СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии в 5-9 классах

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 5,6,7,8,9 классов. Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование, содержание учебной программы и поурочное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии в 5-9 классах»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

Краскова В.В.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

Золотарёва О.А.



УТВЕРЖДЕНО

приказом

директора школы

от «___» ______2017 г.

№ _____

Шабанова Е.М.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Алексеева Антона Юрьевича

по учебному предмету

«Технология»

5-9 классы

(базовый уровень)
















2018-2019


5 класс

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

  • что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

  • основные параметры качества детали: форма, размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

  • какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

  • общее устройство столярного и слесарного верстака, уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;

  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

  • виды пиломатериалов;

  • особенности применения тонколистового металла и проволоки;

  • принципы ухода за одеждой и обувью.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • выполнять основные операции при обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия по инструкционно-технологическим картам;

  • выполнять простейшие операции при работе с тонколистовым металлом и проволокой (разметка, резание, гибка, сверление);

  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей;

  • понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

  • графически изображать основные виды механизмов передач;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

  • соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах, клепкой, пайкой;

  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхности красками и лаками).









6 класс

Планируемые результаты освоения программы:

Знать и понимать:

Основные технологические понятия; назначения и технологические свойства материалов; назначение и устройство инструментов, приспособлений, машин и оборудования.

Влияние различных технологий на окружающую среду и здоровье человека.

Профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Правила безопасности эксплуатации бытовой техники.

Виды ремонтно-отделочных работ, средства оформления интерьера, виды санитарно-технических устройств.

Понятия технологическая карта, чертеж, эскиз, схема.

Сферы современного производства.

Уметь:

Рационально организовывать рабочее место.

Проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием основных технологий и доступных материалов.

Применять конструкторскую и технологическую информацию

Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты, оборудование для выполнения работ.

Составлять учебные технологические карты, соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Находить информацию об учреждениях профессионального образования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации.

Создания изделий или получения продукта с использованием машин и инструментов.

Осуществление сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

Выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов, схем изделий.

Обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объектов труда или услуга.













7 класс

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

  • о современных технологиях;

  • о чёрных и цветных металлах и сплавах, их свойствах и области применения;

  • роль техники и технологии в развитии человечества;
    классификацию машин по их функциям;

  • о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения    технологии обработки деталей;

  • общие принципы технического и художественного конструирования изделий;

  • основы художественной обработки древесины или металлов;

  • возможности и уметь использовать ЭВМ, в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

Учащиеся должны уметь:

  • привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства;

  • выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;

  • выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;

  • рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;

  • работать распределяя и согласовывая совместный труд;

  • составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;

  • конструировать и изготавливать объёмные изделия типа игрушек-сувениров и т. п.;

  • конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения художественной обработки древесины или металлов;

  • применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.













8 класс

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:
- Знать цели и значение семейной экономики;
- Знать общие правила ведения домашнего хозяйства;
- Знать роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
- Знать необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества    в целом и каждого его члена;
- Знать цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
- Знать сферы трудовой деятельности;
- Знать принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
- Знать принципы работы и использование типовых средств защиты;
- Знать о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
- Знать способы определения места расположения скрытой электропроводки;
- Знать устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
- Знать как строится дом;
- Знать профессии  строителей;
- Знать как устанавливается врезной замок;
- Знать основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
- Знать особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
- Знать основные условие обозначения на кинематических и электрических схемах.
Учащиеся должны уметь:
- уметь анализировать семейный бюджет;
- уметь определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
- уметь анализировать рекламу потребительских товаров;
- уметь выдвигать деловые идеи;
- уметь осуществлять самоанализ развития своей личности;
- уметь соотносить требования профессий к человеку и его личным  достижениям;
- уметь собирать простейшие электрические цепи;
- уметь читать схему квартирной электропроводки;
- уметь определять место скрытой электропроводки;
- уметь подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
- уметь установить врезной замок;
- уметь утеплять двери и окна;
- уметь анализировать графический состав изображения;
- уметь читать несложные архитектурно-строительный чертёж.





9 класс

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

-роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленности энергетики и транспорта;

- принципы работы назначение и устройство основных технологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;

-свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (физические, технические, технологические);

- традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

- способы передачи, использования и экономии электроэнергии;

-роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

-требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей;

Учащиеся должны уметь:

-рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учётом требований дизайна;

-читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

-составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико–технологических требований и существующих условий;

- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

-собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

-находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью компьютера;

-выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учётом региональных условий и традиций;

-управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их неисправность;

-выполнять простые строительно-отделочные и санитарно-технические работы;

-осуществлять анализ экономической деятельности (производственной и семейной),

-проявлять предпринимательскую инициативу.




5 класс

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (16 час)

Основные теоретические сведения

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (18 час)

Основные теоретические сведения

Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.

Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Механизмы технологических машин (4 час)

Основные теоретические сведения

Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.  

Практические работы

Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”. Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.  

Электромонтажные работы (4 час)

Основные теоретические сведения

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях.  

Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока (3 час)

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.

 

Практические работы

Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.

Технологии ведения дома (5 час)

Основные теоретические сведения

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы

Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.

Творческая, проектная деятельность (18 час)

Основные теоретические сведения

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).

Практические работы

Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.    
































6 класс

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (20 час)

Основные теоретические сведения

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.

Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений. Основные технологические операции и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.

Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

Практические работы

Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины.

Чтение чертежей (эскизов) деталей призматической и цилиндрической форм: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте.

Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака. Ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями и сверления отверстий с помощью сверлильного станка.

Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса; определение припуска на обработку; строгание заготовки, пиление с использованием стусла. Разметка и изготовление уступов, долбление древесины; соединение деталей «в полдерева», на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия. Сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (18час)

Основные теоретические сведения

Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката.

Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, лыски, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей деталей и изделий.

Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.

Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штангенциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило. Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений: поддержка, натяжка, обжимка. Виды заклепок. Основные технологические операции изготовление деталей из сортового проката и особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка. Соединение деталей в изделии на заклепках.

Практические работы

Определение видов сортового проката. Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов.

Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном станке.

Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля; резание заготовок слесарной ножовкой; сверление отверстий на сверлильном станке, опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений; отделка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, формирование замыкающей головки.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам (3 час)

Основные теоретические сведения

Технологические машины. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчет.

Практические работы

Чтение кинематической схемы. Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора. Проверка модели в действии. Подсчет передаточного отношения в зубчатой передаче по количеству зубьев шестерен.

Электромонтажные работы (3 час)

Основные теоретические сведения

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ с использованием пайки. Виды проводов, припоев, флюсов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы пайки. Приемы электромонтажа. Устройство и применение пробника на основе гальванического источника тока и электрической лампочки. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.

Практические работы

Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Оконцевание, соединение и ответвление проводов с использованием пайки или механическим способом. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи.

Устройства с электромагнитом (3 час)

Основные теоретические сведения

Организация рабочего места. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.

Практические работы

Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства. Разработка схем и сборка моделей электротехнических установок и устройств с электромагнитом из деталей электроконструктора. Проверка моделей в действии. Проверка работы промышленного низковольтного электромагнитного реле.

Технологии ведения дома (5 час)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.

Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков.

Практические работы

Выполнение эскиза интерьера жилого помещения. Выполнение эскизов элементов интерьера. Оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений.

Творческая, проектная деятельность (16 часов)

Основные теоретические сведения

Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации.

Практические работы

Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.    

7 класс

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (14 час)

Основные теоретические сведения

Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.

Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.

Практические работы

Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.

Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.

Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов

Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (4 час)

Основные теоретические сведения

Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.

Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.

Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей

Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.

Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.

Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.

 

Практические работы

Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.

Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (1 час)

Основные теоретические сведения

Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения.Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.

Практические работы

Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.

Устройства с элементами автоматики (2 час)

Основные теоретические сведения

Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.

Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.

Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.

Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы

Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры.

Технологии ведения дома (3 час)

Основные теоретические сведения

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

  Практические работы

Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.

Творческая, проектная деятельность (10 часов)

Основные теоретические сведения

Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.

Практические работы

Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.


























8 класс

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (2 час)

Основные теоретические сведения

Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах.

  Практические работы

Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (9 час)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов.

Практические работы

Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Электротехнические работы (2 час)

Основные теоретические сведения

Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

  Практические работы

Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. .

Рациональное планирование расходов (3 час)

Основные теоретические сведения

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

  Практические работы

Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснова ние

Ремонтно-отделочные работы в доме (2 час)

Основные теоретические сведения

Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.

Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.

Способы размещения декоративных растений.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Практические работы

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации (2 час)

Основные теоретические сведения

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.

Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.

Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта.

Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.

Практические работы

Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.

Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах.

Сферы производства и разделение труда (2 час)

Основные теоретические сведения

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.  

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.

Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 час)

Основные теоретические сведения

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии.

  Практические работы

Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.




Творческая, проектная деятельность (10 час)

Основные теоретические сведения

Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Методы сравнения вариантов решений. Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Содержание проектной документации. Формы проведения презентации проекта.

  Практические работы

Выбор вида изделия на основе анализа потребностей. Дизайнерская проработка изделия (при наличии компьютера с использованием информационных технологий). Защита проекта будущего изделия. Составление чертежей деталей и технологических карт их изготовления. Изготовление деталей. Сборка изделия. Отделка изделия (по выбору). Контроль качества работы. Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Подготовка пояснительной записки. Презентация проекта.































9 класс

Сборка простых электронных устройств (9 час)

Основные теоретические сведения

Измерительные приборы для измерения тока, напряжения, сопротивления. Способы подключения измерительных приборов. Использование авометра для поиска неисправности в электрической цепи.

Качественная характеристика свойств полупроводниковых диодов и транзисторов (односторонняя проводимость, способность усиливать электрические сигналы). Условные обозначения полупроводниковых приборов на схемах. Резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы в цепях электронных приборов, их назначение и обозначение на электрических схемах.

Схема выпрямителя переменного тока. Схема однокаскадного усилителя на транзисторе. Понятие об электронных устройствах автоматики.

Понятие о квантовых генераторах и волоконно-оптической связи.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Электромагнитное «загрязнение» окружающей среды.

Профессии, связанные с разработкой, производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы

Измерение параметров цепи с помощью авометра (ампер-вольт-омметра). Проверка авометром исправности полупроводниковых диодов. Сборка из готовых элементов конструктора выпрямителя для питания электронной аппаратуры и проверка его функционирования. Сборка из готовых деталей конструктора однокаскадного усилителя на транзисторе (мультивибратора или электронного датчика) и проверка его работоспособности.

Введение в предпринимательскую деятельность (2 час)

Основные теоретические сведения

Особенности деятельности менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Сущность предпринимательской деятельности. Особенности индивидуальной трудовой деятельности. Методы исследования рынка и спроса на товары и услуги. Инновационный менеджмент и жизненный цикл инновации. Бизнес-план и его основные компоненты. Методы оценки себестоимости производства продукта и определения цены товара. Виды рекламы и основные требования к ее разработке.

Практические работы

Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Проектирование изделия или услуги*. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок.

Черчение и графика (11 час)

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Основные теоретические сведения

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Применение ЭВМ для подготовки графической документации.

Практические работы

Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.

Геометрические построения

Основные теоретические сведения

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Практические работы

Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

Основные теоретические сведения

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

Практические работы

Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.

Сечения и разрезы

Основные теоретические сведения

Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.

Практические работы

Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.

Сборочные чертежи

Основные теоретические сведения

Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.

Практические работы

Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.

Прикладная графика

Основные теоретические сведения

Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ.

Практические работы

Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака.


Современное производство и профессиональное образование (4 час)

  Сферы производства и разделение труда

Основные теоретические сведения

Основные структурные подразделения производственного предприятия (предприятия сервиса). Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.  

Практические работы

Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников.

Профессиональное образование и профессиональная карьера

Основные теоретические сведения

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

 

Практические работы

Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Творческая, проектная деятельность (8 час)

Основные теоретические сведения

Методы поиска предпринимательской идеи. Характеристики предпринимательской идеи. Оценка перспективности предпринимательской идеи. Порядок составления бизнес-плана.

Использование ЭВМ для проектирования. Техника разработки предпринимательской идеи. Экономия материалов и энергии. Новизна изделия и его возможные потребители. Доход и прибыль с продаж. Понятие о налогообложении.

Практические работы

Выдвижение предпринимательской идеи. Выбор вида изделия с учетом возможного потребительского спроса. Анализ возможностей качественного выполнения изделия. Оценка возможной серийности выпуска продукции при коллективной организации труда. Планирование технологического процесса. Изготовление изделия (или серии изделий). Контроль качества и потребительских свойств. Определение способов реализации изделия (или изделий). Разработка предложений по возможной рекламе. Защита проекта.

 












5 класс

№ урока

Дата


Тема урока


1-2


Введение. Древесина и ее применение.

Л/р №1 «Ознакомление с породами древесины и образцами фанеры»

3-4


Понятие об изделии и детали

Пр/р №1 «Чтение чертежа плоскост­ной детали»

5-6


Столярный верстак и ручные инструменты для обработки древесины.

Л/р №2 «Ознакомление с устройством винтовых зажимов столярного верстака»

7-8


Разметка заготовок. Пиление древесины поперёк волокон.

Пр/р №2 «Пиление фанеры и брусков по линии разметки»

9-10


Назначение и устройство лобзика.

Пр/р №3 «Выпиливание по криволинейному контуру»

11-12


Выпиливание лобзиком.

Пр/р №4 «Обработка деталей и отделка их выжиганием»

13-14


Сборочные работы.

Пр/р №5 «Сборка изделий при помощи клея и гвоздей»

15-16


Отделка изделия

Пр/р №6 «Декорирование и отделка изделия»

17-18


Металлы и их свойства.

Л/р №3 «Ознакомление с видами металлов»

19-20


Понятие об изделии и детали.

Пр/р №7 «Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки»

21-22


Слесарный верстак и его назначение.

Л/р №4 «Ознакомление с устройством слесарных тисков»

23-24


Разметка плоских заготовок с помощью шаблонов и инструментов.

Пр/р №8 «Разметка заготовок с помощью шаблона и разметочных инструментов».

25-26


Резание тонколистового металла.

Пр/р №9 «Резание жести ручными ножницами»

27-28


Гибка тонколистового металла.

Пр/р №10 «Сгибание заготовки в тисках и с помощью приспособлений»

29-30


Соединение деталей однофальцовым швом.

Пр/р №11«Соединение деталей однофальцовым швом»

31-32

33-34


Ручные инструменты для обработки проволоки

Пр/р №12 «Изготовление изделий из проволоки»

35-36



Механизмы технологических машин

Пр/р №13 «Сборка моделей механизмов из деталей конструктора»

37-38


Устройство сверлильного станка

Л/р №5 « Изучение устройства сверлильного станка»

39-41


Электрические работы в быту.

Пр/р № 14 «Выполнение оконцовывания и сращивания проводов»

42-43


Бытовые электрические светильники

Пр/р № 15 «Сборка светильника с помощью деталей электроконструктора»

44-45


Простейшие электрические цепи

Л/р №6 «Сборка неразветвленных электрических цепей»

46-48


Мелкий ремонт мебели.

49-50


Уход за окнами.

Пр/р № 16 «Утепление окон к зимнему периоду».

51-52


Проектные работы.

Пр/р № 17 «Определение последовательности творческого проекта»

53-55


Организационно-подготовительный этап

Пр/р № 18 «Выбор и обоснование проекта»

56-58


Организационно-подготовительный этап.

Пр/р № 19 «Разработка конструкторско- технологической документации»

59-60


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р № 20 « Выполнение проектного задания»

61-62


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №21 «Изготовление проектных изделий»

63-64


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №22 «Сборка и отделка изделия»

65-66


Заключительный этап

Пр/р № 23 «Работа с проектной документацией»

67-68


Защита проекта


6 класс

урока

Дата



Тема урока



1-2



Вводное занятие. Свойства древесины.

3-4


Виды пиломатериалов.

Л/р №1 «Пиломатериалы применяемые в столярном производстве»

5-6


Элементы графической грамоты

Пр/р №1 «Выполнение чертежа призматической детали»

7-8


Конструирование изделия.

Пр/р №2 «Разметка деталей изделия»

9-10


Изготовление изделий из древесины.

Пр/р №3 «Пиление и строгание деталей изделия»

11-12


Изготовление изделий из древесины.

Пр/р №4 « Сборка и отделка изделия»

13-14


Соединение вполдерева

Пр/р №5 «Изготовление модели соединения»

15-16


Шиповые соединения

Пр/р №6 «Изготовление шипов и проушин»

17-18


Устройство сверлильного станка

Л/р№2 «Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка»

19-20


Выпиливание лобзиком.

Пр/р №7 «Изготовление подставки под горячее»

21-23


Металлы и сплавы.

Л/р№3 «Ознакомление с видами металлического проката»

24-25


Разметка и резание заготовок из сортового проката.

Л/р№4 «Измерение штангенциркулем»

26-27


Рубка заготовок из сортового проката .

Пр/р №8 «Рубка металла»

28-29


Сверление отверстий в заготовках из сортового проката

Пр/р №9 «Сверление отверстий»

30-31


Опиливание заготовок из сортового проката

Л/р№ 5 «Ознакомление с видами напильников»

32-34


Сборка и отделка изделий.

Пр/р №10 «Изготовление изделий на заклепках»

35-36


Комплексные работы

37-38


Зубчатые передачи

Пр/р №11 «Подсчет передаточного отношения»

39-41


Сборка моделей технологических машин

Пр/р №12 «Сборка моделей из деталей конструктора»

42-44


Электромонтажные работы

Пр/р №13 «Изготовление удлинителя»

45-47


Устройства с электромагнитом

Пр/р №14 «Сборка модели с электромагнитом»

48-50


Эстетика и экология жилища.

Пр/р №15 «Выполнение эскиза интерьера жилого помещения»

51-52


Эстетика и экология жилища.

Пр/р №16 «Выполнение эскизов элементов интерьера»

53-54


Проектные работы

Пр/р № 17 «Определение последовательности творческого проекта»

55-56


Организационно-подготовительный этап

Пр/р № 18 «Выбор и обоснование проекта»

57-58


Организационно-подготовительный этап

Пр/р №19 «Разработка конструкторско-технологической документации»

59-60


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р № 20 « Выполнение проектного задания»

61-62


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №21 «Изготовление проектных изделий».

63-64


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №22 «Сборка и отделка изделия»

65-66


Заключительный этап

Пр/р № 23 «Работа с проектной документацией»

67-68



Защита проекта.



7 класс

урока

Дата



Тема урока



1


Введение. Физико-механические свойства древесины.

Л/р №1 «Определение твердости древесины»

2


Виды и способы соединения деталей в изделиях из древесины.

Пр/р №1 «Изготовление декоративной полки»

3-4


Шиповые столярные соединения

Пр/р №2 «Изготовление рамы для картины»

5


Конструкторская и технологическая документация.

Пр/р №3 « Сборочный чертеж»

6


Устройство токарного станка по дереву СТД - 120

Л/р №2 «Ознакомление с устройством токарного станка»

7


Токарная обработка древесины.

Пр/р № 4 «Изучение приемов точения древесины»

8-9


Художественные токарные работы.

Пр/р № 5 «Изготовление матрешки»

10


Резьба по дереву.

Резной декор крестьянской утвари

11


Исходные элементы геометрической резьбы.

Пр/р № 6 «Составление орнамента на бумаге»

12


Геометрическая резьба по дереву.

Пр/р № 7 «Выполнение основных элементов орнамента»

13-14


Геометрическая резьба по дереву.

Пр/р № 8 «Изготовление разделочной доски»

15


Элементы автоматики

Пр/р № 9 «Чертеж автоматического устройства»

16


Устройство и кинематическая схема ТВС.

Л/р №3 «Изучение токарно-винторезного станка ТВ-6»

17


Металлы и сплавы.

Л/р №4 « Ознакомление с видами металлического проката. ММК»

18




Инструменты и приспособления для работы на ТВ-6

Л/р №5 «Ознакомление с токарными резцами»

19


Точение деталей на токарно-винторезном станке

Пр/р № 10 «Точение двухступенчатого вала»

20


Резьбовое соединение деталей.

Пр/р № 11 «Чертеж резьбового соединения»

21


Сборка разветвленных электрических цепей

Л/р №6 «Составление схемы квартирной электропроводки»

22


Счетчик электроэнергии

Пр/р № 12 «Расчет потребляемой электроэнергии»

23


Экология современного дома

Пр/р № 13 «План размещения осветительных приборов»

24


Бытовая техника нашего дома

Пр/р № 13 «Подбор бытовой техники для дома»

25


Выбор и обоснование проекта

Пр/р № 14 «Определение последовательности творческого проекта»

26


Организационно-подготовительный этап

Пр/р № 15 «Разработка вариантов. Изготовление эскизов и чертежей»

27


Организационно-подготовительный этап

Пр/р № 16 «Изготовление технологических карт. Экономические расчеты»

28


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р № 17 « Выполнение проектного задания»

29


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №18 «Изготовление проектных изделий»

30



Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №19 «Сборка и отделка изделия»

31-32



Заключительный этап

Пр/р № 20«Работа с проектной документацией»

33-34



Защита проектов


8 класс

урока

Дата

Тема урока


1


Вводное занятие. Сложные механизмы

Пр/р №1 «Сборка сложных механизмов».

2


Сложные механизмы

Л/р№1«Составление кинематической схемы станка ТВ-6»

3


Представление о себе и профессии

Пр/р №2«Твои интересы»

4


«Секреты» выбора профессии.

Пр/р №3 «Стратегия правильного выбора профессии»

5


Личный профессиональный план.

Пр/р №4 «Составление личного профессионального плана»

6


Индивидуальные интересы.

Пр/р №5 «Составление карты интересов учащихся»

7


Электропривод

Л/р № 2 «Сборка модели электропривода».

8


Электрические двигатели

Л/р № 3 «Изучение устройства однофазного электродвигателя»

9


Бюджет семьи.

Пр/р №6 «Определение доходов семьи»

10


Расходная часть бюджета.

Пр/р №7 «Определение расходов семьи»

11


Права потребителей и их защита.

Пр/р №8 «Выбор способа совершения покупки»

12


Ремонтно-отделочные работы в доме

Пр/р №9 «Подготовка поверхностей стен помещений под окраску»

13


Ремонтно-отделочные работы в доме

Пр/р №10 «Работа по каталогам строительно-отделочных материалов»

14


Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.

Пр/р №11 «Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения»

15


Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.

Пр/р № 12 «Изготовление резиновых шайб и прокладок»

16


Виды поделочных материалов и их свойства

17


Традиционные виды декоративно-прикладного творчества России

П/р № 13 «Разработка эскизов изделий»

18


Резьба по дереву

Пр/р № 14 «Изготовление шкатулки»

19-

20


Резьба по дереву

Пр/р №15 «Резные работы на столярном изделии»

21


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

Пр/р №16 «Точение изделий на токарном станке»

22


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

Пр/р №17 «Точение конических поверхностей на ТВС»

23-

24


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

Пр/р №18 « Обработка, сборка и отделка изделия»

25


Проектные работы

Пр/р № 19 «Планирование проектной деятельности»

26


Организационно-подготовительный этап

Пр/р № 20 «Выбор и обоснование проекта»

27


Организационно-подготовительный этап

Пр/р №21 «Разработка конструкторско- технологической документации»

28


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р № 22 « Выполнение проектного задания»

29


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №23 «Изготовление проектных изделий»

30


Технологический этап. Изготовление изделия.

Пр/р №24 «Сборка и отделка изделия»

31-32


Заключительный этап

Пр/р № 25 «Работа с проектной документацией»

33-34


Защита проекта





9 класс

пп

Дата

Тема урока


1.


Введение. Техника безопасности. Пожарная безопасность.

2.


Многообразие мира профессий.

Тест «В мире профессий»

3.


Труд в профессиональной деятельности человека.

Тест «Коммуникативность»

4.


Классификация профессий.

Пр.р №1 «Составление формулы профессии»

5-6


Точение фасонных поверхностей

Пр.р №2-4 «Точение фасонных поверхностей, растачивание отверстий»

7-8.


Классификация станков

Пр.р №5 «Составление таблицы классификации станков»

9-10


Устройство металлорежущих станков.

Пр.р №6 «Чтение кинематических схем»

11-12.


Изделия декоративно-прикладного назначения.

Пр.р №7-9 «Изготовление изделия»

13.


Простые автоматические устройства

Л.р №1 «Измерение параметров цепи с помощью авометра»

14.


Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности

Л.р № 2 «Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета»

15.


Технология управленческой деятельности

16.


Правила оформления чертежей.

Гр.р №1 «Линии чертежа. Правила нанесения размеров»

17.


Чтение чертежей. Анализ геометрической формы предмета.

Пр.р №10 «Чтение чертежа детали»

18.


Геометрические построения

Гр.р №2 «Деление окружностей на равные части»

19.


Центральное, прямоугольное и параллельное проецирование.

Гр.р № 3 « Чертеж детали в трех видах»

20.


Аксонометрические проекции.

Гр.р № 4 «Построение аксонометрических проекций»

21.


Эскиз и технический рисунок детали.

Гр.р № 5 «Выполнение технического рисунка»

22.


Сечения и разрезы.

Гр.р № 6 « Выполнение сечения детали»

23.


Сечения и разрезы.

Гр.р № 7 « Выполнение разреза детали»

24.


Сборочные чертежи.

Пр.р № 11 «Чтение сборочного чертежа»

25.


Общие сведения о соединениях деталей.

Гр.р № 8 «Выполнение чертежа типового соединения»

26.


Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

Пр.р № 12 «Чтение сборочных чертежей»

27-28.


Творческая проектная деятельность.

Пр.р №13 «Разработка проектной документации»

29-30.


Творческая проектная деятельность.

Пр.р №14-17 «Изготовление изделия»

31-32


Творческая проектная деятельность.

Пр.р №18 «Расчет себестоимости готового изделия»

33-34


Защита проекта






















Тематическое планирование 5 класс

тема

Кол-во часов

теор

практ

1

Технологии изготовления изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.

16 ч

8

8

2

Технологии создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.

18 ч

9

9

3

Механизмы технологических машин.

4 ч

2

2

4

Электрические работы в быту.

4 ч

2

2

5

Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока.

3 ч

3

-

6

Технологии ведения дома.

5 ч

3

2

7

Творческая проектная деятельность.

18 ч

10

8


Итого:

68 ч




Тематическое планирование 6 класс

тема

Кол-во часов

теор

практ

1

Технологии изготовления изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.

20 ч

11

9

2

Технологии создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.

18 ч

10

8

3

Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам.

3 ч

2

1

4

Электромонтажные работы.

3 ч

2

1

5

Устройства с электромагнитом.

3 ч

2

1

6

Технологии ведения дома.

5 ч

3

2

7

Творческая проектная деятельность.

16 ч

9

7


Итого:

68 ч












Тематическое планирование 7 класс

тема

Кол-во часов

теор

практ

1

Технологии изготовления изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации.

14 ч

4

10

2

Технологии создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.

4 ч

-

4

3

Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам.

1 ч

-

1

4

Устройства с элементами автоматики.

2 ч

-

2

5

Технологии ведения дома.

3 ч

-

3

6

Творческая проектная деятельность.

10 ч

3

7


Итого:

34 ч




Тематическое планирование 8 класс

тема

Кол-во часов

теор

практ

1

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование.

2 ч

-

2

2

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

9 ч

-

9

3

Электротехнические работы.

2 ч

-

2

4

Рациональное планирование расходов.

3 ч

-

3

5

Ремонтно-отделочные работы в доме.

2 ч

1

1

6

Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.

2 ч

1

1

7

Сферы производства и разделения труда.

2 ч

-

2

8

Профессиональное образование и профессиональная карьера.

2 ч

1

1

9

Творческая проектная деятельность.

10 ч

3

7


Итого:

34 ч




Тематическое планирование 9 класс

тема

Кол-во часов

теор

практ

1

Сборка простых электронных устройств.

9 ч

2

7

2

Введение в предпринимательскую деятельность.

2 ч

1

1

3

Черчение и графика.

11 ч

2

9

4

Современное производство и профессиональное образование.

4 ч

-

4

5

Творческая, проектная деятельность.

8 ч

5

3


Итого:

34 ч




*