СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО по учебнику Н.И.Роговцевой "Технология". 35 часов в год, 1 час в неделю. УМК"Школа России"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии и авторской программы Н.И. Роговцевой«Технология. 1-4 классы».
Цели изучения технологии в начальной школе:
Приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
Духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления и реализации проектов.
Общая характеристика курса
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия дляраз вития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса отводится 1 час в неделю.
Общее количество часов – 35.
Содержание тем учебного курса
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Содержание программы (35 ч)
Наименование разделов, тем | часы | Содержание программы | Вид работы | Универсальные учебные действия |
Как работать с учебником | 1 | Вопросы юного технолога. Путешествие по городу | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. | Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь, использовать знаково-символические средства. |
Человек и земля (21 час). | 1 | Архитектура. | Конструирование из бумаги дома. | Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.
|
| 1 | Городские постройки | Конструирование из проволоки телебашни. | |
| 1 | Парк. | Композиция из природных материалов (городской парк). | |
| 2 | Проект «Детская площадка». | Конструирование из бумаги объектов детской площадки. | |
| 2 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. | Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация из ткани. | |
| 1 | Изготовление тканей. | Плетение гобелена. | |
| 1 | Вязание. | Вязание крючком воздушных петель. | |
| 1 | Одежда для карнавала. | Работа с тканью. | |
| 1 | Бисероплетение. | Бисероплетение. | |
| 1 | Кафе. | Конструирование из бумаги модели весов. | |
| 1 | Фруктовый завтрак. | Приготовление пищи. | |
| 1 | Колпачок-цыплёнок. | Работа с тканью (колпачок для яиц). | |
| 1 | Бутерброды. | Приготовление пищи. | |
| 1 | Салфетница. | Конструирование из бумаги салфетки. | |
| 1 | Магазин подарков. | Работа с пластичным материалом (тестопластика). |
|
| 1 | Золотистая соломка. | Аппликация из соломки. |
|
| 1 | Упаковка подарков. | Работа с бумагой и картоном. | |
| 1 | Автомастерская. | Конструирование из бумаги с использованием пластилина и крышек для колёс. | |
| 1 | Резерв Грузовик. | Повторение и систематизация знаний учащихся.Работа с металлическим конструктором. | |
Человек и вода (4 часа). | 1 | Мосты. | Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
| 1 | Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». | Конструирование из бумаги, пластмассового конструктора. | |
| 1 | Океанариум. Проект «Океанариум». | Мягкая игрушка из подручных материалов. | |
| 1 | Фонтаны. | Конструирование из пластичных материалов фонтана. | |
Человек и воздух (3 часа). | 3 | Зоопарк. | Работа с бумагой (оригами) | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
Человек и информация (5 часов). | 1 | Переплётная мастерская. | Переплёт книги. | Принимать и сохранятьучебную задачу; учитывать выделенныеучителем ориентиры действия в новом учебном материале в со- трудничестве с учителем. . |
1 | Почта. | Заполнение бланка почтового отправления. | ||
2 | Кукольный театр. | Работа с тканью, шитьё. | ||
| 2 | Проект «Готовим спектакль». |
| |
1 1 | Афиша. резерв | Работа на компьютере. |
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как работать с учебником | 1 ч |
2 | Человек и земля Резерв. | 20 ч 1 ч |
3 | Человек и вода | 4ч |
4 | Человек и воздух | Зч |
5 | Человек и информация | 5ч |
6 | Выставка работ | 1ч |
| итого | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс (35 ч)
№ п/п |
Тема урока | Количество часов |
НРК, практическое задание |
Планируемые результаты | Дата | ||||
предметные | личностные | метапредметные | План д/з | факт | |||||
1 четверть 8 часов | |||||||||
1 |
Как работать с учебником.ОБЖ «Предупреждение бытового травматизма» |
1
|
| Познакомить учащихся с учебником для 3 класса; актуализировать знания, полученные в 1—2 классах (отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием); познакомить детей с понятием «стоимость», начать формировать умение вычислять стоимость изделия; познакомить на практическом уровне с составлением маршрутной карты города. | Уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, | Применять знания, полученные в 1—2 классах; нарисовать маршрутную карту города. Оценивать свои результатов. |
04.09
С.3-7 |
| |
2 | Архитектура.ОБЖ«Современное жилище»
|
1
| Изделие: дом.
Умельцы аула | Познакомить учащихся с основами черчения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж», с основами масштабирования, выполнения чертежа развёртки, с основными линиями чертежа; закрепить правила безопасности при работе ножом, ножницами; формировать умение анализировать готовое изделие, составлять план работы; научить различать форматы бумаги: А4 и А3; на практическом уровне показать значение клапанов при склеивании развёртки. | Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к природе города; ответствен-ность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; желание участвовать в проекте «Двор моей мечты».
| Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение; определять инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор; использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты». адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; |
11.09
С.12-19 |
| |
3 | Городские постройки | 1
| Изделие: телебашня.
| Познакомить с новыми инструментами — плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка. | Проявлять интерес к объектам социального назначения. | Объяснять значение новых слов и использовать их в активном словаре; определять инструменты для работы с проволокой и обосновывать свой выбор формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. выполнять учебное действие, используя план; выполнять учебное действие, используя правило. | 18.09
С.20-23 |
| |
4 | Парк | 1 | Изделие: городской парк. «Городской парк Майкопа».
| Актуализировать знания учащихся о природных материалах, о техниках выполнения изделий с использованием природных материалов, познакомить со способами соединения природных материалов; совершенствовать умение работать по плану. | Проявлять интерес к ландшафтному дизайну. | Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; выполнять учебное действие, используя план; оценивать выполнение учебного задания. | 25.09
С.24-27 |
| |
5-6 | Детская площадка.ОБЖ«Как уберечься от порезов, ушибов, переломов» | 2 | Изделия: «Качалка и песочница», «Качели».
Проект «Моя детская площадка» | Формировать первичные навыки работы над проектом с помощью стандартного алгоритма, умение самостоятельно составлять план работы и работать над изделием в мини-группах, учить самостоятельно проводить презентацию групповой работы по плану и оценивать результат по заданным критериям. | Выполнять проект «Двор моей мечты» (детская площадка). | Использовать приобретённые знания при выполнении задания. адекватно взаимодействовать и представлять результат деятельности группы. проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности. выполнять задание в соответствии с планом; распределять обязанности для выполнения учебного задания. | 02.10 09.10
С.28-34
|
| |
7 | Ателье мод | 1 | Изделие: стебельчатый шов.
Национальный костюм. | Познакомить учащихся с некоторыми видами одежды, научить различать распространённые натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи, о видах швов, изученных в 1—2 классах; отработать алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изделием «Украшение платочка монограммой». | Проявлять интерес к процессу создания выкройки. | Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять различия профессий, связанных с процессом изготовления одежды, и обосновывать своё мнение. адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. выполнять учебное задание, используя условные знаки; выполнять учебное задание по плану, с взаимопроверкой. | 16.10
С.35-44 |
| |
8 | Ателье мод | 1 | «Украшение платочка монограммой». Изделие: петельный шов, украшение фартука.
| Отработать алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изделием «Украшение платочка монограммой».познакомить учащихся с одним из вариантов украшения одежды — аппликацией из ткани; обобщить и закрепить знания о видах аппликации, о последовательности выполнения аппликации; отработать алгоритм выполнения петельного шва в работе над изделием «Украшение фартука». | Проявлять интерес к истории создания одежды. | Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять вид одежды в соответствии с её назначением; использовать приобретённые знания в оформлении эскиза школьной формы. формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога выполнять учебное действие, используя план. | 23.10
С.45-48 |
| |
2 четверть 8 часов | |||||||||
9 | Изготовление тканей | 1
| Изделие: гобелен.
Орнаменты народов республики. | Познакомить учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности производства полотна ручным способом; развивать умения сочетать цвета в композиции, размечать по линейке. | Проявлять интерес к истории создания тканей, в частности орнаментальных. | Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять состав и свойства ткани и обосновывать своё мнение. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходить к общему мнению в совместной деятельности. выполнять учебное действие, проводить исследование тканей и оформлять данные в таблицу; сопоставлять образец ткани с её описанием при составлении коллекции тканей. | 06.11 С.49-51 |
| |
10 | Вязание | 1 | Изделие: воздушные петли.
| Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, с применением вязанных крючком изделий, с инструментами, используемыми при вязании; научить пользоваться правилами работы при вязании крючком; актуализировать знания детей о видах ниток; отработать навык составления плана работы. | Проявлять интерес к истории возникновения вязания. использовать приёмы переплетения и обосновывать свой выбор; выполнять переплетение | Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; пользоваться правилами работы при вязании крючком; использовать речевые средства в рамках учебного диалога. отработать навык составления плана работы. Выполнять учебное действие, используя алгоритм. |
13.11
С.52-54 |
| |
11 | Одежда для карнавала | 1 | Изделие: кавалер, дама.
| Познакомить учащихся с понятием «карнавал», с особенностями проведения этого праздника, с разными карнавальными костюмами; сформировать представление о значении крахмаления ткани, познакомить с последовательностью крахмаления ткани, со способами создания кар- навального костюма из подручных средств; | Проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание узнать историю карнавального костюма. рассказывать историю появления карнавала; | Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять виды швов, их назначение и обосновывать своё мнение. использовать речевые средства для представления результата. оформлять эскиз маски с учётом образа и подбирать материалы для изготовления маски; выполнять маску по своему эскизу; |
20.11 С.55-58 |
| |
12 | Бисероплетение | 1 | Изделие: браслетик «Цветочки».
| Познакомить учащихся с видами изделий из бисера, с его свойствами; показать различия видов бисера, познакомить учащихся со свойствами и особенностями лески; научить плести из бисера браслетик. | Проявлять интерес к истории создания изделий из бисера, в частности орнаменталь-ных. | Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять инструменты, приспособления для бисероплетения; выполнять учебное действие, используя план и схему плетения; рассказывать историю появления бисероплетения; | 27.11 С.59-62 |
| |
13 | Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. Конструирование
ОБЖ «Как следует питаться» | 1 | Изделие: весы. Задания и
| Познакомить учащихся с понятием «рецепт», его применением в жизни человека, с ролью весов в жизни человека, с вариантами взвешивания продуктов, научить детей использовать таблицу мер веса продуктов в граммах; развивать навыки выполнения чертежей, навыки конструирования. | Знакомство с работой кафе, профессиональными обязанностями повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. | Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов Уметь советоваться при выборе блюд и способах определения массы продуктов при помощи мерок. самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений. |
04.12 С.63-68
|
| |
14 | Фруктовый завтрак | 1
| Изделие: фруктовый завтрак.
Долина яблонь | Познакомить учащихся на практическом уровне с кухонными приспособлениями: разделочная доска, нож; отработать правила работы ножом; научить работать со съедобными материалами; расширить представления учащихся о видах салатов; воспитывать желание учиться готовить; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности. | Уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты | Применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак» Советоваться какие ингредиенты будут использовать для приготовления салата? Какие кухонные приспособления понадобятся? Выполнять действия на разделочной доске, знать для чего стаканы и миска, нож и ложка. |
11.12 С.69-71 |
| |
15 | Сервировка стола | 1 | Изделие: цыплята. | Познакомить учащихся с приготовлением яиц вкрутую и всмятку; отрабатывать навыки работы с тканью; показать основы снятия мерок; учить пользоваться сантиметровой лентой; отрабатывать навыки анализа готового изделия и планирования работы; знакомить с возможностями использования синтепона на практическом уровне. | Узнать о преимуществах синтепона. | Уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, Выставка работ учащихся анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность. |
18.12 С.72-73 |
| |
16 | Бутерброды. | 1 | Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависимости от выбора учащихся). | На практическом уровне познакомить учащихся с видами холодных закусок; формировать умение самостоятельно составлять план и работать по нему, работать ножом; воспитывать чувство взаимовыручки; учить самостоятельному изготовлению холодных закусок. | Определять, какую подготовительную работу нужно провести перед тем, как приступить к приготовлению пищи | Учиться самостоятельно изготавливать холодные закуски Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке» Рассказывать, какие вопросы и трудности возникли, при составлении плана |
25.12 С.74-77 |
| |
3 четверть-10 ч | |||||||||
17 | Сервировка стола.Салфетница | 1 | Изделие: салфетница.
| актуализировать знания о принципе симметрии, познакомить учащихся с видами симметричных изображений; формировать умение выполнять работу с использованием орнаментальной симметрии; совершенствовать умение работать по плану, в соответствии с алгоритмом разметки по линейке, умения работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия. | Уметь находить примеры, где встречали изображения с выраженной симметрией. Называть классификации видов симметрии. | самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона. анализировать образцы изделий, обсуждать план работы умение работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия. |
15 .01 С.78-79 |
| |
18 | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами: тестопластика,лепка | 1 | Изделие: брелок для ключей.
| Повторить свойства, состав солёного теста, приёмы работы с ним; познакомить учащихся с новым способом окраски солёного теста, совершенствовать навыки лепки из теста, проведения анализа готового изделия, составления плана работы. | Проявлять: интерес к изучению темы;позитивное отношение к процессу подготовки, оформления и вручения подарка; Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины) | Самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста; определять место приобретения различных подарков и обосновывать своё мнение; определять вид подарка в зависимости от получателя и повода и обосновывать своё мнение; ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; сделать брелок из солёного теста |
22.01
С.80-85 |
| |
19 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка | 1
| Изделие: золотистая соломка.
| Познакомить учащихся на практическом уровне с новым природным материалом — соломкой, его свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве; отрабатывать приёмы работы с соломкой; формировать умение составлять композицию, учитывая особенности природного материала; развивать навыки коллективной работы. | Изучить свойства соломки. Использование соломки в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки – холодный и горячий способы. | Знать способы обработки соломки, уметь выполнять из соломки свои композиции. Делится мнениями о фонах для аппликации из соломки и обосновывать своё мнение. определять цветовое решение для оформления подарка и обосновывать своё мнение; осознание собственных достижений при освоении темы, |
29.01 С.85-87 |
| |
20 | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков | 1 | Изделие: упаковка подарков. Подарок ветерану | Формировать у учащихся представления о способах упаковки подарков и видах упаковки; познакомить с правилами художественного оформления подарка, освоить некоторые приёмы упаковки, показать на практическом уровне особенности использования, сочетания цвета в композиции. | Уметь анализировать упакованные подарки по следующим критериям: достаточность декоративных элементов. | Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение Уметь обсуждать сочетание цвета в композиции; проводить групповой анализ образца изделия «Упаковка подарков». изготовить изделие «Упаковка подарков» |
05.02
С.88-89 |
| |
21 | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование
ОБЖ «Основные правила поведения на улице и дороге» | 1 | Изделие: фургон «Мороженое»
| Познакомить с основами устройства автомобиля; формировать представления о конструировании геометрических тел с помощью специального чертежа — развёртки, познакомить с правилами построения развёртки и склеивания геометрического тела на практическом уровне. | Проявлять: интерес к изучению темы; позитивное отношение к процессу: конструирования изделий; составления инструкции сборки фургона
| Составлять план сборки фургона; Собирать модель «фургон Мороженое» из металлического конструктора, используя выбранные детали. Определять вид деятельности человека по его профессии. Проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; осознание собственных достижений при освоении темы. собирать фургон, используя составленную инструкцию. |
12.02 С.90-95 |
| |
22 | Грузовик. Изделие : «Грузовик» ОБЖ «Знакомство с дорожными знаками»
| 1 |
| Формировать умение использовать полученные знания на практике. На основе образца и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план сборки изделия: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций, самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное, неподвижное.
| Проявлять интерес к изучению темы. Объяснять понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение. Осваивать алгоритм сборки различных видов автомобилей из конструктора. | Использовать приобретённые знанияна практике.Анализировать конструк-торско-технологические особенности предполагаемых изделий.Конструировать объекты с учётом технических условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие инструменты и материалы. . |
19.02 С.96-98 |
| |
23 | Человек и вода (4 часа) Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование | 1 | Изделие: мост.
Мост а. Хатукай | Познакомить с особенностями конструкций мостов разных видов в зависимости от их назначения; формировать на практическом уровне умение использовать новый вид соединения материалов (натягивание нитей); познакомить с конструкцией висячего моста. | Проявлять интерес к истории мостостроения. Рассказывать: об истории появления и развития мостостроения; о видах моста по назначению; | Раскрывать значение понятий «мост», «виадук», «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «кабель», «конструкция» и использовать их в активном словаре; формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. выполнять учебное действие, используя план; выполнять самооценку учебного задания. определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение; определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение. |
26.02 С.100-103
|
| |
24 | Водный транспорт. Работа с бумагой. Конструирование
ОБЖ «Водоёмы» | 1 | Изделие: «Яхта».
Проект „Водный транспорт Чёрного моря“ | Познакомить учащихся с различными видами судов, закреплять навыки работы с бумагой, конструирования из бумаги, работы с конструктором, формировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность. | Рассказывать: о видах водного транспорта; о способах соединения деталей пластмассового конструктора; | Объяснять значение понятий «акватория» «судно», «корабль», «лодка», «паром», «яхта», «баржа», «верфь», «кораблестроитель», «порт» и использовать их в активном словаре; адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. Знать алгоритм выполнения подвижного соединения деталей пластмассового конструктора. Конструировать макет яхты. Оформлять модель баржи из пластмассового конструктора и презентовать изделие.
|
05.03
С.104-107 |
| |
25 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё | 1
| Изделие: осьминоги и рыбки. Проект «Океанариум»
«Подводный мир Чёрного моря» | Познакомить учащихся с понятием «океанариум», с классификацией мягких игрушек, с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой; формировать умение соотносить по формереальные объекты и предметы быта (одежды); отработать навык самостоятельного составления плана и работы по нему; научиться изготавливать упрощённый вариант объёмной мягкой игрушки; развивать взаимовыручку впроцессе групповой работы над проектом. | Проявлять интерес к жизни морских обитателей; проявлять интерес к изготовлению мягкой игрушки. Распределять обитателей воды в морской и речной аквариумы. Выполнять изделие «Осьминог» из перчатки или «Рыбка» из рукавицы. | Объяснять значение понятий «аквариум», «океанариум», «ихтиолог» и использовать их в активном словаре; определять назначение аквариума, океанариума и обосновывать своё мнение; определять материалы и инструменты для изготовления мягкой игрушки. формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; приходить к общему мнению при оценивании выполнения учебного задания. выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку учебного задания. Рассказывать: об обитателях аквариума, океанариума, знать правила поведения в океанариуме; алгоритм изготовления мягкой игрушки.
|
12.03
С.108-111 |
| |
26 | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование | 1 | Изделие: фонтан.
| Познакомить учащихся с декоративным сооружением — фонтаном, с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия. | Проявлять интерес к устройству и назначению фонтана. | Объяснять значение понятий «фонтан», «акведук», «чаша» и использовать их в активном словаре; определять вид фонтана и обосновывать своё мнение; определять назначение фонтана и обосновывать своё мнение. Рассказывать: в группе об истории появления фонтанов; о видах фонтанов по назначению; знать правила работы с пластичными материалами. Рассматривать иллюстрации фонтанов и составлять рассказ выполнять учебное задание, используя план; выполнять взаимопроверку учебного задания.
|
19.03 С.112-114 |
| |
4 четверть 9 часов | |||||||||
27 | Человек и воздух (3 часа)
Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами
ОБЖ «Предосторожности при обращении с животными» | 1 | Изделие: птицы.
Птицы РА | Познакомить учащихся с видами техники оригами; представить краткую историю зарождения искусства оригами; познакомить учащихся с условными обозначениями техники оригами на практическом уровне; формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, умение выполнять работу по схеме. | Знать, что такое бионика, оригами, классическое оригами, модульное оригами, мокрое складывание | Понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы» Работа в группах: по составлению композицию из птиц и декорирование её по своему вкусу.
|
02.04 С.115-119
|
| |
| |||||||||
28 | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Конструирование
| 1 | Изделие: вертолёт «Муха».
| Познакомить учащихся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоятельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона; познакомить с новым материалом — пробкой и способами работы с ним. | Проявлять интерес: к изучению темы; к способам передвижения по воздуху и поиску ответов на собственные вопросы, определять возможности летательных устройств (воздушный шар, вертолёт) для передвижения в воздухе | Раскрывать значение «модель», «схема», «воздушный шар», «вертолёт», «папье-маше» и использовать их в активном словаре; различать условные обозначения оригами разных видов и обосновывать своё мнение; определять материалы для изготовления изделия из папье-маше; формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. о процессе изготовления изделия в технике папье-маше.
|
09.04 С.120-122 |
| |
29 | Работа с бумагой. Папье - маше | 1 | Изделие: воздушный шар.
| Продолжить знакомить учащихся с возможностями использования технологии изготовления изделий из папье-маше; отработать навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне; учить подбирать бумагу для выполнения изделия. | Уметь применять технологию изготовления изделий из папье-маше; уметь применять варианты цветового решения композиций из воздушных шаров. | Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, выбирать вариант выполнения задания; использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания. Обсуждение по следующим вопросам: какие материалы применяются в технологии изготовления изделия из папье-маше? Какую бумагу мы будем использовать в работе над изделием? Что можно делать из папье-маше? |
16.04 с.122-124 |
| |
30 | Человек и информация ( 5 часов)
Переплётная мастерская
|
1 |
Изделие: переплётные работы.
| Познакомить с процессом книгопечатания, с целью создания переплёта книги, его назначением; познакомить с упрощённым видом переплёта; закрепить навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия. Планируемые результаты: научиться выполнять работу над простым видом переплёта при изготовлении изделия «Переплётные работы».
| Проявлять интерес к истории книгопечатания проявлять бережное отношение к книге.
| Раскрывать значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определять назначение переплёта и обосновывать своё мнение; определять материалы для выполнения переплёта книги и обосновывать своё мнение. формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. используя план; выполнять самооценку учебного задания, Рассказывать: о возникновении книгопечатания; о назначении переплёта книги. Выполнять твердый переплёт папки достижений. | 23.04 С.126-127 |
| |
31 | Почта | 1 |
Экскурсия на почту. | Познакомить учащихся с различными видами почтовых отправлений, с процессом доставки почты, с профессиями, связанными с почтовой службой; формировать умение кратко излагать информацию, познакомить с понятием «бланк», показать способы заполнения бланка на практическом уровне. | Проявлять интерес к средствам передачи информации, заполнять бланк телеграммы. Рассчитывать стоимость телеграммы. Формулировать и писать фразу конструктивно
| Раскрывать значение понятий «почта», «почтальон», «бланк», «письмо», «корреспонденция», «телеграмма», «телефон», «журнал», «газета», «посылка», «почтовый служащий», «почтовый ящик» и использовать их в активном словаре; определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение; определять функции работников почты и обосновывать своё мнение; определять необходимый объём текста телеграммы адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога, рассказывать: о способах передачи письменной информации;
|
30.04 С.128-129 |
| |
32-33 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё
ОБЖ «Вредные привычки» |
2 | Изделие: проект «Кукольный театр».
Проект „Кукольный театр“».
Золотое шитьеадыгов.
| Закрепить навыки шитья и навыки проектной деятельности, работы в группе; научить изготавливать пальчиковых кукол. | Проявлять интерес к театру кукол; проявлять интерес к изготовлению пальчиковой куклы, обосновывать своё мнение; соотносить виды кукол и типы театров кукол и обосновывать своё мнение.
| Раскрывать значение понятий «театр», «театр кукол», «кукловод», «художник, декоратор», «марионетка» и использовать их в активном словаре; определять роль актёра-кукловода в театре кукол. формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; приходить к общему мнению при оценивании выполненного учебного задания. выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Разбираться в понятиях: сцена, занавес, раздвижной занавес, подъёмный занавес, нераздвижной занавес, кулисы Обсудить проект создания декорации к сказке Красная шапочка выполнить работу над изделием «Сцена и занавес» и разгадать кроссворд «Театр». | 07. 05 14.05 С.130-132
23.05 С.133-135 |
| |
34 | Афиша. Изделие «Афиша» . | 1 | Изделие: проект-презентация «Работа на компьютере».
| Познакомить учащихся со значением сети Интернет в жизни человека, сформировать начальное представление о поиске информации в Интернете; формировать умение на основе заданного алгоритма определять и находить адреса в Интернете. | Уметь находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска
| Уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам Обсуждать темы интересной, практической информации Научиться сохранять закладки на найденную информацию |
21.05 С.135-139 |
| |
35 | Выставка работ.
ОБЖ «Основы здорового образа жизни и безопасность человека | 1 |
|
|
|
|
28.05
|
|
Планируемые результаты освоения программы по технологии
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Предметные
Обучающиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные. Регулятивные.
Обучающиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Познавательные.
Обучающиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Обучающиеся должны уметь:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Обучающиеся могут знать:
что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Обучающиеся могут уметь:
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений
33