СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Примерной рабочей программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. «Русский язык» (Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение,2014г)
В соответствии с программой применяется линия учебников:
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЛОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТРЕТЬЯКОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРА
«Согласовано» «Принято» «Утверждаю»
Зам. Директора по УВР на заседании Директор МКОУ
__________ / _____ педагогического совета « Плосковская СОШ»
« » 2016г. Протокол №__ от __________/ Л.В.Юст
«___»______2016 г Приказ № ____ от
«____» ________2016г
Рабочая программа учебного предмета
Русский язык
4 класс
Составитель:
Владимирская М.Н.
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Примерной рабочей программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. «Русский язык» (Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение,2014г)
В соответствии с программой применяется линия учебников:
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения:
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты: пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса в учебном плане: в 4 классе на изучение русского языка отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю (34 недели)
Формы, методы и средства обучения:
Формы: индивидуальная, парная и групповая,
формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проектный, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
Средства обучения: для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства; для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Виды и формы контроля
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной или устной форме. Письменные работы проводятся в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Тематический контроль проводится в письменной форме в виде проверочных работ сразу после окончания тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме проверочных и контрольных диктантов. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложений, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Кроме того, итоговый контроль проводится в форме интегрированной (комплексной) контрольной работы, которая предполагает комплексную проверку образовательных результатов по предмету, в том числе и метапредметных результатов в конце учебного года. Итоговая комплексная работа проводится на межпредметной основе и включает в себя систему разноуравневых заданий по различным предметам.
Сочинение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного русского языка.
Учебно- тематический план.
№ п\п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Повторение | 11 |
2 | Предложение | 9 |
3. | Слово в языке и речи | 21 |
4. | Имя существительное | 39 |
5. | Имя прилагательное | 30 |
6. | Местоимения | 8 |
7. | Глагол | 34 |
11. | Повторение | 18 |
| Итого | 170 |
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
|
| Повторение (11 часов) |
|
1 | Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Р/р Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога | 1 |
2 | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы | 11 |
3 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного | 1 |
4 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Составление рассказа на выбранную тему | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой | 1 |
5 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Составлять из каждой группы слов предложение. | 1 |
6 | Предложение. Виды предложений по интонации. | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. | 1 |
7 | Знаки препинания в конце предложения. | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения | 1 |
8 | Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме | 1 |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения | 1 |
10 | Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам. | Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам | 1 |
11 | Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения | 1 |
|
| Предложение (9ч) |
|
12 | Представление о предложениях с однородными членами. | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. | 1 |
13 | Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов(и, а, но). | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение | 1 |
14 | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов | 1 |
15 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.Словарный диктант | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами | 1 |
16 | Р/р Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану | 1 |
17 | Различение простых и сложных предложений. | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы | 1 |
18 | Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | 1 |
19 | Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа по теме «Предложение». | Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Составлять сложные предложения | 1 |
20 | Знаки препинания в сложном предложении | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 1 |
|
| Слово в языке и речи (21ч) |
|
21 | Лексическое значение слова | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | 1 |
22 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове | 1 |
23 | Уточнение представлений о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмов | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи | 1 |
24 | Фразеологизмы.
| Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму | 1 |
25 | Состав слова. Значимые части слова | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 1 |
26 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | 1 |
27 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. | Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. | 1 |
28 | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова | 1 |
29 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | 1 |
30 | Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости – звонкости согласным, с непроизносимым согласным | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | 1 |
31 | Правописание двойных согласных в словах | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | 1 |
32 | Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик и –ек | Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | 1 |
33 | Правописание ъ и ь разделительных знаков. Р/р. Составление объявления | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Работать с орфографическим словарём. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление | 1 |
34 | Контрольный диктант «Состав слова» | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове . Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | 1 |
35 | Повторение и углубление представлений о частях речи | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. | 1 |
36 | Повторение и углубление представлений о частях речи | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст | 1 |
37 | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные | Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи | 1 |
38 | Наречие (общее представление). Значение и употребление наречий. | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | 1 |
39 | Наречие (общее представление). Значение и употребление наречий. | Классифицировать наречия по значению и вопросам.
| 1 |
40 | Значение и употребление наречий. | Образовывать наречия от имён прилагательных. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | 1 |
41 | Р/р Сочинение – отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке» | Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | 1 |
|
| Имя существительное (39ч) |
|
42 | Изменение по падежам имён существительных | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | 1 |
43 | Изменение по падежам имён существительных. Определение падежа. | Изменять имена существительные по падежам Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».
| 1 |
44 | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.
| 1 |
45 | Изменение по падежам имён существительных. Имена существительные, употребляемые в одной форме. | Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи | 1 |
46 | Изменение по падежам имён существительных. | Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи | 1 |
47 | Падежные окончания имён существительных 1–го склонения. | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных | 1 |
48 | Падежные окончания имён существительных 1–го склонения. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения | 1 |
49 | Р/р Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение – описание). | Составлять описательный текст по репродукции картины художника Пластова «Первый снег». | 1 |
50 | Падежные окончания имён существительных 2–го склонения. | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям | 1 |
51 | Падежные окончания имён существительных 2–го склонения. | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения | 1 |
52 | Падежные окончания имён существительных 3–го склонения. | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. | 1 |
53 | Падежные окончания имён существительных 3–го склонения. | Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям | 1 |
54 | Р/р Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (изложение) | 1 |
55 | Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова |
|
56 | Именительный и винительный падежи | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | 1 |
57 | Родительный падеж. | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. | 1 |
58 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже | Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже | 1 |
59 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | Распознавать именительный родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | 1 |
60 | Дательный падеж | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного | 1 |
61 | Дательный падеж | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | 1 |
62 | Дательный падеж | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно | 1 |
63 | Творительный падеж | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | 1 |
64 | Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на ши-ший и ц | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (Врачом, задачей) | 1 |
65 | Предложный падеж
| Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | 1 |
66 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и | 1 |
67 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | 1 |
68 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа | 1 |
69 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | 1 |
70 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | 1 |
71 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. Называть признаки, по которым можно определить падежи имени существительного.
| 1 |
72 | Р/р Составление сочинения – отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинение – отзыв) | Составлять текст- отзыв по репродукции картины художника Тропинина « Кружевница» | 1 |
73 | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных | 1 |
74 | Именительный падеж множественного числа | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений | 1 |
75 | Родительный падеж | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
| 1 |
76 | Родительный падеж . Морфологический разбор имен существительных |
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | 1 |
77 | Винительный падеж одушевленных имен существительных. | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | 1 |
78 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
| 1 |
79 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | 1 |
80 | Р\Р Подробное изложение повествовательного текста | Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста | 1 |
|
| Имя прилагательное (30ч) |
|
81 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. | 1 |
82 | Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам | Определять род и число имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).
| 1 |
83 | Р/р Сочинение – описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | Сочинять текст о любимой игрушке. | 1 |
84 | Проект «Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина». | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». | 1 |
85 | Изменение по падежам имён прилагательных. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | Изменять имена прилагательные по падежам. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий,-ья, -ов, -ин). Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов | 1 |
86 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице | 1 |
87 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Работать с текстом памяткой « Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе.
| 1 |
88 | Именительный падеж | Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного | 1 |
89 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. | Определять способ написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного | 1 |
90 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. | Анализировать разные способы проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. | 1 |
91 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного | 1 |
92 | Творительный и предложный падежи | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | 1 |
93 | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного | 1 |
94 | Р/р Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания» | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста- образца. | 1 |
95 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. | 1 |
96 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного | 1 |
97 | Именительный и винительный падежи | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном и дательном и предложных падежах, проверять правильность написанного | 1 |
98 | Родительный, дательный и творительный падежи | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном и дательном и предложных падежах, проверять правильность написанного | 1 |
99 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный и творительный падежи | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | 1 |
100 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Р/р Письмо по памяти сравнительного описательного текста | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода Записывать текст по памяти | 1 |
101 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»
| 1 |
102 | Окончание имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. | Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам | 1 |
103 | Р/р Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». | Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
| 1 |
104 | Именительный и винительный падежи. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | 1 |
105 | Родительный и предложный падежи | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.
| 1 |
106 | Дательный и творительный падежи. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. | 1 |
107 | Обобщение знаний об имени прилагательном | Работать с памяткой « Разбор имени прилагательного» | 1 |
108 | Морфологический разбор имён прилагательных.
| Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданому алгоритму | 1 |
109 | Р/р Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | . Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 1 |
|
| Местоимения (8ч) |
|
111 | Роль личных местоимений в речи. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. | 1 |
112 | Личные местоимения 1–го, 2-го, 3–го лица единственного и множественного числа | Определить лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений | 1 |
113 | Склонение личных местоимений 1– го и 2-го лица единственного и множественного числа.
| Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями.
| 1 |
114 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | Редактировать текст в котором употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | 1 |
115 | Окончание личных местоимений в косвенных формах. | Редактировать текст в котором употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | 1 |
116 | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. |
Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями | 1 |
117 | Морфологический разбор личных местоимений | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике | 1 |
118 | Проверочная работа. Р\р Составление устных высказываний по рисунку и поздравительной открытки | Оценивать результаты выполненного задания « Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты- диалоги. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 марта. | 1 |
|
| Глагол (34ч) |
|
119 | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Значение глаголов в языке и речи. | Различать глаголы среди других слов в тексте | 1 |
120 | Время глаголов. Изменение глаголов по временам. | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).Трансформировать текст, изменяя время глагола. | 1 |
121 | Неопределённая форма глагола | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола | 1 |
122 | Неопределенная форма глагола. | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы Что делать? и что сделать? Образовывать от глаголы при помощи приставок и суффиксов. | 1 |
123 | Неопределенная форма глагола | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола | 1 |
124 | Неопределенная форма глагола | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос | 1 |
125 | Р/р Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. | Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использования в нём языковых средств | 1 |
126 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Выделять личные окончания глаголов. | 1 |
127 | Лица и числа глаголов | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания. | 1 |
128 | Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедитьи др.) | 1 |
129 | Правописание окончаний глаголов во 2-м единственном лице настоящего и будущего времени в единственном числе | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | 1 |
130 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины | 1 |
131 | Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | 1 |
132 | Личные окончания глаголов I и II спряжения. | Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» | 1 |
133 | Правописание глаголов | Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. |
|
134 | Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. | 1 |
135 | Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
136 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | 1 |
137 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | 1 |
138 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола | 1 |
139 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. | 1 |
140 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. | 1 |
141 | Правописание возвратных глаголов. | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | 1 |
142 | Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | 1 |
143 | Р/р Подробное изложение деформированного повествовательного текста.
| Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) | 1 |
144 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов | 1 |
145 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы | 1 |
146 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Р/р Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся. | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Составлять текст на спортивную тему( на основании наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой- либо спортивной деятельности) | 1 |
147 | Обобщение по теме «Глагол». | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола | 1 |
148 | Морфологический разбор глаголов | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
| 1 |
149 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм | 1 |
150 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Глагол». | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола | 1 |
151 | Р/р Подробное изложение повествовательного текста. | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное | 1 |
152 | Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол» | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | 1 |
|
| Повторение (18ч) |
|
153 | Язык. Речь. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 1 |
154 | Текст. Составление текста описания | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 1 |
155 | Предложение и словосочетание. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 1 |
156 | Предложение и словосочетание. | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. | 1 |
157 | Лексическое значение слова | Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Контроль, коррекция, оценка действий партнера
| 1 |
158 | Р/р Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь». | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | 1 |
159 | Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания | 1 |
160 | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | Контроль, коррекция, оценка действий партнера | 1 |
161 | Правописание орфограмм в значимых частях слова | Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе | 1 |
162 | Части речи. Признаки частей речи. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 1 |
163 | Итоговый контрольный диктант | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 1 |
164 | Р/р Сжатое изложение повествовательного текста | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания | 1 |
165 | Части речи. Признаки частей речи | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
|
166 | Звуки и буквы. Фонетико – графические упражнения | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах | 1 |
167 | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных | Применить свои знания для выполнения заданий. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | 1 |
168 | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях и имен прилагательных | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице | 1 |
169 | Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. | 1 |
170 | Урок – игра. «Язык родной, дружи со мной». | Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа. Находить сходство и различия в признаках частей речи их частнограмматических категорий. Приводить примеры изученных частей речи и их форм. | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1.Книгопечатная продукция
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы. Просвещение 2014г.
2. Учебники
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2013 год.
2. В.В. Никифорова Контрольно – измерительные материалы. Русский язык 4 класс. М.,ВАКО, 2013
3. Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014
Печатные пособия.
Комплект таблиц для начальной школы по русскому языку
Технические средства обучения
Классная доска.
Мультимедийный проектор.
Ноутбук.
Экранно – звуковые пособия
Электронное приложение к учебнику
Оборудование класса
1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой
Лист внесения изменений в рабочую программу
№п\п | № урока \ тема по рабочей учебной программе | Тема с учетом корректировки | Сроки корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|