СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена на основе авторской программы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой. рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя школа №18 г. Волгодонска
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СШ №18
г. Волгодонска
__________ ( Д.В. Шляков)
Приказ от 29.08.2019 № 306
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень образования основное общее образование
Класс 6А
Количество часов 204
Учитель Пономаренко Марина Алексеевна
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- основной образовательной программ основного общего образования МБОУ СШ №18 г.Волгодонска;
- Программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (Авторы программы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов)//Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы к УМК под ред.Разумовской М.М.ФГОС. - М.: Дрофа, 2015;
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
2.Место учебного предмета в учебном плане.
По учебному плану МБОУ СШ №18 г.Волгодонска на изучение русского языка в 6 классе отводится 204 часа (6 часов в неделю). В 6А классе рабочая программа рассчитана на 196 часов (04.11, 24.02, 09.03, 01.05, 04.05, 05.05, 11.05 - выходные). Программа в 6А классе будет реализована за счёт уплотнения уроков по обобщению материала и повторению изученного материала в конце года.
3.Содержание учебного предмета.
Основные сведения о языке и речи | Применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности |
Родной язык (2 ч) | |
Роль родного языка в жизни человека. *Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом , официально-деловом), языке художественной литературы. |
*Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года). |
РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ (12) | |
Орфография как раздел правописания. Орфография — система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного).
Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание окончаний.
Употребление ь и ъ (повторение). Слтные, дефисные и раздельные написания (повторение). | Правописание слов с корнями -зар-//-зор-, -гар-//-гор-, -кас-//-кос-. Правописание букв ы и ив корнях после приставок. Различение приставок при- и пре-на семантической основе. *Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.,). Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях).
*Опора на элементарный этимологический анализ при аргументации правописания слов. |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | |
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. *Предложения двусоставные и односоставные. Односоставные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, Обособленными членами (пропедевтика). Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.
Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное.
Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора.
Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления.
Различение и правильное употребление в речи словосочетаний типа висеть на волоске, прикусить язык и т. п. (в прямом значении — как словосочетания; в переносном значении — как фразеологизма). Интонационный анализ предложения. Выражение настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т. п.) с помощью интонации. Выражение побуждения к действию в форме приказа (Молчать!Помолчи! и т. п.,), просьбы (Будьте добры...), совета (Я бы посоветовал тебе...). Уместное употребление подобных конструкций в речи.
Анализ грамматической основы в двусоставном предложении. Постановка тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при однородных членах с бессоюзной связью, с союзом и, обобщающим словом. Употребление звательной интонации в предложениях с обращениями, знаки препинания при обращениях. Соблюдение элементарных правил речевого этикета при обращении к собеседнику. Использование этикетных формул обращения в устной и письменной речи (уважаемый..., многоуважаемый..., дорогой..., милый..., родной... и т. п.). *Поэтическое обращение и использование его в художественной речи. Интонационное и пунктуационное оформление предложений с вводными словами. Постановка знаков препинания между частями сложного предложения (с двумя двусоставными частями), соединенными словами и, а, что, чтобы., потому что, если, когда, который .Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи). Интонационное в пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Пунктуационное оформление диалога. Составление диалога по заданной модели (например формула речевого этикета - вопрос - ответ (повествование) - вопрос -» объяснение -согласие -формула речевого этикета). *Уместное использование жестов и мимики в процессе устного диалога с собеседником. Развитие навыков выразительного чтения предложений с прямой речью и диалогом (чтение «по ролям»). *Наблюдение за использованием прямой речи и диалога в художественной литературе (тексты из учебника литературы). Постановка знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций. |
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (36ч) | |
Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. *Тезисный план.
Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др.
Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.
Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Параллельная связь предложений в тексте.
Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение). Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования.
Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т. п. | Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка, деление текста на смысловые части. Составление простого, сложного, *тезисного плана текста. Создание текста по предложенному плану.
Использование цепной связи в текстах разных стилей; повтора слова или слов-синонимов — в научной и деловой речи, повтора однокоренных слов как средства выразительности в художественных текстах. Использование лексического повтора как средства выразительности в художественных текстах. Исправление неоправданного речевого повтора различными способами: замена слова местоимением, синонимом, замена синтаксической конструкции. Использование местоимений как средства связи предложений и абзацев текста. Использование параллельной связи в текстах разных стилей. Развитие смысла обобщающего предложения в последующих предложениях абзаца путем уточнения значения ключевого слова, повтора его или использования синонима. Интонационное выделение *Использование параллельной связи в художественных текстах. *Прием пропуска подлежащего в предложениях, связанных параллельной связью. Построение схемы текста, отражающей виды связи предложений.
Создание текста с заданным типом связи предложений (цепной и параллельной). Использование наречий типа потом, сначала и т. п. для связи предложений и частей текста и для передачи последовательности действий в тексте-повествовании. Написание рассказа с элементами описания. Создание текста-описания с использованием последовательной и параллельной связи предложений и абзацев. Создание текстов разных типов речи: повествования, описания, рассуждения.
|
МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21ч) | |
Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы: 1) склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения); 2) спрягаемые (глаголы); 3) неизменяемые (наречия). Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи. Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного). Словообразование имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных.
Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение).
*Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования. *Бессуфиксный способ образования имен существительных.
Образование имен существительных способом сложения.
Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; *сложение с одновременным присоединением суффикса.
Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного).
Имя существительное в тексте. Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. *Сравнение как изобразительно-выразительный прием. | Распознавание самостоятельных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор слов этой части речи. Характеристика языковых признаков имен существительных на основе анализа морфемной модели. Стилистические различия однокоренных имен существительных (дева — девица — девочка — девка — девушка — девчонка). Определение основных способов образования имен существительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной. Образование имен существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен существительных. Образование имен существительных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными (повторение). Использование иноязычных приставок при образовании существительных. *Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существительных. *Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом. ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь). Правописание сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-). Различение разных видов сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; Сложение с одновременным присоединением суффикса.
Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное произношение сложносокращенных имен существительных. Правильное согласование со сложносокращенными словами имен прилагательных и глаголов прошедшего времени.
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения. *Элементарный анализ художественного текста; определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных, переносного значения слова, синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление существительных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство. |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19ч) | |
Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного). Словообразование имен прилагательных. Типичные морфемные модели имен прилагательных.
Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды).
*Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных.
Образование имен прилагательных разными способами сложения. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица.
Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов.
*Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая). Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.
Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного).
Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
| Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков имен прилагательных и морфологический разбор слов этой части речи.
Характеристика языковых признаков имен прилагательных на основе анализа морфемной модели.
Определение основных способов образования имен прилагательных: приставочного, суффиксального, *приставочно-суффиксального, сложения (разные виды). Образование имен прилагательных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен прилагательных. Правописание к и нн в именах прилагательных, образованных от существительных; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей. Образование имен прилагательных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными (повторение). *Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Анализ и составление словообразовательных цепочек на основе учебного словообразовательного словаря. Морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки. Анализ словообразовательных гнезд на основе учебного словообразовательного словаря. Правописание корней в словах одного словообразовательного гнезда с точки зрения соблюдения основного орфографического принципа (сохранение единообразного облика морфем на письме). *Анализ элементарных случаев перехода имен прилагательных в существительные. Употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Именные словосочетания х х * (прил. + сущ.; прил. + сущ.), их значение, правильное построение и уместное употребление в речи. Правильное согласование имен прилагательных с существительными, употребленными в разных формах. Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных. Элементарный анализ художественного текста; определение особенностей употребления в нем многозначных имен прилагательных, переносного значения слова, синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в составе фразеологических оборотов. Использование имен прилагательных в роли эпитетов. Работа с учебным словарем эпитетов. |
ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ. ГЛАГОЛ (19ч) | |
Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки глагола (обобщение изученного). Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций.
Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. | Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков глагола и морфологический разбор слов этой части речи. Определение спряжения глаголов по суффиксам; написание суффиксов и личных окончаний глаголов. Характеристика языковых признаков глаголов на основе анализа морфемной модели. Определение основных способов образования глаголов: приставочного, суффиксального, * приставочно-суффиксального. *Определение значения приставок в глаголах. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слов. Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение и уместное употребление словосочетаний с глаголами и словами, обозначающими оценку действия (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно). Глагольные словосочетания х х (гл. + сущ.; гл. + нареч.), их значение, правильное построение, уместное употребление в речи. Правильное использование глаголов в этикетных формулах выражения просьбы. Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения. *Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем глаголов. Использование глаголов в составе фразеологических оборотов. *Употребление глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи (метафора, олицетворение). Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. *Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, будущего времени — вместо настоящего и прошедшего. |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ КАК ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ (2 ч) | |
Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи). | *Распознавание деепричастий и причастий по суффиксам (простые случаи). |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (15 ) | |
Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.
Культура речи. Правильное употребление деепричастий.
Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении.
Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи. | Распознавание деепричастий на основе структурно-семантического и грамматического анализа. Определение глагольных признаков у деепричастий. Аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи (играя — молодая, устав от работы — военный устав). Раздельное и слитное написание не с деепричастиями и глаголами. Правописание суффиксов в деепричастиях совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями. Интонационно правильное чтение предложений с обособленными членами, выраженными деепричастными оборотами. Употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение предложений с деепричастными оборотами. Точное и уместное употребление фразеологизмов, включающих в свой состав деепричастия. Распознавание словосочетаний типа х х гл. + дееприч.; дееприч. + сущ.; х * дееприч.+ нареч.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами. Использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи. *Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. |
ПРИЧАСТИЕ (28ч) | |
Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия (черный— чернеющий, старый — стареющий).
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.
Склонение причастий.
Причастный оборот. Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов.
Культура речи. Правильное употребление причастий.
Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.
Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.
*Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек); использование этих слов в составе фразеологических оборотов. | Распознавание причастий на основе структурно-семантического и грамматического анализа. Определение признаков глагола и прилагательного у причастий. Различение причастия и деепричастия. Синонимическая замена причастия оборотом который + глагол (поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает). Правописание суффиксов причастий. Аргументированный выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: написание н и нн (общее представление). Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий. Выделение определяемого слова и причастного оборота. Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами. Различение причастных и деепричастных оборотов. Интонационно правильное чтение предложения с обособленными членами, выраженными деепричастными и причастными оборотами. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение предложений с причастными оборотами. Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа х прич. + сущ. Правильное употребление падежной формы существительного в словосочетаниях типа х прич. + сущ. Правильное произношение полных и кратких страдательных причастий, употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий— висячий, горящий — горячий. Совершенствование умения различать словосочетания типа х х сущ. + прич.; прич. + сущ.; х прич. + нареч. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами. Наблюдение за использованием причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. *Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий. *Анализ примеров перехода причастий в прилагательные. |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (14ч) | |
Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т.д.;. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные. Разряды имен числительных по строению. Числительные простые, сложные, составные. Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. *Синтаксические особенности количественных числительных х х (пять книг, но пятью книгами). Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. | Распознавание имен числительных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков имен числительных. Склонение и правописание количественных и порядковых числительных. Особенности написания некоторых суффиксов имен числительных (одиннадцать, двадцатъ, пятеро и др. ) Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов. Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных. Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие ). Морфологический разбор имени числительного. Употребление имен числительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Склонение числительных в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п. Определение синтаксической роли имени числительного в словосочетании и предложении.
Различение словосочетаний типа х поряд. числ. + сущ.; х кол.числ. + сущ. Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов. Наблюдение за употреблением имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках. Анализ способов выражения приблизительного количества (лет восемь). |
МЕСТОИМЕНИЕ (20ч) | |
Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция). Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные). Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений местоимений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки.
Культура речи. Правильное употребление местоимений.
Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчиненных предложений (*союзные слова). Местоимения в тексте. Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста. | Наблюдение за использованием в речи местоимений-существительных, местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.
Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов.
Дефисное написание морфем -то, -либо, -нибудь и кое- в составе местоимений. Различение приставок не-и ни- в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Использование в речи (устной и письменной) местоимений ты, Вы (вы) в соответствии с требованиями русского речевого этикета. Правильное употребление местоимений 3-го лица. Исправление ошибок в предложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности). Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Употребление вопросительных местоимений в вопросительных предложениях. *Анализ сложноподчиненных предложений, в которых придаточная часть присоединяется к главной с помощью относительных местоимений (союзных слов). Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения. Синонимическая замена местоимений разных разрядов. Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (7ч) | |
|
Форма организации учебных занятий: комбинированный урок, урок открытия новых знаний с применением практических умений, а также интегрированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок контроля, уроки-консультации, уроки-зачеты, уроки-конкурсы, урок-игра, урок с групповыми формами работы, урок-путешествие, урок-экскурсия.
Основные виды учебной деятельности:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
-разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое,ознакомительное,изучающее,ознакомительно-изучающее,ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- моделирование текста;
- редактирование текста;
- создание письменных текстов различных стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: справочной литературой, словарями;
- устные рассказы на лингвистическую тему;
- орфографический анализ слов;
-комплексный анализ текста.
4.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
| Обучающийся научится (у него сформируются): | Обучающийся получит возможность научиться (могут сформироваться): |
Универсальные учебные действия | ||
Личностные универсальные учебные действия | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык; - осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; - знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; - этические чувства - сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка. | - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
|
Регулятивные универсальные учебные действия | - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
Познавательные универсальные учебные действия | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи - самостоятельная часть речи; глагол - глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.); устанавливать аналогии. | - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Предметные результаты. | ||
Развитие речи. | • использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно- научного, разговорного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; • передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.
| выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини- проект; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме.
|
Фонетика, орфоэпия, графика. | • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
| • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
|
Лексика. | группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
| объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
|
Морфемика. | делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
| характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных. |
Морфология. | • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
| опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
|
Синтаксис. | опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
| анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
|
Орфография и пунктуация. | соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
| • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
|
Язык и культура. | выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
| характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.
|
№ урока | Дата |
Тема урока | |
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе) (19ч.)
| |||
1 | 2.09 | Знакомство с учебником | |
2 | 3.09 | Слово – основная единица языка. | |
3 | 3.09 | Р.р. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах. | |
4 | 4.09 | Р.р. Стили и типы речи. | |
5 | 5.09 | Орфография и пунктуация. | |
6 | 6.09 | Употребление прописных букв. | |
7 | 9.09 | Буквы Ъ и Ь. | |
8 | 10.09 | Орфограммы корня. | |
9 | 10.09 | Орфограммы корня. | |
10 | 11.09 | Написание о-ё после шипящих. | |
11 | 12.09 | Правописание окончаний слов. | |
12 | 13.09 | Правописание окончаний слов. | |
13 | 16.09 | Слитное и раздельное написание не с глаголами. | |
14 | 17.09 | Слитное и раздельное написание не с существительными и прилагательными. | |
15 | 17.09 | Контрольный диктант № 1 по теме «Речь. Язык. Правописание». | |
16 | 18.09 | Анализ контрольного диктанта. | |
17 | 19.09 | Текст. Р.р. Что мы знаем о тексте. Как писать сочинение. | |
18 | 20.09 | Р.р. Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу (на реке и т.д.)». | |
19 | 23.09 | Р.р. Анализ сочинения «Мало ли что можно делать в лесу (на реке и т.д.)». | |
Имя существительное (27ч.)
| |||
20 | 24.09 | Части речи и члены предложения. | |
21 | 24.09 | Части речи и члены предложения. | |
22 | 25.09 | Морфологические признаки имени существительного. | |
23 | 26.09 | Роль имени существительного в предложении. | |
24 | 27.09 | Словообразование имен существительных. | |
25 | 30.09 | Словообразование имен существительных. | |
26 | 1.10 | Словообразовательная цепочка однокоренных слов. | |
27 | 1.10 | Словообразовательные модели. | |
28 | 2.10 | Образование сложносокращенных слов. | |
29 | 3.10 | Контрольная работа № 2 по теме «Словообразование существительных». | |
30 | 4.10 | Анализ контрольной работы. | |
31 | 7.10 | Правописание сложных имен существительных. | |
32 | 8.10 | Написание сложных существительных. | |
33 | 8.10 | Употребление имен существительных в речи. | |
34 | 9.10 | Существительные в сравнениях и метафорах. | |
35 | 10.10 | Имена существительные в составе фразеологизмов. | |
36 | 11.10 | Произношение имен существительных. | |
37 | 14.10 | Произношение имен существительных. | |
38 | 15.10 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | |
39 | 15.10 | Контрольный диктант № 3по теме «Имя существительное». | |
40 | 16.10 | Анализ контрольного диктанта. | |
41 | 17.10 | Речь. Стили речи. Р.р. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля. | |
42 | 18.10 | Р.р. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение | |
43 | 21.10 | Р.р..Характеристика делового стиля. | |
44 45 | 22.10 22.10 | Р.р. Изложение учебно-научного текста «Связанные корни» | |
46 | 23.10 | Анализ изложения | |
Имя прилагательное (26ч.)
| |||
47 | 24.10 | Морфологические признаки имен прилагательных. | |
48 | 25.10 | Словообразование имен прилагательных. | |
49 | 5.11 | Словообразование имен прилагательных. | |
50 | 5.11 | Правописание сложных имен прилагательных. | |
51 | 6.11 | Написание сложных прилагательных. | |
52 | 7.11 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных. | |
53 | 8.11 | Написание н и нн в прилагательных. | |
54 | 11.11 | Написание н и нн в прилагательных. | |
55 | 12.11 | Написание н и нн в прилагательных. | |
56 | 12.11 | Употребление имен прилагательных в речи. | |
57 | 13.11 | Употребление имен прилагательных в речи. | |
58 | 14.11 | Прилагательные и их синонимы и антонимы. Субстантивация. | |
59 | 15.11 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Сенокос». | |
60 | 18.11 | Р.р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос». | |
61 | 19.11 | Произношение имен прилагательных. | |
62 | 19.11 | Произношение имен прилагательных. | |
63 | 20.11 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | |
64 | 21.11 | Контрольный диктант № 5по теме «Имя прилагательное». | |
65 | 22.11 | Анализ контрольного диктанта. | |
66 | 25.11 | Текст. Р.р. Способы связи предложений в тексте. | |
67 | 26.11 | Р.р. Средства связи предложений в тексте. | |
68 | 26.11 | Р.р. Употребление параллельной связи с повтором. | |
69 | 27.11 | Р.р. Как исправить текст с неудачным повтором. | |
70 | 28.11 | Р.р. Как исправить текст с неудачным повтором. | |
71 | 29.11 | Р.р. Изложение «Тоска по Москве» по повести Р. Достян «Два человека». (упр. 287) | |
72 | 2.12 | Р.р. Изложение «Тоска по Москве» по повести Р. Достян «Два человека». (упр. 287) | |
Глагол (19ч.)
| |||
73 | 3.12 | Морфологические признаки глагола. | |
74 | 3.12 | Роль глагола в предложении. | |
75 | 4.12 | Словообразование глаголов. | |
76 | 5.12 | Словообразование глаголов. | |
77 | 6.12 | Правописание приставок при- и пре-. | |
78 | 9.12 | Правописание приставки при-. | |
79 | 10.12 | Правописание приставки пре-. | |
80 | 10.12 | Трудные случаи написания приставок при- и пре-. | |
81 | 11.12 | Буквы ы –и в корне после приставок. | |
82 | 12.12 | Употребление глаголов в речи. | |
83 | 13.12 | Фразеологизмы в речи. | |
84 | 16.12 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Упр.360 | |
85 | 17.12 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Упр.360 | |
86 | 17.12 | Произношение глаголов. | |
87 | 18.12 | Повторение изученного по теме «Глагол». | |
88 | 19.12 | Контрольный диктант № 6по теме «Глагол». | |
89 | 20.12 | Анализ контрольного диктанта. | |
90 | 23.12 | Повторение орфографии. | |
91 | 24.12 | Повторение орфографии. | |
Причастие (38ч.)
| |||
92 | 24.12 | Что такое причастие. | |
93 | 25.12 | Причастие как часть речи. | |
94 | 26.12 | Причастие как часть речи. | |
95 | 27.12 | Причастие в словосочетании. Определяемое слово. | |
96 | 13.01 | Склонение причастий. | |
97 | 14.01 | Склонение причастий. | |
98 | 14.01 | Причастный оборот. | |
99 | 15.01 | Причастный оборот. | |
100 | 16.01 | Знаки препинания при причастном обороте. | |
101 | 17.01 | Знаки препинания при причастном обороте. | |
102 | 20.01 | Знаки препинания при причастном обороте. Тест по теме «Причастный оборот». | |
103 | 21.01 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | |
104 | 21.01 | Образование действительных причастий настоящего времени. | |
105 | 22.01 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | |
106 | 23.01 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | |
107 | 24.01 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах причастий. | |
108 | 27.01 | Полные и краткие причастия. | |
109 | 28.01 | Полные и краткие причастия. | |
110 | 28.01 | Морфологический разбор причастий. | |
111 | 29.01 | Тест по изученному материалу темы «Причастие». | |
112 | 30.01 | Буквы н и нн в причастиях. | |
113 | 31.01 | Буквы н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. | |
114 | 3.02 | Написание н-нн в причастиях. | |
115 | 4.02 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | |
116 | 4.02 | Написание не с причастиями. | |
117 | 5.02 | Написание не с причастиями. | |
118 | 6.02 | Повторение изученного по теме «Причастие». | |
119 | 7.02 | Контрольный диктант № 7 по теме «Причастие». | |
120 | 10.02 | Анализ контрольного диктанта. | |
121 | 11.02 | Типы речи. Повествование. Р.р. Повествование художественного и разговорного стилей. | |
122 | 11.02 | Р.р. Повествование художественного и разговорного стилей. | |
123 | 12.02 | Р.р. Повествование в рассказе. | |
124 | 13.02 | Р.р. Повествование в рассказе. | |
125 | 14.02 | Р.р. Повествование в рассказе. Сочинение-рассказ с условным названием «Однажды».по упр.470 | |
126 | 17.02 | Р.р. Повествование делового и научного стилей. | |
127 | 18.02 | Р.р. Изложение | |
128 | 18.02 | Р.р. Изложение | |
129 | 19.02 | Р.р. Повествование делового и научного стилей. | |
Деепричастие (20ч.)
| |||
130 | 20.02 | Что такое деепричастие. | |
131 | 21.02 | Деепричастный оборот. | |
132 | 25.02 | Знаки препинания при деепричастном обороте. | |
133 | 25.02 | Правописание не с деепричастиями. | |
134 | 26.02 | Правописание не с деепричастиями. | |
135 | 27.02 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | |
136 | 28.02 | Образование деепричастий. | |
137 | 2.03 | Образование деепричастий. | |
138 | 3.03 | Морфологический разбор деепричастия. | |
139 | 3.03 | Контрольная работа № 8 по теме «Деепричастие».(тест) | |
140 | 4.03 | Употребление причастий и деепричастий в речи. | |
141 | 5.03 | Употребление причастий и деепричастий в речи. | |
142 | 6.03 | Произношение глаголов, причастий и деепричастий. | |
143 | 10.03 | Повторение изученного по теме «Деепричастие». | |
144 | 10.03 | Типы речи. Описание. Р.р. Описание места. | |
145 | 11.03 | Контрольный диктант № 9 по теме «Деепричастие». | |
146 | 12.03 | Анализ контрольного диктанта. | |
147 | 13.03 | Р.р. Описание места. | |
148 | 16.03 | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию «Моя комната». | |
149 | 17.03 | Р.р. Сочинение-описание «Моя комната». | |
Имя числительное (17ч.)
|
| ||
150 | 17.03 | Что обозначает имя числительное. | |
151 | 18.03 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | |
152 | 19.03 | Количественные числительные. | |
153 | 20.03 | Разряды, склонение, правописание количественных числительных. | |
154 | 30.03 | Правописание количественных числительных. | |
155 | 31.03 | Склонение дробных числительных. | |
156 | 31.03 | Собирательные числительные. | |
157 | 1.04 | Изменение порядковых числительных. | |
158 | 2.04 | Морфологический разбор числительного. | |
159 | 3.04 | Употребление числительных в речи. | |
160 | 6.04 | Произношение имен числительных. | |
161 | 7.04 | Повторение изученного по теме «Имя числительное». | |
162 | 7.04 | Типы речи. Описание. Р.р. Описание состояния окружающей среды. | |
163 | 8.04 | Контрольная работа № 10 по теме «Имя числительное». | |
164 | 9.04 | Анализ контрольной работы. | |
165 | 10.04 | Р.р. Описание состояния окружающей среды. | |
166 | 13.04 | Р.р. Сочинение с включением описания местности по упр.661 | |
Местоимение (22ч.)
| |||
167 | 14.04 | Какие слова называются местоимениями. | |
168 | 14.04 | На какие разряды делятся местоимения. | |
169 | 15.04 | Личные местоимения. | |
170 | 16.04 | Морфологический разбор местоимения. | |
171 | 17.04 | Возвратное местоимение себя. | |
172 | 20.04 | Притяжательные местоимения. | |
173 | 21.04 | Указательные местоимения. | |
174 | 21.04 | Определительные местоимения. | |
175 | 22.04 | ВПР | |
176 | 23.04 | Вопросительно-относительные местоимения. | |
177 | 24.04 | Отрицательные местоимения. | |
178 | 27.04 | Отрицательные местоимения. | |
179 | 28.04 | Неопределенные местоимения. | |
180 | 28.04 | Написание отрицательных и неопределенных местоимений. | |
181 | 29.04 | Употребление местоимений в речи. | |
182 | 30.04 | Произношение местоимений. | |
183 | 6.05 | Повторение изученного по теме «Местоимение». | |
184 | 7.05 | Контрольный диктант № 11по теме «Местоимение». | |
185 | 8.05 | Анализ контрольного диктанта. | |
186 | 12.05 | Р.р. Изложение по упр.729 | |
187 | 12.05 | Р.р. Изложение по упр.729 | |
188 | 13.05 | Речь. Текст. Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | |
189 | 14.05 | Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | |
Повторение изученного за 6 класс (7ч.)
| |||
190 | 15.05 | Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия». | |
191 | 18.05 | Повторение изученного по теме «Орфография». | |
192-193 | 19.05 19.05 | Повторение изученного по теме «Морфология». | |
194 | 20.05 | Повторение изученного по теме «Словообразовие». | |
195 | 21.05 | Повторение изученного по теме «Лексика. Фразеология». | |
196 | 22.05 | Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация». |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей гуманитарных _________ (И.В. Корпусенко)
дисциплин
от 28.08.2019г. № 1 «29» августа 2019г.
___________ (А.В.Рассказова)