Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету « Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение) и предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012 – 2016), на основании образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская СОШИ»; учебного плана МБОУ «Бейская общеобразовательная школа-интернат» на 2019/20 учебный год.
Учебно-методический комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания языкового образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт. УМК, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Место предмета: рабочая программа по русскому языку в IX классе рассчитана на 102 учебных часов (3 часа в неделю). Цель и задачи обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующей цели - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Сложное предложение. Культура речи
Сложносочиненные предложения
Формы контроля.
Промежуточный: тест, диктант с грамматическим заданием, разного вида разборы (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, морфемный, словообразовательный, лексический), разного вида диктанты (выборочный, распределительный), изложения разного вида, сочинение, конкурс, игровые задания, составление плана, таблицы, устный ответ-рассуждение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему по прочитанному тексту. Этому способствует и данный учебник. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт сокращения часов на изучение таких разделов, как «Сложноподчинённые предложения» (на 2 часа), «Сложные предложения с разными видами связи» (на 4 часа). Увеличено количество часов «Бессоюзные сложные предложения» (на 1 час), « Сложносочинённые предложения» (на 2 часа).
Отсутствует такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике, и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце учебного года и подготовку к ОГЭ.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Технологии обучения, формы и приемы обучения.
При реализации данной программы используются следующие методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский
Проблемный метод используется при формировании знаний учащихся, на этапе знакомства с языковыми явлениями.
Используются формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Используются такие формы урока: урок изучения нового материала, контроля, закрепления, повторения и обобщения, комбинированный урок. При необходимости могут проводиться уроки-практикумы. При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Для формирования навыков грамотного письма используются разнообразные виды диктантов и списывания (комментированный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, распределительный диктант, творческий диктант, осложненное списывание, выборочное и распределительное списывание).
На уроках русского языка активно используется графическое комментирование, составление схем, таблиц, что помогает систематизировать знания, обобщить, четко представить структуру языковой единицы и проч. Систематизации знаний учащихся способствует грамматический разбор.
На уроках русского языка идет активное развитие речи учащихся. Есть формы работы, которые непосредственно ориентированы на развитие речи: изложения разных видов (подробное, выборочное, сжатое, изложение с грамматическим заданием, изложение с творческим заданием), сочинение. Развитие речи учащихся идет и через работу с текстом, что делает изучение для учащихся более осмысленным, интересным, оправданным.
Предусмотрено проведение уроков с элементами игры.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.
Необходимым компонентом работы на уроках русского языка является работа со словарями и справочниками, что позволяет учащимся узнать нормы литературного языка и приобрети навыки самостоятельной работы, навыки самообразования.
В основе выбора методов и приемов лежит системно-деятельностный подход.
Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
Международное значение русского языка (1+2)
Повторение изученного в V – VIII классах (14часов)
Сложное предложение. Культура речи (4 часов)
Сложносочиненные предложения (8 часов)
Сложноподчиненные предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений (28)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Бессоюзные сложные предложения (15 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (13 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Работа со слабоуспевающими учащимися
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
Различные формы взаимопомощи (групповая, парная работа).
Ведение учащимися читательских дневников.
7. Дифференцированные задания.
Меры предупреждения неуспеваемости учащихся
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Календарно-тематический план (102 часа)
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Примечания |
План | Факт |
| Международное значение русского языка (1+2) | |
1 | 3.09 | | Международное значение русского языка | |
2 | 3.09 | | РР. Обучение приёмам сжатия текста. Исключение. Обобщение. Замена. | |
3 | 5.09 | | РР. Обучающее сжатое изложение | |
| Повторение изученного в V – VIII классах (14часов) | |
4 | 10.09 | | Устная и письменная речь. Монолог и диалог | |
5 | 10.09 | | Стили языка и их жанры. | |
6 | 12.09 | | Стили языка и их жанры | |
7 | 17.09 | | Художественный стиль речи и его особенности. | |
8,9 | 17.09 19.09 | | Выразительные средства художественной речи. Обучение решению тестовых заданий типологии №7. | |
10 | 24.09 | | Публицистический стиль речи и его особенности. | |
11 | 24.09 | | Содержательно-стилистический анализ текста упр. 24. | |
12 | 26.09 | | Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Обучение решению тестовых заданий типологии №4 | |
13 | 1.10 | | Простое предложение и его грамматическая основа. Обучение решению тестовых заданий типологии №2. | |
14, 15 | 1.10 3.10 | | Обращения, вводные слова и вставные конструкции, знаки препинания при них. | |
16, 17 | 8.10 8.10 | | Предложения с обособленными членами. Решение тестовых заданий типологии №3 | |
18 | 10.10 | | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в V – VIII классах» | |
Сложное предложение. Культура речи (4 часа) | |
19 | 15.10 | | Понятие о сложном предложении. | |
20 | 15.10 | | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | |
21 | 17.10 | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | |
| Сложносочиненные предложения (8 часов) | |
22 | 22.10 | | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | |
23 | 22.10 | | Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами. | |
24 | 24.10 | | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. | |
25 | 5.11 | | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | |
26 | 5.11 | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | |
27 | 7.11 | | Повторение изученного по теме «ССП» | |
28 | 12.11 | | Повторение изученного по теме «ССП» | |
29 | 12.11 | | КР по теме «ССП» | |
Сложноподчиненное предложение (6 часов) |
30 | 14.11 | | Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | |
31 | 19.11 | | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | |
32, 33 | 19.11 21.11 | | РР. Подготовка и написание обучающего сочинения-рассуждения по интерпретации текста упр.274, 280 (по выбору) | |
34 | 26.11 | | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | |
35 | 26.11 | | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | |
Основные группы сложноподчинённых предложений (30 часов) |
36, 37 | 28.11 3.12 | | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | |
38, 39 | 3.12 5.12 | | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | |
40, 41 | 10.12 10.12 | | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | |
42, 43 | 12.12 17.12 | | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и условия | |
44, 45 | 17.12 19.12 | | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, цели, следствия. | |
46, 47 | 24.12 24.12 | | РР. Сжатое изложение | |
48, 49 | 26.12 14.01 | | Языковой анализ текстов ( на основе упр. 141, 143). | |
50, 51 | 14.01 16.01 | | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | |
52, 53 | 21.01 21.01 | | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | |
54 | 23.01 | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | |
55, 56 | 28.01 28.01 | | Комплексный анализ текстов упр. 176, 177, 178. | |
57, 58 | 30.01 4.02 | | Повторение изученного по теме «СПП» | |
59 | 4.02 | | Контроль-ная работа- по теме «СПП-» | |
60 | 6.02 | | Анализ контрольной работы | |
Бессоюзные сложные предложения (15 часов) |
61 | 11.02 | | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | |
62 | 11.02 | | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | |
63 | 13.02 | | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | |
64, 65 | 18.02 18.02 | | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. | |
66, 67 | 20.02 25.02 | | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | |
68, 69 | 25.02 27.02 | | РР Сжатое изложение | |
70, 71 | 3.03 3.03 | | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. | |
72, 73 | 5.03 10.03 | | Тире в бессоюзном сложном предложении. | |
74 | 10.03 | | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | |
75, 76 | 12.03 17.03 | | Повторение изученного по теме «БПП» | |
77 | 17.03 | | Контроль-ный дик-тант по теме «БСП-» | |
78 | 19.03 | | Анализ контрольного диктанта | |
Сложные предложения с различными видами связи ( 10 часов) |
79 | 24.03 | | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. | |
80, 81 | 24.03 2.04 | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | |
82, 83 | 7.04 7.04 | | РР. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | |
84 | 9.04 | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | |
85 | 14.04 | | Повторение по теме: «Сложные предложения с различными видами связи» | |
86 | 14.04 | | Тест по теме «Сложные предложения с разными видами связи» | |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (13 часов) |
87 | 16.04 | | Фонетика и графика. Орфоэпия | |
88, 89, 90 | 21.04 21.04 23.04 | | Орфография. Решения тестовых заданий типологии №5 | |
91, 92 | 28.04 28.04 | | Лексика и фразеология. Решения тестовых заданий типологии №8 | |
93 | 30.04 | | Морфемика. | |
94 | 5.04 | | Словообразование. | |
95 | 5.05 | | Морфология. | |
96, 97 | 7.05 12.05 | | Содержательно-композиционный анализ текстов упр. 274, 278. | |
98, 99 | 12.05 14.05 | | Синтаксис. Пунктуация. Решения тестовых заданий типологии №3, 4 | |
100, 101 | 19.05 19.05 | | Итоговая контрольная работа | |
102 | 21.05 | | Анализ итоговой контрольной работы | |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 10.10 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в V – VIII классах» | 1 |
3 | 12.11 | КР по теме «ССП» | 1 |
6 | 4.02 | «Контрольная работа по теме «СПП» | 1 |
7 | 17.03 | Контрольный диктант по теме «БСП» | 1 |
8 | 19.05 | Итоговая контрольная работа | 2 |
График проведения творческих работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 3.09 | Обучающее сжатое изложение | 2 |
2 | 21.11 | Обучающее сочинение-рассуждение по интерпретации текста. | 2 |
3 | 24.12 | Сжатое изложение | 2 |
4 | 27.02 | Сжатое изложение | 2 |
4 | 7.04 | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | 2 |
Приложение
Входный диктант
Гроза
Гроза надвигалась. Все чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощенные влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.
Подсолнухи, сочная лебеда росшая возле дороги ,и лопухи татарники, поднявшие свои красные головки, — все насторожилось ,почуяв запах дождя, умолкли птицы. Только один-единственный жаворонок еще сверлил небо, напевая что-то свое, веселое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца — он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха ,птичка слушала грозовые раскаты.
Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика.
( 140 слов.) (по С. Бабаевскому)
Грамматическое задание
Произведите грамматический разбор предложения
Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке.
Сделайте морфологический разбор
1вариант: подсолнухи
вариант: обняли
3.Разобрать по составу.
1 вариант: н надвигалась. 2 вариант: двигались
Контрольная работа
Внимательно прочитай текст и выполни задания.
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь. Родина – данность. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как не выбирают себе мать: уж какая ни есть, но она твоя мать, одна-единственная на свете, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно для той, что дала тебе жизнь и взрастила, как могла и сумела.
Родина, как и родная мать, - это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на все счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. И потому принимать ее надо без желчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более теплой и благодатной земле.
Возблагодари же тихо в душе ее! Возблагодари за честь называться сыном ее, за трудное счастье служить ей! Раздели с Родиной ее судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, не кляни в злую минуту жизни, а делай все, что в твоих силах сделать доброго и хорошего. Не жди и не требуй наград за верность, потому что верность, как и твоя любовь, принадлежит ей по праву рождения. Ты просто исполнишь долг.
(По В.Ткаченко.)
1.Определи тип и стиль речи, запиши ответ.
2.Придумай 2 заглавия, связанные с темой текста (1) и с его основной мыслью (2), запиши их.
3.Составь и запиши сложный план этого текста.
4.В чем, по-твоему, проявляется любовь к Родине? Запиши свой ответ (5-8 предложений).
Изложение.
9 класс
Это было сразу после войны. Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. Пока старшие занимались делами, я ходил по округе. Нередко мне попадались затянутые временем окопы, воронки от разорвавшихся снарядов, россыпи гильз.
Однажды, когда я продирался сквозь заросли черемухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. Но что это? Над зеленым ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие гладиолусы. Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.
Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесенная военным шквалом?
Вдруг кто-то кашлянул. В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. На нем была выгоревшая гимнастерка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.
Я подошел, поздоровался. Показывая на гладиолусы, спросил о цветах.
- Сам сажал. В сорок третьем. После боев здесь стояли. На отдыхе. Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина. - А ты, хлопец, чей будешь?
Я ответил.
- Гостишь, значит... А гладиолусы и впрямь хороши. По весне их около хаты высажу. Видел на краю станицы высокую шелковицу? Так это моя. Заходи. С сыном познакомлю. ...
Недавно я побывал в тех краях. Еще на автобусе заметил на околице высокую шелковицу. Она! Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломою, а красного кирпича дом. До и вся станица сильно изменилась. Зашел я в дом. Спросил хозяина.
- Схоронили запрошлым летом, - ответила старушка. - Жена я ему. Сын на ферме. Посидите чуток.
Пообещав вернуться, пошел в лес: "Интересно, живы ли гладиолусы?"
Вот, кажется и то место. Да, точно оно. Раздвигаю ветки густых кустов, сердце учащенно забилось. На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие гладиолусы необыкновенной красоты. Живы! Вот оно как: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.
(По Ю. Медведеву). 346 слов.
Задания:
Подберите заговолок, отражающий основную мысль текста.
Напишите изложение, близкое к тексту: постарайтесь передать основную мысль высказывания, сохранить композицию и типологическую структуру текста, стиль речи, использовать характерные для стиля и замысла автора языковые средства.
Тест № 1
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется
буква И?
1) газ..фикация, обл..чать
2) лаб..ринт, оранж..рея
3) ид..ология, ин..циатива
4) г..гант, р..ферендум
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся две согласные буквы?
1) инте..игентный, га..ерея
2) ко..ентатор, гу..анизм
3) а..омпанемент, колос.альный
4) э..ективность, беше..ый
АЗ. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бАловать, обострИть 3) докумЕнт, началА
2) осужденА, квАртал 4) понялА, дОговор
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Языки пламени подбирались всё ближе ( ) и вскоре огонь лизнул штору.
1) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя-
тая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна
запятая.
А5. Какое предложение является сложносочинённым?
1) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.
2) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул
мелкий дождь.
3) Душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве.
4) Не помню, звонил ли я тебе на прошлой неделе.
А6. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?
1) Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
2) Оживлённое гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах мёда привлекает пчёл.
3) В Москве, куда Есенин приехал, он сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка.
4)Сколько ни говори «халва», «халва», во рту слаще не станет.
А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Пётр I создал государственные (1) общеобразовательные (2) цифирные школы (3) преподавали (4) в которых (5) арифметику (6)письмо (7) чтение.
1)3, 6, 7 3)1, 2, 4, 6, 7
2) 1,2,3,6,7 4) 3,4, 5, 6, 7
А8. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Науку надо любить: у людей нет силы более мощной
и победоносной, чем наука.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Если дёрнуть за верёвку, привязанную к языку колокола, раздастся глубокий, протяжный звон.
2) Я поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.
3) Николай старается идти рядом с ним, но, так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.
4) Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры.
А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Само время было проникнуто духом перемен и Маяковский почувствовал этот дух выразил его в своих стихах. 2) Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена!
3) За заводами кончался город и начинались поля.
4) С утра подморозило и сразу закружило понесло автомобили.
А11. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Тех, кто уже догадался, прошу записать ответ.
2) Файл, который мне был нужен, оказался почему-то в папке, в которую я не должен был его сохранить.
3) Хотя дорога была разбита, несмотря на это, мы успели к сроку.
4) Мне передали то, что ты искал меня зачем-то.
Тестовая работа за курс 9 класса.
I.Теория
1.Дайте определение терминам:
1 вариант 2 вариант
1.Орфография – 1.Фонетика -
2.Морфология – 2.Синтаксис -
3.БСП - 3.СПП -
4.Однородное подчинение – 4.Параллельное подчинение
5.Придаточные изъяснительные – 5.Придаточные определительные -
5 баллов
II. Практика.
1.Составьте предложения, соответствующие данным схемам:
(доска)
1вариант 2 вариант
1б. [ ] : [ ] 1.[ ]; [ ]
2б. [ ,(которая), ] 2.[ ,(когда), ]
3б. [ ],однако [ ] 3.[ ], да [ ]
4б. [ ] да [ ] 4.[ ] и [ ]
4
балла
Контрольные тесты для учащихся 9 класса
Вариант-1
I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.
безыскусный 5. неприступный
2.сверхъызысканный 6. чересчур
3.расстегнуть 7. безтолковый
4.прельстить 8. расписание
II. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
прост..рался 5. пор..зить
ум..рает 6. обт..рал
р..скошный 7. см..ркается
уд..рать 8. уд..лить
Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется ь.
жен..щина 5. могуч..
астрахан..ский 6. волч..его
из-за туч.. 7. лиш..
взвес..те
IV. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
(В)следствие того что в этом году лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
За окном ничего нет кроме фонарей.
Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.
Чуть брезжило когда нас разбудили. +
(В)следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные.
Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.
V. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.
А.1 Б.4 В.5 Г. 3
VI. Найдите предложения с придаточным причины.
А.б Б.З В.1 Г.5
VII. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.
А.1 Б.З В.5 Г.1, 3
VIII . Использование какого союза придает предложению оттенок
разговорной речи?
... с моря надвигался шторм, полеты запрещались.
А. благодаря тому что Б. потому что В. Когда Г. ввиду того что
IX. укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
А.1 Б.4 В.5 Г. 6
Вариант-2
Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.
был в санатори.. 5. ранн..м утром
ре..т 6. затейл..вый
в продолжени.. дня 7. почу..в
увенч..нный лаврами
II. Найдите слова, в которых нет ошибок.
безынвентарный 5. Прейти
рьяный 6. преспокойный
россказни 7. безпощадно
распрощаться 8. вкусные явства
Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
выр..щенный 5. уд..литься
соб..раю 6. распол..житься
к..совица 7. бл..стеть
пост..лить 8. прост..рался
IV. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
Он долго выбирал (что)бы ему почитать.
Снасти не срабатывали (не)смотря на все старания рыбаков.
На то и щука водится (что) бы карась не дремал.
Отца вы найдете если не в кабинете то в саду.
Секундная стрелка бежит что есть мочи путем неуклонным своим.
Из частого леса где остался еще снег чуть слышно текла вода.
V. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.
А.1 Б.2 В.4 Г.6
VI. Найдите предложение с придаточным определительным.
А.1 Б.6 В.З Г.2
VII. Укажите предложение, в котором есть производный предлог.
А.1 Б.2 В. 3 Г.6
VIII. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
А.1 Б. 3 В.2, 3 Г.2
IX. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.
Он долго не мог привыкнуть к морской службе, ... всю жизнь прожил с дедом в горах.
А. в связи с тем что Б. благодаря тому что В. потому что Г. вследствие того что
6