СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

МБОУ Пречистенская СШ



«Рассмотрено»

Руководитель МО


______________/ Куницына Е.С./


Протокол № 1


от « 29 » августа 2017 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Пречистенская СШ


____________/ Куркина Н.В./



от « 29 » августа 2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Пречистенская СШ

____________/Комаровский И.Э./


Приказ № 33


от « 31 » августа 2017 г.










Рабочая программа


по русском языку


2 класс (ФГОС)



Леоненко Натальи Владимировны


















2017 – 2018 учебный год


Рабочая программа по предмету «Русский язык»


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования. Изменения в программу не внесены.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период – введение в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к чтению. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устной речи у каждого обучающегося, особенно слушания и говорения, а также приобщению к учебной деятельности и требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука; формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые 5 гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма они усваивают требования к положению тетради, ручки, правильной посадке, учатся писать элементы букв, затем и сами буквы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа - непосредственно обучение чтению, усвоение его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный)- повторительно-обобщающий этап. На данном этапе осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

Обучащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Это позволяет учитывать степень подготовки обучащихся к восприятию сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей, способствует усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, развитие устной и письменной речи служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве общения, осознании роли русского языка как государственного языка России и межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию обучающихся в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать и оценивать свою и чужую речь, создавать устные монологические высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, обучащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений, овладение сведениями и знаниями по языку, что создаст основу для обучения созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на понимание их содержания и структуры в чужой речи. На синтаксической основе осваиваются нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Это способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатств языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас - показатель интеллектуального и речевого развития личности.

В программе уделяется внимание формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Это важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития, совершенствуют умения анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи, части слова, находить орфограмму и различать её тип, соотносить орфограмму с правилом и выполнять действие по нему, осуществлять орфографический самоконтроль - основа грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы - основа для овладения приёмами анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в изучении языка и речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.

Программа целенаправленно формирует первичные навыки работы с информацией. В ходе изучения русского языка формируются информационно – культурные умения: читать, писать, работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Программа предполагает организацию проектной деятельности, способствующую включению обучащихся в познавательный процесс, расширяющий, углубляющий полученные знания, создающий условия для творческого развития, формирующий позитивную самооценку, навыки совместной деятельности и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия, вести поиск и систематизировать информацию.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и ответственности за поступки, на основе нравственности, норм социальной справедливости и свободы.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания другим людям.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения избегать и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Установка на здоровый образ жизни, мотивация к творчеству, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, классификацией по родовидовым признакам, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, отнесением к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимоконтроль, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность к разрешению спорных моментов.

11. Овладение начальными сведениями о процессах и явлениях в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

В результате изучения курса русского языка у обучающихся будет сформировано первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

сформированно позитивное отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Обучающийся на уровне 2 класса:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.


Содержательная линия «Система языка»


Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.


Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.


Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

Обучающийся получит возможность научиться

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.


Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.


Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.



Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст;

  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.


Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ на определенную тему;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.


Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения, восприятие звучащей речи. Восприятие на слух содержания текста, определение его основной мысли, передача содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи: умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на этой основе. Интерпретация и обобщение информации, анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух или его прослушивании. Составление рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по: твёрдости-мягкости, глухости - звонкости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол, конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное и последовательное называние букв. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.


Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от ее места в слове. Работа с орфографическим словарем.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу в положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, нч, щни др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

разделительные ъ и ь;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.


Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение умениями ведения разговора: начать, поддержать, закончить. Овладение нормами речевого этикета в учебном и бытовом общении: приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической речью: построение устного высказывания (разного типа) на заданную тему.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений текста.

План текста. Составление планов к данным текстам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.



Учебно – тематический план


Название темы

Количество часов

Наша речь

4 ч

Текст

5 ч

Предложение

12 ч

Слова, слова, слова…

22 ч

Звуки и буквы

34 ч

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29 ч

Части речи

45 ч

Повторение

17 ч

Всего

168 ч

Программно-методическое обеспечение

  1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2011-2012.

  2. Т. Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2012

  3. http: // www. school-russia.prosv.ru – сайт УМК “Школа России”

  4. http: // www. 1 – 4. prosv. ru – сайт начальной школы

5.http: // www. 1september.ru – сайт издательского дома “Первое сентября”


Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

Наша речь (4 ч)

1/1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?



2/2

Что можно узнать о человеке по его речи?



3/3

Как отличить диалог от монолога?



4/4

Проверка знаний



Текст (5 ч)

5/1

Что такое текст?



6/2

Что такое тема и главная мысль текста?



7/3

Части текста.



8/4

Диктант



9/5

Работа над ошибками



Предложение (12 ч)

10/1

Что такое предложение?



11/2

Как из слов составить предложение?



12/3

Контрольное списывание



13/4

Что такое главные члены предложения?



14/5

Что такое второстепенные члены предложения?



15/6

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.



16/7

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?



17/8

Как установить связь слов в предложении?



18/9

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине



19/10

Анализ сочинений



20/11

Контрольный диктант



21/12

Работа над ошибками



Слова, слова, слова… (22 ч)

22/1

Что такое лексическое значение слова?



23/2

Что такое лексическое значение слова?



24/3

Что такое однозначные и многозначные слова?



25/4

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?



26/5

Что такое синонимы? Работа со словарём синонимов



27/6

Что такое антонимы?



28/7

Что такое антонимы? Работа со словарём антонимов



29/8

Что такое антонимы? Работа со словарём антонимов



30/9

Что такое родственные слова?



31/10

Что такое родственные слова?



32/11

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?



33/12

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?



34/13

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?



35/14

Какие бывают слоги?



36/15

Как определить ударный слог?



37/16

Как определить ударный слог?



38/17

Как переносить слова с одной строки на другую?



39/18

Как переносить слова с одной строки на другую?



40/19

Контрольный диктант



41/20

Работа над ошибками



42/21

Обучающие сочинение по серии картинок



43/22

Проверочная работа



Звуки и буквы (34 ч)

44/1

Как различить звуки и буквы?



45/2

Как мы используем алфавит?



46/3

Как мы используем алфавит?



47/4

Какие слова пишутся с большой буквы?



48/5

Как определить гласные звуки?



49/6

Контрольный диктант



50/7

Работа над ошибками



51/8

Правописание слов с безударным гласным звуком корне



52/9

Правописание слов с безударным гласным звуком корне



53/10

Правописание слов с безударным гласным звуком корне



54/11

Правописание слов с безударным гласным звуком корне



55/12

Правописание слов с безударным гласным звуком корне



56/13

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне



57/14

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне



58/15

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне



59/16

Развитие речи. Обучающее сочинение



60/17

Диктант. Проверочная работа



61/18

Работа над ошибками



62/19

Как определить согласные звуки?



63/20

Согласный звук [й'] и буква И краткое



64/21

Согласный звук [й'] и буква И краткое



65/22

Слова с удвоенными согласными



66/23

Развитие речи



67/24

Проект «И в шутку и всерьёз»



68/25

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения



69/26

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения



70/27

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?



71/28

Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными.



72/29

Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными.



73/30

Контрольный диктант



74/31

Проверочная работа



75/32

Работа над ошибками



76/33

Проект «Пишем письмо»



77/34

Обобщающий урок



Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)

78/1

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч



79/2

Развитие речи. Обучающее изложение



80/3

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные»



81/4

Проект «Рифма».



82/5

Контрольный диктант



83/6

Закрепление знаний. Работа над ошибками



84/7

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу



85/8

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу



86/9

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проверь себя



87/10

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?



88/11

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?



89/12

Проверка парных согласных в корне слова



90/13

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных



91/14

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста



92/15

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова



93/16

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова



94/17

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова



95/18

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана



96/19

Проверка знаний



97/20

Диктант



98/21

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала



99/22

Правописание слов с разделительным мягким знаком



100/23

Правописание слов с разделительным мягким знаком



101/24

Правописание слов с разделительным мягким знаком



102/25

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала



103/26

Контрольное списывание



104/27

Обучающее сочинение «Зимние забавы»



105/28

Проверка знаний



106/29

Обобщение изученного материала



Части речи (45 ч)

107/ 1

Что такое части речи?



108/ 2

Что такое части речи?



109/3

Что такое имя существительное?



110/4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные



111/ 5

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные. Правописание собственных имён существительных



112/ 6

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей



113/ 7

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет



114/ 8

Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи



115/ 9

Заглавная буква в географических названиях



116/10

Обучающее изложение



117/11

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы



118/12

Диктант



119/13

Работа над ошибками



120/14

Единственное и множественное число имён существительных



121/15

Единственное и множественное число имён существительных



122/16

Единственное и множественное число имён существительных



123/17

Обучающее изложение



124/18

Проверка знаний



125/19

Диктант



126/20

Работа над ошибками



127/21

Что такое глагол?



128/22

Что такое глагол?



129/23

Что такое глагол?



130/24

Единственное и множественное число глаголов



131/25

Единственное и множественное число глаголов



132/26

Правописание частицы НЕ с глаголами



133/27

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»



134/28

Что такое текст – повествование?



135/29

Проверка знаний



136/30

Что такое имя прилагательное?



137/31

Связь имени прилагательного с именем существительным



138/32

Прилагательные близкие и противоположные по значению



139/33

Единственное и множественное число имён прилагательных



140/34

Что такое текст – описание?



141/35

Проверка знаний



142/36

Общее понятие о предлоге



143/37

Раздельное написание предлогов со словами



144/38

Восстановление предложений



145/39

Проверка знаний



146/40

Контрольный диктант



147/41

Работа над ошибками



148/42

Что такое местоимение?



149/43

Что такое местоимение?



150/44

Что такое текст – рассуждение?



151/45

Проверка знаний



Повторение (17 ч)

152/1

Повторение по теме «Текст»



153/2

Сочинение по картине



154/3

Повторение по теме «Предложение»



155/4

Повторение по теме «Предложение»



156/5

Повторение по теме «Слово и его значение»



157/6

Повторение по теме «Части речи»



158/7

Повторение по теме «Части речи»



159/8

Повторение по теме «Звуки и буквы»



160/9

Повторение по теме «Правила правописания»



161/10

Контрольное списывание



162/11

Итоговый контрольный диктант



163/12

Повторение и закрепление изученного материала



164/13

Повторение и закрепление изученного материала



165/14

Повторение и закрепление изученного материала



166/15

Повторение и закрепление изученного материала



167/16

Повторение и закрепление изученного материала



168/17

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс