СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и материал УМК рассчитан на 167 часов в год , 5 часов в неделю (по календарю)

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их

     употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

    2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными

       способами анализа изучаемых единиц языка;

    3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

    4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову,  

       стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс.»






Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, объединения внеурочной деятельности НОО МБОУ СШ №47 (приказ№231-о.01.09.20) и на основе программы курса «Русский язык» 1-4 классы Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина./Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний». Под редакцией И.А. Петровой. /Москва: Астрель, 2017/.


Программа и материал УМК рассчитан на 167 часов в год , 5 часов в неделю (по календарю)



В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их

употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными

способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову,

стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • понимание сопричастности к языку своего народа (я —носитель языка);

  • осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;

  • внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов) ;

  • положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.)

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

  • восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;

  • понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

  • внимания к мелодичности народной звучащей речи;

  • стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

  • осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса);

определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

  • создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • осознавать цели и задачи раздела курса;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  • намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

  • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

  • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • осуществлять само и взаимопроверку работ;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

  • использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов ;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

  • владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

  • преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;

  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы

текстов;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;

  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;

  • подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию).


2.Содержание учебного предмета, курса.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Речь . Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность.

Высказывание. Текст .Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста. Восприятие устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Чтение осмысленное, плавное. Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Общие сведения о языке Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика .Знание алфавита. Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого и мягкого знаков.

Чистописание Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика).Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика).Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис.

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое вареньеваренье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение . Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Орфография и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.


Основные виды деятельности.


Название темы (раздела)

Виды деятельности

ЯЗЫК И РЕЧЬ (20ч)

(повторение изученного во 2 классе)

Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей.

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи.

Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи).

Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно.

Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника.

Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики.

Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова.

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы.

Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.

Обобщать варианты использования большой буквы в словах.

Правильно оформлять титульный лист ученической тетради.

Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами.

Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных.

Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении.

Наводить справки в толковых словарях и справочниках. Анализировать и составлять предложения и тексты.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (29 ч)

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания.

Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.

Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях. Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства

«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь.

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов.

Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции).

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана.

Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением.

«Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин.

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы

О ГЛАВНОМ (43 ч)

(главные части в средствах

языка)

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их.

Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.

Выявлять основную мысль высказывания.

Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень.

Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов.

Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.

Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).

Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.

Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера. Готовить презентации результатов проектной деятельности.

Выявлять замысел, основную мысль высказывания и

выражать её соответствующими языковыми средствами.

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).

Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

Сопоставлять временные формы глаголов по таблице.

Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Составлять окончание текста по данному началу.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать. собственные высказывания типа инструкции (как сделать…).

Защищать (презентовать) результаты проектной работы по основной мысли: помогите птицам

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ…

(51 ч)

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления. Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления

Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании.

Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях.Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения.

Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения.

Квалифицировать предложение по совокупности его признаков.

Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения.

Обобщать средства, с помощью которых можно:

а) конкретизировать значение слов,

б) распространять мысли в предложениях и текстах.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ

(24 ч)

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи.

Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию.

Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии.

Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме.

Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу, презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать

Освоение учащимися предметного содержания обеспечивается использованием на уроках следующих форм организации учебных занятий:

  • индивидуальная (учащиеся усваивают информацию, работая с источником самостоятельно)

  • парная (передача информации осуществляется от одного человека к другому)

  • групповая (в том числе фронтальная) при которой в любой момент учебного процесса один говорит, а все слушают)

  • коллективная (обучение в парах сменного состава с периодической сменой ролей «учитель» и «ученик»).

Выбор форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке осуществляется в соответствии с целями урока, его типом, содержанием учебного материала и методов обучения.





Название раздела, темы.

Количество часов

Примечание

1

Язык и речь (повторение изученного во 2 классе).

20


2

Проводники наших мыслей и чувств

29


3

О главном.

43


4

Конкретизируем значение, распространяем мысль

51


5

Повторение изученного в 3 классе

24

В т.ч.резерв-6 часов

6

Всего

167



  • Количество контрольных работ: 6 диктантов, 3-списывания, словарных диктантов -3,

комплексная работа -1, представлены в КИМ.





3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Название раздела, темы

Количество часов по программе

Количество часов по КТП

1

Язык и речь (повторение изученного во 2 классе).

Речь устная и письменная

1

1

2

Речь устная и письменная

1

1

3

Речевые действия (особенности устной и письменной речи)

1

1

4

Речевые действия (особенности устной и письменной речи)

1

1

5

Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне

1

1

6

Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне

1

1

7

Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне)

1

1

8

Большая буква в именах собственных

1

1

9

Слово: его значение, значимые части

1

1

10

Слово: его значение, значимые части

1

1

11

Слово: его значение, значимые части

1

1

12

Слово в предложении и тексте


1

1

13

Слово в предложении и тексте

1

1

14

Уроки-тренинги. Письмо по памяти

1

1

15

Уроки-тренинги. Письмо по памяти

1

1

16

Вводный диктант по теме «Повторение» .

1

1

17

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

1

18

Изложение «Свет осени».

1

1

19

Анализ изложения

1

1

20

Творческая работа: зарисовка уголка родной природы

1

1

21

Проводники наших мыслей и чувств.

Слово. Предложение. Текст

1

1

22

Слово и словосочетание

1

1

23

Слово и словосочетание

1

1

24

Части речи

1

1

25

Род имён существительных

1

1

26

Род имён существительных

1

1

27

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже

1

1

28

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже

1

1

29

Изменение имён прилагательных по родам

1

1

30

Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг

1

1

31

Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг

1

1

32

Устойчивые сочетания слов

1

1

33

Предложение

1

1

34

Вопросительные и повествовательные предложения

1

1

35

Употребление отрицательной частицы НЕ

1

1

36

Побудительные предложения.

1

1

37

Восклицательные предложения.

1

1

38

Знаки препинания в конце предложений (обобщение).

1

1

39

Знаки препинания в конце предложений (обобщение)

1

1

40

Контрольный диктант по теме: "Предложение"

1

1

41

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками.

1

1

42

Инструктаж по проектным работам

1

1

43

Текст.

1

1

44

Списывание текста с речевой задачей

1

1

45

Повествование.

1

1

46

Описание. Рассуждение

1

1

47

Изложение и его анализ.

1

1

48

Изложение и его анализ.

1

1

49

Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра)

1

1

50

О главном.

Главные части в средствах языка

1

1

51

Корень – главная значимая часть слова

1

1

52

Правописание корня (повторение, обобщение)

1

1

53

Правописание корня (повторение, обобщение)

1

1

54

Если в корне две безударные гласные…

1

1

55

Если в корне две безударные гласные

1

1

56

Если в корне две безударные гласные

1

1

57

Изложение текста «Ухоронки»

1

1

58

Главное слово в словосочетании

1

1

59

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

1

60

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

1

61

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

1

62

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

1

63

Главная (основная) мысль текста.

1

1

64

Главная (основная) мысль текста

1

1

65

Главная (основная) мысль текста

1

1

66

Создание текста на основе его главной мысли.

1

1

67

Контрольное списывание текста.

1

1

68

Подготовка к контрольному диктанту

1

1

69

Контрольный диктант по теме «О главном»

1

1

70

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками.

1

1

71

Проверочная работа комплексного характера (с 128)

1

1

72

Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентация

1

1

73

Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентация

1

1

74

Главные части слова и словосочетания

1

1

75

Части речи в роли главных членов предложения

1

1

76

Подлежащее. Употребление личных местоимений

1

1

77

Подлежащее. Употребление личных местоимений

1

1

78

Подлежащее. Употребление личных местоимений

1

1

79

Сказуемое. Употребление форм глагола

1

1

80

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

1

81

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

1

82

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

1

83

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

1

84

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

1

85

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

1

86

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого

1

1

87

Главная (основная) мысль текста (обобщение)

1

1

88

Тренинг или изложение текста

1

1

89

Контрольный диктант. «Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.»

1

1

90

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

1

91

Творческая работа и её анализ

1

1

92

Инструкция по изготовлению кормушки

1

1

93

Конкретизируем значение, распространяем мысль…

Структурные части средств языка

1

1

94

Роль приставок и суффиксов в словах

1

1

95

Роль приставок и суффиксов в словах

1

1

96

Правописание приставок и предлогов

1

1

97

Правописание приставок и предлогов

1

1

98

Правописание приставок и предлогов

1

1

99

Правописание гласных в приставках

1

1

100

Правописание гласных в приставках

1

1

101

Правописание согласных в приставках

1

1

102

Правописание согласных в приставках

1

1

103

Употребление разделительного твердого знака после приставок

1

1

104

Употребление разделительного твердого знака после приставок

1

1

105

Употребление разделительного твердого знака после приставок

1

1

106

Употребление и правописание слов с приставками

1

1

107

Обучение написанию текста объявления

1

1

108

Употребление слов с суффиксами

1

1

109

Употребление слов с суффиксами

1

1

110

Употребление слов с суффиксами

1

1

111

Творческое списывание

1

1

112

Назначение зависимого слова в словосочетании

1

1

113

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных,

местоимений

1

1

114

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных,

местоимений

1

1

115

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных,

местоимений

1

1

116

Подготовка к контрольному диктанту

1

1

117

Подготовка к контрольному диктанту

1

1

118

Контрольный диктант теме «Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

1

119

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

1

120

Обучающее изложение.

1

1

121

Обучающее изложение.

1

1

122

Обучающее сочинение

1

1

123

Инструктаж по проектным работам

1

1

124

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

1

125

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

1

126

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

1

127

Правописание местоимений с предлогами.

1

1

128

Тренинг

1

1

129

Проверочная работа по словосочетанию

1

1

130

Второстепенные члены предложения

1

1

131

Анализ (разбор) простого предложения

1

1

132

Связь второстепенных членов с главными членами предложений

1

1

133

Сопоставление состава простых и сложных предложений

1

1

134

Повествование.

1

1

135

Рассуждение

1

1

136

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания

1

1

137

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания

1

1

138

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания

1

1

139

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

1

140

Итоговый контрольный диктант по теме « Повторение, изученного в 3 классе»

1

1

141

Анализ итогового контрольного диктанта и работа над ошибками

1

1

142

Средства языка и их анализ

1

1

143

Называем… Слово и словосочетание

1

1

144

Повторение изученного в 3 классе.

Слово как часть речи

1

1

145

Конкретизируем значение слова

1

1

146

Конкретизируем значение слова

1

1

147

Правописание слов

1

1

148

Правописание слов

1

1

149

Правописание слов

1

1

150

Правописание слов

1

1

151

Проверочная работа

1

1

152

Анализ проверочной работы

1

1

153

Предложение. Текст.

1

1

154

Распространяем мысли…

1

1

155

Распространяем мысли…

1

1

156

Изложение и его анализ. Подготовка к изложению

1

1

157

Изложение "Любопытные"

1

1

158

Редактирование изложения

1

1

159

Итоговая комплексная работа.

1

1

160

Анализ и коррекция ошибок

1

1

161

Проба пера… Письмо

1

1

162-167

Резервный урок

6

6



Календарно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Коррекция с указанием даты и причины

По плану

По факту

1

Язык и речь (повторение изученного во 2 классе).

Речь устная и письменная

1

01.09

01.09


2

Речь устная и письменная

1

02.09

02.09


3

Речевые действия (особенности устной и письменной речи)

1

03.09

03.09


4

Речевые действия (особенности устной и письменной речи)

1

04.09

04.09


5

Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне

1

07.09

07.09


6

Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне

1

08.09

08.09


7

Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне)

1

09.09

09.09


8

Большая буква в именах собственных

1

10.09

10.09


9

Слово: его значение, значимые части

1

11.09

11.09


10

Слово: его значение, значимые части

1

14.09

14.09


11

Слово: его значение, значимые части

1

15.09

15.09


12

Слово в предложении и тексте


1

16.09

16.09


13

Слово в предложении и тексте

1

17.09

17.09


14

Уроки-тренинги. Письмо по памяти

1

18.09

18.09


15

Уроки-тренинги. Письмо по памяти

1

21.09

21.09


16

Вводный диктант по теме «Повторение» .

1

22.09

22.09


17

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

23.09

23.09


18

Изложение «Свет осени».

1

24.09

24.09


19

Анализ изложения

1

25.09

25.09


20

Творческая работа: зарисовка уголка родной природы

1

28.09

28.09


21

Проводники наших мыслей и чувств.

Слово. Предложение. Текст

1

29.09

29.09


22

Слово и словосочетание

1

30.09

30.09


23

Слово и словосочетание

1

01.10

01.10


24

Части речи

1

02.10

02.10


25

Род имён существительных

1

05.10

19.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

26

Род имён существительных

1

06.10

19.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

27

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже

1

12.10

20.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

28

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже

1

13.10

20.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

29

Изменение имён прилагательных по родам

1

14.10

21.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

30

Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг

1

15.10

22.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

31

Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг

1

16.10

22.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

32

Устойчивые сочетания слов

1

19.10

23.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

33

Предложение

1

20.10

23.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

34

Вопросительные и повествовательные предложения

1

21.10

26.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

35

Употребление отрицательной частицы НЕ

1

22.10

26.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

36

Побудительные предложения.

1

23.10

27.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

37

Восклицательные предложения.

1

26.10

27.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

38

Знаки препинания в конце предложений (обобщение).

1

27.10

28.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

39

Знаки препинания в конце предложений (обобщение)

1

28.10

28.10

Дополнительные каникулы с 05.10 по 18.10

40

Контрольный диктант по теме: "Предложение"

1

29.10



41

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками.

1

30.10



42

Контрольный словарный диктант. Инструктаж по проектным работам

1

02.11



43

Текст.

1

03.11



44

Контрольное списывание текста с речевой задачей

1

05.11



45

Повествование.

1

06.11



46

Описание. Рассуждение

1

09.11



47

Изложение и его анализ.

1

10.11



48

Изложение и его анализ.

1

11.11



49

Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра)

1

12.11



50

О главном.

Главные части в средствах языка

1

13.11



51

Корень – главная значимая часть слова

1

23.11



52

Правописание корня (повторение, обобщение)

1

24.11



53

Правописание корня (повторение, обобщение)

1

25.11



54

Если в корне две безударные гласные…

1

26.11



55

Если в корне две безударные гласные

1

27.11



56

Если в корне две безударные гласные

1

30.11



57

Изложение текста «Ухоронки»

1

01.12



58

Главное слово в словосочетании

1

02.12



59

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

03.12



60

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

04.12



61

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

07.12



62

Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое

1

08.12



63

Главная (основная) мысль текста.

1

09.12



64

Главная (основная) мысль текста

1

10.12



65

Главная (основная) мысль текста

1

11.12



66

Создание текста на основе его главной мысли.

1

14.12



67

Контрольное списывание текста.

1

15.12



68

Подготовка к контрольному диктанту

1

16.12



69

Контрольный диктант по теме «О главном»

1

17.12



70

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками.

1

18.12



71

Проверочная работа комплексного характера (с 128)

1

21.12



72

Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентация

1

22.12



73

Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентация

1

23.12



74

Главные части слова и словосочетания

1

24.12



75

Части речи в роли главных членов предложения

1

25.12



76

Подлежащее. Употребление личных местоимений

1

28.12



77

Подлежащее. Употребление личных местоимений

1

29.12



78

Подлежащее. Употребление личных местоимений

1

11.01



79

Сказуемое. Употребление форм глагола

1

12.01



80

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

13.01



81

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

14.01



82

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

15.01



83

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

18.01



84

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

19.01



85

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

1

20.01



86

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого

1

21.01



87

Контрольный словарный диктант. Главная (основная) мысль текста (обобщение)

1

22.01



88

Тренинг или изложение текста

1

25.01



89

Контрольный диктант. «Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.»

1

26.01



90

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

27.01



91

Творческая работа и её анализ

1

28.01



92

Инструкция по изготовлению кормушки

1

29.01



93

Конкретизируем значение, распространяем мысль…

Структурные части средств языка

1

01.02



94

Роль приставок и суффиксов в словах

1

02.02



95

Роль приставок и суффиксов в словах

1

03.02



96

Правописание приставок и предлогов

1

04.02



97

Правописание приставок и предлогов

1

05.02



98

Правописание приставок и предлогов

1

08.02



99

Правописание гласных в приставках

1

09.02



100

Правописание гласных в приставках

1

10.02



101

Правописание согласных в приставках

1

11.02



102

Правописание согласных в приставках

1

12.02



103

Употребление разделительного твердого знака после приставок

1

15.02



104

Употребление разделительного твердого знака после приставок

1

16.02



105

Употребление разделительного твердого знака после приставок

1

17.02



106

Употребление и правописание слов с приставками

1

24.02



107

Обучение написанию текста объявления

1

25.02



108

Употребление слов с суффиксами

1

26.02



109

Употребление слов с суффиксами

1

01.03



110

Употребление слов с суффиксами

1

02.03



111

Контрольное списывание текста

1

03.03



112

Назначение зависимого слова в словосочетании

1

04.03



113

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных,

местоимений

1

05.03



114

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных,

местоимений

1

09.03



115

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных,

местоимений

1

10.03



116

Подготовка к контрольному диктанту

1

11.03



117

Подготовка к контрольному диктанту

1

12.03



118

Контрольный диктант теме «Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

15.03



119

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

16.03



120

Обучающее изложение.

1

17.03



121

Обучающее изложение.

1

18.03



122

Обучающее сочинение

1

19.03



123

Инструктаж по проектным работам

1

22.03



124

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

23.03



125

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

24.03



126

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

1

25.03



127

Правописание местоимений с предлогами.

1

26.03



128

Правописание местоимений с предлогами.

1

29.03



129

Проверочная работа по словосочетанию

1

30.03



130

Второстепенные члены предложения

1

31.03



131

Анализ (разбор) простого предложения

1

01.04



132

Связь второстепенных членов с главными членами предложений

1

02.04



133

Сопоставление состава простых и сложных предложений

1

08.04



134

Повествование.

1

09.04



135

Рассуждение

1

12.04



136

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания

1

13.04



137

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания

1

14.04



138

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания

1

15.04



139

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

16.04



140

Итоговый контрольный диктант по теме « Повторение, изученного в 3 классе»

1

19.04



141

Анализ итогового контрольного диктанта и работа над ошибками

1

20.04



142

Средства языка и их анализ

1

21.04



143

Называем… Слово и словосочетание

1

22.04



144

Повторение изученного в 3 классе.

Слово как часть речи

1

23.04



145

Конкретизируем значение слова

1

26.04



146

Контрольный словарный диктант. Конкретизируем значение слова

1

27.04



147

Правописание слов

1

28.04



148

Правописание слов

1

29.04



149

Правописание слов

1

30.04



150

Правописание слов

1

04.05



151

Проверочная работа

1

05.05



152

Анализ проверочной работы

1

06.05



153

Предложение. Текст.

1

07.05



154

Распространяем мысли…

1

11.05



155

Распространяем мысли…

1

12.05



156

Изложение и его анализ. Подготовка к изложению

1

13.05



157

Изложение "Любопытные"

1

14.05



158

Редактирование изложения

1

17.05



159

Итоговая комплексная работа.

1

18.05



160

Анализ и коррекция ошибок

1

19.05



161

Проба пера… Письмо

1

20.05



162-167

Резервный урок

6

21.05

24.05

25.05

26.05

27.05

28.05







































КИМЫ по русскому языку 3 класс



Входная контрольная работа (диктант) по теме « Повторение .Слово в предложении и в тексте» проводится на материале итогового диктанта за 2 класс.

Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся за летний период.

УДД:

Личностные:

формировать способность к самооценке в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Регулятивные:

активизировать содержание и контролировать правильность записей;

осознавать различие в выборе способа окончаний глаголов в разных формах времени.

Познавательные:

уметь писать имена собственные, употреблённых в тексте.

владеть общим способом проверки орфограмм при написании текста.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Диктант «Бобер»

Лесная речка.Там живет бобер.Хороша у бобра хатка.Кто сделал атку?Бобер сам деревья пилил.Он сам их в воду таскал.Сам складывал стену и крышу.

У бобра шубка теплая.Хороши у бобра и уши.Они все слышат .Вот в воде хвостом бьет рыбка .Только глаза у бобра слабые.Слеповат бобер.

Грамматические задания.

1. Подчеркните в предложении главные члены и укажите, какими частями речи они являются. Бобер сам деревья пилил.

2. Разберите по составу слова ЛЕСНАЯ , ГЛАЗКИ

















Контрольная работа (диктант) по теме «Слово. Предложение. Текст».

Цель: совершенствовать навыки письма текста под диктовку;

ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова;

проверить умение обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы, решать орфографические задачи;

проверить умение анализировать слова по составу, определять части речи в словосочетаниях и предложениях.

УУД:

Личностные:

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватная самооценка.

Регулятивные:

понимать цель выполняемых действий, осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи.

Познавательные:

владеть общим способом проверки орфограмм при написании текста.

Коммуникативные:

активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

В субботу ребята пришли в школьный сад. Был солнечный день. Митя и Эдик принесли лопаты. Они ловко окапывают деревья и кусты.

На клумбах еще цветут поздние гвоздики. Осенние листья почти засыпали их. Настя и Алла убирают листву. Друзья счастливы. Они помогают школе.



























Контрольная работа (диктант) по теме «Проводники наших мыслей и чувств»

Цель: совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

проверить навыки согласования с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи;

проверить умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже).

УУД:

Личностные:

использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам.

Регулятивные:

выполнять учебные действия , руководствуясь, изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя.

Познавательные:

контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма;

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные:

писать под диктовку тексты каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вст


Алтай.

Вы не бывали в горах Алтая? Посмотрите на фотографии. Как удивительна природа этого края! Здесь редкие по красоте озера. А вот в скале бьет ключ.Бежит чудесная вкусная водичка. Это моя Россия!


Грамматическое задание


1. Вставить в словосочетаниях пропущенные орфограммы, определить главное слово в словосочетании, указать род прилагательных

1 вариант 2 вариант

в…черн… зв…зда верхн… эта…

мя…к… одеяло соседн… поле

2. Написать по одному существительному мужского и женского рода с щипящим на конце.

3. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях:

Цветёт липа. Поспевает рожь.













Контрольная работа (диктант) по теме

« О главном».

Цель: совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

проверить навыки правописания безударных гласных в корне слова;

проверить сформированность навыка выделения грамматической основы предложения, определения количества букв и звуков в словах.


УУД:

Личностные:

оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватность самооценки.

Регулятивные:

понимать цель выполняемых действий, осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи.

Познавательные:

владеть общим способом проверки орфограмм при написании текста.

Коммуникативные:

активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Автопробег.

В субботу дан старт автопробегу по местам боевой славы России. Многие семьи чтут память о погибших на войне. На своих автомобилях они едут от города к городу.

Во время войны наши воины защищали эту землю. Они не дали врагу захватить страну.

Молодежь несет к памятнику цветы. Все машины гудят. Вечная память защитникам Отечества.


Грамматическое задание


1. Подчеркнуть грамматическую основу и выписать словосочетания

1 вариант 2 вариант

2 предложение 6 предложение

2. Разобрать слова по составу.

Лесная, моря. Мелкие, лужи.

3. Определить количество букв и звуков в словах.

Якорь, Зоя. Вьюга , Рая.



















Контрольная работа (диктант)по теме

« Главная (основная) мысль текста».

Цель :

  • совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

  • совершенствовать навыки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов, способы проверки двух безударных гласных в слове;

  • совершенствовать навык анализа словосочетания.


УУД

Личностные:

осознавать ценность речи в жизни человека, понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей.

Регулятивные:

использовать в речи точные формы существительных и прилагательных в зависимости от правильной их отнесённости к определённому роду;

осуществлять самопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные:

владеть общим способом проверки орфограмм в слове;

изменять части речи по числам;

каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст.

Коммуникативные:

получать возможность выражать свои знания с полнотой и точностью, соответствую


Я ехал по шоссе. Солнце еще не скрылось. Оно освещало знакомую местность. Дорога шла вперед. По сторонам до горизонта тянулись широкие поля. Как прекрасны русские просторы!

Вот показалась деревенька Титово. Она вся утопала в цвету фруктовых деревьев. Я проехал мимо пруда и сразу узнал домик друзей. Дочь хозяина Соня была на крыльце. Она радостно улыбалась мне.


Грамматическое задание


1.Подчеркнуть грамматическую основу, указать части речи над словами и выписать словосочетания:

1 вариант 2 вариант

5 предложение 8 предложение

2. Анализ слов по составу:

Морозные , заяц Ночной, филин.









Контрольная работа (диктант) по теме

«Конкретизируем значение, распространяем мысль».

Цель:

  • совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами в разных частях слова под диктовку;

  • проверить умение распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня, правописание гласных в приставках, определять главные члены предложения, указывать части речи, разбирать слова по составу.

Личностные:

использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам.

Регулятивные:

выполнять учебные действия , руководствуясь, изученными правилами и в соответствии с инструкцией учителя.

Познавательные:

контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма;

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные:

писать под диктовку тексты каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв. Мыши.

С давних времен люди не любили мышей и боролись с ними .Чем это объяснить ? Грызуны могут переносить опасные болезни. Они съедят любимые продукты. Мыши могут погрызть все на своем пути.

Позднее мышь стала объектом серьезного изучения. Русский ученый Илья Мечников сделал важное научное открытие. Оно оказало большую помощь в сохранении здоровья человека.Ученые много узнали о строении и работе сердца.


Грамматическое задание.


  • Подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи.

I вариант. 1 и 9 предложения.

II вариант.3 и 6 предложения.

  • Разобрать слова по составу.

I вариант. Приехала, старшие, лопату.

II вариант. Привезла, молодые, ведро.













Итоговая контрольная работа ( диктант).

Цель: проверить знания детей по изученным темам, умения писать слова на изученные орфограммы.

УУД:

Личностные:

формировать положительную мотивацию и положительный интерес к изучению курса русского языка;

способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе.

Регулятивные:

осуществлять самопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные:

осознано и осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения.

устанавливать причинно- следственных связи;

строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Ее мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошел сильный дождь. Он не капал, лил стеной.

Но скоро небо прояснилось. Засияло яркое солнце. С деревьев еще падали дождевые капли. Душистой смолою и березовыми почками запахло в лесу.

Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса.


Грамматическое задание.

1. Подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, указать части речи.

1 вариант. Луч солнца быстро скользит по гладкой воде.

2 вариант. Внезапно на тёмном небе появилась яркая молния.

2. Разобрать слова по составу.

1 вариант. Побежали, серенький, моряк.

2 вариант. Беленький, городок, покричал