ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети учатся:
-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
-составлять предложения, различные по цели высказывания;
-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
-различать текст-пословицу и текст-загадку;
-писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
Слова, слова, слова… (27 часов)
Планируемые результаты обучения.
В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » дети научатся:
-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
-выделять корень в однокоренных словах;
-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» дети учатся:
-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Звуки и буквы (34 часа)
Планируемые результаты обучения.
В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:
-слушать, анализировать звучащее слово;
-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;
-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)
Планируемые результаты обучения.
В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Части речи (47 часов)
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:
-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
-распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
-писать имена собственные по правилам;
-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
-изменять имя прилагательное по числам;
-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
-изменять глаголы по числам;
-писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:
-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
-понимать значение предлогов в речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова,слова,слова… | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7 | Части речи | 47 |
8 | Повторение | 17 |
| Итого: | 170 часов |
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.).
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Наша речь (4 часа) |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 |
3 | Как отличить диалог от монолога? | 1 |
4 | Контрольное списывание | 1 |
Текст (5 часов) |
5 | Что такое текст? | 1 |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 |
7 | Части текста. | 1 |
8 | Контрольный диктант по теме «Текст». | 1 |
9 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 |
Предложение (12часов) |
10 | Что такое предложение? | 1 |
11 | Как из слов составить предложение? | 1 |
12 | Контрольное списывание. | 1 |
13 | Что такое главные члены предложения? | 1 |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 |
16 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | 1 |
17 | Как установить связь слов в предложении? | 1 |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 |
19 | Анализ сочинений. | 1 |
20 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 |
21 | Работа над ошибками. | 1 |
Слова, слова, слова… (22 часа) |
22 | Что такое лексическое значение слова? | 1 |
23 | Что такое лексическое значение слова? Закрепление. | 1 |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 |
25 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 |
26 | Что такое синонимы? | 1 |
27 | Что такое антонимы? | 1 |
28 | Что такое антонимы? Закрепление. | 1 |
29 | Контрольный диктант по теме «Слово и его значение». | 1 |
30 | Работа над ошибками. | 1 |
31 | Что такое родственные слова? | 1 |
32 | Что такое родственные слова? Закрепление. | 1 |
33 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 |
34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Закрепление. | 1 |
35 | Какие бывают слоги? | 1 |
36 | Как определить ударный слог? | 1 |
37 | Как определить ударный слог? Закрепление. | 1 |
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? Словарный диктант. | 1 |
39 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 |
40 | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 |
41 | Работа над ошибками | 1 |
42 | Контрольный диктант по теме «Синонимы и антонимы». | 1 |
43 | Работа над ошибками. | |
Звуки и буквы (34 часа) |
44 | Как различать звуки и буквы? | 1 |
45 | Как мы используем алфавит? | 1 |
46 | Как мы используем алфавит? Закрепление. | 1 |
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 |
48 | Как определить гласные звуки? | 1 |
49 | Контрольный диктант по теме «Заглавная буква». | 1 |
50 | Работа над ошибками. | 1 |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 |
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки. | 1 |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Обобщение. | 1 |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление. | 1 |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Самостоятельная работа. | 1 |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Закрепление. | 1 |
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Самостоятельная работа. | 1 |
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 |
60 | Диктант. Проверочная работа. | 1 |
61 | Работа над ошибками. | 1 |
62 | Как определить согласные звуки? | 1 |
63 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 |
64 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. Закрепление. | 1 |
65 | Слова с удвоенными согласными. | 1 |
66 | Развитие речи. Работа с деформированным текстом | 1 |
67 | Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 |
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Закрепление. | 1 |
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 |
71 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | |
72 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Закрепление. | 1 |
73 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | 1 |
74 | Проверочная работа по теме «Звуки и буквы». | 1 |
75 | Работа над ошибками. | 1 |
76 | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 |
77 | Обобщающий урок. | 1 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) |
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 |
79 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 |
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 |
81 | Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 |
82 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 |
83 | Наши проекты. Рифма. | 1 |
84 | Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 |
85 | Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Закрепление. | 1 |
86 | Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу». | 1 |
87 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 |
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 |
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 |
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 |
91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | 1 |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление. | 1 |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Проверочная работа. | 1 |
95 | Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | 1 |
96 | Проверка знаний по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных». | 1 |
97 | Контрольный диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных». | 1 |
98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 |
99 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 |
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Закрепление. | 1 |
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 |
103 | Контрольное списывание. | 1 |
104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 |
105 | Проверка знаний по теме «Разделительный мягкий знак». | 1 |
106 | Обобщение изученного материала. | 1 |
Части речи (47 часов). |
107 | Что такое части речи? | 1 |
108 | Что такое части речи? Закрепление. | |
109 | Что такое имя существительное? | 1 |
110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 1 |
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 |
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1 |
114 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | 1 |
115 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 |
116 | Обучающее изложение. | 1 |
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 |
118 | Контрольный диктант по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». | 1 |
119 | Работа над ошибками. | 1 |
120 | Число имён существительных. | 1 |
121 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 |
122 | Единственное и множественное число имён существительных. Закрепление. | 1 |
123 | Обучающее изложение. | 1 |
124 | Проверка знаний по теме «Единственное и множественное число имён существительных». | 1 |
125 | Контрольный диктант по теме «Единственное и множественное число имён существительных». | 1 |
126 | Работа над ошибками. | 1 |
127 | Что такое глагол? | 1 |
128 | Что такое глагол? Понятие о глаголе. | 1 |
129 | Что такое глагол? Роль в речи. | 1 |
130 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
131 | Единственное и множественное число глаголов. Закрепление. | 1 |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 |
134 | Что такое текст-повествование? | 1 |
135 | Проверка знаний по теме «Глагол». | 1 |
136 | Что такое имя прилагательное? | 1 |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 |
139 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 |
140 | Что такое текст – описание? | 1 |
141 | Проверка знаний по теме «Прилагательное». | 1 |
142 | Общее понятие о предлоге. | 1 |
143 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 |
144 | Восстановление предложений. | 1 |
145 | Проверка знаний по теме «Предлог». | 1 |
146 | Контрольный диктант по теме «Предлог». | 1 |
147 | Работа над ошибками. | 1 |
148 | Что такое местоимение? | 1 |
149 | Что такое местоимение? Закрепление. | 1 |
150 | Что такое текст – рассуждение? | 1 |
151 | Проверка знаний по теме «Местоимение». | 1 |
152 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 |
153 | Работа над ошибками. | 1 |
Повторение (17 часов) |
154 | Повторение по теме «Текст». | 1 |
155 | Сочинение по картине. | 1 |
156 | Повторение по теме «Предложение». | 1 |
157 | Повторение по теме «Предложение». Главные члены предложения. | 1 |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 |
159 | Повторение по теме «Части речи». Существительное и прилагательное. | 1 |
160 | Повторение по теме «Части речи». Глагол и местоимение. | 1 |
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 |
162 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 |
163 | Контрольное списывание. | 1 |
164 | Повторение и закрепление изученного материала. Безударные гласные. | 1 |
165 | Повторение и закрепление изученного материала. Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 |
166 | Повторение и закрепление изученного материала. Правописание мягкого знака. | 1 |
167 | Повторение и закрепление изученного материала. Буквосочетания. | 1 |
168 | Повторение и закрепление изученного материала. Парные согласные. | 1 |
169 | Повторение и закрепление изученного материала. Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | 1 |