СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2019-2020 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»












Содержание:

1.Пояснительная записка ………………………………………………………………….

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………………….…..

3.Содержание учебного предмета ………………………………………………………..

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему………………………………………………………………………………...………











































1.Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для обучающихся5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012, №273-ФЗ);

2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,

утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ 17.12.2010 года № 1897; Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 №1897»

3. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год (5 класс);

4. Учебным планом МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год;

5. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс (ФГОС учебник Русский язык в 2-х частях под редакцией

Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова,2013г.)

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на реализацию в объеме 175 часов (5 часов в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ «СШ №22», годовому календарному учебному графику.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы.

Личностными результатами программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

чувство гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,

4) формирование ценностей многонационального российского общества; становление гу­манистических и демократических ценностных ориентации.

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения

самостоятельность и личнаяответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6) навыки сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в различных социальных ситуациях, умения не созда­вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе нарезультат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

2) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;

3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

4) свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

5) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

6) способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

7) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

8) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

9) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

10) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

11) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

12) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях;

13) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому(родному) языку являются:

1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3.усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4.освоение базовых основ лингвистики;

5.овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

6.опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

7.проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

8.понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9.осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




Основные результаты обучения. 5 класс



Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Восприятие высказывания

Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.


выступать перед аудиторией с небольшим докладом;публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

 участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

 понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их;


Анализ текста

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты – описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

 извлекать информацию по заданной проблеме (включаяпротивоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ), высказывать собственную точку зрения на решениепроблемы.


Воспроизведение текста

Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.

создавать устные монологические и диалогическиевысказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения


Создание текста

Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивать мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

 выступать перед аудиторией с докладом; публичнозащищать проект, реферат;

 участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью


Совершенствование текста

Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.


анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата

анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления,достижения поставленных коммуникативных задач

анализировать и сравнивать русский речевой этикетс речевым этикетом отдельных народов России и мира


По фонетике и графике

Выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать буквы и звуки; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё;

опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

 выразительно читать прозаические и поэтическиетексты;


По орфоэпии

Правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;

 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать еёв различных видах деятельности.


По лексике и фразеологии

Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;

 объяснять общие принципы классификации словарногосостава русского языка;

 аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

 опознавать омонимы разных видов;

 оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления;

 опознавать основные выразительные средства лексикии фразеологии, изученные в 5 классе;

 извлекать необходимую информацию из лексическихсловарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


По морфемике и словообразованию

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);

характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловуюи структурную связь однокоренных слов;

 опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

 извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

 использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.


По морфологии

различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;


 извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности



По орфографии

понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о-ё после шипящих в корне, чередующихся а – о, е – и в корнях типа -раст- - -рос- -лаг- - -лож-; -мер- - -мир-; -тер- - -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз-, рас-, из-, ис- и др.) и верно писать их; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;


демонстрировать роль орфографии и пунктуациив передаче смысловой стороны речи;

 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма


По синтаксису

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);



 анализировать синонимические средства синтаксиса;

 опознавать основные выразительные средства синтаксиса художественной речи и оценивать их

 анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи


По пунктуации

правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже


анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи




3. Содержание курса учебного предмета

(175 часов)


Язык и общение (2ч + 1ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (16ч + 5ч + 1ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22ч + 5ч + 1ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.



Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

(10 ч + 4ч + 1ч тест)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (7 ч + 3ч + 1тест)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч + 4 ч + 1ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипослец.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17ч +4ч + 1ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч + 1ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол (20ч + 7ч + 1ч + 1ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.


Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (4ч + 1ч + 1ч)



















































4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему.


№п/п

Разделы/темы уроков

Кол-во

часов

Календарные сроки

примечание




план

факт



Язык и общение





1

Язык и человек

1




2

Общение устное и письменное

1




3

Стили речи.Композиционные и языковые признаки.

1




4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1





Вспоминаем, повторяем, изучаем





5

Орфограмма.

1




6

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова.

1




7

Правописаниепроверяемых согласных в корне слова

1




8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1




9

Буквы и,у,а после шипящих.

1




10

Разделительные ъ и ь

1




11

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1




12-13

РР. Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр.70)

2




14

Что мы знаем о тексте

1




15

Части речи

1




16

Глагол

1




17

-Тся и -ться в глаголах

1




18

Тема текста

1




19

Личные окончания глаголов

1




20

Имя существительное

1




21

Имя прилагательное

1




22

Местоимение

1




23-24

РР.  Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

2




25

Основная мысль текста

1




26

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1





Синтаксис. Пунктуация. Культура речи





27

Синтаксис

1




28

Пунктуация

1




29

Словосочетание

1




30

Разбор словосочетания

1




31-32

РР. Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127)

2




33

Предложение

1




34

Виды предложений по цели высказывания

1




35

Восклицательные предложения

1




36

Члены предложения

1




37

Главные члены предложения. Подлежащее

1




38

Сказуемое

1




39

Тире между подлежащим и сказуемым

1




40

Нераспространённые и распространённые предложения

1




41

Второстепенные члены предложения

1




42

Дополнение

1




43

Определение

1




44

Обстоятельство

1




45

Предложения с однородными членами

1




46

Предложения с обращениями

1




47

Р/Р Письмо

1




48

РР. Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

1




49

Синтаксический разбор простого предложения

1




50

Пунктуационный разбор простого предложения

1




51

Простые и сложные предложения

1




52

Синтаксический разбор сложного предложения

1




53

Прямая речь

1




54

Диалог

1




55

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1




56

Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1




57

Повторение

1





Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи





58

Фонетика

1




59

Гласные звуки

1




60

Согласные звуки

1




61

Изменение звуков в потоке речи

1




62

Согласные твёрдые и мягкие

1




63

Повествование

1




64

РР.  Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283.

1




65

Согласные звонкие и глухие

1




66

Графика

1




67

Алфавит

1




68

Описание предмета

1




69

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1




70

Двойная роль букв е, ё, ю, я

1




71

Орфоэпия

1




72

Фонетический разбор слова

1




73

Повторение

1




74

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1




75

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1




76

РР.  Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1





Лексика. Культура речи





77

Слово и его лексическое значение

1




78

Однозначные и многозначные слова

1




79

Прямое и переносное значение слов

1




80

Омонимы

1




81

Синонимы

1




82

РР. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».


1




83

Антонимы

1




84-85

РР. Подготовка

к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег».Упр. 375). Написание изложения.


2




86

Повторение

1




87

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

1





Морфемика. Орфография. Культура речи





88

Морфема — наименьшая значимая часть слова

1




89

Изменение и образование слов

1




90

Окончание

1




91

Основа слова

1




92

Корень слова

1




93

Рассуждение

1




94

Суффикс

1




95

Приставка

1




96

РР. Выборочное изложение с изменением лица (упр.420)

1




97

Чередование звуков

1




98

Беглые гласные

1




99

Варианты морфем

1




100

Морфемный разбор слова

1




101

Правописание гласных и согласных в приставках

1




102

Буквы з и сна конце приставок

1




103

Буквы а — о в корне -лаг- —лож

1




104

Буквы а —о в корне -раст—-рос-

1




105

Буквы ё — о после шипящих в корне

1




106

Буквы и — ы после ц.

1




107

Повторение

1




108

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

1




109

Контрольный тест по теме «Морфемика».

1





Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное





110

Имя существительное как часть речи

1




111

РР.  Доказательства в рассуждении.

1




112

Доказательства в рассуждении

1




113

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1




114

Имена существительные собственные и нарицательные

1




115

Род имён существительных

1




116

РР. Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513)

1




117

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1




118

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1




119

Три склонения имён существительных

1




120

Падеж имён существительных

1




121

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1




122

РР. Подробное изложение с элементами описания (упр.547)

1




123

Множественное число имён существительных

1




124

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1




125

Повторение

1




126

Морфологический разбор имени существительного

1




127

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1




128

Контрольный тест по теме «Имя существительное».

1




129

РР. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1





Имя прилагательное





130

Имя прилагательное как часть речи

1




131

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1




132

Описание животного

1




133-134

РР. Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585

2




135

Прилагательные полные и краткие

1




136

РР. Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598)

1




137

Морфологический разбор имени прилагательного

1




138

Повторение

1




139

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1




140

Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».

1





Глагол





141

Глагол как часть речи 

1




142

Не с глаголами

1




143

Рассказ

1




144

Неопределённая форма глагола

1




145

Правописание -тся и -тъся в глаголах

1




146

Виды глагола

1




147

Буквы е — и в корнях с чередованием

1




148

Невыдуманный рассказ (о себе)

1




149

Время глагола

1




150

Прошедшее время

1




151

Настоящее время

1




152

Будущее время

1




153

Спряжение глаголов

1




154

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1




155

Морфологический разбор глагола

1




156

РР. Сжатое изложение с изменением формы лица (упр.688).

1




157

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1




158

Употребление времён

1




159

Повторение

1




160

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1




161

Контрольный тест по теме «Глагол»

1





Повторение и систематизация изученного





162

Разделы науки о языке

1




163

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1




164

Орфограммы в окончаниях слов

1




165

Употребление букв ъ и ь

1




166-167

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

2




168

Итоговый контрольный тест.

1




169-170

Резервный урок. Повторение и систематизация изученного

3