Рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС НОО, учебной программы на 2019/2020 учебный год и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
и т.д. 2013г. Издательство «Просвещение».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «особенных» обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России, а также Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены определенные методы работы с ними.
- беседы с узкими специалистами.
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,
4) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по теме |
| Раздел 1. Повторение | |
1 | Наша речь и наш язык | 1 |
2 | Текст и его план | 1 |
3 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 |
4 | Анализ изложения. Типы текстов. Признаки текста | 1 |
5 | Предложение как единица речи | 1 |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 |
7 | Знаки препинания в конце предложений | 1 |
8 | Обращение | 1 |
9 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
10 | Словосочетание | 1 |
11 | Входной контрольный диктант | 1 |
| Раздел 2. Предложение | |
12 | Анализ результатов. Однородные члены предложения | 1 |
13-14 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления и союзов | 2 |
15 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами | 1 |
16 | Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» | 1 |
17 | Наши проекты: «Похвальное слово знакам препинания» | 1 |
18 | Простые и сложные предложения | 1 |
19 | Простое предложение с однородными членами и сложное предложение | 1 |
20 | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 |
21-22 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Предложение с однородными членами и сложное предложение | 2 |
23 | Диктант по теме «Предложение» | 1 |
24 | Работа над ошибками. | 1 |
| Раздел 3. Слово в языке и речи | |
25 | Лексическое значение слова | 1 |
26 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 |
27-28 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 2 |
29-30 | Фразеологизмы. Контрольное списывание | 2 |
31 | Состав слова. Значимые части слова | 1 |
32 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу | 1 |
33 | Состав слова. Приставки и суффиксы | 1 |
34 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 |
35 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант | 1 |
36-37 | Правописание двойных согласных в словах | 1 |
38 | Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек | 1 |
39 | Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками | 1 |
40 | Письменное изложение повествовательного деформированного текста | 1 |
41 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи | 1 |
42 | Контрольный диктант за I четверть | 1 |
43 | Анализ ошибок. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение) | 1 |
44 | Части речи: глагол, имя числительное | 1 |
45 | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия | 1 |
46 | Наречие как часть речи. Правописание наречий | 1 |
47 | Наречие как часть речи. Образование наречий | 1 |
48 | Проверочная работа по теме «Части речи» | 1 |
49 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 |
50 | Повторение изученного материала | |
2 четверть | Раздел 3. Имя существительное | |
1 | Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных | 1 |
2 | Изменение по падежам имён существительных | 1 |
3 | Признаки падежных форм имён существительных | 1 |
4 | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах | 1 |
5 | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 |
6 | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. Словарный диктант | 1 |
7 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 |
8 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 |
9 | 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения | 1 |
10 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 |
11 | 3-е склонение имён существительных | 1 |
12 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 1 |
13 | Диктант | 1 |
14 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 |
15 | Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. | 1 |
16 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 |
17 | Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 |
18 | Именительный и винительный падежи имён существительных | 1 |
19 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже | 1 |
20 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | 1 |
21 | Контрольное списывание | |
22 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах | 1 |
23 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже | 1 |
24-25 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах | 2 |
26 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 |
27 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 |
28 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже | 1 |
29 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 |
30 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала | 1 |
31 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 |
32 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Контрольный словарный диктант | 1 |
33 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 |
34 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | 1 |
35 | Анализ контрольного диктанта. Морфологический разбор имени существительного как части речи | 1 |
36 | Морфологический разбор имени существительного как части речи | 1 |
37 | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» | 1 |
38 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Повторение изученного материала | 1 |
3 четверть | Склонение имён существительных во множественном числе | |
1 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже | 1 |
2 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1 |
3 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1 |
4 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 |
5 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 |
5 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 |
6 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Словарный диктант | 1 |
7 | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
8 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала | 1 |
9 | Наши проекты: «Говорите правильно!» | 1 |
| Раздел 4. Имя прилагательное | |
10 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных | 1 |
11 | Род и число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе) | 1 |
12 | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | 1 |
13 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | 1 |
14 | Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов» | 1 |
15 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 |
16 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 1 |
17 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 |
18 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 |
19 | Именительный, винительный, родительный падежи | 1 |
20 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже | 1 |
21 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 |
22 | Диктант | |
23 | Работа над ошибками. Повторение | |
24 | Наши проекты: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина» | 1 |
25 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 |
26 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 |
27 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 1 |
28 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Словарный диктант | 1 |
29 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | 1 |
30 | Изложение описательного текста | 1 |
31 | Анализ изложения. Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 |
32 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 |
33 | Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» | 1 |
34 | Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
35 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
36 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
37 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Морфологический разбор имён прилагательных | 1 |
38 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
39 | Анализ контрольного диктанта. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя» | 1 |
40 | Составление устного сообщения по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
| Раздел 5. Личные местоимения | |
41 | Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи | 1 |
42 | Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица | 1 |
43 | Изменение по падежам личных местоимений. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа | 1 |
44 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | 1 |
45 | Окончания личных местоимений в косвенных формах. Словарный диктант | 1 |
46 | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами | 1 |
47 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Личные местоимения» | 1 |
48 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | 1 |
49 | Обобщение по разделу «Личные местоимения». | 1 |
50 | Морфологический разбор личных местоимений | 1 |
51 | Подробное изложение повествовательного текста | 2 |
52 | Обобщение изученного материала | |
53 | Контрольный диктант за III четверть | 1 |
54-55 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 2 |
4 четверть | Глагол | |
1 | Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | |
2 | Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее) | 1 |
3 | Неопределённая форма глагола | 1 |
4 | Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов) | 1 |
5 | Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме | 1 |
6 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 |
7 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Спряжение глаголов | 1 |
8 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | 2 |
9 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 |
10 | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | 1 |
11 | Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении | 1 |
12 | I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
13 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 |
14 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | 1 |
15 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 |
16 | Диктант на тему: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями». | 1 |
17 | Наши проекты: «Пословицы и поговорки» | 1 |
18 | Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
19 | Правописание –тся и ться в возвратных глаголах | 1 |
20 | Составление рассказа по серии картинок | 1 |
21 | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение) | 1 |
22 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | 1 |
23 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов | 1 |
24 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Контрольный словарный диктант | 1 |
25 | Обобщение по разделу «Глагол». Морфологический разбор глаголов | 1 |
26 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании | 1 |
27 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 |
28 | Анализ ошибок. Составление текста на спортивную тему | 1 |
29 | Контрольное списывание (с грамматическим заданием) | 1 |
30 | Анализ ошибок, допущенных при списывании текста и при выполнении грамматического задания | 1 |
31 | Язык и речь | 1 |
32 | Текст. Сочинение-отзыв по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» | 1 |
33 | Предложение и словосочетание | 1 |
34 | Лексическое значение слова | 1 |
35 | Административный контрольный диктант | 1 |
36 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
37 | Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 |
38 | Части речи | 1 |
39 | Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения | 1 |
40-44 | Резерв. | 5 |