№ | Дата | Часы | Тема урока | Планируемые результаты |
1 | | 1 ч | Международное значение русского языка | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать международное значение русского языка; сознавать, что владение русским языком – важнейший показатель культуры человека |
Повторение изученного в 5 – 8 классах (7 ч) |
2 | | 1 ч | Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог, диалог | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать формы и виды речи; знать признаки устной и письменной речи; владеть навыками устной и письменной речи |
3 | | 1 ч | Развитие речи. Стили речи | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные стили речи, характерные для них языковые средства; уметь соотносить стили речи и жанры, в которых они реализуются; уметь работать в группах |
4 | | 1 ч | Простое предложение и его грамматическая основа | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать виды предложений и уметь определять их; уметь выделять грамматическую основу; уметь составлять небольшой текст с заданными параметрами |
5 | | 1 ч | Предложение с обособленными членами | Знать условия обособления определений и обстоятельств; уметь применять знания на практике |
6 | | 1 ч | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | Уметь отличать обращения и вводные слова от членов предложения; уметь применять правила постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях |
7 | | 1 ч | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы |
8 | | 1 ч | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | Уметь работать с тестами, в группе (учебное сотрудничество) при анализе ошибок |
Сложное предложение. Культура речи (5 ч) |
9 | | 1 ч | Понятие о сложном предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки предложения; уметь отличать простые предложения от сложных; объяснять языковые явления и процессы |
10 | | 1 ч | Союзные и бессоюзные сложные предложения | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки предложения; уметь различать сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
11 | | 1 ч | Союзные и бессоюзные сложные предложения | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки предложения; уметь различать сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
12 | | 1 ч | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать функции знаков препинания в сложном предложении; уметь объяснять языковые явления и процессы; уметь работать с тестами |
13 | | 1 ч | Интонация сложного предложения | Владеть навыками выразительного чтения; понимать интонации в сложном предложении; уметь объяснять языковые явления и процессы |
Сложносочинённые предложения (7 ч) |
14 | | 1 ч | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложносочинённого предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
15 | | 1 ч | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами, разделительными и противительными союзами | Уметь самостоятельно понимать роль сочинительных союзов в ССП; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями ССП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
16 | | 1 ч | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами, разделительными и противительными союзами | Уметь самостоятельно понимать роль сочинительных союзов в ССП; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями ССП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
17 | | 1 ч | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями ССП; различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинёнными предложениями; уметь объяснять языковые явления и процессы |
18 | | 1 ч | Развитие речи. Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком…» | Уметь подбирать материал к сочинению, описывать произведения живописи; владеть навыками выразительного чтения, навыками монологической речи; меть объяснять языковые явления и процессы |
19 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями ССП; владеть навыками устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора |
20 | | 1 ч | Контрольный урок по теме «Сложносочинённые предложения» | Уметь применять полученные знания на практике; уметь работать с тестами; уметь объяснять языковые явления и процессы |
Сложноподчинённые предложения (7 ч) |
21 | | 1 ч | Понятие о сложноподчинённом предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложноподчинённого предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями сложноподчинённого предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
22 | | 1 ч | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь определять место придаточного в сложноподчинённом предложении; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
23 | | 1 ч | Развитие речи. Сочинение – отзыв по картине И. Тихого «Аисты» | Уметь описывать произведения живописи; владеть навыками письменной монологической речи; уметь высказывать своё мнение и аргументировать его |
24 | | 1 ч | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь различать союзы и союзные слова; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
25 | | 1 ч | Развитие речи. Изложение | Уметь определять стиль и тип речи текста, письменно излагать текст; владеть приёмами сокращения текста; уметь применять пунктуационные и орфографические правила |
26 | | 1 ч | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать роль указательных слов; уметь правильно употреблять указательные слова и строить предложения с ними; уметь применять правила постановки знаков препинания СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
27 | | 1 ч | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать роль указательных слов; уметь правильно употреблять указательные слова и строить предложения с ними; уметь применять правила постановки знаков препинания СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
Основные группы сложносочинённых предложений (18 ч) |
28 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные определительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
29 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные определительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
30 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные изъяснительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; владеть навыками выразительного чтения, сжатого изложения текста; уметь объяснять языковые явления и процессы |
31 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные изъяснительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; владеть навыками выразительного чтения, сжатого изложения текста; уметь объяснять языковые явления и процессы |
32 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные времени и места; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
33 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные времени и места; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
34 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
35 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
36 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
37 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные образа действия, меры и степени и сравнительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
38 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные образа действия, меры и степени и сравнительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
39 | | 1 ч | Развитие речи. Сочинение по данному началу (по картине В. Фельдмана «Родина») | Уметь подбирать материал к сочинению, описывать произведения живописи; владеть навыками выразительного чтения, навыками монологической речи; уметь объяснять языковые явления и процессы |
40 | | 1 ч | Контрольная работа «Виды придаточных предложений» | Уметь применять полученные знания на практике; объяснять языковые явления и процессы; владеть навыками работы с тестами, навыками работы в группе при анализе ошибок |
41 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать СПП с несколькими придаточными; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
42 | | 1 ч | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать СПП с несколькими придаточными; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
43 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; владеть навыками устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора |
44 | | 1 ч | Сложноподчинённое предложение. Повторение | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать СПП с несколькими придаточными; уметь применять правила постановки знаков препинания СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы |
45 | | 1 ч | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» | Уметь применять полученные знания на практике, уметь работать с тестами; уметь объяснять языковые явления и процессы |
Бессоюзные сложные предложения (6 ч) |
46 | | 1 ч | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
47 | | 1 ч | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
48 | | 1 ч | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Уметь самостоятельно выделять формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, дополнения; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
49 | | 1 ч | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
50 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение темы «Бессоюзные сложные предложения» | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями бессоюзного предложения; владеть навыками устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзного предложения |
51 | | 1 ч | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Уметь применять полученные знания на практике; уметь работать с тестами; уметь объяснять языковые явления и процессы |
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч) |
52 | | 1 ч | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки многочленного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями многочленного предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы |
53 | | 1 ч | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки многочленного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями многочленного предложения, правильно ставить знаки препинания в таких предложениях; уметь объяснять языковые явления и процессы |
54 | | 1 ч | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями предложения с различными видами связи; владеть навыками устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора такого предложения |
55 | | 1 ч | Развитие речи. Публичная речь | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать особенности публичной речи; владеть навыками устной речи, публичных выступлений |
56 | | 1 ч | Сложные предложения с различными видами связи. Повторение | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать особенности постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи; уметь объяснять языковые явления и процессы; владеть навыками работы с тестами |
57 | | 1 ч | Подготовка к контрольной работе по теме «Сложное предложение» | Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать особенности сложных предложений; владеть навыками постановки знаков препинания в сложных предложениях; уметь объяснять языковые явления и процессы |
58 | | 1 ч | Итоговый контрольный диктант. Сложные предложения с различными видами связи | Уметь применять полученные знания на практике; владеть орфографическими и пунктуационными навыками, навыками грамматического разбора; уметь объяснять языковые явления и процессы |
Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах (10 ч) |
59 | | 1 ч | Фонетика и графика | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные законы фонетики русского языка; уметь применять знания о законах фонетики на практике; владеть орфоэпическими навыками, навыками устной и письменной речи, навыками работы в группе |
60 | | 1 ч | Лексикология (лексика) и фразеология | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные группы лексики русского языка; уметь применять знания о лексике и фразеологии на практике; владеть навыками устной и письменной речи |
61 | | 1 ч | Морфемика. Словообразование | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; уметь членить слова на морфемы; знать способы образования частей речи; владеть навыками устной и письменной речи, навыками работы со словарём |
62 | | 1 ч | Морфология | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; уметь определять части речи по их морфологическим признакам; знать функции частей речи; владеть навыками устной и письменной речи, навыками работы со словарём |
63 | | 1 ч | Синтаксис | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать значение изучения синтаксиса; знать признаки словосочетания, предложения, текста; знать правила построения синтаксических единиц; владеть навыками устной и письменной речи |
64 | | 1 ч | Развитие речи. Выборочное изложение | Уметь определять стиль и тип речи текста, письменно излагать текст; владеть приёмами сокращения текста; уметь применять пунктуационные и орфографические правила |
65 | | 1 ч | Орфография. Пунктуация | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать значение изучения правописания; владеть орфографическими и пунктуационными навыками, навыками работы в группе |
66 | | 1 ч | Орфография. Пунктуация | Уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать значение изучения правописания; владеть орфографическими и пунктуационными навыками, навыками работы в группе |
67 | | 1 ч | Итоговый тест по программе 9 класса | Уметь применять полученные знания на практике; владеть орфографическими и пунктуационными навыками, навыками работы с тестами; уметь объяснять языковые явления и процессы |
68 | | 1 ч | Итоги учебного года | Осознание необходимости постоянного совершенствования в изучении русского языка |
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов (М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - М.: Просвещение, 2006.). «Русский язык 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений», авторов: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.М.: Просвещение, 2016).
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучения русского языка в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему по прочитанному тексту. Этому способствует и данный учебник. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт сокращения часов на изучение таких разделов, как
«Сложноподчинённые предложения» (на 2 часа), «Сложные предложения с разными видами связи» (на 4 часа). Увеличено количество часов «Бессоюзные сложные предложения» (на 1 час), «Сложносочинённые предложения» (на 2 часа).
Отсутствует такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике, и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце года и подготовку к ГИА.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.