Содержание:
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………….
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………………….…..
3.Содержание учебного предмета ………………………………………………………..
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему………………………………………………………………………………...………
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012, №273-ФЗ);
2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ 17.12.2010 года № 1897; Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 №1897»
3. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год (5 класс);
4. Учебным планом МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год;
5. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс (ФГОС учебник Русский язык в 2-х частях под редакцией
Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова,2013г.)
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на реализацию в объеме 175 часов (5 часов в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ «СШ №22», годовому календарному учебному графику.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы.
Личностными результатами программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
4) формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
самостоятельность и личнаяответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе нарезультат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
2) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;
3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
4) свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
5) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
6) способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
7) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
8) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
9) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
10) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
11) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
12) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях;
13) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому(родному) языку являются:
1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3.усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4.освоение базовых основ лингвистики;
5.овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6.опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7.проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8.понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9.осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные результаты обучения. 5 класс
| Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Восприятие высказывания | Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи. | выступать перед аудиторией с небольшим докладом;публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их; |
Анализ текста | Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты – описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля. | понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включаяпротивоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ), высказывать собственную точку зрения на решениепроблемы. |
Воспроизведение текста | Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства. | создавать устные монологические и диалогическиевысказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения |
Создание текста | Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивать мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения. | выступать перед аудиторией с докладом; публичнозащищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью |
Совершенствование текста | Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки. | анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления,достижения поставленных коммуникативных задач анализировать и сравнивать русский речевой этикетс речевым этикетом отдельных народов России и мира |
По фонетике и графике | Выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать буквы и звуки; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё; | опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); выразительно читать прозаические и поэтическиетексты; |
По орфоэпии | Правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём; | извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать еёв различных видах деятельности. |
По лексике и фразеологии | Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём; | объяснять общие принципы классификации словарногосостава русского языка; аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать основные выразительные средства лексикии фразеологии, изученные в 5 классе; извлекать необходимую информацию из лексическихсловарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
По морфемике и словообразованию | Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение); | характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловуюи структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. |
По морфологии | различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.; | извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности |
По орфографии | понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о-ё после шипящих в корне, чередующихся а – о, е – и в корнях типа -раст- - -рос- -лаг- - -лож-; -мер- - -мир-; -тер- - -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз-, рас-, из-, ис- и др.) и верно писать их; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами; | демонстрировать роль орфографии и пунктуациив передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма |
По синтаксису | выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций; объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); | анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса художественной речи и оценивать их анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи |
По пунктуации | правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже | анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи |
3. Содержание курса учебного предмета
(175 часов)
Язык и общение (2ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (16ч + 5ч + 1ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22ч + 5ч + 1ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(10 ч + 4ч + 1ч тест)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (7 ч + 3ч + 1тест)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч + 4 ч + 1ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипослец.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17ч +4ч + 1ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч + 1ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (20ч + 7ч + 1ч + 1ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (4ч + 1ч + 1ч)
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему.
№п/п | Разделы/темы уроков | Кол-во часов | Календарные сроки | примечание |
| | | план | факт | |
| Язык и общение | | | | |
1 | Язык и человек | 1 | | | |
2 | Общение устное и письменное | 1 | | | |
3 | Стили речи.Композиционные и языковые признаки. | 1 | | | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | | | |
| Вспоминаем, повторяем, изучаем | | | | |
5 | Орфограмма. | 1 | | | |
6 | Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. | 1 | | | |
7 | Правописаниепроверяемых согласных в корне слова | 1 | | | |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | | |
9 | Буквы и,у,а после шипящих. | 1 | | | |
10 | Разделительные ъ и ь | 1 | | | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | | | |
12-13 | РР. Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр.70) | 2 | | | |
14 | Что мы знаем о тексте | 1 | | | |
15 | Части речи | 1 | | | |
16 | Глагол | 1 | | | |
17 | -Тся и -ться в глаголах | 1 | | | |
18 | Тема текста | 1 | | | |
19 | Личные окончания глаголов | 1 | | | |
20 | Имя существительное | 1 | | | |
21 | Имя прилагательное | 1 | | | |
22 | Местоимение | 1 | | | |
23-24 | РР. Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | 2 | | | |
25 | Основная мысль текста | 1 | | | |
26 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». | 1 | | | |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | | | | |
27 | Синтаксис | 1 | | | |
28 | Пунктуация | 1 | | | |
29 | Словосочетание | 1 | | | |
30 | Разбор словосочетания | 1 | | | |
31-32 | РР. Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127) | 2 | | | |
33 | Предложение | 1 | | | |
34 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | |
35 | Восклицательные предложения | 1 | | | |
36 | Члены предложения | 1 | | | |
37 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | | | |
38 | Сказуемое | 1 | | | |
39 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | | |
40 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | | | |
41 | Второстепенные члены предложения | 1 | | | |
42 | Дополнение | 1 | | | |
43 | Определение | 1 | | | |
44 | Обстоятельство | 1 | | | |
45 | Предложения с однородными членами | 1 | | | |
46 | Предложения с обращениями | 1 | | | |
47 | Р/Р Письмо | 1 | | | |
48 | РР. Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». | 1 | | | |
49 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | | | |
50 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | | | |
51 | Простые и сложные предложения | 1 | | | |
52 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | | | |
53 | Прямая речь | 1 | | | |
54 | Диалог | 1 | | | |
55 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 | | | |
56 | Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 | | | |
57 | Повторение | 1 | | | |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | | | | |
58 | Фонетика | 1 | | | |
59 | Гласные звуки | 1 | | | |
60 | Согласные звуки | 1 | | | |
61 | Изменение звуков в потоке речи | 1 | | | |
62 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 | | | |
63 | Повествование | 1 | | | |
64 | РР. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283. | 1 | | | |
65 | Согласные звонкие и глухие | 1 | | | |
66 | Графика | 1 | | | |
67 | Алфавит | 1 | | | |
68 | Описание предмета | 1 | | | |
69 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | | | |
70 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | | | |
71 | Орфоэпия | 1 | | | |
72 | Фонетический разбор слова | 1 | | | |
73 | Повторение | 1 | | | |
74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | | | |
75 | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | | | |
76 | РР. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | | | |
| Лексика. Культура речи | | | | |
77 | Слово и его лексическое значение | 1 | | | |
78 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | |
79 | Прямое и переносное значение слов | 1 | | | |
80 | Омонимы | 1 | | | |
81 | Синонимы | 1 | | | |
82 | РР. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | | | |
83 | Антонимы | 1 | | | |
84-85 | РР. Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег».Упр. 375). Написание изложения. | 2 | | | |
86 | Повторение | 1 | | | |
87 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | | | |
| Морфемика. Орфография. Культура речи | | | | |
88 | Морфема — наименьшая значимая часть слова | 1 | | | |
89 | Изменение и образование слов | 1 | | | |
90 | Окончание | 1 | | | |
91 | Основа слова | 1 | | | |
92 | Корень слова | 1 | | | |
93 | Рассуждение | 1 | | | |
94 | Суффикс | 1 | | | |
95 | Приставка | 1 | | | |
96 | РР. Выборочное изложение с изменением лица (упр.420) | 1 | | | |
97 | Чередование звуков | 1 | | | |
98 | Беглые гласные | 1 | | | |
99 | Варианты морфем | 1 | | | |
100 | Морфемный разбор слова | 1 | | | |
101 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | | |
102 | Буквы з и сна конце приставок | 1 | | | |
103 | Буквы а — о в корне -лаг- —лож | 1 | | | |
104 | Буквы а —о в корне -раст—-рос- | 1 | | | |
105 | Буквы ё — о после шипящих в корне | 1 | | | |
106 | Буквы и — ы после ц. | 1 | | | |
107 | Повторение | 1 | | | |
108 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика». | 1 | | | |
109 | Контрольный тест по теме «Морфемика». | 1 | | | |
| Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное | | | | |
110 | Имя существительное как часть речи | 1 | | | |
111 | РР. Доказательства в рассуждении. | 1 | | | |
112 | Доказательства в рассуждении | 1 | | | |
113 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | | | |
114 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | | |
115 | Род имён существительных | 1 | | | |
116 | РР. Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513) | 1 | | | |
117 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | | | |
118 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | | | |
119 | Три склонения имён существительных | 1 | | | |
120 | Падеж имён существительных | 1 | | | |
121 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | | | |
122 | РР. Подробное изложение с элементами описания (упр.547) | 1 | | | |
123 | Множественное число имён существительных | 1 | | | |
124 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | | | |
125 | Повторение | 1 | | | |
126 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | | |
127 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
128 | Контрольный тест по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
129 | РР. Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 1 | | | |
| Имя прилагательное | | | | |
130 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | |
131 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | | | |
132 | Описание животного | 1 | | | |
133-134 | РР. Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585 | 2 | | | |
135 | Прилагательные полные и краткие | 1 | | | |
136 | РР. Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598) | 1 | | | |
137 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | | |
138 | Повторение | 1 | | | |
139 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 | | | |
140 | Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». | 1 | | | |
| Глагол | | | | |
141 | Глагол как часть речи | 1 | | | |
142 | Не с глаголами | 1 | | | |
143 | Рассказ | 1 | | | |
144 | Неопределённая форма глагола | 1 | | | |
145 | Правописание -тся и -тъся в глаголах | 1 | | | |
146 | Виды глагола | 1 | | | |
147 | Буквы е — и в корнях с чередованием | 1 | | | |
148 | Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | | | |
149 | Время глагола | 1 | | | |
150 | Прошедшее время | 1 | | | |
151 | Настоящее время | 1 | | | |
152 | Будущее время | 1 | | | |
153 | Спряжение глаголов | 1 | | | |
154 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | | | |
155 | Морфологический разбор глагола | 1 | | | |
156 | РР. Сжатое изложение с изменением формы лица (упр.688). | 1 | | | |
157 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | | | |
158 | Употребление времён | 1 | | | |
159 | Повторение | 1 | | | |
160 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 | | | |
161 | Контрольный тест по теме «Глагол» | 1 | | | |
| Повторение и систематизация изученного | | | | |
162 | Разделы науки о языке | 1 | | | |
163 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | | | |
164 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | | | |
165 | Употребление букв ъ и ь | 1 | | | |
166-167 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | 2 | | | |
168 | Итоговый контрольный тест. | 1 | | | |
169-170 | Резервный урок. Повторение и систематизация изученного | 3 | | | |
| | | | | |