СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова) в расчёте 6 часов в неделю (204 ч. в год).
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова) в расчёте 6 часов в неделю (204 ч. в год).
В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Обучение русскому языку должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем обеспечить базу для дальнейшего изучения русского языка.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому само-совершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информациоцный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
З а д а ч и предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:
формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Русский язык – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
При составлении рабочей программы внесены следующие изменения:
- изменено количество часов, отведённое на изучение разделов и тем.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
общеобразовательного учреждения
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ» предусматривают обязательное изучение русского (неродного) языка в VI классе - 204часа.
Результаты освоения курса
Личностные: осознание языка; восприятие языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи, умение правильно задавать вопросы.
Предметные: овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание.
В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.
Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах являются следующие.
Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникатинной компетенции. Реализация этой цели формирует речевую деятельность во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности.
В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с родным (нерусским) языком обучения.
Важный принцип обучения русскому языку — учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой — предупреждение интерференции.
Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.
В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.
Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.
II. Умения: — определять глаголы изъявительного наклонения и правильно употреблять их в речи;
— определять глаголы условного наклонения, правильно образовывать и употреблять их речи;
— интонационно правильно оформлять высказывание, содержащее глагол повелительного наклонения;
— правильно образовывать, писать, употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола.
Повторение
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
— с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Содержание программы
с определением основных видов учебной деятельности
6 КЛАСС (210 ч,)
Повторение изученного в 5 классе Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог. Развитие речи Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль. Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы. Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием. | Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества. Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения. Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схемы, таблицы и т.п. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом |
Повторение изученного в 5 классе Лексика Слово и его значения. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Развитие речи Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения. Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы. Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение. | Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности |
Фразеология Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии | Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности |
Морфемика. Словообразование Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суф- фиксальный, бессуффиксный способы). Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Этимология как раздел языкознания. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Развитие речи Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины. Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой. Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием. | Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов
|
Морфология Морфология как раздел грамматики Система частей речи в русском языке | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте
|
Имя существительное Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Употребление существительных в речи. Развитие речи Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных. Обучающиеся должны уметь: различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием. | Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.
|
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Употребление прилагательных в речи. Развитие речи Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки прилагательного; способы образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных. Обучающиеся должны уметь: различать прилагательное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием. | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять им. прил. с сущ-ыми общего рода; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Исп-ать в речи синонимичные им. прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. |
Глагол Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в речи. Развитие речи Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола; способы образования глагола ; правописание суффиксов глаголов. Обучающиеся должны уметь: различать глагол среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием. Местоимение Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Употребление местоимений в речи Развитие речи Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки местоимения; способы образования местоимений; правописание местоимений. Обучающиеся должны уметь: различать местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием. Имя числительное Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи. Развитие речи Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки числительного; способы образования числительных; правописание числительных. Обучающиеся должны уметь: различать числительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать. Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием Наречие Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи. Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении Повторение изученного | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать местоимения разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать слова категории состояния и наречия Осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Создавать и редактироватьсобственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. |
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Контрольные работы (диктанты, тестирование) | Развитие речи | |||
I. | Русский язык в нашей жизни | 1 | 1 | - |
|
II. | Речь | 13 | 10 | 1 | 2 |
III. | Лексика. Фразеология | 7 | 4 | 1 | 2 |
IV. | Синтаксис и пунктуация | 21 | 14 | 1 | 6 |
V. | Состав слова. Словообразование. Орфография | 18 | 13 | 2 | 3 |
VI. | Морфология | 100 | 71 | 5 | 24 |
VII. | Повторение. | 42 | 30 | 6 | 6 |
| Резерв | 2 | - | - | - |
| Итого | 204 | 143 | 16 | 43 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Тип урока | Информациионно-методическое обеспечение | Планируемый результат и уровень освоения, учебно-познавательная компетенция | Вид и объект текущего контроля | Дата проведения |
| ||||||||||||||||||||||||
План | Факт |
| |||||||||||||||||||||||||||||
1 четверть |
|
|
|
|
| План | Факт | ||||||||||||||||||||||||
1 | Русский язык в нашей жизни. | Вводный | Высказывания писателей о русском языке | Знать и понимать, что русский язык – средство межнационального общения; уметь составлять устное высказывание типа рассуждение на заданную тему | Выразительное чтение, беседа, работа с учебником |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
2 | Речь. Текст. Тема и основная мысль текста (повторение). | повторение |
| Знать признаки текста. Уметь доказать, что представленный набор предложений – текст; определять тему текста, основную мысль, уметь составлять собственный текст на заданную тему. | Вопросы, работа с текстом в учебнике |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
3 | План текста. | повторение |
| Уметь делить текст на смысловые части, составлять план | Вопросы, пересказ по плану |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
4 | Способы связи предложений в тексте. | повторение | Таблица «Способы связи предложений в тексте» | Уметь определять способ связи во фрагментах текста, сохранять стилевые и речевые особенности текста при пересказе, составлять небольшой текст с последовательной связью. | Вопросы, самостоятельная работа по составлению схем, написание сочинения-описания |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
5 | Типы речи. | повторение | Таблица «Типы речи» | Знать определения типов речи. Уметь различать типы речи, составлять тексты из указанных предложений | Составление рассказа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
6 | Разговорная речь. | Урок развития речи | Иллюстрации к басне А.Крылова «Слон и Моська» | Уметь составлять развёрнутые диалоги по предложенным темам и ситуациям | Вопросы, составление диалогов |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
7 | Книжная речь. | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Стили книжной речи» | Знать и различать стили книжной речи | Составление текста, пересказ |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
8 | Книжная речь. Закрепление. | Урок развития речи | Таблица «Стили книжной речи» | Уметь различать стили книжной речи | Работа над упражнениями |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
9 | Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка. | Урок развития речи | Тексты художественных произведений | Знать определения эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения | Тест «Изобразительно-выразительные средства языка» |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
10-11 | Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр. 36(1-3) | Урок развития речи | Репродукция «Золотая осень» И.И.Левитан | Уметь строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения | Устное сочинение, работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
12 | Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля |
| Владеть орфографическими и пунктуационными навыками | Контрольный диктант с грамм. зад. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
13 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение орфографии. | Урок работы над ошибками | Индивидуальные карточки | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь сравнивать и анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ними | Работа над ошибками, работа по индивидуальным карточкам |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
14 | Лексика и фразеология. Какие слова мы называем устаревшими | Урок усвоения новых знаний | Иллюстрированный толковый словарь В.Даля | Знать основные лексические понятия. Уметь пользоваться словарём, находить устаревшие слова в текстах художественной литературы, понимать их назначение и роль в тексте. | Работа со словарём, работа с текстом, поисковая работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
15 | Новые слова в русском языке. Неологизмы. | Урок усвоения новых знаний | Использование презентации Словари | Знать понятие неологизмы, пути пополнения словарного запаса русского языка. Уметь находить неологизмы в текстах упражнений, объяснять лексическое значение слов | Работа со словарём |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
16 | Что такое фразеологизмы | Урок усвоения новых знаний | Презентация. Словарь фразеологизмов русского языка | Знать, что такое фразеологизмы, понимать значение, их роль обогащения речи.Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами. | Работа со словарём |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
17 | Фразеологизмы в нашей речи | Урок усвоения новых знаний | Словарь фразеологизмов русского языка | Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами. | Работа со словарём, выполнение заданий |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
18-19 | Р.р. Изложение «Цена песенки» | Урок развития речи | текст | Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста. | Подробное изложение |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
20 | Тест по теме «Лексика и фразеология» | Урок контроля | Тесты | Уметь использовать полученные знания по теме, владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля. | Тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
21 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (повторение) | Урок повторение | Таблица «Словосочетание» | Знать определения словосочетания, строение. Уметь различать словосочетание и предложение, вычленять из предложения словосочетания, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении. | Разбор словосочетания |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
22 | Виды связи слов в словосочетании. Согласование. | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Словосочетание» | Знать виды связи слов в словосочетании; строение. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид связи по главному слову, самостоятельно строить словосочетания. | Работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
23 | Управление. | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Словосочетание» | Знать вид подчинительной связи управление. Уметь определять способ подчинительной связи; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи. | Проблемные задания |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
24 | Примыкание | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Словосочетание» | Знать вид подчинительной связи примыкание. Уметь определять способ подчинительной связи; грамотно употреблять словосочетания в речи. | Самостоятельная работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
25 | Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом сказки «Хитрая Ворона и одноухий разбойник» (упр.70, стр. 39) | Урок развития речи | - | Уметь составлять план текста, составлять краткий пересказ текста | Работа с текстом, разбор слов по составу, краткий пересказ текста |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
26 | Грамматическая основа предложения | Урок повторение | Таблица «Предложение» | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражение мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | Работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
27 | Главные и второстепенные члены предложения | Урок повторение | Таблица «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения» | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы. | Выборочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
28-29 | Р.Р. Работа с текстом (упр. 71). Составление плана, пересказ. Краткое изложение | Урок развития речи | - | Осмысленно читать, понимать и пересказывать художественный текст, разбивать текст на смысловые части, составлять сложный план, подробно пересказывать содержание прочитанного текста, сохранять в тексте изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности, соблюдать последовательность и связность изложения, передавать содержание. | Составление плана, пересказ |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
30 | Предложения с однородными членами | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Однородные члены предложения» Презентация | Знать опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь находить одн.чл. в предложении; правильно соблюдать перечислительную интонации при чтении. | Синтаксический разбор предложений, схема предложения с о.ч. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
31 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок усвоения новых знаний |
| Знать опознавательные признаки однородных членов предложения; что такое обобщающее слово, роль в речи. Уметь находить одн.члены, правильно расставлять знаки препинания, уметь составлять схемы предложений с однородными членами. | Тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
32-33 | Р.р. Работа с текстом (упр.88, стр.49).План текста. Р.р. Подробное изложение по тексту (упр. 88, стр.49) | Урок развития речи | - | Уметь определять тип речи текста, находить в тексте предложения с однородными членами, составлять схемы предложений с одн.чл. Уметь разбивать текст на смысловые части. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. | Составление схем предложений с о.ч. Составление плана. Определение вида подчинительной связи слов в словосочетании. Написание подробного изложения. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
34 | Порядок слов в предложении | Урок усвоения новых знаний | Индивид.карт. | Знать особенности предложений с прямым и обратным порядком слов. Уметь находить в тексте предложения с обратным и прямым порядком слов | Вопросы. Пересказ. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
35 | Простые и сложные предложения | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Простое предложение», «Сложное предложение» | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы; составлять предложения по указанным схемам. | Выборочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
36 | Административный контрольный диктант за 1 четв. | Урок контроля | - | Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация» | Контрольный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
37 | Анализ административного контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Тесты, индивид.карточки | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Тест, индивид.задания |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
38 | Сложные предложения | Урок усвоения новых знаний | кластер | Знать структуру сложными предложениями. Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы; составлять предложения по указанным схемам | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
39 | Предложения с прямой речью | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать определение понятий «прямая речь», «слова автора». Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, их схемы. | Диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
40 | Тренировочные упражнения над предложениями с прямой речью | Урок -практикум | раздаточный материал | Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, их схемы | Сотавление предложений по схемам |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
41 | Самостоятельная работа по пройденным темам | Урок -практикум | См стр 58 упр 100 учеб | Уметь правильно ставить знаки в требуемых заданиях | Текст, ответы на вопросы |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
42 | Состав слов. Словообразование. Орфография. Состав слова (повторение) | Урок повторения | Презентация | Знать понятие морфема, виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Уметь производить разбор слова по составу | Опрос. Выборочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
43 | Как образуются слова в русском языке | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Способы образования слов» | Знать основные способы образования слов; лексическое значение приставок, суффиксов. Уметь определять способ образования слова; производить словообразовательный разбор | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
44 | Сложные слова | Урок усвоения новых знаний | /-/ | Знать основные способы образования слов. Уметь распознавать сложные слова и определять способ их образования, образовывать сложные слова разными способами, писать сложные слова слитно или через дефис, правильно писать слова с корнем -пол | Тест «Проверь себя» |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
45 | Р.р. Составление рассказа «Памятный день» (упр. 122) | Урок развития речи | - | Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ). Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданной темой | Составление рассказа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
46 | Словообразовательный разбор | Урок усвоения новых знаний | Схема, памятка | Уметь производить словообразовательный разбор | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
47 | Правописание безударных гласных в корне | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание гласных в корне слова» http://shopedu.ru | Знать способы проеврки безударных гласных. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
48 | Правописание корней с чередованием о//а, е//и | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание гласных в корне слова» | Знать перечень корней с чередованием гласных. Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами | Индивид.карточки |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
49 | Правописание корней с чередованием о//а, е//и. Закрепление | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание гласных в корне слова» | Знать перечень корней с чередованием гласных.Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами | Тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
50 | Самостоятельная работа | практикум | индивидуальные карточки | Уметь правильно употреблять нужную орфограмму | карточки |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
51 | Правописание приставок | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание приставок» | Знать о роли приставок; написание неизменяемых приставок. Уметь правильно выделять приставки в словах и находить в них орфограммы, запомнить правописание некоторых приставок. | Выборочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
52 | Правописание приставок Творческий диктант. | Урок усвоения новых знаний | Таблица «Правописание приставок» | Знать условия выбора буквы в приставках на з-с. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме. | Тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
53 | Р.р.Работа с текстом. Составление плана. Пересказ (упр. 140). | Урок развития речи | - | Продолжить формировать умение работы с текстом, выделение ярких деталей при описании и составление собственного текста по образцу | Составление плана. Пересказ. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
54- 55 | Р.р. Сочинение о смелом поступке. | Урок развития речи | - | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. | Сочинение . |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
56 | Проверочный диктант по теме «Словообразование» | Урок контроля | - | Знать и уметь применять орфографические правила. | Проверочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
57 | Анализ диктанта . Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками | - | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками. Тест. |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
58 | Контрольное тестирование | Урок контроля | Раздат мат | Проверка знаний и умений по разделу «Состав слова» | Раз мат |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
59-60
| Морфология. Имя существительное как часть речи (повторение) | Урок-повторение | Презентация | Уметь определять часть речи, морфологические признаки. Знать синтаксическую роль | Устный опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
61 62 63 64 | Как образуются имена существительные Суффиксы –чик-, -щик-. Административная контрольная работа Работа над ошибками.Суффиксы –ств-, -ени-.Сочинение-миниатюра.
| Урок усвоения новых знаний УРР | Таблица | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова, пользоваться словообразовательными словарями. | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
65 | Склонение имён существительных (повторение) | Урок повторения | Таблица | Знать способы определения склонения сущ.Уметь определять тип склонения сущ.; определять падеж сущ. с помощью падежных вопросов, правильно писать падежные окончания. | Выборочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
66 | Разносклоняемые имена существительные | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать основные морфологические признаки имени существительного. Уметь склонять существительные на –мя; употреблять несклоняемые существительные. | Составление устного развёрнутого ответа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
67-68 | Р.р. Анализ текста (упр. 176). Рассуждение. | Урок развития речи |
| Знать особенности текста рассуждения, воспринимать исходный текст на слух, выделять главную информацию, уметь высказать свою мысль устно и письменно. | Работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
69 | Неизменяемые имена существительные | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать, что большинство неизменяемых существительных – заимствованные слова. Уметь правильно употреблять неизменяемые имена существительные в косвенных падежах. | Творческая работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
70 | Морфологический разбор имен существительного. Сочинение по поднятой проблеме | Урок усвоения новых знаний | карточки | Знать особенности текста рассуждения, , уметь высказать свою мысль устно и письменно. | Творческая работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
71 | Правописание не с именами существительными | Урок развития речи | Таблица | Уметь разграничивать Не – приставку и НЕ – часть корня, правильно писать НЕ с существительными, использовать в речи существительные-синонимы с не и без не | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
72 | Упражнения для закрепления по теме «Имя существительное». Тест | Урок-закрепление | Схема морфологического разбора имени существительного | Знать и уметь производить морфологический разбор имени существительного | Тест Устный опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
73 | Р.р. Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | Урок развития речи | Презентация | Знать особенности пейзажа как жанра живописи (значение композиции и цвета в пейзаже); уметь составлять текст сочинения по изображённому на картине, владеть устной и письменной речью. | Сочинение |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
74 | Имя прилагательное как часть речи (повторение) | Урок повторения | Картинки с предметами | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль прилагательных. Уметь находить прилагательное в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных. | Устный опрос Составление описания |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
75 | Разряды имён прилагательных по значению | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать разряды мён прилагательных, их значение. Уметь отделять разряды имён прилагательных; подчёркивать их как члены предложения. | Устный тест Чтение по ролям |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
76 | Разряды имён прилагательных по значению. Закрепление | Урок закрепления новых знаний |
| Уметь отделять разряды имён прилагательных; подчёркивать их как члены предложения | Составление словосочетаний |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
77 | Правописание окончаний имен прилагательных | Урок закрепления новых знаний |
| Уметь выбирать окончания у прилагательныях; подчёркивать их как члены предложения |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
78 | Степени сравнения имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать о степенях сравнения имён прилагательных. Уметь актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных | Составление предложений |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
79 | Сравнительная степень имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать формы сравнительной степени мён прилагательных. Уметь определять степени сравнения имён прилагательных по суффиксам | Составление устного доклада о прилагательном Конструирование предложений |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
80 | Р.р. Рассказ о климате родного края. | Урок развития речи |
| Уметь составлять короткий рассказ по опорным словам | Составление рассказа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
81 | Превосходная степень имён прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать способы образования превосходной степени имён прилагательных. Уметь образовывать формы превосходной степени имён прилагательных при помощи суффиксов | Заполнение таблицы Корректирующая работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
82-82 | Краткие и полные имена прилагательные | Урок усвоения новых знаний |
| Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Уметь различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных. | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
83-85
86 | Правописание не с именами прилагательными
Р.р. Работа с текстом (описание).упр 232 | Урок усвоения новых знаний
Урок развития речи |
| Уметь правильно писать не с прилагательными | Запись по диктовку Анализ текста описания |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
87-88 | Р.р. Сочинение-описание «Русская зима» (упр.233) | Урок развития речи | Презентация | Знать структуру сочинения-описания. Уметь самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст | Написание сочинения |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
89 | Морфологический разбор имени прилагательного.
| Урок-закрепление
| Схема морфологического разбора имени прилагательного | Знать и уметь производить морфологический разбор имени прилагательного. уметь |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
90 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля |
| Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Проверочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
91 | Анализ проверочного диктанта.
Что такое имя числительное | Работа над ошибками Урок усвоения новых знаний | Презентация | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками Знать основные морфологические признаки числительного, его общее значение, синтаксическую роль в предложении.Уметь находить числительные в тексте; правильно читать числительные, употреблять их в речи. | Чтение текста и отдельных предложений с числительными |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
92 | Разряды числительных по значению | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать разряды числительных Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы. | Диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
93 | Имена числительные по составу Словарный диктант. | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать признаки простых, сложных и составных числительных. Уметь различать простые, сложные и составные числительные; составлять словосочетания и предложения; определять падежи числительных. | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
94 | Количественные имена числительные | Урок усвоения новых знаний |
| Знать разряды количественных числительных. Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы. | Творческая работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
95 | Склонение количественных имён числительных один, два, три, четыре | Урок усвоения новых знаний |
| Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного | Работа по таблице |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
96-97 | Склонение количественных имён числительных сорок, девяносто, сто; пять - двадцать, тридцать и пятьдесят - восемьдесят | Урок усвоения новых знаний |
| Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного | Составление предложений |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
98 | Склонение количественных имён числительных двести, триста, четыреста и все числительные на -сот | Урок усвоения новых знаний |
| Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного | Самостоятельная работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
99
100 | Склонение дробных имён числительных
Склонение собирательных имён числительных | Урок усвоения новых знаний |
| Знать особенности склонения количественных имён числительных Уметь определять падеж имени числительного | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
101 | Порядковые имена числительные | Урок усвоения новых знаний |
| Знать об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложные прилагательные , в состав которых входит числительное. Уметь разграничивать разряды числительных, использовать их в речи |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
102 | Морфологический разбор имени числительного | Урок-закрепление | Схема морфологического разбора числительного | Знать и уметь производить морфологический разбор числительного | Устный опрос Морфологический разбор Тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
103- | Контрольная работа | Урок контроля знаний |
| Контроль ЗУН по теме «Числительное». |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
104-105 | Р.р. Сочинение-описание «Мой день »(стр. 146) | Урок развития речи |
| Знать стилевые черты текста описание. Уметь создавать описание на основе увиденного; составлять план; высказывать свои мысли в письменной форме | Написание сочинения-описания |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
106 | Что такое местоимение | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать о соотнесённости местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте. Уметь находить местоимения в тексте и определять их роль, правильно употреблять в речи. | Устный опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
107 | Личные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений | Работа с текстом Устный опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
108 | Возвратное местоимение себя | Урок усвоения новых знаний |
| Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимении себя Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять в составе фразеологизмов. | Письменная работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
109 | Притяжательные местоимения | Урок усвоения новых знаний |
| Знать притяжательные местоимения, их склонение. Уметь различать личные местоимения от притяжательных; исправлять речевые ошибки, характерные для нац.школ | Устный опрос Выборочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
110-111 | Р.р. Краткое изложение (упр.297) | Урок развития речи |
| Знать структуру краткого изложения повествовательного текста, составление плана. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. | Составление плана текста Пересказ по плану |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
112 | Указательные местоимения | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи; о написании союза зато и местоимения с предлогом за то. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте. | Письменная работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
113 | Определительные местоимения | Урок усвоения новых знаний |
| Знать об определительных местоимениях, их употреблении в речи, их морфологических признаках; синтаксической роли. Уметь находить в тексте определительные местоимения; различать определительные местоимения и составной превосходной степени прилагательного. | Самостоятельная работа Устный опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
114-115-116 | Вопросительные и относительные местоимения | Урок усвоения новых знаний |
| Знать вопросительные местоимения, их значение в речи. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями. | Устный опрос Письменная работа |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
117 | Неопределённые местоимения | Урок усвоения новых знаний | Презентация | Знать об отличительных признаках неопределённых местоимений, образовании, написании. Уметь находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль; написание не | Устный опрос Выполнение упражнений |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
118-119 | Р\р: Пересказ от третьего лица «Его каша» | Р/Р | стр 170 упр321 | Уметь письменно пересказать текст от третьего лица |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
120-121 | Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения.Закрепление. | Урок усвоения новых знаний |
| Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения. Уметь распознавать приставки не- и ни- ; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. | Выполнение упражнений Работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
122 | Морфологический разбор местоимения. | Урок-закрепление | Схема морфологического разбора местоимения | Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения | Работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
123 | Контрольное тестирование | Урок контроля знаний |
| Проверка ЗУН по теме «Местоимение» | тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
124 | Что обозначают глаголы (повторение) | Работа над ошибками
Урок - повторение | Презентация | . Знать основные признаки глагола, отличать глаголы от других слов со значением действия. Уметь определять известные морфологические признаки глаголов | Выполнение упражнений Устный опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
125 | Глаголы совершенного вида с приставками | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать отличие глаголов совершенного вида. Уметь образовывать глаголы совершенного. Составлять с ними предложения. | Выполнение упражнений Выборочный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
126 | Как определить вид глагола по суффиксам | Урок усвоения новых знаний |
| Знать виды глаголов. Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. | Работа с текстом Устный опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
127 | Употребление видов глагола в неопределённой форме | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать правила употребления видов глагола в неопределённой форме. Уметь использовать глаголы несовершенного вида в речи | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
128 | Вид и время глаголов | Урок усвоения новых знаний |
| Знать о взаимосвязи вида и времени глаголов Уметь изменять глаголы по времена и правильно употреблять их в речи | Работа с таблицей, Выполнение упражнений |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
129-130 | Р.р.Подготовка и написание краткого изложения с элементами сочинения(упр.347). Работа с текстом. | Урок развития речи |
| Знать особенности написания краткого изложения, воспринимать исходный текст на слух, вычленять структурные части исходного текста. Уметь сжимать информацию и оформлять её в письменной форме, придумывать концовку текста. | Работа с текстом Пересказ
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
131-132 | Спряжение глаголов. Тест. | Урок усвоения новых знаний | Таблица | Знать спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола; знать таблицу глаголов второго спряжения. | Выполнение упражнений Тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
133-134 | Р/р: Сочинение-описание по картине Н.Н.Ромадина «Весенний день» | Урок развития речи |
| Уметь описать картину с использованием глаголов 1-2 спяжения | Работа над картиной |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
135-136 | Переходные и непереходные глаголы | Урок усвоения новых знаний |
| Знать определения переходных и непереходных глаголов. Уметь определять принадлежность глаголов к переходным/ непереходным | Устный опрос Выполнение упражнений |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
137 | Возвратные глаголы | Урок усвоения новых знаний |
| Определять возвратность глагола, используя постфикс -ся (сь); разбирать возвратные глаголы по составу; использовать возвратные глаголы в устной и письменной речи, | Творческий диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
138-139 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать основные правила орфографии Уметь различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола | Устный опрос Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
140-141 | Р.р.Сочинение по картине К.Ф. Юона «Пейзаж с лыжниками» или «Зимнее солнце» | Урок развития речи |
| Знать структуру сочинения описания по картине. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану | Сочинение по картине |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
142-143 | Безличные глаголы | Урок усвоения новых знаний |
| Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь определять безличные глаголы в речи | Выполнение упражнений Опрос |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
144
145 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.
. Изъявительное наклонение. .Работа над упражнениями | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать о наклонении глаголов; изменении глаголов изъявительного наклонения. Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения; употреблять времена, соответствующие речевой ситуации.
| Работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
146
147 | Условное наклонение.
Уловное наклонение и его образование | Урок усвоения новых знаний |
| Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают. Уметь находить глаголы условного наклонения. | Устный опрос Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
148
149 | Повелительное наклонение
Повелительное наклонение. Работа над пословицами | Урок усвоения новых знаний | Индивид. карточки | Знать о понятии повелительного наклонения; значение, образование, изменение, употребление форм глаголов; предложения побудительные. Уметь писать глаголы в повелительном наклонении. | Работа с текстом |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
150
151 | Правописание глаголов повелительного наклонения. Употребление некоторых глаголов в повелительном наклонении | Урок усвоения новых знаний |
| Знать о понятии повелительного наклонения Уметь грамотно использовать орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения» | Словарный диктант |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
152 | Морфологический разбор глагола. Тест. | Урок-обобщение | Схема морфологического разбора глагола. | Знать порядок морфологического анализа глагола. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфологический разбор глагола. | Устный опрос Тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
153-154 | Р.р. Работа с текстом (упр.411). Сочинение на тему «Как я вчера боролся с ленью» или «Как нужно бороться с ленью». | Урок развития речи |
| Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора | Сочинение |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
155 | Упражнения для закрепления по теме «Глагол». | Урок -закрепление | Тесты | Знать основной блок орфограмм глаголов. Уметь правильно использовать полученные знания | Устный опрос, тест |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
156 | Итоговый контрольный диктант. | Урок контроля знаний |
| Владеть орфографическими и пунктуационными навыками | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
158 | Р /р:Подготовка к изложении Р /р:Изложение «Солнце с белыми лучами»
| Урок развития речи |
| Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст | изложение |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
159 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
160 | Повторяем изученное в 5-6 классах. Речь | Урок повторение | карточки |
| | | | | |||||||||||||||||||||||
161 | Состав слова. словообразование | Урок повторение | кластеры | Умения: — определять морфемный состав слов; | | | | | |||||||||||||||||||||||
162 | Орфограммы в приставках и словах | Урок повторение | карточки | | | | | ||||||||||||||||||||||||
163 | Орфограммы в корнях слов | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
164 | Основные способы образования слов | Урок повторение | раздаточный мат | | | | | ||||||||||||||||||||||||
165 | Буква и и ы после приставок | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
166 | Правописание приставок при- и пре- | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
167 | Контрольный диктант «В лес за чудесами» | контроль знаний | текс | Проверка знаний пройденного материала | | | | | |||||||||||||||||||||||
168 | Работа над ошибками. Морфология | Урок повторение |
|
Умения: — образовывать имена существительные с помощью названных суффиксов; II. Умения: — образовывать нужные падежную, предложнопадежную формы и употреблять их в речи; | | | | | |||||||||||||||||||||||
169 | Повторение имени существительного | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
170 | Повторение известных орфограмм существительного | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
171 | Разносклоняемые существительные | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
172 | Проверочная работа по повторенным орфограммам | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
173 | Несклоняемые существительные | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
174 | Несклоняемые существительные. Определение их рода | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
175 | Имена существительные общего рода | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
176 | Контрольный диктант «Азбука тайги» | контроль знаний |
| Проверка знаний пройденного материала | | | | | |||||||||||||||||||||||
177 | Подготовка к сочинению | Урок развития речи |
| Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст | | | | | |||||||||||||||||||||||
178 | Сочинение «Малая родина» | | |||||||||||||||||||||||||||||
179 | Не с существительными | Урок повторение |
| . Умения: — образовывать имена существительные с помощью названных суффиксов; II. Умения: — образовывать нужные падежную, предложнопадежную формы и употреблять их в речи; | | | | | |||||||||||||||||||||||
180 | Не с существительными | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
181 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
182 | Р/Р: подготовка к подробному изложению | Урок развития речи |
| Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст | | | | | |||||||||||||||||||||||
183 | Р/Р: изложение «Там , где жил Паустовский» | | |||||||||||||||||||||||||||||
184 | Контрольное тестирование | контроль знаний |
| Проверка знаний пройденного материала | | | | | |||||||||||||||||||||||
185 | Повторение имени прилагательного | Урок повторение |
| II. Умения: — определять по значению и грамматическим признакам имя прилагательное как часть речи; II. Умения: — различать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные, притяжательные прилагательные.
I. Склонение полных прилагательных с твердой и мягкой основой. Правописание окончаний имен прилагательных. I. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень. Ее значение образование.. | | | | | |||||||||||||||||||||||
186 | Степени сравнения прилагательного | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
187 | Разряды прилагательного | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
188 | Не с прилагательными | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
189 | Не с прилагательными | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
190 | Буква о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
191 | Одна и две буквы –н- в суффиксах прилагательных | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
192 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
193 | Контрольный диктант | контроль знаний |
| Проверка знаний пройденного материала | | | | | |||||||||||||||||||||||
194 | Имя числительное | Урок повторение |
| Умения: — различать количественные числительные по | | | | | |||||||||||||||||||||||
195 | Мягкий знак в конце и в середине числительного | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
196 | Изложение с элементами сочинения | Урок развития речи |
| Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст, вводить элемент собственного мнения | | | | | |||||||||||||||||||||||
197 | | ||||||||||||||||||||||||||||||
198 | Повторение о глаголе | Урок повторение |
| II. Умения: — определять спряжение глагола; | | | | | |||||||||||||||||||||||
199 | Повторение глагольных орфограмм | Урок повторение |
| | | | | ||||||||||||||||||||||||
200 | Контрольный диктант | контроль знаний |
| Проверка знаний пройденного материала | | | | | |||||||||||||||||||||||
201 | Простое и сложное предложение | Урок повторение |
| Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. | | | | | |||||||||||||||||||||||
202 | Резерв |
|
| | | | | |
15