МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОНОВИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГОРДЕЕВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждено
приказом МБОУ Староновицкая ООШ
№ от
Директор_____________Лемза Н.Н.
Рабочая программа
по русскому языку
на 2019-2020 учебный год
6 класс
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Рабочую программу составила: Картавая Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 - http://standart.edu.ru.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения ООП ООО, в соответствии с Примерной программой по русскому языку и авторской программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной и др.
Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в VI классе из расчета 5 учебных часов в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа из расчета 6 учебных часов в неделю (1 час добавлен из КОУ с целью расширения изучения предмета).
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка;
- формирование умений опознавать. анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи:
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Результаты изучения учебного предмета
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание предмета
Русский язык - один из развитых языков мира.
Повторение пройденного материала в 5 классе.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи.
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | План | Факт | |
1-2 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 2 | | | |
Раздел 1. Повторение изученного материала в 5 классе. | 19 | | | |
3 | Фонетика. | 1 | | | |
4-5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 2 | | | |
6 | Части речи. | 1 | | | |
7 | Орфограммы в окончаниях. | 1 | | | |
8-9 | РР Сочинение. Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения. | 2 | | | |
10 | Словосочетание. | 1 | | | |
11-13 | Простое и сложное предложение. Знаки препинания. Синтаксический разбор. | 3 | | | |
14 | Прямая речь. Диалог. | 1 | | | |
15-17 | Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Основные признаки текста. | 3 | | | |
18-19 | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. | 2 | | | |
20-21 | Входная контрольная работа по теме «Повторение». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 2 | | | |
Раздел 2. Лексика и фразеология. Культура речи. | 20 | | | |
22-23 | Слово и его лексическое значение. | 1 | | | |
24-25 | РР Сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»). Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения. | 2 | | | |
26 | Общеупотребительные слова. | 1 | | | |
27 | Профессионализмы. | 1 | | | |
28 | Диалектизмы. | 1 | | | |
29-30 | РР Сжатое изложение. Подготовка к написанию. Написание сжатого изложения. | 2 | | | |
31 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | | | |
32 | Неологизмы. | 1 | | | |
33 | Устаревшие слова. | 1 | | | |
34-35 | Повторение по теме «Лексика». | 2 | | | |
36-37 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 2 | | | |
38-39 | Фразеологизмы. Защита проектов. | 2 | | | |
40-41 | Контрольный диктант по теме «Лексика» и его анализ. | 2 | | | |
Раздел 3. Словообразование и орфография. | 21 | | | |
42 | Морфемика и словообразование. | 1 | | | |
43-44 | РР Описание помещения. | 2 | | | |
45-46 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 | | | |
47 | Этимология слов. | 1 | | | |
48-49 | РР Сочинение-описание помещения. Подготовка к написанию очинения. Написание сочинения. Сложный план. | 2 | | | |
50 | Буквы а-о в корне –кас- - кос-. | 1 | | | |
51 | Буквы а-о в корне –-гар- - -гор. | 1 | | | |
52 | Буквы о-а в корне-зар- - -зор-. | 1 | | | |
53 | Буквы ы-и после приставок. | 1 | | | |
54-56 | Гласные в приставках пре- и при-. | 3 | | | |
57 | Соединительные о-е в сложных словах. | 1 | | | |
58 | Сложносокращённые слова. | 1 | | | |
59-60 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение «Словообразование и орфография». | 2 | | | |
61-62 | Контрольный диктант по теме «Словообразование» и его анализ. | 2 | | | |
Раздел 4. Морфология и орфография. | 126 | | | |
63 | Повторение изученного материала в 5 классе Имя существительное как часть речи. | 1 | | | |
64 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | | | |
65 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. | 1 | | | |
66-67 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. | 2 | | | |
68 | Имена существительные общего рода. | 1 | | | |
69 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | |
70-71 | РР Сочинение-описание впечатлений. Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения. | 2 | | | |
72-73 | Не с существительными. | 2 | | | |
74-75 | Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик). | 2 | | | |
76 | Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. | 1 | | | |
77 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | | | |
78-79 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
80-81 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ. | 2 | | | |
82-83 | Повторение изученного материала в 5 классе «Имя прилагательное». | 2 | | | |
84-85 | РР Описание природы. | 2 | | | |
86-87 | Степени сравнения имён прилагательных. | 2 | | | |
88-89 | Полугодовая контрольная работа и её анализ. | 2 | | | |
90-91 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 2 | | | |
92-93 | Относительные прилагательные. | 2 | | | |
94-95 | Притяжательные прилагательные. | 2 | | | |
96 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | | |
97-98 | Не с прилагательными. | 2 | | | |
99 | Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 1 | | | |
100-101 | РР Сочинение-описание картины Н.П.Крымова «Зимний вечер». Подготовка к сочинению. Написание сочинения. | 2 | | | |
102-103 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 2 | | | |
104 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. | 1 | | | |
105-106 | Дефисное и слитное написание прилагательных. | 2 | | | |
107-108 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 2 | | | |
109-110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и его анализ. | 2 | | | |
111-112 | Имя числительное как часть речи. | 2 | | | |
113 | Простые, сложные и составные числительные. | 1 | | | |
114 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | | | | |
115-116 | Порядковые числительные. | 2 | | | |
117 | Разряды количественных числительных. | 1 | | | |
118-119 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 | | | |
120-121 | Дробные числительные. | 2 | | | |
122-123 | Собирательные числительные. | 1 | | | |
124 | Морфологический разбор числительного. | 1 | | | |
125-126 | Повторение по теме «Имя Числительное». | 2 | | | |
127-128 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» и его анализ. | 2 | | | |
129-130 | Местоимение как часть речи. | 2 | | | |
131-132 | Личные местоимения. | 2 | | | |
133 | Возвратное местоимение себя. | 1 | | | |
134-135 | Рассказ. | 2 | | | |
136-137 | Вопросительные и относительные местоимения. | 2 | | | |
138-139 | Неопределённые местоимения. | 2 | | | |
140-142 | Отрицательные местоимения. | 3 | | | |
143-144 | Притяжательные местоимения. | 2 | | | |
145-146 | РР Рассуждение. | 2 | | | |
147-148 | Указательные местоимения. | 2 | | | |
149-150 | Определительные местоимения. | 2 | | | |
151 | Местоимение и другие части речи. | 1 | | | |
152 | Морфологический разбор местоимения. | | | | |
153-154 | Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Подготовка к сочинению. Написание сочинения. | 2 | | | |
155-156 | Повторение по теме «Местоимение». | 2 | | | |
157-158 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» и его анализ. | 2 | | | |
159-161 | Повторение изученного в 5 классе «Глагол». | 3 | | | |
162-163 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | | | |
164-166 | Глаголы переходные и непереходные. | 3 | | | |
167-168 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 2 | | | |
169-170 | РР Подробное изложение. Подготовка к изложению. Написание изложения. (Упр.541) | 2 | | | |
171-172 | Условное наклонение. | 2 | | | |
173-175 | Повелительное наклонение. | 3 | | | |
176-177 | Употребление наклонений. | 2 | | | |
178-179 | Безличные глаголы. | 2 | | | |
180 | Морфологический разбор глагола. | 1 | | | |
181-182 | РР Рассказ на основе услышанного. | 2 | | | |
183-184 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 | | | |
185-186 | Повторение по теме «Глагол». | 2 | | | |
187-188 | Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ. | 2 | | | |
Раздел 5. Повторение и систематизация изученного материала в 5 и 6 классах. | 16 | | | |
189 | Разделы науки о языке. | 1 | | | |
190-191 | Орфография. | 2 | | | |
192-193 | Пунктуация. | 2 | | | |
194-195 | Лексика и фразеология. | 2 | | | |
196-197 | Итоговая контрольная работа по теме «Повторение» и её анализ. | 2 | | | |
198-199 | Словообразование. | 2 | | | |
200-201 | Морфология. | 2 | | | |
202-204 | Синтаксис. Подведение итогов. | 4 | | | |