СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Примерной рабочей программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. «Русский язык» (Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение,2014г) 

В соответствии с программой применяется линия учебников:

1.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

2.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЛОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТРЕТЬЯКОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРА





«Согласовано» «Принято» «Утверждаю»

Зам. Директора по УВР на заседании Директор МКОУ

__________ / _____ педагогического совета « Плосковская СОШ»

« » 2016г. Протокол №__ от __________/ Л.В.Юст

«___»______2016 г Приказ № ____ от

«____» ________2016г











Рабочая программа учебного предмета

Русский язык

4 класс









Составитель:

Владимирская М.Н.













2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Примерной рабочей программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. «Русский язык» (Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение,2014г)

В соответствии с программой применяется линия учебников:

1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

 

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся.

  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения:

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты: пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место курса в учебном плане: в 4 классе на изучение русского языка отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю (34 недели)

Формы, методы и средства обучения:

  1. Формы: индивидуальная, парная и групповая,

  2. формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.


  1. методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проектный, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  2. методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  3. Средства обучения: для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства; для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Виды и формы контроля

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной или устной форме. Письменные работы проводятся в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Тематический контроль проводится в письменной форме в виде проверочных работ сразу после окончания тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме проверочных и контрольных диктантов. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложений, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Кроме того, итоговый контроль проводится в форме интегрированной (комплексной) контрольной работы, которая предполагает комплексную проверку образовательных результатов по предмету, в том числе и метапредметных результатов в конце учебного года. Итоговая комплексная работа проводится на межпредметной основе и включает в себя систему разноуравневых заданий по различным предметам.

Сочинение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного русского языка.



Учебно- тематический план.


№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Повторение

11

2

Предложение

9

3.

Слово в языке и речи

21

4.

Имя существительное

39

5.

Имя прилагательное

30

6.

Местоимения

8

7.

Глагол

34

11.

Повторение

18


Итого

170






Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во

часов



Повторение (11 часов)


1

Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Р/р Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога

1

2

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы

11

3

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного

1

4

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Составление рассказа на выбранную тему

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой

1

5

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Составлять из каждой группы слов предложение.

1

6

Предложение. Виды предложений по интонации.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

1

7

Знаки препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения

1

8

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением

Находить в предложении обращения в начале, середине, конце.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме

1

9

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения

1

10

Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам.

Различать распространённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.

Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложение по членам

1

11

Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения

1



Предложение (9ч)


12

Представление о предложениях с однородными членами.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

1

13

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов(и, а, но).

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение

1

14

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов

1

15

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.Словарный диктант

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами

1

16

Р/р Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану

1

17

Различение простых и сложных предложений.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы

1

18

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного

1

19

Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа по теме «Предложение».

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Составлять сложные предложения

1

20

Знаки препинания в сложном предложении

Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

1



Слово в языке и речи (21ч)


21

Лексическое значение слова

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

1

22

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова   в прямом   и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове

1

23

Уточнение представлений о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмов

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

1

24

Фразеологизмы.


Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.

Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму

1

25

Состав слова. Значимые части слова

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1

26

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

1

27

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы.

Работать с памяткой «Разбор слова по составу».

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

1

28

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова

1

29

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов

1

30

Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости – звонкости согласным, с непроизносимым согласным

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации

1

31

Правописание двойных согласных в словах

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

1

32

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик и –ек

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов

1

33

Правописание ъ и ь разделительных знаков.

Р/р. Составление объявления

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Работать с орфографическим словарём. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Сочинять объявление

1

34

Контрольный диктант «Состав слова»

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

1

35

Повторение и углубление представлений о частях речи

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

1

36

Повторение и углубление представлений о частях речи

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст

1

37

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи

1

38

Наречие (общее представление). Значение и употребление наречий.

Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия.

Определять роль наречий в предложении и тексте

1

39

Наречие (общее представление). Значение и употребление наречий.

Классифицировать наречия по значению и вопросам.


1

40

Значение и употребление наречий.

Образовывать наречия от имён прилагательных. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

1

41

Р/р Сочинение – отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке»

Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

1



Имя существительное (39ч)


42

Изменение по падежам имён существительных

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах

1

43

Изменение по падежам имён существительных. Определение падежа.

Изменять имена существительные по падежам Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».


1

44

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.


1

45

Изменение по падежам имён существительных. Имена существительные, употребляемые в одной форме.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различать именительный и винительный падежи

1

46

Изменение по падежам имён существительных.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различать именительный и винительный падежи

1

47

Падежные окончания имён существительных 1–го склонения.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных

1

48

Падежные окончания имён существительных 1–го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения

1

49

Р/р Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение – описание).

Составлять описательный текст по репродукции картины художника Пластова «Первый снег».

1

50

Падежные окончания имён существительных 2–го склонения.

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Классифицировать имена существительные по склонениям

1

51

Падежные окончания имён существительных 2–го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения

1

52

Падежные окончания имён существительных 3–го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

1

53

Падежные окончания имён существительных 3–го склонения.

Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям

1

54

Р/р Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (изложение)

1

55

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова


56

Именительный и винительный падежи

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах

1

57

Родительный падеж.

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

1

58

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже

1

59

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Распознавать именительный родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

1

60

Дательный падеж

Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного

1

61

Дательный падеж

Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

1

62

Дательный падеж

Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму дательного падежа.

Доказывать, что окончание написано правильно

1

63

Творительный падеж

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

1

64

Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на ши-ший и ц

Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (Врачом, задачей)

1

65

Предложный падеж


Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

1

66

Падежные окончания имён существительных в предложном падеже

Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и

1

67

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

1

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа

1

69

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

1

70

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

1

71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. Называть признаки, по которым можно определить падежи имени существительного.


1

72

Р/р Составление сочинения – отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинение – отзыв)

Составлять текст- отзыв по репродукции картины художника Тропинина « Кружевница»

1

73

 Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе

Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе.

Определять склонение имён существительных

1

74

Именительный падеж множественного числа

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений

1

75

Родительный падеж

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.


1

76

Родительный падеж . Морфологический разбор имен существительных


Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

1

77

Винительный падеж одушевленных имен существительных.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

1

78

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.


1

79

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

1

80

Р\Р Подробное изложение повествовательного текста

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста

1


Имя прилагательное (30ч)


81

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

1

82

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам

Определять род и число имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).


1

83

Р/р Сочинение – описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Сочинять текст о любимой игрушке.

1

84

Проект «Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина».

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

1

85

Изменение по падежам имён прилагательных. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Изменять имена прилагательные по падежам. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий,-ья, -ов, -ин).

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов

1

86

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице

1

87

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Работать с текстом памяткой « Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе.


1

88

Именительный падеж

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного

1

89

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

Определять способ написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного

1

90

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

Анализировать разные способы проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

1

91

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного

1

92

Творительный и предложный падежи

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

1

93

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного

1

94

Р/р Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания»

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста- образца.

1

95

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.

1

96

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного

1

97

Именительный и винительный падежи

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном и дательном и предложных падежах, проверять правильность написанного

1

98

Родительный, дательный и творительный падежи

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном и дательном и предложных падежах, проверять правильность написанного

1

99

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный и творительный падежи

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

1

100

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Р/р Письмо по памяти сравнительного описательного текста

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода Записывать текст по памяти

1

101

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»


1

102

Окончание имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам

1

103

Р/р Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».


1

104

Именительный и винительный падежи.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

1

105

Родительный и предложный падежи

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.


1

106

Дательный и творительный падежи.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

1

107

Обобщение знаний об имени прилагательном

Работать с памяткой « Разбор имени прилагательного»

1

108

Морфологический разбор имён прилагательных.


Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданому алгоритму

1

109

Р/р Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

.

Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

110

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

1



Местоимения (8ч)


111

Роль личных местоимений в речи.

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений.

1

112

Личные местоимения 1–го, 2-го, 3–го лица единственного и множественного числа

Определить лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений

1

113

Склонение личных местоимений 1– го и 2-го лица единственного и множественного числа.


Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.


1

114

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

Редактировать текст в котором употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

1

115

Окончание личных местоимений в косвенных формах.

Редактировать текст в котором употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

1

116

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.



Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями

1

117

Морфологический разбор личных местоимений

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике

1

118

Проверочная работа. Р\р Составление устных высказываний по рисунку и поздравительной открытки

Оценивать результаты выполненного задания « Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты- диалоги. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 марта.

1



Глагол (34ч)


119

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Значение глаголов в языке и речи.

Различать глаголы среди других слов в тексте

1

120

Время глаголов. Изменение глаголов по временам.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).Трансформировать текст, изменяя время глагола.

1

121

Неопределённая форма глагола

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола

1

122

Неопределенная форма глагола.

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы Что делать? и что сделать? Образовывать от глаголы при помощи приставок и суффиксов.

1

123

Неопределенная форма глагола

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола

1

124

Неопределенная форма глагола

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос

1

125

Р/р Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Оценивать содержание, структуру написанного текста и использования в нём языковых средств

1

126

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Выделять личные окончания глаголов.

1

127

Лица и числа глаголов

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания.

1

128

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедитьи др.)

1

129

Правописание окончаний глаголов во 2-м единственном лице настоящего и будущего времени в единственном числе

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

1

130

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины

1

131

Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

1

132

Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

1

133

Правописание глаголов

Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.


134

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

1

135

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

136

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

1

137

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

1

138

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола

1

139

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

1

140

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

1

141

Правописание возвратных глаголов.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.

Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

1

142

Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

1

143

Р/р Подробное изложение деформированного повествовательного текста.


Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы)

1

144

Правописание глаголов в прошедшем времени

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

1

145

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы

1

146

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Р/р Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Составлять текст на спортивную тему( на основании наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой- либо спортивной деятельности)

1

147

Обобщение по теме «Глагол».

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола

1

148

Морфологический разбор глаголов

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.


1

149

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм

1

150

 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Повторение по теме «Глагол».

 Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола

1

151

Р/р Подробное изложение повествовательного текста.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное

1

152

 Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол»

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

1



Повторение (18ч)


153

Язык. Речь.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

1

154

Текст. Составление текста описания

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

1

155

Предложение и словосочетание.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

1

156

Предложение и словосочетание.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

1

157

Лексическое значение слова

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Разбирать предложение по членам. Контроль, коррекция, оценка действий партнера


1

158

Р/р Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь».

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

1

159

Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания

1

160

Правописание орфограмм в значимых частях слова.

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

1

161

Правописание орфограмм в значимых частях слова

Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе

1

162

Части речи. Признаки частей речи. 

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

1

163

Итоговый контрольный диктант

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

1

164

Р/р Сжатое изложение повествовательного текста

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания

1

165

Части речи. Признаки частей речи

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий


166

Звуки и буквы. Фонетико – графические упражнения

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах

1

167

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

Применить свои знания для выполнения заданий. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

1

168

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях и имен прилагательных

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице

1

169

Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

1

170

Урок – игра. «Язык родной, дружи со мной».

Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа. Находить сходство и различия в признаках частей речи их частнограмматических категорий. Приводить примеры изученных частей речи и их форм.

1




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.






Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.




Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


1.Книгопечатная продукция

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы. Просвещение 2014г.


2. Учебники

1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.


3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2013 год.

2. В.В. Никифорова Контрольно – измерительные материалы. Русский язык 4 класс. М.,ВАКО, 2013

3. Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014



Печатные пособия.

Комплект таблиц для начальной школы  по русскому языку


  1. Технические средства обучения

  1. Классная доска.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Ноутбук.

  1. Экранно – звуковые пособия

  1. Электронное приложение к учебнику


  1. Оборудование класса

1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой


Лист внесения изменений в рабочую программу

№п\п

№ урока \ тема по рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки