

13

Обобщение по теме «Имя числительное

Обобщают полученные знания по морфологическим признакам имени числительного. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.4.3

1.5.3




Местоимение (17 ч)


152

1

Местоимение как часть речи

Характеризуют местоимение как часть речи.

Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают место­имения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении ме­стоимений.

2.4.1




153

2

Личные местоимения

Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по па­дежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошиб­ки в употреблении местоимений. Пишут диктант.

2.4.1




154

3

Возвратное местоимение себя

Распознают возвратное местоимение себя.

Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выде­ленные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений. Пишут рассказ от 1-го лица по ри­сункам.

2.4.1




155

4

Вопросительные и относительные местоимения

Распознают вопросительные и относительные местоимения.

Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют пред­ложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образова­нии форм глаголов и местоимений.

2.4.1




156

5

Неопределённые местоимения

Распознают неопределённые местоимения.

Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными ме­стоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст

2.4.1




157

6

Неопределённые местоимения (практикум)

Определяют способы образования неопределённых местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.

2.4.1




158

7

Отрицательные местоимения

Распознают отрицательные местоимения.

Определяют способ образования отрицательных местоимений.

2.4.1




159

8

Отрицательные местоимения (практикум)

Состав­ляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного напи­сания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант.

2.4.1




160

9

Притяжательные местоимения

Распознают притяжательные местоимения.

Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях. Устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений. Срав­нивают тексты писем. Пишут диктант.

2.4.1




161

10

Р.Р.Сочинение-рассуждение

Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно соста­вив план. Выделяют в сочинении местоимения.

1.3.3




162

11

Р.Р.Написание сочинения-рассуждения

Пишут чистовой вариант сочинения-рассуждения на заданную тему

1.3.3




163

12

Указательные местоимения

Распознают указательные местоимения.

Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по паде­жам. Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местои­мениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе про­стого плана сложный. Пишут диктант.

2.4.1




164

13

Определительные местоимения

Распознают определительные местоимения.

Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в пред­ложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определи­тельными местоимениями. Пишут сочинение на заданную тему.

2.4.1




165

14

Местоимения и другие части речи

Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения.

2.4.2




166

15


Морфологический разбор местои­мения

Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и син­таксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. Пишут сочинение (рассуждение или описание) по картине.

2.4.2




167

16

Повторение изученного по теме «Местоимение»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, го­товят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из худо­жественного текста. Озаглавливают и анализируют текст-рассуждение.

2.4.3




168

17

Контрольная работа по теме «Числительное. Местоимение».

Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам местоимения. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.4.3




Глагол (25 ч)


169

1

Глагол как часть речи.

Активизируют знания о глаголе как части речи.

Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксиче­скую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов.

2.4.1




170

2

Правописание глагола.

Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обознача­ют способы образования глаголов.

2.4.1




171

3

Роль глагола в речи.

Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему.

2.4.1




172

4

Разноспрягаемые глаголы.


Распознают разноспрягаемые глаголы.

Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложе­ниях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы.

2.4.1




173

5

Работа с текстом.

Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов.

2.4.1




174

6

Глаголы переходные и непере­ходные

Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анали­зируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами.

2.4.2




175

7

Глаголы переходные и непере­ходные

Со­ставляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаго­лов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предло­жения. Пишут словарный диктант.

2.4.2




176

8


Наклонение глагола. Изъяви­тельное наклонение.


Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении.

2.4.1





177

9

Анализ текста.

Анали­зируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам.

2.4.3




178

10


Условное наклонение


Распознают глаголы в условном наклонении.

Определяют способ образования условного наклонения.

2.4.2





179

11

Мини-сочинение «Если бы я был волшебником»

Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на задан­ную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.

1.3.4




180

12

Повелительное наклонение


Распознают глаголы в повелительном наклонении.

Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повели­тельного наклонения. Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаго­лах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. Определяют вид, время и наклонение глаголов.

2.4.2





181

13

Рассказ по рисункам.

Пишут призывы к празд­нику, используя глаголы в повелительном наклонении. Пишут рассказ по рисункам.

1.5.2




182

14

Употребление наклонений

Правильно употребляют наклонения в речи.

Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют сти­хотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глагола­ми в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменя­ют наклонения глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт.

2.4.3




183

15

Безличные глаголы.


Распознают безличные глаголы.

Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

2.4.1





184

16

Работа с текстом.

Составляют предложения с безличными глаголами. Работают с текстом.

1.2.3




185

17

Морфологический разбор глагола

Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксиче­ской роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.

2.4.3




186

18

Р.Р.Рассказ на основе услышанного

Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного.

1.3.1




187

19

Р.Р.Написание рассказа на основе услышанного

Пишут сочинение на основе услышанного от старших рас­сказа.

1.3.1




188

20

Правописание гласных в суф­фиксах глаголов

Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов.

2.4.3





189

21

Устный пересказ

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образу­ют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица.

1.3.5




190

22

Повторение изученного по теме «Глагол».


Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упраж­нениях. Называют виды орфограмм в стихотворении.

2.4.3




191

23

Практикум по теме «Глагол»

Пишут диктант.

2.4.3




192

24

Контрольная работа по теме «Глагол».

Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам глагола. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.4.3




193

25

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки





Повторение изученного (11ч)


194

1

Разделы науки о языке

Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».

2.6




195

2

Орфография

Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгорит­мы их использования.

1.3.7.2





196

3

Орфография

Обозначают условия выбора орфограмм в упражне­ниях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам ор­фограмм.

1.3.7.2






197

4

Комплексный анализ текста

Записывают примеры заданных орфограмм.

1.2.3




198

5

Комплексный анализ текста

Записывают примеры заданных орфограмм.

1.2.3




199

6

Пунктуация.


Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.

2.5.3




200

7

Творческая работа.

Пишут сочине­ние на заданную тему.

2.5.3




201

8

Итоговая контрольная работа

Обобщают полученные знания по русскому языку за 6 класс.

2.5.6




202

9

Итоговая контрольная работа

Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий

2.5.6




203

10

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе (1ч)

Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки

2.5.6




204

11

Обобщение изученного.

Обобщают полученные знания по русскому языку за 6 класс. Работают с текстом.

1.2.4




Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 6 классе является сформированность следующих умений:

Ученик научится:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы)

материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.

Ученик получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014,

  2. Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Посо­бие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.


Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.fipi.ru-сайт ФИПИ


Проекты

Проект №1. Тема: Речевой этикет как показатель культуры человека.

Проект №2. Тема: Альбом правил русского языка.

Проект №3. Тема: Реклама словаря.