Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 4 от «27 » августа 2021 г. | Согласовано заместитель директора по УВР: ______________ (Атаманюк Л.А.) «27 » августа 2021 г. | Утверждаю Директор школы: _________(Фарукшина Н.А.) приказ № 207-о от «27 »августа_2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
10 класс
(всего 102 часа/3 часа в неделю)
Разработана:
Ревиной И.В..,
учителем русского языка и
литературы, первой КК
п. Юганская Обь, 2021 год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена в соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО»;
-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» среднего общего образования и изменения к ним;
- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ». предмету «Русский язык» 10-11 классы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
Рабочая программа ориентирована на учебник: Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник: углубленный уровень - Москва, Просвещение, 2021
Объем программы.
Программа рассчитана на 102 часа (34 учебных недели по 3 часа)
Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Углублённый уровень изучения русского языка в 10 – 11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами
Выпускник на углублённом уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
воспитательный потенциал каждого урока:
· устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
· побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
· привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
· использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
· применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
· организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
· инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Содержание программы «Русский язык» 10 класс (102 часа.)
Вспомним изученное (10 ч)
Введение в науку о языке. (16 ч)
Общие сведения о языке Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
Русский язык — один из богатейших языков мира (76 ч)
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
В общую программу развития мышления и речи школьников старших классов органично включается их поисково-исследовательская деятельность, ориентированная, прежде всего, на обобщение ранее изученного, а главное — на формирование и закрепление умений вести наблюдение и делать соответствующие выводы. Укажем некоторые темы общего характера и конкретизирующие их частные вопросы для проектной и исследовательской деятельности учащихся.
А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка:
◾ отношение А. С. Пушкина к общенародному языку;
◾ отношение А. С. Пушкина к церковнославянизмам;
◾ отношение А. С. Пушкина к заимствованиям.
Русский язык как один из богатейших языков мира:
◾ синонимы к слову говорить, которые использует И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (это задание можно дать и по другим словам и произведениям);
◾ знаки препинания, которые можно поставить в … (тему уточняет школьник).
Синтаксические средства выражения сравнения в русском языке:
◾ выражение сравнения придаточными сравнительными;
◾ выражение сравнения сравнительным оборотом;
◾ выражение сравнения обстоятельством сравнения;
◾ выражение сравнения определительным параллелизмом.
Богатство фразеологии русского языка:
◾ в баснях И. А. Крылова;
◾ в рассказах В. М. Шукшина;
◾ в современных средствах массовой информации.
Язык современной коммуникации:
◾ «Интернет — это зло или благо?»;
◾ «Я и сетевые ресурсы» и т. д.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Примечание Контроль |
Повторение изученного (10 ч) |
1 | | | Порядок комплексного анализа текста. | Анализ текста |
2 | | | Вспомним изученное. Фонетика. Графика. | Устные и письменные разборы. Тест. |
3 | | | Вспомним изученное. Морфемика и словообразование. | Устные и письменные разборы |
4 | | | Вспомним изученное. Морфология. Самостоятельные части речи. | Устные и письменные разборы |
5 | | | Вспомним изученное. Морфология. Служебные части речи. | Устные и письменные разборы |
6 | | | Вспомним изученное. Синтаксис словосочетания и простого предложения. | Устные и письменные разборы |
7 | | | Вспомним изученное. Синтаксис сложного предложения. | Анализ простого предложения. |
8 | | | Вспомним изученное. Предложения с прямой речью. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
9 | | | (Диагностическое тестирование (в формате ЕГЭ)). Контрольная работа №1 | Тематический. Индивидуальная работа |
10 | | | Анализ контрольной работы | Работа над ошибками |
Введение в науку о языке (16 ч) |
11 | | | Функции языка | Цитатный план |
12 | | | Р.Р. Алгоритм написания сочинения-рассуждения | |
13 | | | Р.Р. Алгоритм написания сочинения-рассуждения | Сочинение |
14 | | | Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность. | Сопоставление параграфов. Выполнение упражнений |
15 | | | Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. | Устный опрос учащихся. Тест |
16 | | | Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. | Устный опрос учащихся. Тест |
17 | | | Русский язык – государственный язык Российской федерации. | Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. |
18 | | | Русский язык как национальный язык русского народа. | Устный и письменный опрос учащихся |
19 | | | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации | Устный и письменный опрос учащихся |
20 | | | Русский язык среди других языков мира. | Конспект |
21 | | | Русистика на современном этапе. | Рецензия |
22 | | | Состав современного русского языка. | Устный опрос учащихся |
23 | | | Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. | Устный опрос учащихся. Тест |
24 | | | Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. | Устный опрос учащихся. Тест |
25 | | | Практикум по выполнению заданий 9-12 ЕГЭ по русскому языку | Практическая работа |
26 | | | Практикум по выполнению заданий 9-12 ЕГЭ по русскому языку | Практическая работа |
Русский язык — один из богатейших языков мира (76 ч) |
Текст (14 ч) |
27 | | | Текст. Понятие о тексте. | Частичный комплексный анализ текстов |
28 | | | Способы выражения темы. Заглавие. | Устное сочинение-рассуждение. |
29 | | | Способы выражения темы. Начало и конец текста. | Создание текста на основе данного. |
30 | | | Повторение орфографии. Правописание приставок. | Устный опрос учащихся. Тест |
31 | | | Повторение орфографии. Правописание приставок. | Устный опрос учащихся. Тест |
32 | | | Способы выражения темы. Ключевые слова. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
33 | | | Синтаксис текста. Предложение в составе текста. | Сочинение |
34 | | | Количество и характер предложений в тексте. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
35 | | | Способы связи предложений в тексте. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
36 | | | Средства связи частей текста. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
37 | | | Средства связи частей текста. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
38 | | | Практикум по определению средств связи частей текста (задания 2, 25 ЕГЭ по русскому языку) | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
39 | | | РР Подготовка к сочинению рассуждению в формате ЕГЭ | |
40 | | | РР Сочинение в формате ЕГЭ | Сочинение |
|
41 | | | Типы речи. Повествование. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
42 | | | Типы речи. Повествование | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
43 | | | Повторение орфографии. Правописание разделительных Ъ и Ь | Тест |
44 | | | Типы речи. Описание. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
45 | | | Типы речи. Описание. | Сочинение-описание |
46 | | | Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант. | Словарный диктант |
47 | | | Типы речи. Рассуждение. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
48 | | | Типы речи. Рассуждение. | Сочинение-рассуждение |
49 | | | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. | Анализ текста-рассуждения |
50 | | | Практикум по определению типовой принадлежности текста (задание 23 ЕГЭ по русскому языку) | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
Устная и письменная форма речи ( 2 ч) |
51 | | | Устная и письменная формы речи. | Составление таблицы по тексту параграфа. |
52 | | | Устная и письменная формы речи. | Частичный анализ текста. |
Русский литературный язык и его нормы (13 ч) |
53 | | | Орфоэпические нормы. | Сочинение |
54 | | | Орфоэпические нормы. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
55 | | | Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная работа |
56 | | | Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. | Тематический. Индивидуальная работа |
57 | | | Лексические нормы. | Составление тезисного плана параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
58 | | | Лексические нормы. | Составление текста на основе данного |
59 | | | Морфологические нормы. | Составление тезисного плана параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
60 | | | Морфологические нормы. | Составление текста на основе данного |
61 | | | Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. | Работа с текстами, словарями |
62 | | | Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. | Работа с текстами, словарями |
63 | | | Синтаксические нормы. | Составление текста на основе данного |
64 | | | Синтаксические нормы. | Составление текста на основе данного |
65 | | | Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» | Тест |
Стили русского литературного языка (14 ч) |
66 | | | Анализ контрольной работы. Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. | Работа над ошибками |
67 | | | Разговорный стиль. | Составление текста разговорного стиля речи |
68 | | | Стили русского литературного языка. Научный стиль. | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов научного стиля. |
69 | | | Стили русского литературного языка. Научный стиль. | Составление текста научного стиля речи |
70 | | | Деловой стиль. Жанры делового стиля. Р.Р. Резюме. | Составление резюме |
71 | | | Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов публицистического стиля. |
72 | | | Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля Р.Р. Репортаж как речевой жанр. | Составление текста публицистического стиля речи-репортажа |
73 | | | Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов | Тест |
74 | | | Стили русского литературного языка. Художественный стиль. | |
75 | | | Стили русского литературного языка. Художественный стиль. | Составление текста художественного стиля по данной концовке. |
76 | | | Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих. | Тест |
77 | | | Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». | Зачёт |
78 | | | РР Подготовка к сочинению рассуждению в формате ЕГЭ | |
79 | | | РР Сочинение в формате ЕГЭ | Сочинение |
Синонимика русского языка (8 ч) |
80 | | | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
81 | | | Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Работа с текстами, словарями |
82 | | | Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Работа с текстами, словарями |
83 | | | Морфемные синонимы. Роль морфемных синонимов в речи | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
84 | | | Морфологические синонимы. Роль морфологических синонимов в речи | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
85 | | | Синтаксические синонимы. Роль синтаксических синонимов в речи | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
86 | | | Синтаксические синонимы. Роль синтаксических синонимов в речи | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
87 | | | Контрольная работа «Комплексный анализ текста» | Комплексный анализ |
Культура речи (1 ч) |
88 | | | Культура речи. Качества хорошей речи. | Конспект статьи |
|
89 | | | Предшественники Пушкина (проект) | Составление тезисного плана параграфов учебника. Проект |
90 | | | А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка. | Определение функций старославянизмов в произведениях А.С.Пушкина (проект) |
91 | | | Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | Тест |
92 | | | Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | |
93 | | | Р.Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | Сочинение |
Источники расширения словарного состава современного русского языка (9 ч) |
94 | | | Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
95 | | | Появление у слов новых лексических значений | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
96 | | | Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов. | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
97 | | | Термины науки. Профессионализмы. | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
98 | | | Религиозная лексика. Периферийная лексика. | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
99 | | | Просторечия. Диалектизмы. Жаргонизмы. | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
100 | | | Заимствования | Тезисный план параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
101 | | | Промежуточная аттестация | Тест |
102 | | | Анализ промежуточной аттестации | Работа над ошибками |