Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области
«Сосновоборский политехнический колледж»
УТВЕРЖДЕНО
МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
га Поу ло «Сосновоборский
политехнический колледж»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«экология»
Специальность
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (атомная энергетика)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 - 5 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 - 12 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «экология»
1.1. Область применения программы
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова-
тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается
в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обяза-
тельных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО
и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Эко-
логия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная
нагрузка обучающихся составляет:
• по профессиям СПО и специальностям СПО технического профиля профессио-
нального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная
нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 36 часов, внеауди-
торная самостоятельная работа студентов — 18 часов;
• по профессиям СПО естественно-научного и социально-экономического профилей
профессионального образования — 108 часов, из них аудиторная (обязательная)
учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 72 часа,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 36 часов;
• по специальностям СПО естественно-научного, социально-экономического и гума-
нитарного профилей профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная
(обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, —
36 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена
для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных ор-
ганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифициро-
ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли-
ны «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес-
сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях
их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории
возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисци
плины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль эколо-
гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях
городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и ис-
кусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных
и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ-
ностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоох-
ранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собствен-
ному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических
проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю-
дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение
которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей
среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
Программа учебной дисциплины «Экология» является основой для разработки
рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации,
реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание
учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов,
тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфи-
ку программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов
среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образо-
вания в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — про-
граммы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки
специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-
бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи-
ческие знания;
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-
ку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-
нию общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель-
ности для изучения разных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимен-
та) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с ко-
торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до-
стижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений эко-
логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуаци-
ях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя-
занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен-
тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасно-
стью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической
культуры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___54___часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___36___ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___18___ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 | |
Итоговая аттестация в форме - дифференцированный зачет |

2.2 ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естественнонаучных дисциплин».
3.1.1.Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
принадлежности для проведения демонстраций;
пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
3.1.2.Технические средства обучения:
Компьютер
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
ФКГСОО (по дисциплине);
извлечение из ГОС СПО по специальности;
примерная программа учебной дисциплины;
рабочая программа учебной дисциплины;
календарно-тематический план;
типовой перечень оборудования кабинета;
3.2.2. Общеметодический компонент.
Методические рекомендации:
3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:
конспекты лекций;
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;
набор типовых заданий и тестов по экологии;
тесты
перечень литературы, наглядных пособий.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
3.3.1. Основная литература
Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,
2014.
Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 клас-
сы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—
11 классы. — М., 2014.
Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. — М., 2011.
3.3.2. Дополнительная литература
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об-
разования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-
менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образовании».
Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и
устойчивое развитие». — М., 2011.
Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз-
витие». — М., 2011.
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого
развития. — М., 2012.
3.3.4. Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-
сии).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности. Знать: - значение экологии в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы; - основные экологические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; - основные понятия экологии и методы применения экологических знаний. | Практические работы; контрольные работы; индивидуальные задания; проверка и анализ выполнения домашних работ; зачёт. |