СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа основного общего образования по технологии для учащихся 5-8 классов составлена согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Рубцова О. Н________________
«____» ______________ 2018 г.
РЕКОМЕНДОВАНО
педагогическим советом
протокол
«____» ______________ 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от___________№_____:
Директор МОУ «СШ №4»
_____________________ В. А Жучков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению (девочки)
для 5-8 классов
Составитель рабочей программы:
учитель трудового обучения
Болотина Елена Сергеевна
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования ( пр. МОН ДНР от 30.07.2018 г. No 678), примерной программы для образовательных организаций Донецкой Народной Республики по предмету « Трудовое обучение» для 5-8 классов (составители Кулик М.С, Беликова И.Г., Денисенко А.Н., Козлова Е.М., Саяпина Т.А., Колисниченко В.Н., Лошак Л.В., Федюнина Е.А., Чишко П.Н., Золотая Л.В., Сиваченко Н.М., Болотина Е.С., Мальцева А.В., Живагина Л.В., Фоменко А.А.) рекомендованной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).
Главной целью трудовой подготовки является формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества для реализации творческого потенциала учащихся.
Основные задачи программы:
формирование целостного представления о материальном производстве, роль техники,
проектировании и технологий в развитии общества;
приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности,
партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;
формирование технологических умений и навыков учащихся;
ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;
формирование способности развивать достояние родной культуры с использованием
средств декоративно-прикладного искусства;
содействие осознанию учащимися значимости роли технологий как практического
воплощения научных знаний;
реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической
деятельности и технического творчества;
приобщение учащихся к достижениям родной культуры через практическое изучение
традиционных ремесел и различных видов декоративно - прикладного искусства;
создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого
ученика;
овладение умениями оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной
деятельности и уровня сформированости ключевых и предметных компетенций.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Трудовое обучение» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной созданной людьми среды техники технологии, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда – техносфера - опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и социумом.
Согласно утвержденному учебному плану предмет «Трудовое обучение» для 5-8 классов в 2018-2019 учебном году в 5-8 классе рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты.
Интегрированный характер содержания трудового обучения предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Трудовое обучение» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Трудовое обучение» являются:
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно – прикладного искусства;
виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических объектов и процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Трудовое обучение» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Тематическое планирование
5 класс
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
| Вводный урок | 1 |
1. | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 4 |
| Тема 1.1. Осенние работы | 2 |
Тема 1.2. Весенние работы | 2 | |
2. | Раздел 2. Кулинария | 5 |
3. | Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 17 |
| Тема 3.1. Швейные материалы | 2 |
Тема 3.2. Бытовая швейная машина | 2 | |
Тема 3.3. Черчение и графика | 2 | |
Тема 3.4. Конструирование и моделирование | 3 | |
Тема 3.5. Раскрой изделия | 2 | |
Тема 3.6. Технология швейных работ | 6 | |
4. | Раздел 4.Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект. | 5 |
5. | Раздел 5. Технология ведения дома | 1 |
| Тема 5.1. Уход за одеждой и обувью | 1 |
| Всего | 33 |
6 класс
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
| Вводный урок | 1 |
1. | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 4 |
| Тема 1.1. Осенние работы | 2 |
Тема 1.2. Весенние работы | 2 | |
2. | Раздел 2. Кулинария | 5 |
3. | Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 14 |
| Тема 3.1. Швейные материалы | 1 |
Тема 3.2. Бытовая швейная машина | 2 | |
Тема 3.3. Черчение и графика | 2 | |
Тема 3.4. Конструирование и моделирование | 2 | |
Тема 3.5. Раскройные работы | 2 | |
Тема 3.6.Технология швейных работ | 5 | |
4. | Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. Вышивка счетными техниками. Творческий проект. | 7 |
5. | Раздел 5. Технология ведения дома | 2 |
| Тема 5.1.Уход за одеждой и обувью | 1 |
| Тема 5.2.Интерьер жилых помещений | 1 |
| Всего | 33 |
7 класс
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 4 |
| Тема 1.1. Осенние работы | 2 |
Тема 1.2. Весенние работы | 2 | |
2. | Раздел 2. Кулинария | 5 |
3. | Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 14 |
| Тема 3.1. Швейные материалы | 1 |
Тема 3.2. Бытовая швейная машина | 1 | |
Тема 3.3. Черчение и графика | 1 | |
Тема 3.4. Конструирование и моделирование | 2 | |
Тема 3.5. Раскройные работы | 2 | |
Тема 3.6.Технология швейных работ | 7 | |
4. | Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. Вышивка счетными техниками. Творческий проект. | 8 |
5. | Раздел 5. Технология ведения дома | 2 |
| Тема 5.1.Гигиена девушки | 1 |
| Тема 5.2.Интерьер жилых помещений | 1 |
| Всего | 33 |
8 класс
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 2 |
| Тема 1.1. Основы аграрной технологии (осенние работы) | 2 |
2. | Раздел 2. Кулинария | 4 |
| Тема 2.1. Значение плодов и овощей в питании человека. Технология заготовки и хранения продуктов. | 4 |
3. | Раздел 3. Декоративно-прикладное творчество. Творческий проект. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 18 |
| Тема 3.1. Тема 3.1. Рукоделие. Художественные ремесла. Выполнение творческого проекта. Проектирование и изготовление комплексного изделия | 18 |
4. | Раздел 4. Черчение и графика | 2 |
| Тема 4.1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | 2 |
5. | Раздел 5. Электротехнические работы | 2 |
| Тема 5.1. Электротехнические устройства | 2 |
6. | Раздел 6. Технология ведения дома. Семейная экономика | 3 |
| Тема 6.1. Бюджет семьи. | 3 |
7. | Раздел 7. Профессиональное самоопределение | 2 |
| Тема 7.1. Профессиональное самоопределение. | 2 |
| Всего | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 5
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание | ||
по плану | по факту | |||||
1 | 1 | Вводный урок. Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 5 классе.
|
|
| Выучить правила безопасной работы в мастерских | |
Учащиеся должны знать: цели и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 5 классе, содержание предмета; пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье; санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских; уметь: рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ. | ||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии. Осенние работы (2 часа) | ||||||
2 | 1 | Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство.
|
|
| Составить список с/х культур | |
3 | 2 | Многообразие сельскохозяйственных растений. Осенняя обработка почвы под овощные растения. |
|
| Повторить правила сбора и хранения семян | |
Учащиеся должны знать: особенности обработки почвы; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; распознавать основные сорта овощных культур; осуществлять контроль качества выполняемых работ. | ||||||
Раздел 2. Кулинария (5 часов) | ||||||
4 | 1 | Правила санитарии и гигиены, при приготовлении и хранении пищи. Рациональное питание. |
|
| Выучить правила рационального питания | |
5 | 2 | Значение овощей в питании человека. Механическая и тепловая обработка овощей. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. |
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого блюда из овощей | |
6 | 3 | Завтрак. Пищевая ценность яиц. Способы варки и жарения яиц. Особенности сервировки стола к завтраку |
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого блюда из яиц | |
7 | 4 | Виды бутербродов, приготовление, украшение, подача. |
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого бутерброда | |
8 | 5 | Технология приготовления горячих напитков. Культура поведения за столом. |
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого напитка | |
Учащиеся должны знать: Понятия «кулинария», «питание», «культура питания». Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, при работе с горячими жидкостями. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы варки и жарения яиц. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов, украшение бутербродов. Подача бутербродов к столу. Горячие напитки, посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления горячих напитков. Подача к столу чая, кофе и какао. Меню завтрака. Расчёт количества и состав продуктов. Особенности сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. уметь: готовить посуду и инвентарь к приготовлению пищи, определять доброкачественность продуктов по внешнему виду, готовить блюда из яиц; готовить бутерброды и горячие напитки; оценка качества; составлять меню завтрака; готовить завтрак; сервировать стол к завтраку. | ||||||
Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (17 часов) | ||||||
Тема 3.1. Швейные материалы (2 часа) | ||||||
9 | 1 | Виды растительных волокон |
|
| Подготовить сообщения о тканях | |
10 | 2 | Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Правила выбора ткани на изделие. |
|
| Выучить правила выбора ткани на изделие | |
Учащиеся должны знать: технологические процессы производства волокон, пряжи, нитей, ткани; виды переплетения нитей; виды растительных волокон; свойства тканей; виды тканей; уметь: определять в ткани нити основы и нити утка, технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. | ||||||
Тема 3.2. Бытовая швейная машина(2 часа) | ||||||
11 | 3 | Назначение и устройство бытовой швейной машины.
|
|
| Выучить устройство машины, по желанию подготовить сообщения о шв.машине | |
12 | 4 | Неполадки швейной машины и их устранение. Виды машинных швов. |
|
| Выучить правила устранения неполадок в швейной машине | |
Учащиеся должны знать: требования к оборудованию рабочего места; правила работы на швейной машине; технологию выполнения ручных и машинных швов; виды профессий швейного производства; правила безопасности при работе на швейной машине; уметь: выполнять заправку верхней и нижней нитей, производить замену иглы, намотку нитей на шпульку, регулировать натяжение нитей, длину стежка; выполнять различные швы | ||||||
Тема 3.3. Черчение и графика(2 часа) | ||||||
13 | 5 | Эскиз. Виды эскизов. |
|
| Нарисовать 2-4 эскиза фартука | |
14 | 6 | Понятие «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Последовательность построения чертежей. |
|
| Выучить конструктивные линии чертежа | |
Учащиеся должны знать: понятие эскиз, чертёж; виды эскизов; уметь: применять материалы и инструменты для выполнения эскизов; выполнять эскиз швейного изделия; читать чертежи, схемы, технологические карты; соблюдать правила безопасной работы при выполнении чертежных работ. | ||||||
Тема 3.4. Конструирование и моделирование (3 часа) | ||||||
15 | 7 | Правила снятия мерок для построения основы чертежа швейного изделия. |
|
| Выучить правила снятия мерок | |
16 | 8 | Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук). |
|
| Выучить конструктивные линии чертежа | |
Учащиеся должны знать: Снятие мерок для построения чертежа изделия; уметь: снимать мерки; построить чертёж швейного изделия; моделировать выкройки; подготавливать выкройку к раскрою; соблюдать правила безопасной работы. | ||||||
17 | 9 | Вводный инструктаж. Способы моделирования выкроек. Моделирование выкройки фартука. |
|
| Выполнить в тетради моделирование 2-3 фартуков по собственным эскизам | |
Тема 3.5. Раскрой изделия (2 часа) | ||||||
18 | 10 | Способы раскладки выкроек фартука на ткани |
|
| Выучить правила раскроя швейного изделия | |
19 | 11 | Последовательность раскроя швейного изделия Выкраивание проектного изделия. Способы контроля качества разметки и раскроя. |
|
| Подготовить инструменты для ручных работ | |
Учащиеся должны знать: понятие раскроя и выкраивания; правила безопасного труда при выполнении раскройных работ; организация рабочего места; инструменты и приспособления для раскроя; уметь: готовить ткань к раскрою, экономно раскладывать выкройки на ткани; выкраивает изделие; соблюдает правила безопасной работы при раскрое. | ||||||
Тема 3.6. Технология швейных работ (6 часов) | ||||||
20 | 12 | Виды ручных стежков и строчек. |
|
| Выучить виды ручных стежков и швов | |
21 | 13 | Технология выполнения машинных операций: обметывание, застрачивание, стачивание. |
|
| Выучить терминологию машинных работ | |
22 | 14 | Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки. |
|
| Выучить терминологию утюжильных работ | |
23 | 15 | Фартук. Обработка нижней и боковых частей фартука. |
|
| Повторить требования к ручным и машинным швам | |
24 | 16 | Пояс. Соединение деталей фартука. |
|
| Повторить требования к ручным и машинным швам | |
25 | 17 | Отделка швейных изделий (отделка фартука). Окончательная обработка фартука. Презентация работы. |
|
| Выучить виды отделки швейных изделий. | |
Учащиеся должны знать: виды и классификацию стежков и строчек; требования, предъявляемые к выполнению ручных и влажно-тепловых работ; технологию выполнения ручных операций выполнение машинных операций: обмётывание, застрачивание, стачивание; классификацию машинных швов; уметь: выполнять различные виды ручных и машинных швов; производить влажно-тепловую обработку; соблюдать последовательность технологической обработки швейных изделий; организовывать рабочее место; | ||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии. Весенние работы (2часа) | ||||||
26 | 1 | Способы выращивания овощных культур. |
|
| Составить мини проект «Моей клумбе быть», | |
27 | 2 | Виды удобрений и их применение. Правила безопасной работы с удобрениями |
|
| Выучить правила удобрения растений | |
Учащиеся должны знать: способы выращивания овощных культур, о понятии «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы; правила безопасной работы с удобрениями; уметь: выращивать сельскохозяйственные культуры. | ||||||
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект «Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией» (5 часов) | ||||||
28 | 1 | Проектирование и изготовление изделий, оснащенных аппликацией. Поисковый этап выполнения творческого проекта. |
|
| Подготовить сообщения об аппликации, подобрать эскиз для аппликации, | |
29 | 2 | Технологический этап выполнения творческого проекта. Последовательность изготовления изделия с аппликацией. |
|
| Повторить последовательность изготовления аппликации, | |
30 | 3 | Технологический этап выполнения творческого проекта. Способы закрепления деталей аппликации. |
|
| Повторить ручные и машинные швы | |
31 | 4 | Технологический этап выполнения творческого проекта. Способы отделки изделий с аппликацией. |
|
| Повторить критерии качества изделия с аппликацией | |
32 | 5 | Защита творческих проектов. |
|
|
| |
Учащиеся должны знать: виды декоративно-прикладного искусства; правила безопасной работы при ручных работах; организацию рабочего места; историю современного художественного творчества; уметь: подбирать материалы и выполнять аппликации; | ||||||
Раздел 5. Технология ведения дома (1час) | ||||||
33 | 1 | Уход за одеждой и обувью. Ремонт. Ярлык. |
|
| Выучить условные обозначения для ярлыков | |
Учащиеся должны знать: способы ремонта одежды; основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных волокон; правила безопасной работы при выполнении работ по уходу за одеждой; уметь: объяснять значение символов на ярлыках одежды; ухаживать за одеждой. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 6
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание | |||
по плану | по факту | ||||||
1 | 1 | Вводный урок. Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 6 классе. |
|
| Повторить инструктажи по БЖ | ||
|
| Учащиеся должны знать: Требования к оборудованию рабочего места; правила поведения в мастерских. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация рабочего места |
|
|
| ||
Раздел 1. Основы аграрной технологии. Осенние работы (2 часа) | |||||||
2 | 1 | Основы овощеводства. Овощи из семейства паслёновые.
|
|
| Составить список овощных культур семейства паслёновые | ||
3 | 2 | Овощи из семейства тыквенные. Агротехника возделывания. |
|
| Составить список овощных культур семейства тыквенные | ||
Учащиеся должны знать: виды овощей; понятия семеноводства и семенного материала; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; распознавать семена по внешнему виду, способы их хранения, убирать урожай. | |||||||
Раздел 2. Кулинария (5 часов) | |||||||
4 | 1 | Минеральные вещества и макроэлементы в пищевых продуктах.
|
|
| Выучить правила рационального питания | ||
5 | 2 | Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Технология приготовления молочных супов и каш. |
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого блюда из молочных продуктов | ||
6 | 3 | Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки каш.
|
|
| Выучить правила варки каш | ||
7 | 4 | Технология приготовления запеканок и пудингов.
|
|
| Составить инструкционную карту приготовления пудинга | ||
8 | 5 | Меню ужина. Особенности сервировки стола к ужину. Правила приглашения и приёма гостей |
|
| Разработать памятки «Воспитанный гость» и «Гостеприимный хозяин» | ||
Учащиеся должны знать: Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Первичная обработка молока. Технология приготовления молочных супов и каш. Требования к качеству готовых блюд. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки каш. Запеканки, пудинги. Меню ужина; расчёт количества и состав продуктов. Приготовление ужина. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов для ужина. Правила приглашения и приёма гостей. Освещение и оформление ужина. Приём и дарение цветов, подарков. Этика и такт во взаимоотношениях в семье. Правила безопасности при работе с горячими жидкостями, электронагревательными приборами, колющими и режущими предметами. уметь: готовить блюда из молока и молочных продуктов; блюда из круп; макаронные изделия; сервировать стол к ужину; разрабатывать меню ужина. | |||||||
Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (14 часов) | |||||||
Тема 3.1. Швейные материалы (1 час) | |||||||
9 | 1 | Натуральные волокна животного происхождения. Правила выбора на поясное изделие. |
|
| Подготовить сообщения о тканях | ||
Учащиеся должны знать: технологические процессы производства волокон животного происхождения: пряжи, нитей, ткани; основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных волокон, положительные и отрицательные качества тканей из натуральных волокон, отличия тканей по внешнему виду; уметь: выбирать ткань для изделия, определять дефекты ткани | |||||||
Тема 3.2. Бытовая швейная машина(2 часа) | |||||||
10 | 2 | Регуляторы натяжения верхней и нижней ниток. Дефекты машинной строчки. |
|
| Выучить правила устранения дефектов строчки | ||
11 | 3 | Устройство и установка машинной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной. |
|
| Выучить устройство машинной иглы | ||
Учащиеся должны знать: требования к оборудованию рабочего места; правила работы на швейной машине; технологию выполнения ручных и машинных швов; виды профессий швейного производства; правила безопасности при работе на швейной машине; уметь: выполнять заправку верхней и нижней нитей, производить замену иглы, намотку нитей на шпульку, регулировать натяжение нитей, длину стежка; выполнять различные швы | |||||||
Тема 3.3. Черчение и графика(2 часа) | |||||||
12 | 4 | Условно-графическое изображение формы, структуры объектов и процессов. Правила безопасного выполнения чертёжных работ. |
|
| Повторить правила построения чертежей | ||
13 | 5 | Условные графические обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. |
|
| Нарисовать 2-4 эскиза юбок | ||
Учащиеся должны знать: условные графические обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах; уметь: выполнять чертежные и графические работы с использованием чертежных инструментов. | |||||||
Тема 3.4. Конструирование и моделирование(2часа) | |||||||
14 | 6 | Ассортимент одежды и требования к ней. Мерки для построения чертежа юбки. |
|
| Повторить конструктивные линии чертежа | ||
15 | 7 | Последовательность построения чертежей прямой юбки. Способы моделирования юбок |
|
| Выполнить в тетради моделирование 2-3 юбок по собственным эскизам | ||
Учащиеся должны знать: понятие «одежда», проектирование и конструирования одежды, основные требования к одежде (эксплуатационные, гигиенические, эстетические); правила снятия мерок; последовательность построения чертежа, моделирование; уметь: снимать мерки с фигуры человека, выполнять построение чертежа поясного изделия, моделирование, подготовка выкройки к раскрою. | |||||||
Тема 3.5. Раскрой изделия (2 часа) | |||||||
16 | 8 | Способы раскладки выкройки юбки на ткани. |
|
| Повторить правила раскроя швейного изделия | ||
17 | 9 | Раскрой проектного изделия (юбка). |
|
| Подготовить инструменты для ручных работ | ||
Учащиеся должны знать: способы раскладки выкройки юбки на ткани в зависимости от модели, ширины ткани и направленности рисунка. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки. Правила безопасности при раскрое изделия. уметь: выполнять раскладку выкроек на ткань, припуски на швы, контроль качества изделия. | |||||||
Тема 3.6. Технология швейных работ (5 часов) | |||||||
18 | 10 | Подготовка деталей кроя к обработке. Первая примерка. |
|
| Повторить виды ручных стежков и швов | ||
19 | 11 | Пошив и влажно тепловая обработка поясного изделия |
|
| Повторить терминологию машинных работ, | ||
20 | 12 | Способы обработки нижнего и верхнего срезов поясного изделия. |
|
| Выучить терминологию утюжильных работ | ||
21 | 13 | Отделка и окончательная обработка изделия.
|
|
| Повторить виды отделки швейных изделий. | ||
22 | 14 | Расчет стоимости изделия. Критерии качества. Презентация творческого проекта.
|
|
| Повторить критерии качества готового изделия, этапы проекта | ||
Учащиеся должны знать: технология выполнения машинных операций: притачивание деталей; застрачивание шва, складок, вытачек; настрачивание шва; подшивание детали. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: сутюживание деталей, отпаривание швейного изделия. Правила безопасности при изготовлении швейного изделия. уметь: обработать вытачки, складки, застежки тесьмой-молнией, верхний срез юбки притачным поясом. Последовательность изготовления юбки с проведением примерки. | |||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии. Весенние работы (2часа) | |||||||
23 | 1 | Выращивание рассады овощных культур. |
|
| Составить мини проект «Моя теплица» | ||
24 | 2 | Особенности выращивания рассады в сооружениях защищённого грунта.
|
|
| Подготовить сообщения о профессиях овощеводчества | ||
Учащиеся должны знать: правила выращивания рассады; виды защищённого грунта: правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарём; уметь: выращивать рассаду в защищённом грунте; определять виды сооружений для защиты грунта; производить расчет потребности рассады для посадки; осуществлять контроль качества выполняемых работ. | |||||||
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект «Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией» (7 часов) | |||||||
25 | 1 | Народная вышивка счетными швами. Разработка идеи для выполнения творческого проекта.
|
|
| Подготовить сообщения о вышивке, подобрать схему для вышивки | ||
26 | 2 | Приемы выполнения счетных швов. |
|
| Выучить виды счетной вышивки | ||
27 | 3 | Технологическая последовательность создания декоративного изделия, оформленного вышивкой. |
|
| Повторить ручные и машинные швы | ||
28 | 4 | Изготовление проектного изделия |
|
| Повторить последовательность изготовления вышитого изделия | ||
29 | 5 | Изготовление проектного изделия |
|
| Повторить последовательность изготовления вышитого изделия | ||
30 | 6 | Требования к готовому изделию. Способы окончательной обработки декоративного изделия. |
|
| Повторить критерии качества изделия с вышивкой | ||
31 | 7 | Защита проекта. Самооценка проектной деятельности.
|
|
| Выучить условные обозначения для ярлыков | ||
Учащиеся должны знать: современные центры народных промыслов по вышивке. Материалы и инструменты для вышивки счетными швами. Схемы для вышивки. Виды материалов и инструментов для вышивки счетными швами; приемы выполнения счетных швов. уметь: составлять схемы для вышивки, подбирать виды материалов и инструменты для вышивки счетными швами; выполнять счетные швы. | |||||||
Раздел 5. Технология ведения дома (2 часа) | |||||||
Тема 5.1 Уход за одеждой и обувью | |||||||
32 | 1 | Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. |
|
| Выучить условные обозначения для ярлыков | ||
Учащиеся должны знать: Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Химическая чистка изделий. Значение символов, встречающихся на ярлыках одежды. Значение символов, встречающихся на ярлыках одежды. уметь: делать ремонт одежды, расшифровывать значение символов на ярлыках одежды из шелка и шерсти. | |||||||
Тема 5.2 Интерьер жилых помещений. | |||||||
33 | 2 | Освещение жилого дома. Гигиена жилища. |
|
| Составить последовательность уборки своего жилища | ||
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: Понятие композиции в интерьере. Освещение жилого дома. Значение и виды уборок помещения. Правила безопасной работы. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 7
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание | |||
по плану | по факту | ||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии. Осенние работы (2 часа) | |||||||
1 | 1 | Основы плодоводства. Классификация и характеристика плодовых растений |
|
| Подготовить интересные сообщения о плодовых деревьях | ||
2 | 2 | Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Вредители сада и меры борьбы с ними. Хранение плодов. |
|
| Выполнить мини проект «Мой будущий сад» | ||
Учащиеся должны знать: значение и особенности выращивания плодовых деревьев и кустарников; оптимальные условия хранения плодов; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; вносить удобрения; закладывать на хранение плоды; осуществлять контроль качества выполняемых работ. | |||||||
Раздел 2. Кулинария (5 часов) | |||||||
3 | 1 | Микроорганизмы. Первая помощь при пищевых отравлениях. |
|
| Выучить правила оказания помощи при отравлениях | ||
4 | 2 | Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. Технология приготовления блюд из мяса.
|
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого мясного блюда | ||
5 | 3 | Ассортимент кисломолочных продуктов. Приготовление творога и блюд из него.
|
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого блюда из кисломолочных продуктов | ||
6 | 4 | Виды теста. Особенности приготовления разного вида теста.
|
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого блюда из теста | ||
7 | 5 | Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления мусса, желе, суфле. Сервировка сладкого стола.
|
|
| Составить инструкционную карту приготовления любимого сладкого блюда | ||
Учащиеся должны знать: Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Первая помощь при пищевых отравлениях. Мясо и технология его приготовления. Приготовление разных видов теста. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Правила безопасности при приготовлении блюд. уметь: Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях, готовить блюда из мяса, творога, теста, сладких блюд. Оценивать качество приготовленных блюд. Сервировать стол к обеду. Составлять меню к обеду. | |||||||
Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (14 часов) | |||||||
Тема 3.1. Швейные материалы (1 час) | |||||||
8 | 1 | Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы. |
|
| Подготовить сообщения о тканях | ||
Учащиеся должны знать: Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных требований. уметь: определять сырьевой состав материалов, их свойства; различать образцы тканей из химических волокон, прокладочных материалов, нетканых материалов. | |||||||
Тема 3.2. Бытовая швейная машина(1час) | |||||||
9 | 2 | Применение зигзагообразной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. |
|
| Повторить правила безопасной работы на швейной машине | ||
Учащиеся должны знать: работа с приспособлениями к швейной машине; правила безопасности на швейной машине, режущими и колющими приборами; уметь: изготавливать образцы машинных швов, аппликации. выбирать материалы для обметывания петель, пришивания пуговиц, подшивания потайным швом, штопать, выкраивать и стачивать косые бейки. | |||||||
Тема 3.3. Черчение и графика(1 час) | |||||||
10 | 3 | Виды конструкторской и технологической документации. Способы графического изображения изделия. |
|
| Выучить требования ГОСТов к выполнению графических изображений | ||
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: системы конструкторской, технологической документации и ГОСТы; уметь: различать виды документации; выполнять чертежные и графические работы с использованием чертежных инструментов, чертить эскизы, чертежи швейных изделий, схемы, технические рисунки деталей и изделий. | |||||||
Тема 3.4. Конструирование и моделирование(3 часа) | |||||||
11 | 4 | Виды и характеристика плечевых изделий. Снятие мерок.
|
|
| Нарисовать 2-4 эскиза моделей будущего изделия | ||
12 | 5 | Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
|
|
| Выполнить в тетради моделирование 2-3 моделей по собственным эскизам | ||
13 | 6 | Способы моделирования плечевого изделия. Изготовление выкройки.
|
|
| Повторить правила раскроя деталей изделия из ткани | ||
Учащиеся должны знать: Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. уметь: Мерки для изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Способы моделирования плечевого изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. | |||||||
Тема 3.5. Раскрой изделия (2 часа) | |||||||
14 | 7 | Способы раскладки выкройки плечевого изделия на ткани. |
|
| Повторить критерии качества кроя | ||
15 | 8 | Выкраивание проектного изделия. Способы контроля качества деталей кроя плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. |
|
| Повторить терминологию ручных и утюжильных работ | ||
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: Способы раскладки выкройки плечевого изделия на ткани в зависимости от модели, ширины ткани и направленности рисунка. Припуски на швы. уметь: Выполнение раскроя изделия. Подготовить ткань к раскрою. Разложить детали выкройки плечевого изделия на ткани. Произвести раскрой проектного изделия. | |||||||
Тема 3.6. Технология швейных работ (7 часов) | |||||||
16 | 9 | Технология выполнения ручных и утюжильных операций. Подготовка изделия к примерке. |
|
| Повторить виды ручных стежков и швов | ||
17 | 10 | Проведение первой примерки, устранение дефектов.
|
|
| Повторить терминологию машинных работ | ||
18 | 11 | Технология обработки вытачек, среднего шва спинки, плечевых и боковых швов, |
|
| Повторить терминологию утюжильных работ | ||
19 | 12 | Обтачивание срезов деталей подкройной обтачкой; окантовывание срезов деталей косой бейкой. Обработка горловины и застежки подбортом |
|
| Повторить требования к ручным и машинным швам | ||
20 | 13 | Обработка нижних срезов рукавов; обработка нижнего среза изделия. |
|
| Повторить требования к ручным и машинным швам | ||
21 | 14 | Окончательная отделка изделия. Контроль качества. Презентация изделия.
|
|
| Повторить критерии качества готового изделия | ||
Учащиеся должны знать: Технологию выполнения ручных операций: выметывание деталей, высекание среза деталей, технологию выполнения машинных операций: растрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание деталей, технологию выполнения операций влажно-тепловой обработки: расчет материальных затрат на изготовление изделия; уметь: рассчитывать материальные затраты на изготовление проектированного изделия. выполнять ручные и машинные операции; обрабатывать вытачки, плечевые и боковые швы, срезы, выполнять ручные стежки, строчки и швы, машинных швов узлов и деталей, выполнять ВТО. | |||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии. Весенние работы (2часа) | |||||||
22 | 1 | Правила подготовки почвы под посадку плодовых деревьев и кустарника; внесение удобрений в почву. |
|
| Подготовить сообщение по теме урока | ||
23 | 2 | Основы плодоводства. Уход за садом. |
|
| Подготовить сообщения о профессиях садоводства. | ||
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: правила подготовки почвы под посадку плодовых деревьев и кустарника; пути размножения плодовых деревьев и кустарника; внесение удобрений в почву; правила безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарём; уметь: готовить почву под посадку растений, вносить удобрения; ухаживать за деревьями и кустарниками | |||||||
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект «Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией» (8 часов) | |||||||
24 | 1 | Варианты проектов и его структура. Материалы и инструменты для вязания крючком и спицами. |
|
| Подготовить сообщения о вязании | ||
25 | 2 | Основные приемы работы крючком. |
|
| Выучить основные приемы работы крючком | ||
26 | 3 | Вязание полотна крючком рядами и по кругу. |
|
| Повторить последовательность изготовления вязанного изделия, | ||
27 | 4 | Технология создания проектного декоративного вязаного изделия. |
|
| Подобрать схему для вязания крючком проектного изделия. | ||
28 | 5 | Способы окончательной обработки проектного декоративного изделия. |
|
| Повторить критерии качества вязанного изделия | ||
29 | 6 | Основные приемы работы спицами. |
|
| Подобрать схему для вязания спицами проектного изделия | ||
30 | 7 | Изготовление проектного декоративного изделия, вязанного спицами. |
|
| Повторить критерии качества вязанного изделия , | ||
31 | 8 | Окончательная обработка проектного изделия вязанного спицами. |
|
| Подготовить изделие к выставке | ||
Учащиеся должны знать этапы работы над творческим проектом, знать правила безопасности при работе с инструментами; уметь: пользоваться различными инструментами и приспособлениями для выполнения разных творческих проектов. | |||||||
Раздел 5. Технология ведения дома (2час) | |||||||
Тема 5.1. Гигиена школьника. | |||||||
32 | 1 | Индивидуальный уход за кожей лица. Уход за глазами. |
|
| Разработать технологическую карту для приготовления маски из свежих продуктов | ||
Учащиеся должны знать: индивидуальный уход за кожей лица, уход за глазами, правила безопасности при работе с масками; уметь: приготавливать маски для лица из свежих продуктов, разрабатывать технологические карты для приготовления масок из свежих продуктов. | |||||||
Тема 5.2. Интерьер жилых помещений. | |||||||
33 | 2 | Роль комнатных растений в жизни человека. |
|
| Подготовить сообщение о своем комнатном растении | ||
Учащиеся должны знать: роль комнатных растений в жизни человека, разновидности комнатных растений, комнатные растения в интерьере квартиры; уметь: пересаживать растения, ухаживать за растениями. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 8
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание | |||
по плану | по факту | ||||||
Раздел 1. Основы аграрной технологии. Осенние работы (2 часа) | |||||||
1 | 1 | Сбор, учет, хранение урожая в садоводстве. Вводный инструктаж, инструкция № |
|
| Подготовить сообщение о значении плодов и овощей в питании человека | ||
2 | 2 | Современные профессии в садоводстве |
|
| Подготовить информацию о профессиях в садоводстве | ||
Учащиеся должны знать: современные профессии в садоводстве; оптимальные условия хранения плодов; учёт урожая плодов; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; вносить удобрение; закладывать на хранение плоды; осуществлять контроль качества выполняемых работ. | |||||||
Раздел 2. Кулинария (4часов) | |||||||
3 | 1 | Значение плодов и овощей в питании человека. Технология заготовки и хранения продуктов. Инструктаж БЖ, инструкция № |
|
| Выучить причины порчи продуктов | ||
4 | 2 | Консервирование с помощью сахара |
|
| Подготовить рецепт «Мое любимое варенье» | ||
5 | 3 | Маринование плодов, ягод, овощей
|
|
| Подготовить рецепты маринованных овощей | ||
6 | 4 | Соление, квашение овощей, мочение фруктов и ягод
|
|
| Подготовить сообщение «Рабочие профессии консервных заводов» | ||
Учащиеся должны знать: общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу, о профилактике инфекций, рабочие профессии консервных заводов; правила безопасной работы. Учащиеся должны уметь: определять вид тары для консервирования; организовывать рабочее место; соблюдать личную гигиену, определять качество продуктов; подбирать посуду для соления, квашения, маринования и приготовления консервов; выполнять подготовку, переработку продуктов; соблюдать соотношение продуктов и консервантов | |||||||
Раздел 3. Декоративно-прикладное творчество. Творческий проект. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (18 часов) | |||||||
7 | 1 | Природа творчества. Художественное творчество. |
|
| Выучить основные понятия | ||
ІІ четверть | |||||||
8 | 2 | Составляющие проектирования |
|
| Составить план работы над проектом | ||
9 | 3 | Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия |
|
| Работа с источниками информации | ||
10 | 4 | Разработка чертежа изделия |
|
| Пополнить портфолио проекта | ||
11 | 5 | Вышивка – традиционный вид украшения изделий. Композиция и орнамент вышивки |
|
| Выбрать изделие для проектирования. | ||
12 | 6 | Подготовка к вышивке гладью. Инструктаж БЖ, инструкция № |
|
| Подобрать материалы и инструменты для работы | ||
13 | 7 | Виды глади: верхошов, «вприкреп», накладные сетки |
|
| Пополнить портфолио проекта | ||
14 | 8 | Виды глади: белая гладь, атласная и штриховая гладь |
|
| Пополнить портфолио проекта | ||
15 | 9 | Виды глади: швы «узелки» и «рококо» |
|
| Пополнить портфолио проекта | ||
16 | 10 | Виды глади: двусторонняя и художественная гладь |
|
| Собрать информацию для проекта | ||
17 | 11 | Выбор модели проектируемого изделия. Основная работа над проектом |
|
| Подобрать материалы и инструменты для выполнения проектного изделия | ||
18 | 12 | Основная работа над проектом |
|
| Повторить правила безопасной работы при вышивании | ||
19 | 13 | Основная работа над проектом |
|
| Повторить правила безопасной работы при вышивании | ||
20 | 14 | Основная работа над проектом |
|
| Повторить правила безопасной работы при вышивании | ||
21 | 15 | Основная работа над проектом |
|
| Повторить правила безопасной работы при вышивании | ||
22 | 16 | Основная работа над проектом |
|
| Подготовить материалы для отделки края изделия | ||
23 | 17 | Способы обработки края вышитого изделия. Оценка стоимости проектного изделия |
|
| Рассчитать стоимость проектной работы | ||
24 | 18 | Оценивание результатов проектной деятельности. Защита проекта. |
|
| Проанализировать успешность своего проекта | ||
Учащиеся должны знать: Природу творчества, историю и современность художественных промыслов, составляющие проектирования, санитарно – гигиенические требования. правила безопасной работы. Учащиеся должны уметь: Выбирать тему проекта, разрабатывать чертёж проектного изделия, рассчитывать себестоимость изделия и защищать проект. | |||||||
Раздел 4. Черчение и графика (2часа) | |||||||
25 | 1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Принципы нанесение размеров на чертежах. |
|
| Выучить основные понятия | ||
26 | 2 | Выполнение чертежей деталей |
|
| Повторить тему «Электричество» изученную по физике | ||
Учащиеся должны знать: технику выполнения чертежей и правила их оформления. Учащиеся должны уметь: строить чертеж с натуры, достраивает третий вид по двум данным. | |||||||
Раздел 5. Электротехнические работы(2 часа) | |||||||
27 | 1 | Электрическая цепь и её элементы, условные обозначения. Инструктаж БЖ, инструкция № |
|
| Выучить основные понятия | ||
28 | 2 | Учет потребления электроэнергии. Электросчетчик |
|
| Повторить правила безопасного пользования бытовыми электроприборами | ||
Учащиеся должны знать: Электрическая цепь и её элементы, условные обозначения. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Назначение и устройство электрических проводов. Виды соединения проводов. Виды электроосветительных приборов. Устройство современной лампы накаливания, люминесцентные и неоновые лампы. Электросчётчик. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Учащиеся должны уметь: рассчитывать потреблённую электроэнергию. | |||||||
Раздел 6. Технология ведения дома. Семейная экономика (3 часа) | |||||||
29 | 1 | Семейная экономика как наука, ее задачи. |
|
| Выучить основные понятия | ||
30 | 2 | Классификация покупок. Правила покупки. |
|
| Выучить правила, которые следует соблюдать при покупке | ||
31 | 3 | Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.
|
|
| Составить бюджет школьника на год | ||
Учащиеся должны знать: Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды расходов и доходов семьи. Понятие «потребность». Классификация покупок. Понятие «бюджет семьи», «доход», «расход». Планирование семейного бюджета. Понятие «культура питания». Рациональное питание. Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Учащиеся должны уметь: составлять перечень товаров и услуг – источников доходов школьников. Рассчитывать затраты на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Составлять список расходов семьи. Оценивать затраты на питание семьи на неделю. | |||||||
Раздел 7. Профессиональное самоопределение (2 часа) | |||||||
32 | 1 | Классификация профессий. Формула профессии |
|
| Составить формулы профессий родителей | ||
33 | 2 | Профессионально важные качества. Профессиограмма |
|
|
| ||
Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: Профессиональное самоопределение. Классификация профессий. Формула профессии. Профессионально важные качества. Профессиограмма. Уметь: составлять профессиограммы |
Формы аттестации обучающихся
Достижение результатов обучения оценивается в рамках организации контроля успеваемости.
При изучении курса проводятся следующие виды контроля.
Виды текущего контроля:
устный опрос;
письменные работы;
контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Формы контроля:
тест;
самостоятельная работа;
защита проекта;
практическая работа;
творческие работы.
Оценочные и методические материалы
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по трудовому обучению является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основные виды контроля при организации работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Перечень используемой литературы
1. Тищенко, А.Т. Технология: учебник для 5 кл. общеобр. уч. / А.Т.Тищенко, П.С.Самородкин, В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 2009.
2. Тищенко, А.Т. Технология: учебник для 6 кл. общеобр. уч. / А.Т.Тищенко, П.С.Самородкин, В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 2009.
3. Симоненко, В.Д. Технология: учебник для учащихся 7 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Самородский; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007.
4. Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208 с.: ил.
5. Симоненко, В.Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В.Д.Симоненко, А.Н.Богатырев, О.П.Очинин и др.; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 288 с. 6. Технология. 5 класс / под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. 7. Технология.
6 класс / под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2011. 8. Технология.
7 класс / под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. 9. Технология. 8 класс / под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). http://remesla.ru/
Технологии обработки тканей и пищевых продуктов
Сайт учителя технологии для девочек. Кулинария. Интерьер. Цветы. Этикет. Кожа. Литература. Афоризмы о труде. Фотографии. Проекты.
http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool
Сценарии трех уроков технологии с использованием электронных ресурсов ("Энциклопедия Кирилла и Мефодия") по теме "Гостевой этикет".http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm
Обобщающий урок по разделу "Технология обработки пищевых продуктов", "Электронные таблицы". Тема урока: "Исследование комплексного меню завтрака (ужина)".http://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/print.php?articleid=86
Секреты традиционной китайской кухни.http://www.ournet.md/~chinesecookery
План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс.http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/
Модели и уроки вязания крючком.http://www.knitting.east.ru/
Сайт для тех, кто любит вышивать.http://www.rukodelie.ru
http://kuking.net/Этот кулинарный портал – незаменимый помощник и начинающего и профессионального кулинара, где и учителя и ученики найдут полезную информацию о многих продуктах, овощах и фруктах, советы начинающим кулинарам, рецепты и статьи о кухнях народов мира. Ежедневные обновления.
Эта страничка об изделиях, выполненных лоскутной техникой – одеяла, панно и современный русский костюм.http://pembrok.narod.ru/sharsmain.html
Сайт учителя технологии для девочек. Крайне полезный! Программы. Тематическое планирование. Построение чертежей и выкроек. Дизайн кухни и интерьеров и многое другое.http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool
Книги по технологии и ДПИ, иллюстрации по всем разделам для мальчиков и девочек.http://remesla.ru/
Все о вязании, рукоделии и кулинарии с рисунками.http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erle.cgi?sid=37653&bn=1&target=blank&bt=2&pz=0&rnd=782571600
Программа расшифровывает 13-разрядный штрих-код товаров и проверяет его правильность с помощью контрольного разряда.http://www.softodrom.ru/win/p857.shtml
Кулинария. Рецепты, медиатека. Практикум по кулинарии. Материаловедение.http://sc1173.narod.ru/texn-med.html
Декада технологии в школе.http://pages.marsu.ru/iac/school/sh2/sv/tehnol/index.html
Информация о технологии получения трансгенных организмов: выделение ДНК, клонирование генов, трансформация. Интерактивные тесты, анимационные вставки и словарь терминов.http://citnews.unl.edu/hscroptechnology/index.html
Сахар (сахароза): исторические факты, источники в природе, применение, производство, потребление.http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000344/1000344a1.htm#1000344-A-101
Мыла и синтетические моющие средства (СМС): компоненты бытовых моющих средств, типы и механизмы действия поверхностно-активных веществ, экологические проблемы, связанные с применением СМС.http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004369/1004369a1.htm
Интересные факты про запах и вкус веществ: самые противные и самые приятно пахнущие вещества, роль пахучих веществ в животном и растительном мире, чувствительность к запаху и вкусу веществ, связь запаха и вкуса со строением молекул.http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010554/1010554a1.htm
Соединения железа в природных водах: источники поступления, влияние на качество воды, физиологическая роль в организме человека.http://www.water.ru/bz/param/ferrum.shtml
Пища: минеральные вещества и их значение. Макро- и микроэлементы, их роль в построении костной ткани и важнейших обменных процессах организма.http://www.water.ru/bz/digest/min_subst.shtml
Декоративно-прикладное искусство
Задание творческого характера на уроках трудового обучения. Статья Ж.А. Мугаловой на страницах "Педагогического вестника".http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/
Сайт посвящен истории, современному состоянию, художественным и технологическим особенностям традиционных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области. Сведения о промыслах систематизированы по направлениям: роспись и резьба по дереву (хохломская, городецкая), работы по металлу, камню и кости, гончарное дело.http://www.uic.nnov.ru/handicraft/
Информация о том, как складывать разнообразные фигурки из бумаги, начиная с самых простых, и заканчивая сложными. Фотографии готовых моделей. http://www.vostal.narod.ru/
Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки.http://www.chat.ru/~krestom/
Сайт для тех, кто любит вышивать. Очень много цветных бесплатных схем, которые можно скачать.http://www.rukodelie.ru
Вышивка крестом. Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки. http://krestom.chat.ru/
Кружевные платочки. План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс.http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии, по которым осуществляется оценивание учебных достижений учащихся, имеют комплексный характер. К ним относятся:
• уровень и качество применения знаний и умений в практической работе;
• умение пользоваться различными видами конструкторско-технологической документации и другими источниками информации;
• соблюдение технических требований в процессе выполнения работ (качество изделия); умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы; уровень сформированности трудовых приемов и умений выполнять технологические операции;
• соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований;
• уровень самостоятельности в процессе организации и выполнении работы (планирование трудовых процессов, самоконтроль и т.п.), выявление элементов творчества.
КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
1 | Учащийся распознает некоторые объекты изучения (материалы, модели, схемы и т.п.) и называет их (на бытовом уровне); знает правила безопасности при работе в учебных мастерских. |
2 | Учащийся описывает некоторые технологические объекты; распознает инструменты и оборудование для выполнения практических работ; имеет фрагментарные представления по предмету изучение (знаком с некоторыми технологическими понятиями); может использовать по назначению рабочие инструменты и оборудование. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
3 | Учащийся знает отдельные факты, касающиеся технологических объектов; может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала; придерживается технологи изготовления изделия; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся определенных этапов проектной деятельности. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
4 | Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит фактический и теоретический материал, приводит примеры, выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; может самостоятельно и обоснованно выбирать конструктивные элементы изделия. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
5 | Учащийся обладает усвоенными знаниями, навыками и аргументировано применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений (теоретическая часть) | Критерии оценивания учебных достижений (практическая часть) |
5 | Учащиеся обладает усвоенными знаниями и аргументировано применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. | Учащиеся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задания; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, материалами и другими средствами; соблюдает правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями. Соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока. Самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Умеет творчески продемонстрировать изделие |
4
| Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит теоретический материал; приводит примеры; в ответах допущены незначительные пробелы, ошибки; материал изложен не точно; применялись дополнительные наводящие вопросы. Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, подтверждает ответ конкретными примерами.
| Учащийся выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Однако к качеству выполненной работы имеются замечания, и изделие частично не соответствует технологическим требованиям. |
3
| Самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала, однако имеются существенные пробелы; допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами; ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами. | Учащийся может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; если работа выполнена правильно только наполовину, неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; соблюдает требования правил безопасной работы. Качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. |
2
| Учащийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя | Учащийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание. Не всегда соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Учащийся работу не выполнил. |
1
| Учащийся полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя. | Учащийся не может спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; отказывается выполнять задание. |
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.