Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология», «Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология», на основе рекомендации по изучению элективного курса для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений «Профессиональное самоопределение школьников» под редакцией Ретивых М.В., Симоненко В.Д.
Учебный план образовательного учреждения отводит 34 учебных часа для обязательного изучения предмета «Технология» в 9 классе образовательной области «Технология», из расчета 1 ч в неделю.
Планируемые предметные результаты
учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Содержание учебного предмета
I. Основы жизненного и профессионального самоопределения. (6ч.)
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Жизненное самоопределение человека. Формирование представления о сущности жизненного самоопределения, смысла и цели жизни.
Формирование понимания сущности и структуры процесса профессионального самоопределения и развития.
2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития.
Формирование представления о значении, условиях и правилах правильного выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».
3. Значение, ситуация и правила выбора профессии.
Правила выбора профессии.
4. Типичные ошибки при выборе профессии.
Формирование у учащихся представления о типичных ошибках при выборе профессии
5. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура
Ознакомление учащихся с сущностью, назначением, структурой и содержанием творческого проекта «Мой выбор».
6. Тестовый контроль знаний по разделу.
Тест №1 «Основы жизненного и профессионального самоопределения»
II. Мир труда и профессии (6ч.)
1. Профессия и специальность: происхождение и сущность.
Формирование у школьников представления о происхождении и сущности понятий «профессия», «специальность», «должность».
2. Многообразие мира труда.
Формирование у учащихся представления о сущности, видах, сферах и отраслях труда и секторах экономики. Формирование психологической готовности к трудовой деятельности.
3. Классификация профессий. Формула профессии.
Формирование у учащихся представления об основных признаках профессиональной деятельности, о способах классификации профессий и определения формулы профессии.
4.Профессиональная деятельность и карьера человека.
Ознакомление с сущностью и структурой профессиональной деятельности и карьеры.
5. Рынок труда и его требования к профессионалу.
Формировании представления о сущности и состоянии рынка труда, его требованиях к современному профессионалу.
Формирование потребности в постоянном общем и профессиональном развитии.
6. Тестовый контроль знаний по разделу. Тест №2 «Мир труда и профессий».
III. Человек и профессия (10ч.)
1. Профессионально важные качества человека.
Формирование представления о профессионально важных качествах человека.
2. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии.
Формирование представления об интересах, склонностях и мотивах выбора профессии.
3. Особенности психических процессов и выбор профессии.
Формирование представлений о психических процессах.
4. Темперамент и выбор профессии.
Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.
5. Характер и выбор профессии.
Формирование представления о сущности, чертах, типах характера и его роли профессиональной деятельности человека.
6. Роль способностей в профессиональной деятельности.
Формирование представления о сущности, видах способностей и их роли в профессиональной деятельности человека. Осознание своих профессиональных способностей.
7. Тип личности и выбор профессии.
Формирование представления о социально- профессиональном типе личности и его роли в профессиональной деятельности.
8.Профессиональная деятельность и здоровье.
Формирование представления о социально- профессиональном типе личности и его роли в профессиональной деятельности.
9.Профессиональная пригодность и самооценка.
Формирование представления о сущности, степени профессиональной пригодности и самооценки. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.
10. Тестовый контроль знаний по разделу. Тест №3 «Мир труда и профессий».
IV. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении
(12 ч.)
1. Анализ профессиональной деятельности.
Формирование представления об источниках информации о профессиях. Формирование умений пользования профессиограммой как комплексной характеристикой профессии.
2.Профессиональные пробы и творческие проекты.
Формирование представления о сущности, содержании профессиональных проб и творческих проектов.
Ознакомление с методикой выполнения профессиональных проб и творческих проектов.
3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка.
Сущность профильного обучения и предпрофильной подготовки.
4. Пути получения профессионального образования.
Формирование представления о сущности, уровнях и системе профессионального образования.
5.Профессиональная консультация.
Формирование представления о сущности, видах и содержании профессиональной консультации.
6.Профессиональное самоопределение и самовоспитание.
Формирование представления о человеческих ресурсах, сущностях, методах и способов профессионального саморазвития и самовоспитания.
7. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. Формирование представления о структуре готовности к профессиональному самоопределению и алгоритма принятия решения о профессиональном выборе.
8. Тестовый контроль знаний по разделу. Тест №4 «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении».
9. Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита. – 4ч. Формирование и развитие проектной деятельности. Выполнение, обсуждение и защита проектов
Резервный урок-1ч
Повторение по разделу
«Слагаемые успеха в профессиональной деятельности»
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Раздел/тема | | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| по плану | факт. | |
I. Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения»-6ч. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Жизненное самоопределение человека | 1 | 07.09 | | |
2 | Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития | 1 | 14.09 | | |
3 | Значение, ситуация и правила выбора профессии | 1 | 21.09 | | |
4 | Типичные ошибки при выборе профессии | 1 | 28.09 | | |
5 | Творческий проект «Мой выбор» | 1 | 05.10 | | |
6 | Тестовый контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения» | 1 | 12.10 | | |
II.Раздел «Мир труда и профессий»- 6ч. |
7 | Профессия и специальность: происхождение и сущность | 1 | 19.10 | | |
8 | Многообразие мира труда | 1 | 26.10 | | |
9 | Классификация профессий. Формула профессии | 1 | 09.11 | | |
10 | Профессиональная деятельность и карьера человека | 1 | 16.11 | | |
11 | Рынок труда и его требования к профессионалу | 1 | 23.11 | | |
12 | Тестовый контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий» | 1 | 30.11 | | |
III. Раздел «Человек и профессия» - 10ч. |
13 | Профессионально важные качества человека | 1 | 07.12 | | |
14 | Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии | 1 | 14.12 | | |
15 | Особенности психических процессов и выбор профессии | 1 | 21.12 | | |
16 | Темперамент и выбор профессии | 1 | 28.12 | | |
17 | Характер и выбор профессий | 1 | 11.01 | | |
18 | Роль способностей профессиональной деятельности | 1 | 18.01 | | |
19 | Тип личности и выбор профессии | 1 | 25.01 | | |
20 | Профессиональная деятельность и здоровье | 1 | 01.02 | | |
21 | Профессиональная пригодность и самооценка | 1 | 08.02 | | |
22 | Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия» | 1 | 15.02 | | |
IV. Раздел «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» - 12ч. |
23 | Анализ профессиональной деятельности | 1 | 22.02 | | |
24 | Профессиональная проба и творческие проекты | 1 | 01.03 | | |
25 | Профильное обучение и предпрофильная подготовка | 1 | 15.03 | | |
26 | Пути получения профессионального образования | 1 | 22.03 | | |
27 | Профессиональная консультация | 1 | 05.04 | | |
28 | Профессиональное самоопределение и самовоспитание | 1 | 12.04 | | |
29 | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. | 1 | 19.04 | | |
30 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта | 1 | 26.04 | | |
31 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | 1 | 03.05 | | |
32 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | 1 | 10.05 | | |
33 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | 1 | 17.05 | | |
34 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | 1 | 24.05 | | |
35 | Повторение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» | 1 | 31.05 | | |