Министерство культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
по специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество»
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 51.02.01 «Народное художественное творчество» (по видам) «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество» углубленная подготовка.
Дисциплина входит в учебные дисциплины общеобразовательного учебного цикла .
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося по специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество», по видам: «Этнохудожественное творчество», «Хореографическое творчество углубленная подготовка 117 часов, в том числе:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы. | 1 | |
Раздел 1. Русская литература первой половины ХIХ века. | | |
Тема 1.1. Романтизм в русской литературе. | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Обзор русской культуры первой половины ХIХ века. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Своеобразие русского романтизма. | | 1 |
Практические занятия | 1 | |
Составление тезисного плана, работа с таблицей (периоды Романтизма). |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения на тему «Языковая реформа Н.М. Карамзина. | 1 |
Тема 1.2. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Обзор жизни и творчества. Эволюция романтического героя в ранней лирике. Гражданские, политические и патриотические мотивы. Лирика любви и дружбы. Философская лирика Пушкина. | | 1,2 |
Практические занятия Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Памятник». Анализ стихотворения «Пророк». | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка обзора критической литературы о произведениях А.С.Пушкина. Работа с литературоведческим словарём (элегия). | 1 |
Тема 1.3. Поэма «Медный всадник». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | | |
Практические занятия | 1 | |
Комментированное чтение поэмы. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по теме «Историческая основа поэмы «Медный всадник»». | 1 |
Тема 1.4. М.Ю.Лермонтов. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Основные этапы творчества М.Ю. Лермонтова. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. | | |
Практические занятия | 1 | |
Выразительное чтение и анализ стихотворений Лермонтова. |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение драмы «Маскарад». | 1 |
Тема 1.5. Н.В.Гоголь. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Сведения из биографии. «Петербургские повести». Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. | | |
Практические занятия | 1 | |
Анализ повести «Портрет». Приемы комического в повести. Авторская позиция. Композиция. Сюжет. Герои. |
Самостоятельная работа обучающихся Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Конспектирование. | 1 |
Раздел 2. Русская литература второй половины ХIХ века. | | | |
Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX в. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. | |
Практические занятия | 1 | |
Доклады и сообщения. Литературная критика (Белинский В.Г.). Эстетическая полемика (Западники и славянофилы.). Журнальная полемика. |
Самостоятельная работа обучающихся Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в. Работа с литературоведческим словарем (критический реализм). | 1 |
Тема 2.2. Этапы биографии и творчества А.Н.Островского. Пьеса «Гроза». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Сведения из биографии. Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. | | |
Практические занятия | 1 | |
Комментированное чтение пьесы. |
Самостоятельная работа обучающихся Просмотр кинофильма, снятого по пьесе А.Н.Островского по выбору («Бесприданница» Н.Михалкова, «Без вины виноватые» Г.Панфилова, «Проект Гроза» В.Сергеева и др.). Подготовка сообщения на тему «Творческая история пьесы «Гроза»». | 2 |
Тема 2.3. Образ Катерины в пьесе «Гроза». Город Калинов и его обитатели. | Содержание учебного материала | | |
1 | Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. | 2 | |
Практические занятия | 2 | |
Комментированное чтение пьесы и аналитическая беседа. |
Самостоятельная работа обучающихся Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева. | 1 |
Тема 2.4. Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Сведения из биографии. Творческая история романа «Обломов». Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. | | |
Практические занятия | 1 | |
Чтение отрывков из романа. Работа с таблицей. Сравнительная характеристика: Обломов и Штольц. Взаимоотношения Обломова и Штольца. Мечты и идеал жизни Обломова. |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературоведческим словарем (социально-психологический роман). | 1 |
Тема 2.5. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Образ Захара. Роль финальной сцены романа. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. | | |
Практические занятия | 1 | |
Беседа по содержанию романа. Образ Ольги Ильинской. Образ Агафьи Пшеницыной. Отличие любви Агафьи Матвеевны от любви Ольги Ильинской. |
Самостоятельная работа обучающихся Что такое «обломовщина»? Статьи Добролюбова и Дружинина. Составление тезисного плана. | 1 |
Тема 2.6. Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. История создания романа «Отцы и дети». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. | | |
Практические занятия | 1 | |
Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Комментированное чтение отдельных эпизодов. |
Самостоятельная работа обучающихся Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович) – тезисный план статей. | 1 |
Тема 2. 7. Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова. Глубокий смысл названия романа. Споры вокруг романа | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. | | |
Практические занятия | 1 | |
Комментированное чтение отдельных эпизодов, анализ романа. Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Работа с литературоведческим словарем. |
Самостоятельная работа обучающихся Сочинение по роману «Отцы и дети». Для самостоятельного чтения: Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе. | 2 |
Тема 2. 8. Чернышевский.. Трагическая судьба писателя – демократа. Жизнь - подвиг. Роман «Что делать?» (Обзорно). | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Смысл финала романа. | | |
Практические занятия | 1 | |
Чтение и анализ эпизодов романа. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения «История создания и публикации романа». | 1 |
Тема 2. 9 Ф.И. Тютчев. Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. | | |
Практические занятия | 1 | |
Выразительное чтение и анализ стихотворений: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. |
Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение наизусть стихотворения Тютчева (по выбору). | 1 |
Тема 2. 10 А.А. Фет. Обзор творчества. Личность и мироздание в лирике А.А. Фета. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. | | |
Практические занятия | 1 | |
Чтение и анализ стихотворений: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение наизусть стихотворения Фета (по выбору). | 1 |
Тема 2. 11 А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества. Лирика. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…» и др. | | |
Практические занятия | 1 | |
Выразительное чтение и анализ стихотворения (по выбору преподавателя). |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение наизусть стихотворения Толстого (по выбору). | 1 |
Тема 2. 12. Биография Н.А.Некрасова. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Интимная лирика. | |
Практические занятия | 2 | |
Выразительное чтение и анализ стихотворений Н.А.Некрасова. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка библиографических карточек по творчеству поэта. | 1 |
Тема 2. 13. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. | |
Практические занятия | 2 | |
Чтение и анализ глав «Поп»,«Крестьянка», «Демушка», «Пир на весь мир». |
Самостоятельная работа обучающихся Письменный анализ рассказа «Про холопа примерного – Якова верного». | 1 |
Тема 2. 14. Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. | |
Практические занятия | 1 | |
Работа с текстом повести. План-характеристика Ивана Флягина. |
Самостоятельная работа обучающихся Работа со словарем (странник, странничество, очарование). | 1 |
Тема 2.15. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. «История одного города». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. | |
Практические занятия | 2 | |
Комментированное чтение отдельных глав романа (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. |
Самостоятельная работа обучающихся Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Работа с литературоведческим словарем. | 1 |
Тема 2.16 Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания. Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. | |
Практические занятия | 1 | |
Образ Петербурга в романе. Чтение и анализ первых глав романа. Сцены уличной жизни. Интерьеры «петербургских углов». Пейзажи города. |
Самостоятельная работа обучающихся Творческая работа «История семьи Мармеладовых». | 2 |
Тема 2.17. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание». | Содержание учебного материала | | |
1 | Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. | 1 | |
Практические занятия | 1 | |
Комментированное чтение части 3. Анализ. |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение следующих глав романа. | 1 |
Тема 2.18. Идея «двойничества» в романе «Преступление и наказание». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Критика вокруг романов Достоевского (Д. Писарев, и др.). | | |
Практические занятия | 1 | |
Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова. |
Самостоятельная работа обучающихся Исследование проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. | 1 |
Тема 2. 19. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. | |
Практические занятия | 1 | |
Анализ рассказов. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка библиографических карточек по творчеству писателя. | 1 |
Тема 2.20. Роман-эпопея «Война и мир» | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Теория литературы: понятие о романе-эпопее. | |
Практические занятия | 1 | |
Работа со словарем. |
Самостоятельная работа обучающихся Сообщение «История создания романа». | 1 |
Тема 2. 21. Духовные искания героев романа «Война и мир». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. | |
Практические занятия | 1 | |
Комментированное чтение эпизодов романа. Анализ. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений: «В чем сходство всех Ростовых», «Что представляет собой семья Болконских»? | 1 |
Тема 2. 22. «Мысль народная» в романе. Кутузов и Наполеон. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. | |
Практические занятия | 1 | |
Работа по группам. |
Самостоятельная работа обучающихся Сочинение по роману «Война и мир». | 3 |
Тема 2.23. Обзор творчества Толстого позднего периода. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. | |
Практические занятия | 1 | |
Сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя позднего периода. |
Самостоятельная работа обучающихся Просмотр документального фильма «Страсти по Толстому». | 1 |
Тема 2. 24. А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество Чехова. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Очерк жизни и творчества. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. | |
Практические занятия | 1 | |
Анализ рассказа: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», (по выбору преподавателя). |
Самостоятельная работа обучающихся Составление хронологической таблицы (жизнь и творчество). | 1 |
Тема 2. 25. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. | |
Практические занятия | 1 | |
Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга. |
Самостоятельная работа обучающихся Сообщение на тему «Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе». | 1 |
Тема 2. 26. Система образов в пьесе «Вишневый сад». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. | |
Практические занятия | 2 | |
Комментированное чтение пьесы. Беседа. |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературоведческим словарем. | 1 |
Раздел 3. Зарубежная литература (обзор). | | | |
Тема 3. 1. Западноевропейская литература XIX века (обзор) | Содержание учебного материала | 1 |
1 | - Западноевропейская литература XIX века: основные направления, методы, стили, имена. «Вечные образы» мировой литературы.
Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О.де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль). | |
Практические занятия | 1 | |
Составление таблицы: «Стили и направления в литературе XIX века». |
Самостоятельная работа обучающихся Рефераты о творчестве писателей XIX века. | 1 |
Тема 3.2. О.Бальзак «Гобсек». | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Обзор творчества. «Человеческая комедия». История создания, замысел, структура. Новаторство Бальзака. | |
Практические занятия | 1 | |
Чтение и анализ отдельных эпизодов повести. Способы создания характера Гобсека: а) портрет; б) окружающая обстановка, принципы описания; в) эволюция образа; г) философия Гобсека. |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тезисного плана: «Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии к «Человеческой комедии». | 1 |
Тема 3. 3. Поэты – импрессионисты. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Импрессионизм в искусстве и литературе. | |
Практические занятия | 1 | |
Выразительное чтение стихотворений Поэтов-импрессионистов (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). |
Самостоятельная работа обучающихся Сообщение на тему « Художники-импрессионисты». | 1 |
Всего | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».
- комплект учебно-наглядных пособий по литературе.
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
воспроизводить содержание литературного произведения; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен. |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен. |
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен. |
определять род и жанр произведения; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен. |
сопоставлять литературные произведения; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен. |
выявлять авторскую позицию; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен. |
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен. |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен. |
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов, написание рецензий. Промежуточная аттестация, экзамен. |
Знания: | |
образную природу словесного искусства; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен. |
содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен. |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен. |
основные теоретико-литературные понятия | Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен. |
в 1 м семестре - контрольная работа, во 2 - м семестре – экзамен.