МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс - 3-г Количество часов в год – 140
Учитель: Любушкина Оксана Александровна Категория – высшая Стаж работы – 31 год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» .
Рабочая программа принята на заседании МЦ «Детство» « » сентября 2021 года Руководитель МЦ __________Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2021 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР _______________Касторнова Е.Ф. |
I. Планируемые результаты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык».
Цели преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная.
Социокультурная цель предполагает формирование:
а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.
Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.
Программа русского языка (170 часов) реализуется в полном объёме - 4 часа в неделю -136 часа в год, за счёт блочно-модульной системы обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию русского языка;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств одноклассников, учителей;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошиб
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– подводить анализируемые объекты(явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
– учиться подтверждать аргументы фактами;
–прогнозировать последствия коллективных решений;
– организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные результаты:
В результате изучения курса русского языка учащиеся 3 класса должны строить устное монологическое высказывание на определенную тему;
актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии;
воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
находить начальную форму имени существительного, имени прилагательного, глагола;
определять грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;
находить главные и второстепенные члены предложения;
применять изученные правила правописания;
писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания и проверять
Содержание учебного предмета (140 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Часы | Содержание программного материала |
| I Мир общения. | | |
1 | Повторяем – узнаем новое | 10 ч | Собеседники. Диалог |
2 | Собеседники. Диалог |
3 | Культура устной и письменной речи. |
4 | Культура устной и письменной речи |
5 | Текст. Тема. Главная мысль. |
6 | Текст. Типы текстов |
7 | Текст. Составные части текста. План текста. |
8 | Текст. Научный и художественный текст |
9 | Контрольная работа по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» |
10 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» |
| II Язык – главный помощник в общении | | |
11 | 4ч | Повторение |
12 | 2ч | Слог, ударение |
13 | 12ч | Девять правил орфографии |
14 | 10ч | Слово и его значение |
15 | 2ч | Словосочетание |
16 | 2ч | Предложение |
17 | 3ч | Главные члены предложения |
18 | 4ч | Предложения с однородными членами |
| Ш Состав слова | | |
19 | | 1ч | Повторение |
20 | 3ч | Корень |
21 | 3ч | Приставка |
22 | 2ч | Суффикс |
23 | 2ч | Окончание |
24 | 4ч | Как образуются слова |
| VI Части речи | | |
25 | | 4ч | Повторение |
26 | 3ч | Имя существительное как часть речи |
27 | 3ч | Число имён существительных |
28 | 4ч | Род имён существительных |
29 | 3ч | Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих |
30 | 13ч | Изменение имён существительных по падежам (склонение) |
31 | 2ч | Местоимение |
32 | 19ч | Глагол |
33 | 15ч | Имя прилагательное |
34 | 10ч | Повторение |
| Итого : | 140ч | |
III.Тематическое планирование по русскому языку
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Формируемые УУД | Личностные результаты |
I Мир общения. |
Повторяем – узнаем новое | 10ч | Собеседники. Диалог | 1 | Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Познавательные УУД: осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем КоммуникативныеУУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи строить сообщение в соответствии с учебной задачей | будут формироваться: ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; интереск познанию русского языка; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; |
Собеседники. Диалог | 1 |
Культура устной и письменной речи. | 1 |
Культура устной и письменной речи | 1 |
Текст. Тема. Главная мысль. | 1 |
Текст. Типы текстов | 1 |
Текст. Составные части текста. План текста. | 1 |
Текст. Научный и художественный текст | 1 |
Контрольная работа по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» | 1 |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» | 1 |
II Язык – главный помощник в общении |
Повторение | 4 ч | Язык – главный помощник в общении | 1 | Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками Познавательные УУД: осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке КоммуникативныеУУД: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; формирование - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов |
Входная контрольная работа. | 1 |
Работа над ошибками. Звуки и буквы. | 1 |
Звуки и буквы. | 1 |
Слог, ударение | 2ч | Слог. Ударение. | 1 |
Слог. Ударение. | 1 |
Девять правил орфографии | 12 ч | Девять правил орфографии. | 1 |
Имена собственные. | 1 |
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | 1 |
Парные согласные в корне слова. | 1 |
Непроизносимые согласные. | 1 |
Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак . | 1 |
Удвоенные согласные. | 1 |
Написание буквосочетаний. | 1 |
Правила переноса слов. | 1 |
Написание слов с изученными орфограммами. Проверь себя. | 1 |
Диктант по теме «Девять правил орфографии» | 1 |
Работа над ошибками. | 1 |
Слово и его значение | 10 ч | Роль слова и жеста в речевом общении | 1 | Регулятивные УУД: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности Познавательные УУД: пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме КоммуникативныеУУД: учитывать другое мнение и позицию | - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - сопереживания другим людям; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев |
Основные функции слова | 1 |
Звуко-буквенная форма слова и его значение. | 1 |
Как «устроено» слово. Как возникают слова. | 1 |
Откуда слово пришло. Мудрые мысли. | 1 |
Синонимы. Роль синонимов в речи. | 1 |
Антонимы. | 1 |
Омонимы. | 1 |
Многозначные слова. | 1 |
Группы слов. Роль местоимений в тексте. | 1 |
Словосочетание | 2 ч | Словосочетание. | 1 |
Словосочетание. | 1 |
Предложение | 2ч | Предложение. | 1 |
Предложение. | 1 |
Главные члены предложения | 3ч | Главные члены предложения. | 1 |
Главные члены предложения. | 1 |
Главные члены предложения. | 1 |
Предложения с однородными членами | 4 ч | Предложения с однородными членами. | 1 |
Предложения с однородными членами | 1 |
Диктант по теме «Предложение, члены предложения». | 1 |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение, члены предложения». | 1 |
III Состав слова |
Повторение Корень | 1 ч | Значимые части слова. Основа и окончание. | 1 | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные УУД: находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи КоммуникативныеУУД: договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); | следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности |
3ч | Корень. Однокоренные слова. | 1 |
Корень. Однокоренные слова. | 1 |
Корень. Однокоренные слова. | 1 |
Приставка | 3ч | Приставка. | 1 |
Приставки и предлоги. | 1 |
Приставки и предлоги. | 1 |
Суффикс | 2ч | Суффикс. | 1 |
Суффикс. | 1 |
Окончание | 2ч | Окончание. | 1 |
Окончание. | 1 |
Как образуются слова | 4ч | Как образуются слова. | 1 |
Как образуются слова. | 1 |
Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова» | 1 |
Работа над ошибками. | 1 |
IV Части речи |
Повторение | 4ч | Части речи. | 1 | Регулятивные УУД: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью Познавательные УУД: воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей КоммуникативныеУУД: контролировать действия партнера | учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю; |
| Определение частей речи. | 1 |
| Определение частей речи. | 1 |
| Роль слов разных частей речи в тексте. | 1 |
Имя существительное как часть речи | 3ч | Имя существительное. | 1 |
Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
Число имён существительных (3 ч) | 3ч | Число имени существительного. | 1 |
Изменение имён существительных по числам. | 1 |
Проверочная работа по теме «Число имён существительных». | 1 |
Род имён существительных (4 ч) | 4ч | Род имени существительного. | 1 |
| Определение рода имени существительного. | 1 |
| Определение рода имени существительного. | 1 |
| Определение рода имени существительного во множественном 1числе. | 1 |
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих | 3ч | Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих | 1 |
Роль мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. | 1 |
Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода. | 1 |
Изменение имён существительных по падежам (склонение) | 13ч | Изменение имён существительных по падежам. | 1 | Регулятивные УУД: на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей КоммуникативныеУУД: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач | чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку. представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России |
Изменение имён существительных по падежам. | 1 |
Именительный падеж имён существительных. | 1 |
Родительный падеж имён существительных. | 1 |
Дательный падеж. | 1 |
Винительный падеж. | 1 |
Творительный падеж. | 1 |
Предложный падеж. | 1 |
Изменение имён существительных по падежам (склонение). | 1 |
Изменение имён существительных по падежам (склонение). | 1 |
Как разобрать имя существительное. | 1 |
Диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя существительное». | 1 |
Местоимение | 2ч | Местоимение.1 | 1 |
| | Роль местоимений в предложении. | 1 | | |
Глагол | 19ч | Глагол как часть речи. | 1 | Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом; Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений КоммуникативныеУУД: учиться подтверждать аргументы фактами | понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей |
Изменение глаголов по временам. | 1 |
| | Изменение глаголов по временам. | 1 |
Глаголы настоящего времени. | 1 |
Глаголы прошедшего времен. | 1 |
Глаголы будущего времени. | 1 |
Глаголы будущего времени. | 1 |
Неопределённая форма глагола. | 1 |
Неопределённая форма глагола. | 1 |
Изменение глаголов по числам. | 1 |
Изменение глаголов по числам. | 1 |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 1 |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 1 |
НЕ с глаголами. | 1 |
НЕ с глаголами. | 1 |
Разбор глагола как части речи. | 1 |
Разбор глагола как части речи. | 1 |
Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Глагол». | 1 |
Имя прилагательное | 15ч | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений КоммуникативныеУУД: прогнозировать последствия коллективных решений | ориентация в проведении на принятые моральные нормы понимание чувств одноклассников, учителей |
Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 |
| | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам | 1 |
Разбор прилагательного как части речи | 1 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
Контрольное списывание с грамматическим заданием | 1 |
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
Итоговая контрольная работа. | 1 |
Повторение | 10ч | Повторение по теме «Предложение». | 1 | Регулятивные УУД: – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; Познавательные УУД: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом КоммуникативныеУУД: организовывать учебное взаимодействие в группе | понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку |
Повторение по теме «Текст». | 1 |
Повторение по теме «Девять правил орфографии». | 1 |
Повторение по теме «Состав слова» | 1 |
Повторение по теме «Имя существительное». | 1 |
Повторение по теме «Глагол». | 1 |
Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
Обобщение изученного материала. | 1 |
| Обобщение изученного материала | 1 |
Обобщение изученного материала | 1 |