МБОУ Пречистенская СШ
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/ Куницына Е.С./ Протокол № 1 от « 29 » августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Пречистенская СШ ____________/ Куркина Н.В./ от « 29 » августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Пречистенская СШ ____________/Комаровский И.Э./ Приказ № 33 от « 31 » августа 2017 г. |
Рабочая программа
по русском языку
2 класс (ФГОС)
Леоненко Натальи Владимировны
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования. Изменения в программу не внесены.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период – введение в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к чтению. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устной речи у каждого обучающегося, особенно слушания и говорения, а также приобщению к учебной деятельности и требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука; формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые 5 гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма они усваивают требования к положению тетради, ручки, правильной посадке, учатся писать элементы букв, затем и сами буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа - непосредственно обучение чтению, усвоение его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)- повторительно-обобщающий этап. На данном этапе осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
Обучащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Это позволяет учитывать степень подготовки обучащихся к восприятию сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей, способствует усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, развитие устной и письменной речи служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве общения, осознании роли русского языка как государственного языка России и межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию обучающихся в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать и оценивать свою и чужую речь, создавать устные монологические высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, обучащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений, овладение сведениями и знаниями по языку, что создаст основу для обучения созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на понимание их содержания и структуры в чужой речи. На синтаксической основе осваиваются нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Это способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатств языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас - показатель интеллектуального и речевого развития личности.
В программе уделяется внимание формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Это важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития, совершенствуют умения анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи, части слова, находить орфограмму и различать её тип, соотносить орфограмму с правилом и выполнять действие по нему, осуществлять орфографический самоконтроль - основа грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы - основа для овладения приёмами анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в изучении языка и речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.
Программа целенаправленно формирует первичные навыки работы с информацией. В ходе изучения русского языка формируются информационно – культурные умения: читать, писать, работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).
Программа предполагает организацию проектной деятельности, способствующую включению обучащихся в познавательный процесс, расширяющий, углубляющий полученные знания, создающий условия для творческого развития, формирующий позитивную самооценку, навыки совместной деятельности и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия, вести поиск и систематизировать информацию.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и ответственности за поступки, на основе нравственности, норм социальной справедливости и свободы.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания другим людям.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения избегать и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Установка на здоровый образ жизни, мотивация к творчеству, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, классификацией по родовидовым признакам, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, отнесением к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимоконтроль, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность к разрешению спорных моментов.
11. Овладение начальными сведениями о процессах и явлениях в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка у обучающихся будет сформировано первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированно позитивное отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Обучающийся на уровне 2 класса:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Обучающийся получит возможность научиться
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ на определенную тему;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения, восприятие звучащей речи. Восприятие на слух содержания текста, определение его основной мысли, передача содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи: умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на этой основе. Интерпретация и обобщение информации, анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух или его прослушивании. Составление рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по: твёрдости-мягкости, глухости - звонкости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол, конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное и последовательное называние букв. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от ее места в слове. Работа с орфографическим словарем.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, нч, щни др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
разделительные ъ и ь;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение умениями ведения разговора: начать, поддержать, закончить. Овладение нормами речевого этикета в учебном и бытовом общении: приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической речью: построение устного высказывания (разного типа) на заданную тему.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений текста.
План текста. Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Учебно – тематический план
Название темы | Количество часов |
Наша речь | 4 ч |
Текст | 5 ч |
Предложение | 12 ч |
Слова, слова, слова… | 22 ч |
Звуки и буквы | 34 ч |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 ч |
Части речи | 45 ч |
Повторение | 17 ч |
Всего | 168 ч |
Программно-методическое обеспечение
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2011-2012.
Т. Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2012
http: // www. school-russia.prosv.ru – сайт УМК “Школа России”
http: // www. 1 – 4. prosv. ru – сайт начальной школы
5.http: // www. 1september.ru – сайт издательского дома “Первое сентября”
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
Наша речь (4 ч) |
1/1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | | |
2/2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | | |
3/3 | Как отличить диалог от монолога? | | |
4/4 | Проверка знаний | | |
Текст (5 ч) |
5/1 | Что такое текст? | | |
6/2 | Что такое тема и главная мысль текста? | | |
7/3 | Части текста. | | |
8/4 | Диктант | | |
9/5 | Работа над ошибками | | |
Предложение (12 ч) |
10/1 | Что такое предложение? | | |
11/2 | Как из слов составить предложение? | | |
12/3 | Контрольное списывание | | |
13/4 | Что такое главные члены предложения? | | |
14/5 | Что такое второстепенные члены предложения? | | |
15/6 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | | |
16/7 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | | |
17/8 | Как установить связь слов в предложении? | | |
18/9 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | | |
19/10 | Анализ сочинений | | |
20/11 | Контрольный диктант | | |
21/12 | Работа над ошибками | | |
Слова, слова, слова… (22 ч) |
22/1 | Что такое лексическое значение слова? | | |
23/2 | Что такое лексическое значение слова? | | |
24/3 | Что такое однозначные и многозначные слова? | | |
25/4 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | | |
26/5 | Что такое синонимы? Работа со словарём синонимов | | |
27/6 | Что такое антонимы? | | |
28/7 | Что такое антонимы? Работа со словарём антонимов | | |
29/8 | Что такое антонимы? Работа со словарём антонимов | | |
30/9 | Что такое родственные слова? | | |
31/10 | Что такое родственные слова? | | |
32/11 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | |
33/12 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | |
34/13 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | |
35/14 | Какие бывают слоги? | | |
36/15 | Как определить ударный слог? | | |
37/16 | Как определить ударный слог? | | |
38/17 | Как переносить слова с одной строки на другую? | | |
39/18 | Как переносить слова с одной строки на другую? | | |
40/19 | Контрольный диктант | | |
41/20 | Работа над ошибками | | |
42/21 | Обучающие сочинение по серии картинок | | |
43/22 | Проверочная работа | | |
Звуки и буквы (34 ч) |
44/1 | Как различить звуки и буквы? | | |
45/2 | Как мы используем алфавит? | | |
46/3 | Как мы используем алфавит? | | |
47/4 | Какие слова пишутся с большой буквы? | | |
48/5 | Как определить гласные звуки? | | |
49/6 | Контрольный диктант | | |
50/7 | Работа над ошибками | | |
51/8 | Правописание слов с безударным гласным звуком корне | | |
52/9 | Правописание слов с безударным гласным звуком корне | | |
53/10 | Правописание слов с безударным гласным звуком корне | | |
54/11 | Правописание слов с безударным гласным звуком корне | | |
55/12 | Правописание слов с безударным гласным звуком корне | | |
56/13 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | |
57/14 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | |
58/15 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | |
59/16 | Развитие речи. Обучающее сочинение | | |
60/17 | Диктант. Проверочная работа | | |
61/18 | Работа над ошибками | | |
62/19 | Как определить согласные звуки? | | |
63/20 | Согласный звук [й'] и буква И краткое | | |
64/21 | Согласный звук [й'] и буква И краткое | | |
65/22 | Слова с удвоенными согласными | | |
66/23 | Развитие речи | | |
67/24 | Проект «И в шутку и всерьёз» | | |
68/25 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | |
69/26 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | |
70/27 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | | |
71/28 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | | |
72/29 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | | |
73/30 | Контрольный диктант | | |
74/31 | Проверочная работа | | |
75/32 | Работа над ошибками | | |
76/33 | Проект «Пишем письмо» | | |
77/34 | Обобщающий урок | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) |
78/1 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч | | |
79/2 | Развитие речи. Обучающее изложение | | |
80/3 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | | |
81/4 | Проект «Рифма». | | |
82/5 | Контрольный диктант | | |
83/6 | Закрепление знаний. Работа над ошибками | | |
84/7 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | | |
85/8 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | | |
86/9 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проверь себя | | |
87/10 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | |
88/11 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | |
89/12 | Проверка парных согласных в корне слова | | |
90/13 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | | |
91/14 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | | |
92/15 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
93/16 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
94/17 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
95/18 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | | |
96/19 | Проверка знаний | | |
97/20 | Диктант | | |
98/21 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | | |
99/22 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
100/23 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
101/24 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
102/25 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | | |
103/26 | Контрольное списывание | | |
104/27 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | | |
105/28 | Проверка знаний | | |
106/29 | Обобщение изученного материала | | |
Части речи (45 ч) |
107/ 1 | Что такое части речи? | | |
108/ 2 | Что такое части речи? | | |
109/3 | Что такое имя существительное? | | |
110/4 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | |
111/ 5 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | | |
112/ 6 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | | |
113/ 7 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | | |
114/ 8 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | | |
115/ 9 | Заглавная буква в географических названиях | | |
116/10 | Обучающее изложение | | |
117/11 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | | |
118/12 | Диктант | | |
119/13 | Работа над ошибками | | |
120/14 | Единственное и множественное число имён существительных | | |
121/15 | Единственное и множественное число имён существительных | | |
122/16 | Единственное и множественное число имён существительных | | |
123/17 | Обучающее изложение | | |
124/18 | Проверка знаний | | |
125/19 | Диктант | | |
126/20 | Работа над ошибками | | |
127/21 | Что такое глагол? | | |
128/22 | Что такое глагол? | | |
129/23 | Что такое глагол? | | |
130/24 | Единственное и множественное число глаголов | | |
131/25 | Единственное и множественное число глаголов | | |
132/26 | Правописание частицы НЕ с глаголами | | |
133/27 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | | |
134/28 | Что такое текст – повествование? | | |
135/29 | Проверка знаний | | |
136/30 | Что такое имя прилагательное? | | |
137/31 | Связь имени прилагательного с именем существительным | | |
138/32 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | | |
139/33 | Единственное и множественное число имён прилагательных | | |
140/34 | Что такое текст – описание? | | |
141/35 | Проверка знаний | | |
142/36 | Общее понятие о предлоге | | |
143/37 | Раздельное написание предлогов со словами | | |
144/38 | Восстановление предложений | | |
145/39 | Проверка знаний | | |
146/40 | Контрольный диктант | | |
147/41 | Работа над ошибками | | |
148/42 | Что такое местоимение? | | |
149/43 | Что такое местоимение? | | |
150/44 | Что такое текст – рассуждение? | | |
151/45 | Проверка знаний | | |
Повторение (17 ч) |
152/1 | Повторение по теме «Текст» | | |
153/2 | Сочинение по картине | | |
154/3 | Повторение по теме «Предложение» | | |
155/4 | Повторение по теме «Предложение» | | |
156/5 | Повторение по теме «Слово и его значение» | | |
157/6 | Повторение по теме «Части речи» | | |
158/7 | Повторение по теме «Части речи» | | |
159/8 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
160/9 | Повторение по теме «Правила правописания» | | |
161/10 | Контрольное списывание | | |
162/11 | Итоговый контрольный диктант | | |
163/12 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
164/13 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
165/14 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
166/15 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
167/16 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
168/17 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | | |