СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Пояснительная записка.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучение по другим школьным предметам.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с образовательной программой начального общего образования школы №150 от 27.08.2011 года, учебного плана, годового календарного графика от 26.08.2019 года, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России», 2014 год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 170 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети научатся:
-сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
-различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
-правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
-правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
-составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
-составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
-списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
-письменно отвечать на вопросы к тексту;
-писать под диктовку;
-записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
-пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети учатся:
-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
-составлять предложения, различные по цели высказывания;
-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
-различать текст-пословицу и текст-загадку;
-писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
Слова, слова, слова… (27 часов)
В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » дети научатся:
-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
-выделять корень в однокоренных словах;
-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» дети учатся:
-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Звуки и буквы (34 часа)
В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:
-слушать, анализировать звучащее слово;
-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;
-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)
В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Части речи (47 часов)
В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:
-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
-распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
-писать имена собственные по правилам;
-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
-изменять имя прилагательное по числам;
-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
-изменять глаголы по числам;
-писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:
-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
-понимать значение предлогов в речи.
Критерии и нормы оценок знаний учащихся
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.).
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(22 ч).
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч).
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Разделы программы
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова,слова,слова… | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7 | Части речи | 47 |
8 | Повторение | 17 |
| Итого: | 170 часов |
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 45 часов | проверочная работа – 1 контрольных списываний – 1 диктантов – 4 диагностических работ - 1 |
2 четверть | 35 часов | диктантов –3
|
3 четверть | 50 часов | проверочные работы– 3 контрольных списываний – 1 диктантов – 3
|
4 четверть | 40 часов | контрольных списываний – 1 диктантов – 2 проверочных работ – 4 |
Итого: | 170 часов (5 часов в неделю) | контрольных списываний – 3 диктантов – 12 проверочных работ – 8 диагностических работ - 1 |
Развитие речи
1 четверть | сочинений - 2 |
2 четверть | изложений - 1 сочинений - 1 |
3 четверть | изложений – 3 сочинение – 1 |
4 четверть | сочинение - 1 |
Итого: | изложений - 4 сочинений - 5 |
Проекты.
«И в шутку и всерьез».
«Пишем письмо».
«Рифма».
«В словари – за частями речи».
Календарно – тематическое планирование по русскому языку (в неделю 5 часов – 170 часов)
№ | Тема урока | Колич.час. | Дата | |
план | факт | |||
1. | Знакомство с учебником.Какая бывает речь? | 1 | 3.09 |
|
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | 4.09 |
|
3 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | 5.09 | 5.09 |
4 | Контрольное списывание | 1 | 6.09 | 6.09 |
5 | Что такое текст? | 1 | 7.09 | 7.09 |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | 10.09 | 10.09 |
7 | Части текста. | 1 | 11.09 | 11.09 |
8 | Диктант. | 1 | 12.09 | 12.09 |
9 | Работа над ошибками. | 1 | 13.09 | 13.09 |
10 | Что такое предложение? | 1 | 14.09 | 14.09 |
11 | Административный контрольный диктант. | 1 | 17.09 | 17.09 |
12 | Как из слов составить предложение? | 1 | 18.09 | 18.09 |
13 | Что такое главные члены предложения? | 1 | 20.09 | 19.09 |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | 21.09 | 20.09 |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | 24.09 | 21.09 |
16 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | 1 | 25.09 | 23.09 |
17 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | 26.09 | 25.09 |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | 27.09 | 26.09 |
19 | Анализ сочинений. | 1 | 28.09 | 27.09 |
20 | Контрольный диктант. | 1 | 1.10 | 28.09 |
21 | Работа над ошибками. | 1 | 2.10 | 30.09 |
22
| Что такое лексическое значение слова? | 1 | 3.10 | 02.10 |
23 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | 4.10 | 03.10 |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | 5.10 | 04.10 |
25 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | 8.10 | 05.10 |
26 | Что такое синонимы? | 1 | 9.10 | 07.10 |
27 | Что такое антонимы? | 1 | 10.10 | 09.0 |
28 | Что такое антонимы? | 1 | 11.10 | 10.10 |
29 | Контрольный диктант. | 1 | 12.10 | 11.10 |
30 | Работа над ошибками. | 1 | 15.10 | 12.10 |
31 | Что такое родственные слова? | 1 | 16.10 |
|
32 | Что такое родственные слова? | 1 | 17.10 |
|
33
| Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | 18.10 |
|
34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | 19.10 |
|
35 | Какие бывают слоги? | 1 | 22.10 |
|
36
| Как определить ударный слог? | 1 | 23.10 |
|
37 | Как определить ударный слог? | 1 | 24.10 |
|
38 | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | 25.10 |
|
39 | работа над ошибками | 1 | 26.10 |
|
40 | Как переносить слова с одной строки на другую? Слов.диктант | 1 | 5.11 |
|
41 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | 6.11 |
|
42 | Контрольный диктант. | 1 | 7.11 |
|
43 | Работа над ошибками. | 1 | 8.11 |
|
44 | Как различать звуки и буквы? | 1 | 9.11 |
|
45 | Как мы используем алфавит? | 1 | 12.11 |
|
46 | Как мы используем алфавит? | 1 | 13.11 |
|
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | 14.11 |
|
48 | Как определить гласные звуки? | 1 | 15.11 |
|
49 | Контрольный диктант. | 1 | 16.11 |
|
50 | Работа над ошибками. | 1 | 19.11 |
|
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 20.11 |
|
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 21.11 |
|
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 22.11 |
|
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 23.11 |
|
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 26.11 |
|
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 27.11 |
|
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 28.11 |
|
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 29.11 |
|
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | 30.11 |
|
60 | Диктант. | 1 | 3.12 |
|
61 | Работа над ошибками. | 1 | 4.12 |
|
62 | Как определить согласные звуки? | 1 | 5.12 |
|
63 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 | 6.12 |
|
64 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 | 7.12 |
|
65 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 10.12 |
|
66 | Развитие речи. Работа с деформированным текстом | 1 | 11.12 |
|
67 | Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 | 12.12 |
|
68
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | 13.12 |
|
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 14.12 |
|
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | 17.12 |
|
71 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | 18.12 |
|
72 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | 19.12 |
|
73 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | 20.12 |
|
74 | Контрольный диктант. | 1 | 21.12 |
|
75 | Работа над ошибками. | 1 | 24.12 |
|
76 | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | 25.12 |
|
77 | Обобщающий урок. | 1 | 26.12 |
|
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | 8.01 |
|
79 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 9.01 |
|
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | 10.01 |
|
81 | Наши проекты. Рифма. | 1 | 11.01 |
|
82
| Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | 14.01 |
|
83 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | 15.01 |
|
84 | Проверь себя «правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 1 | 16.01 |
|
85
| Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | 17.01 |
|
86 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | 18.01 |
|
87 | Диктант | 1 | 21.01 |
|
88 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 | 22.01 |
|
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | 23.01 |
|
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | 24.01 |
|
91 | Изложение повествовательного текста. | 1 | 25.01 |
|
92
| Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 28.01 |
|
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 29.01 |
|
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 30.01 |
|
95 | Изложение повествовательного текста. | 1 | 31.01 |
|
96 | Проверка знаний. | 1 | 1.02 |
|
97 | Диктант. | 1 | 4.02 |
|
98 | Работа над ошибками . Обобщение изученного материала. | 1 | 5.02 |
|
99
| Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 6.02 |
|
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 7.02 |
|
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 8.02 |
|
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | 11.02 |
|
103 | Контрольное списывание. | 1 | 12.02 |
|
104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | 13.02 |
|
105 | Проверка знаний. | 1 | 14.02 |
|
106 | Обобщение изученного материала. | 1 | 15.02 |
|
107 | Обобщение изученного материала. | 1 | 18.02 |
|
108 | Что такое части речи? | 2 | 19.02 |
|
109 | Что такое имя существительное? | 1 | 20.02 |
|
110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 21.02 |
|
111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | 22.02 |
|
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | 25.02 |
|
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | 26.02 |
|
114 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | 1 | 27.02 |
|
115 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | 28.02 |
|
116 | Обучающее изложение. | 1 | 1.03 |
|
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | 4.03 |
|
118 | Диктант. | 1 | 5.03 |
|
119 | Работа над ошибками. | 1 | 6.03 |
|
120 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | 7.03 |
|
121 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | 8.03 |
|
122 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | 11.03 |
|
123 | Обучающее изложение. | 1 | 12.03 |
|
124 | Проверка знаний. | 1 | 13.03 |
|
125 | Диктант. | 1 | 14.03 |
|
126 | Работа над ошибками. | 1 | 15.03 |
|
127 | Что такое глагол? | 3 | 18.03 |
|
128 | Что такое глагол? | 3 | 19.03 |
|
129 | Что такое глагол? | 1 | 20.03 |
|
130 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | 21.03 |
|
131 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | 22.03 |
|
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | 1.04 |
|
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | 2.04 |
|
134 | Что такое текст-повествование? | 1 | 3.04 |
|
135 | Проверка знаний. | 1 | 4.04 |
|
136 | Что такое имя прилагательное? | 1 | 5.04 |
|
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 8.04 |
|
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | 9.04 |
|
139 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | 10.04 |
|
140 | Что такое текст – описание? | 1 | 11.04 |
|
141 | Проверка знаний. | 1 | 15.04 |
|
142 | Общее понятие о предлоге. | 1 | 16.04 |
|
143 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 17.04 |
|
144 | Восстановление предложений. | 1 | 18.04 |
|
145 | Проверка знаний. | 1 | 19.04 |
|
146 | Диктант. | 1 | 22.04 |
|
147 | Работа над ошибками. | 1 | 23.04 |
|
148 | Что такое местоимение? | 1 | 25.04 |
|
149 | Что такое местоимение? | 1 | 26.04 |
|
150 | Что такое текст – рассуждение? | 1 | 29.04 |
|
151 | Проверка знаний | 1 | 30.04 |
|
152 | Контрольный диктант. | 1 | 1.05 |
|
153 | Работа над ошибками. | 1 | 2.05 |
|
154 | Повторение по теме «Текст». | 1 | 3.05 |
|
155 | Сочинение по картине. | 1 | 6.05 |
|
156 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | 7.05 |
|
157 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | 8.05 |
|
158 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | 9.05 |
|
159 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | 10.05 |
|
160 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | 13.05 |
|
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | 14.05 |
|
162 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | 15.05 |
|
163 | Контрольное списывание. | 1 | 16.05 |
|
164 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 17.05 |
|
165 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 20.05 |
|
166 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 21.05 |
|
167 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 22.05 |
|
168 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 23.05 |
|
169 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 24.05 |
|
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | 1 | 25.05 |
|
Учебно-методический комплекс
№ | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1 | Канакина В. П., Горецкий В. Г. | Русский язык. Рабочая программа. 2 класс.
| 2014 | М.: Просвещение
|
2. | Канакина В. П., Горецкий В. Г. | Русский язык.Учебник: в 2 частях. 2 класс.
| 2012 | М.: Просвещение
|
| Канакина В. П | Русский язык. Рабочая тетрадь: в 2 частях.
| 2014 | М: Просвещение |
3. | Ситникова Т.Н. | Поурочные разработки к учебнику Канакиной В. П. Русский язык 2 класс | 2013 | М. ВАКО |
4 | Канакина В. П. | Русский язык. 1-4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ. | 2014 | М.: Просвещение
|
| Технические средства обучения | |||
5 | Компьютер с художественным программным обеспечением; | |||
6 | Мультимедийный проект; | |||
7 | Магнитная доска; | |||
8 | Презентации и видеофильмы | |||
| Интернет-ресурсы | |||
9 | http:// 1-4.prosv.ru | |||
10
| http://school-collection.edu.ru/ | |||
11 | http:// 1-4.prosv.ru |
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 45 часов | проверочная работа – 1 контрольных списываний – 1 диктантов – 4 диагностических работ - 1 |
2 четверть | 35 часов | диктантов –3
|
3 четверть | 50 часов | проверочные работы– 3 контрольных списываний – 1 диктантов – 3
|
4 четверть | 40 часов | контрольных списываний – 1 диктантов – 2 проверочных работ – 4 |
Итого: | 170 часов (5 часов в неделю) | контрольных списываний – 3 диктантов – 12 проверочных работ – 8 диагностических работ - 1 |
Развитие речи
1 четверть | сочинений – 2 |
2 четверть | изложений - 1 сочинений – 1 |
3 четверть | изложений – 3 сочинение – 1 |
4 четверть | сочинение - 1 |
Итого: | изложений - 4 сочинений - 5 |
Проекты.
«И в шутку и всерьез».
«Пишем письмо».
«Рифма».
«В словари – за частями речи».
Приложение
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной (итоговой) аттестации
обучающихся 2 класса по учебному предмету «Русский язык»
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения
в 2020 году промежуточной (итоговой) аттестации
по учебному предмету «Русский язык»
Назначение КИМ - оценить достижение обучающимися планируемых результатов предметных и метапредметных по учебному предмету русский язык в целях промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся 2 класса.
Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание контрольно-измерительных материалов определяется на основе:
1.1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009г»);
1.2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа №150 от 27.08.2011г.;
1.3. Рабочих программ по предметам УМК «Школа России» учебник «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В. Г.
1.4. Рабочих программ учителя по учебным предметам Учебного плана МБОУ «Школа №150».
КИМ разработаны с учётом положения о том, что результатом освоения учебной программы по учебному предмету является сформированность планируемых результатов, зафиксированных в блоке «Выпускник научится» ООП НОО.
Характеристика структуры и содержание КИМ.
Итоговая контрольная работа по русскому языку во 2 классе содержит типовое контрольное задание: диктант с грамматическим заданием.
КОДИФИКАТОР
Планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор содержит планируемые результаты¸ которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся.
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в диктанте
Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации по русскому языку представлен в таблице 1.
Таблица 1
Код раздела | Код контролируемого элемента содержания | Элементы содержания, проверяемые на промежуточной (годовой) аттестации |
Раздел «Орфография» | ||
| 1.1 | Безударные гласные в корне слова. |
| 1.2 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. |
| 1.3 | Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими гласными (чн,чк, щн ) |
| 1.4 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
| 1.5 | Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. |
| 1.6 | Разделительные Ь и Ъ. |
| 1.7 | Ь как показатель мягкости предшествующего согласного |
2. Раздел «Пунктуация» | ||
| 2.1 | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
3. Раздел «Фонетика и графика» | ||
| 3.1 | Алфавит |
4. Раздел «Состав слова (морфемика)» | ||
| 4.1 | Состав слова |
5. Раздел «Морфология» | ||
| 5.1 | Части речи |
| 5.2 | Основа предложения |
Перечень умений, хактеризующих достижение планируемых результатов представлен в таблице 2
Таблица 2
Код | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП НОО: выпускник научится / получит возможность научиться | Уровень |
Базовый уровень (выпускник научится) | |||
Диктант | |||
1.1 | Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы | - Применять правила правописания (в объёме содержания курса); - писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; - проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. - Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах | Б |
Умение самостоятельно проверять текст диктанта, исправление ошибок, если они есть | |||
Умение проверять правильность работы с одновременным орфографическим проговариванием диктанта учителем, внесение исправлений | |||
Грамматическое задание | |||
2.1 | Умение упорядочивать слова по алфавиту | Пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов | Б |
3.1 | Умение различать родственные (однокоренные) слова | Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова | Б |
4.1 | 1) Умение распознавать главные члены предложения | Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | Б |
2) Умение распознавать части речи | Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи | Б |
Распределение заданий промежуточной (итоговой) работы по уровню сложности и метапредметным УУД
В таблице 3 представлена информация о распределении заданий промежуточной (итоговой) работы по уровню сложности
Таблица 3
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 9 |
Базовый | 4 | 9 | 100% |
Итого | 4 | 9 | 100% |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших тему «Правописание слов с изученными орфограммами во 2 классе» по предмету «Русский язык» во 2 классе представлены в таблице 4
Таблица 4
№ задания | Планируемые результаты обучения, проверяемые умения |
1 | Умение записывать под диктовку текст, который учитель диктует по орфоэпическим нормам, проговаривая орфографически части слов с неизученными орфограммами |
Умение самостоятельно проверять текст диктанта, исправление ошибок, если они есть | |
Умение проверять правильность работы с одновременным орфографическим проговариванием диктанта учителем, внесение исправлений | |
2 | Умение упорядочивать слова по алфавиту |
3 | Умение различать родственные (однокоренные) слова |
4 | 1) Умение находить грамматическую основу предложения |
2) Умение распознавать части речи в предложении |
Перечень элементов метапредметного содержании, проверяемых в диктанте
В таблице 5 представлена информация о метапредметных УУД
Таблица 5
| Метапредметные УУД |
1 | Контроль, коррекция (регулятивные УУД) |
2 | Умение анализировать, классифицировать (познавательные УУД) |
3 | Владение рядом общих способов проверки орфограмм (познавательные УУД) |
4 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивные УУД) |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Проверка работ проводится с помощью приложенных к работе верных ответов и ключей оценивания.
Таблица 6
№ задания | Количество баллов
|
1 | Максимальное количество баллов – 3 3 балла – написание текста под диктовку без ошибок 2 балла – допущены 1-2 ошибки (2 исправления считаются за 1 ошибку) 1 балл – допускается 3-4 ошибки 0 баллов – в диктанте допущены 5 и более ошибок |
2 | Максимальное количество баллов – 2 2 балла – все слова правильно расставлены по алфавиту 1 балл – в расстановке слов по алфавиту допущена одна ошибка 0 баллов – в расстановке слов по алфавиту допущены две и более двух ошибок |
3 | Максимальное количество баллов – 1 1балл – правильно выписана группа родственных (однокоренных) слов 0 баллов – неверно выписана группа родственных (однокоренных) слов |
4 | 1) Максимальное количество баллов – 1 1балл – правильно подчеркнута грамматическая основа предложения 0 баллов – верно обозначен только один главный член предложения. ИЛИ Наряду с верным обозначением подлежащего и /или сказуемого теми же графическими знаками (соответственно одной или двумя чертами) подчёркнуты второстепенные члены (второстепенный член) предложения. ИЛИ Все главные члены предложения обозначены неверно / не обозначены |
2) Максимальное количество баллов – 2 2 балла – правильно определены все части речи в предложении 1 балл – правильно определены части речи (не менее 4 слов) 0 баллов – определены части речи (менее 4 слов) |
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задания промежуточной (итоговой) работы направлены, прежде всего на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Задания 2, 3, 4 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями.
Задание 2 предполагает знание букв русского алфавита и их последовательности, проверяет умение обучающихся пользоваться алфавитом для упорядочивания слов, проверяет владение познавательным универсальным учебным действием – использование алфавита для поиска нужной информации в словаре. Задание 3 предполагает знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова; позволяет выявить уровень учебно-языкового умения различать родственные (однокоренные) слова и формы слова Задание 4 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 4(п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно- языковое морфологическое опознавательное умение).
Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку за написание диктанта
Школьная отметка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество баллов | 3 | 2 | 1 | 0 |
Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку
за выполнение грамматического задания
Школьная отметка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество баллов | 6 | 5-4 | 3 | 2- 1 |
Типовое контрольное задание.
Задание №1. Диктант.
Весной.
Весна. Стоят чудесные деньки. Бегут ручьи. Поют птички.
Свистят иволги. Кричат кукушки. По лесной траве прыгают воробьи. За лесом пруд. Ребята бегут играть в лес. Девочки нашли ландыши. Братья Петя и Миша Петуховы нашли ѐжика. Ольга кормит орешками белку.(40 слов)
Грамматические задания
Задание №2. Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова
Вариант 1. Школа, класс, парта, урок, звонок.
Вариант 2. Ветер, луна, звезда, небо, месяц.
Задание №3. Выпиши ту группу слов, где все слова однокоренные.
Вариант 1.
а) загорелый, гореть, горка, горелый
б) рисовать, рисунок, рис, нарисованный
в) глаз, глазик, глазной, глазоньки.
Вариант 2.
а) море, морс, морской, моряк
б) нога, ножной, ножка, ноженьки
в) дерево, дуб, деревянный
Задание №4. Выписать из текста 7 предложение.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения
Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Ответы к грамматическому заданию
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
2 | Звонок, класс, парта, урок, школа. | Ветер, звезда, луна, месяц, небо. |
3 | в | б |
4 (1) | По лесной траве прыгают воробьи.
| |
4 (2) | пр. прил. сущ. гл. сущ. По лесной траве прыгают воробьи. |
Время и способ выполнения варианта КИМ
На выполнение работы отводится 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.