1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
Курс «Чтение и развитие речи реализуется в рамках предмета «Литература».
Рабочая программа
предлагает свой подход в части последовательности изучения учебного материала;
конкретизирует вариативную составляющую содержания образования.
Уроки по теме «Внеклассное чтение» будут изучаться в течение всего учебного курса в связи с содержанием учебного материала по чтению из расчёта 1 урок в месяц. Всего в году 9 уроков.
Выбор программы мотивирован тем, что она
- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;
- конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам обучения в 5 классе базового уровня.
Цели и задачи
Цель:развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Коррегировать представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Формы, методы и технологии обучения:
технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;
методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.
Место предмета в учебном плане.
Авторская программа рассчитана на 5 часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, в том числе 17 часов внеклассного чтения.
Рабочая программа рассчитана на 1 год.
2.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи».
Ученик научится:
- читать вслух сознательно, правильно, выразительно, в темпе разговорной речи; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера главных действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно;
- рассказывать наизусть 6-8 стихотворений.
Ученик получит возможность научиться:
- сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения;
- делить текста на части;
- составлять под руководством учителя простой плана;
- пересказывать прочитанное по составленному плану;
- самостоятельно читать с различными заданиями;
- заучивать наизусть стихотворения.
3.Содержание учебного предмета.
Устное народное творчество.
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.
Сказки.
Никита Кожемяка (Русская сказка). Как наказали медведя (Тофаларская сказка). Золотые руки (Башкирская сказка). Морозко (Русская сказка). Два Мороза (Русская сказка). Три дочери (Татарская сказка). Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. (Отрывки). А.С. Пушкин. Серая шейка. По Д. Мамину-Сибиряку.
Картины родной природы.
Лето. Июнь. Г. Скребицкий. «Ярко солнце светит…» И. Суриков. Июльская гроза. (Отрывки) А. Платонов. Берёзка. А. Прокофьев. «Вот и клонится лето к закату…» Ю. Гордиенко.
Осень. Сентябрь. По Г. Скребицкому. Золотая осень. По И. Соколову-Микитову. Осень. К. Бальмонт. Добро пожаловать! По Г. Скребицкому. Осенние грусти… По В. Астафьеву. Первый снег. И. Бунин.
О друзьях-товарищах.
Колючка. Ю. Яковлев. Рыцарь Вася. Ю. Яковлев. Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок) Н. Носов. «Фосфорический» мальчик. В. Медведев. Дорогой подарок. Л. Воронкова. Твой друг. Я. Аким.
Басни И. Крылова.
Ворона и Лисица. Щука и Кот. Квартет.
Спешите делать добро.
Будущий олимпиец. Н. Хмелик. Слепой домик. О. Бондарчук. Бабка. В. Осеева. Сухой хлеб. А. Платонов. Люся. (Отрывок из повести «Последний срок».) В. Распутин. Труд. В. Брюсов. Огромное небо. Р. Рождественский.
Картины родной природы.
Зима. «Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчев. Декабрь. Г. Скребицкий. К зиме. К. Бальмонт. Всяк по-своему. Г. Скребицкий. «Поёт зима – аукает…» С. Есенин. Берёза. С. Есенин. Зимняя дорога. А. Пушкин.
Весна. Март. Г. Скребицкий. «Вот уж снег последний в поле тает…» А. Толстой. От первых проталин до первой грозы. (Отрывки) Г. Скребицкий. Весна-красна. Грачи прилетели. Заветный кораблик. В весеннем лесу. Весенние ручьи. (Отрывок из повести «Детство Никиты») А. Толстой. «Гонимы вешними лучами…» А. Пушкин. Ворона. А. Блок. Подснежник. Е. Серова. Весна. И. Соколов-Микитов. «Крупный дождь в лесу зелёном…» И. Бунин. Черёмуха. С. Есенин. Весна, весною, о весне. Я. Аким.
О животных.
Тёма и Жучка. (Отрывок из повести «Детство Тёмы») Н. Гарин-Михайловский. Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты») А. Толстой. Кот Ворюга. К. Паустовский. Про обезьянку. Б. Житков. Дачники. Э. Асадов. Из рассказов Олёны Даниловны. Ф. Абрамов. Будь человеком. С. Михалков.
Из прошлого нашего народа.
На поле Куликовом. По О. Тихомирову. Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву. «… И снится ей жаркое лето…» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Н. Некрасов. Белый пудель. (Отрывки) А. Куприн. Снега, поднимитесь метелью! По Л. Жарикову. У могилы Неизвестного Солдата. Ю. Коринец.
Из произведений зарубежных писателей.
Гаврош. (Отрывки) В. Гюго. Приключения Тома Сойера. (Отрывок) М. Твен. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. (Отрывки) С. Лагерлёф. Русалочка. (Отрывок) Г.Х. Андерсен
Тематическое планирование учебного предмета «Чтение»
Рабочая программа по чтению в 5 классе рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1. | Устное народное творчество. | 4 часа | Сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя». Выделять главную мысль произведения. Называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста. Составлять характеристики героя с помощью учителя. Делить прочитанное на части. Составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика). Заучивать наизусть произведения устного народного творчества. Выражать своё отношение к поступкам литературных героев и событиям в повседневной жизни. |
2. | Сказки. | 18 часов | Знать понятие термина фольклор, различие в понятиях русская народная сказка и литературная сказка. Читать вслух правильно, бегло, выразительно, уметь пересказывать по наводящим вопросам. |
3. | Картины родной природы. | 42 часа | Знать понятия стихотворного и прозаического жанра, знать наизусть стихотворения по программе, отвечать на вопросы учителя. |
4. | О друзьях-товарищах. | 15 часов | Осознанно и правильно читать вслух целыми словами после работы над ними под руководством учителя; трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Уметь словесно иллюстрировать отрывок, читать по ролям, выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления, выразительно читать вслух, оценивать себя и других, подбирать заголовки к частям рассказа.отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух. |
5. | Басни И. Крылова | 4 часа |
6. | Спешите делать добро. | 14 часов | Сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя»; Выделять главную мысль произведения; Называть главных действующих лиц, описывать их внешность,характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста; Составлять характеристики героя с помощью учителя; Делить прочитанное на части; Выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения; Составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика) Развивать речь учащихся, их нравственные качества. |
7. | О животных. | 18 часов |
8. | Из прошлого нашего народа. | 18 часов |
9. | Из произведений зарубежных писателей | 20 часов | Сознательно, правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения; читать «про себя». Выделять главную мысль произведения. Называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характер их поступков, подтверждать своё заключение словами текста. Составлять характеристики героя с помощью учителя, делить прочитанное на части. Выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения. Составлять план и пересказывать по нему (подробный, краткий, с изменением лица рассказчика) |
10. | Внеклассное чтение. | 17 часов | Выбирать книгу на указанную учителем тему, читать их осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух ( словосочетанием, в трудных случаях – целым словом); читать про себя; Вести дневник читателя по указанной учителем форме; Выделять главную мысль произведения; Пересказывать содержание прочитанного; Характеризовать главных действующих лиц. |
Итого: | 170 ч. | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Стр. | Виды учебной деятельности |
Устное народное творчество |
1 | | 1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 3-4 | Выразительное чтение по выбору уч-ся Презентация «Устное народное творчество» Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. |
2 | | 1 | Пословицы и поговорки. | 5-6 | Работа со сборником пословиц. Деление пословиц на тематические группы. Выписать 3 пословицы об учёбе. Викторина Развивать память, внимание, мышление. |
3 | | 1 | Загадки. | 6-8 | Найти загадки (2-3) на школьную тему. Презентация «Узнай пословицу по ее началу» Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. |
4 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 8-10 | Работа по вопросам письменно. Презентация Заучивать пословицы, поговорки и загадки. |
Сказки |
5 | | 1 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) | 11-13 | Пересказ сказки с использованием авторской лексики. Презентация «Что за прелесть эти сказки» Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
6 | | 1 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | | Формирование навыка выделять главную мысль прочитанного. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
7 | | 1 | «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) | 14-15 | Пересказ сказки по плану. Формирование навыка выделять главную мысль прочитанного. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
8 9 | | 2 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 15-18 | Чтение по ролям. Пересказ с использованием лексики народных сказок. Просмотр фрагмента сказки Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
10 11 | | 2 | «Морозко» (Русская сказка) | 18-23 | Пересказ сказки своими словами близко к тексту. Формирование умения давать оценку главным героям рассказа Просмотр фрагмента сказки Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
12 | | 1 | «Два Мороза» (Русская сказка) | 24-27 | Составление плана сказки. Озаглавливание частей сказки. Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
13 | | 1 | «Три дочери» (Татарская сказка) | 27-28 | Комментирование чтение сказки. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
14 | | 1 | Внеклассное чтение «Сказки народов мира» | | Чтение по ролям. Презентация « Как много сказок на планете» Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
15 16 17 18 | | 4 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 29-39 | Чтение отрывка, пересказ. Наизусть отрывок к обобщающему уроку Просмотр фрагмента сказки. Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
| | | | 41-50 |
19 20 21 22 23 | | 5 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | | Самостоятельное чтение, подбор словаря к отрывку о поздней осени. Пересказ отрывка по плану о поздней осени. Презентация « Животные и птицы поздней осенью» |
24 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Сказки» | 51-52 | Ответы на вопросы. Тест Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
Картины родной природы |
Лето. |
25 | | 1 | Г. Скребицкий «Июнь» | 53-54 | Составление словесной картины о лете. Обсуждение по вопросам. Презентация «Вот оно, какое наше лето…»Соблюдение пунктуации. |
26 | | 1 | И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 54-55 | Обсуждаем вопросы. Определение настроения. Переносное значение слов. Озаглавливание стихотворения. Работа с иллюстрацией. Беседа по содержанию. Народный календарь. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
27 28 29 30 | | 4 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 55-61 | Деление на части. Пересказ содержания по плану.Развивать связную речь. |
31 | | 1 | А. Прокофьев «Берёзка» | 61-62 | Выразительное чтение. Расширять словарный запас. |
32 | | 1 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 62 | Работа с иллюстрацией. Беседа по содержанию. Народный календарь Соблюдение пунктуации. |
33 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» | 63 | Словесное рисование иллюстрации. Развивать познавательную деятельность |
34 | | 1 | Внеклассное чтение В.В. Бианки «Музыкальная канарейка» | | Беседа по содержанию |
| | | Осень. | | |
35 | | 1 | По Г. Скребицкому «Сентябрь» | 64-65 | Деление текста на части. Пересказ по плану. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
36 37 | | 2 | По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» | 66-67 | Выборочное чтение. Пересказ по плану. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
|
38 | | 1 | К. Бальмонт «Осень» | 68 | Разметка текста. Выразительное чтение. Прослушивание песен об осени. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
39 | | 1 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 69-71 | Обсуждение по вопросам. Составление плана. Деление текста на части. Пересказ по плану |
40 | | 1 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…» | 72-73 | Обсуждение по вопросам. Составление плана. «Подружись» со словом. Словесное рисование картины. |
41 | | 1 | И. Бунин «Первый снег» | 73 | Чтение наизусть. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
42 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» | 74 | Работа по вопросам. Тест Развивать познавательную деятельность |
43 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» | | Выразительное чтение. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
О друзьях-товарищах |
44 45 46 | | 3 | Ю. Яковлев «Колючка» | 75-79 | Деление текста на части. Выборочное чтение. Пересказ по плану. Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
47 | | 1 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 80-82 | Чтение. Составить два вопроса по содержанию. |
48 49 50 | | 3 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 83-87 | Подписать иллюстрацию словами текста. Выборочное чтение. Чтение, ответы на вопросы 1, 2, 3. |
51 52 | | 2 | В. Медведев «Фосфорический» мальчик» | 88-91 | Деление текста на части. Чтение рассказа. Составить два вопроса по содержанию. |
53 54 55 | | 3 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 92-96 | Чтение по ролям. Выразительное чтение. Составление вопросов |
56 57 | | 2 | Я. Аким «Твой друг» | 96-97 | Разметка текста. Выразительное чтение. |
58 | | 1 | Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | 98 | Викторина. Пословицы о дружбе. Развивать познавательную деятельность |
59 | | 1 | Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» | | Чтение по ролям. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Басни И. Крылова |
60 | | 1 | И. Крылов «Ворона и Лисица» | 99-100 | Чтение и обсуждение басен. Особенности жанра |
61 | | 1 | И. Крылов «Щука и Кот» | 101-102 | Выразительное чтение по ролям |
62 | | 1 | И. Крылов «Квартет» | 102-104 | Выразительное чтение по ролям. |
63 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» | 104 | Чтение наизусть. Прослушивание басни в исполнении артистов. |
64 | | 1 | Внеклассное чтение. Г.Паустовский «Лисичкин хлеб» | | Выразительное чтение. Работа по вопросам. |
Спешите делать добро |
65 66 | | 2 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | 105-108 | Обсуждение по вопросам. «Подружись» со словом. Чтение по ролям. Развивать связную речь через пересказ. |
67 | | 1 | О. Бондарчук «Слепой домик» | 108-109 | Чтение. Пересказ своими словами. Работа по вопросам. |
68 69 70 71 | | 4 | В. Осеева «Бабка» | 110-117 | Чтение по ролям. Деление на части по данному плану. Пересказ с опорой на авторский текст |
72 73 | | 2 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 118-124 | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Пересказ по вопросам |
74 | | 1 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» | 124-127 | Чтение, пересказ содержания иллюстраций с опорой на текст. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
75 | | 1 | В. Брюсов «Труд» | 127-128 | Выразительное чтение. Работа с пословицами о труде. |
|
76 77 | | 2 | Р. Рождественский «Огромное небо» | 129 | Выразительное чтение. Задание 5. Просмотр фрагмента документального фильма |
78 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | 130 | Работа по вопросам. Развивать познавательную деятельность |
79 | | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» | | Выразительное чтение, чтение по ролям. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Картины родной природы |
Зима. |
80 | | 1 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 131 | Чтение наизусть. |
81 | | 1 | Г. Скребицкий «Декабрь» | 132-133 | Выразительное чтение. |
82 | | 1 | К. Бальмонт «К зиме» | 133-133 | Выразительное чтение. |
83 84 | | 2 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 134-137 | Беседа по содержанию. Пересказ. |
85 | | 1 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | 137-138 | Чтение наизусть. Развивать связную речь через заучивание. |
86 | | 1 | С. Есенин «Берёза» | 138 | Работа по вопросам. |
87 | | 1 | А. Пушкин «Зимняя дорога» | 139 | Чтение наизусть. |
88 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» | 140 | Работа по вопросам. Составление рассказа по картине. |
| | | Весна. | | |
89 | | 1 | Г. Скребицкий «Март» | 141-142 | Беседа по содержанию. Словесное рисование. Составление плана. Развивать связную речь. |
90 | | 1 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | 142-143 | Выучить наизусть. Расширять словарный запас. |
91 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» | | Выразительное чтение. Чтение по ролям. Просмотр отрывка фильма. |
92 | | 1 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) | 143-144 | Выборочное чтение. Ответы на вопросы |
93 | | 1 | Г. Скребицкий «Весна - красна» | 145-147 | Пересказ. |
94 | | 1 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | 147-148 | Написание изложения. Просмотр иллюстраций. |
95 | | 1 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик» | 148-149 | Работа по вопросам. |
96 | | 1 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу» | 149-151 | Составить рассказ по плану. |
97 | | 1 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 152-153 | Пересказ по плану с опорой на авторский текст. |
98 | | 1 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 154 | Выразительное чтение. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
99 | | 1 | А. Блок «Ворона» | 155 | Работа по вопросам. Развивать связную речь через заучивание. |
100 | | 1 | Е. Серова «Подснежник» | 156 | Чтение наизусть. |
101 | | 1 | И. Соколов – Микитов «Весна» | 156-157 | Самостоятельное чтение. Деление на части. Выборочное чтение. |
102 | | 1 | И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» | 158 | Выразительное чтение. Работа по вопросам. |
103 | | 1 | С. Есенин «Черёмуха» | 159 | Чтение отрывка наизусть. |
104 | | 1 | Я. Аким «Весна, Весною, о весне» | 159-160 | Составление устного рассказа. Выборочное чтение. |
105 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» | 161-162 | Ответы на вопросы. Составление рассказа по плану. |
106 | | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» | | Выразительное чтение, ответы на вопросы. |
О животных |
107 108 109 | | 3 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | 163-169 | Выборочное чтение. Деление текста на части. Пересказ с опорой на авторский текст. |
110 111 112 113 | | 4 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 169-175 | Выборочное чтение. Деление на части. Подписать иллюстрацию словами из текста. |
114 115 | | 2 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 176-179 | Деление текста на части. Выборочное чтение |
116 | | 1 | Внеклассное чтение. Паустовский К.Рассказы о животных из сборника « Заячьи лапы» | | Выразительное чтение, ответы на вопросы. |
117 118 119 120 | | 4 | Б. Житков «Про обезьянку» | 180-186 | Беседа по вопросам. Озаглавливание части. «Подскажи словечко». Чтение по ролям. |
121 122 | | 2 | Э. Асадов «Дачники» | 187-189 | Беседа по содержанию. Описание природы, сравнение описаний в 1 и во 2 частях. Выразительное чтение. |
|
123 | | 1 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» | 189-191 | Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
124 | | 1 | С. Михалков «Будь человеком» | 192-193 | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
125 | | 1 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 193-194 | Викторина по пройденным произведениям. |
126 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» | | Выразительное чтение. |
Из прошлого нашего народа |
127 | | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» | 195-196 | Обсуждение вопросов. Составление плана для пересказа. Выборочное чтение. |
128 | | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» | 197-199 | Пересказ. |
129 | | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | 200 | Работа по вопросам к тексту. |
130 | | 1 | Внеклассное чтение А.М. Волков « Семь подземных королей» | | Беседа по содержанию. |
131 132 133 | | 3 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи. Конец похода» | 201-203 | Обсуждение вопросов. Работа с пословицами. Самостоятельное чтение частей текста. Выборочное чтение. |
134 | | 1 | Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 204-207 | Беседа по содержанию. Разметка текста. Выразительное чтение |
135 136 137 138 139 | | 5 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 207-216 | Деление текста на части. Выборочное чтение. Пересказ по плану. |
140 141 142 | | 3 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» | 217-221 | Чтение по ролям. Пересказ отрывка близко к тексту. «Когда опустилась ночь» до слов «спасённая смертью своих сыновей». Фрагмент фильма «Оборона Москвы» |
143 | | 1 | Ю.Коринец «У могилы неизвестного солдата» | 222-223 | Выразительное чтение. |
144 | | 1 | Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» | | Работа по вопросам. |
145 146 | | 2 | Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 223 | Написание рассказа по вопросам. |
147 148 | | 2 | Внеклассное чтение. В.Катаев «Сын полка» | | Деление текста на части. Выборочное чтение. Пересказ по плану. |
Из произведений зарубежных писателей |
149 150 151 | | 3 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки) | 224-229 | Чтение самостоятельное. Деление текста на части. Выборочное чтение. |
152 | | 1 | Внеклассное чтение. В.А. Осеева «Синие листья» | | Выразительное чтение, работа по вопросам. |
153 154 155 156 157 | | 5 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | 229-238 | Составление плана. Выборочное чтение. Деление текста на части. Пересказ по плану. |
158 159 160 161 162 | | 5 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 239-247 | Составление плана. Выборочное чтение. Деление текста на части. Пересказ по плану. |
163 164 165 167 | | 4 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) | 247-251 | Пересказ. Чтение по ролям. |
168 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей» | 251-252 | Развивать познавательную деятельность |
169 | | 1 | Обобщение изученного за год. Задание на лето. | | |
170 | | 1 | Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
4.Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательной деятельности.
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2.Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
3.Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.
4.Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 5 класс. Малышева З.Ф.
www.school-collection.edu.ru
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramma.ru
http://www.openclass.ru
http://www.gramota.ru
http://korped.rkc-74.ru
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Тест по чтению для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цель: проверить качество усвоения изученного материала за 1 четверть по предмету «Чтение».
Задачи: корректировать и развивать мышление на основе упражнений в сравнении, память на основе упражнений в припоминании; воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности.
Вопросы теста:
Что не относится к разделу «Устное народное творчество»:
а) загадки
б) пословицы
в) стихотворения
К какому жанру устного народного творчества относятся эти строки:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы.
Ты пойди-ка, поводи!»
а) поговорки
б) считалки
в) потешки
Отгадай загадку:
«Листья быстро пожелтели
И на землю полетели.
Так бывает раз в году,
А когда? Я не пойму!»
а) осень
б) зима
в) весна
Найди пословицы о труде:
(несколько ответов)
а) Труд человека кормит, а лень портит.
б) Слезами горю не поможешь.
в) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Какие из этих сказок являются русскими народными:
(несколько ответов)
а) Сказка о рыбаке и рыбке
б) Никита Кожемяка
в) Два Мороза
г) Серая Шейка
д) Три дочери
Укажи, имя какого известного писателя Александр Сергеевич:
а) Пушкин
б) Крылов
в) Тютчев
«Серая Шейка» - это:
а) лиса
б) утка
в) заяц
Назови автора сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
а) Д.Мамин-Сибиряк
б) А.С.Пушкин
в) Л.Н.Толстой
В каком произведении рассказывалось о том, как медведь делал себе берлогу:
а) Серая Шейка
б) Колючка
в) Добро пожаловать
Из какого стихотворения эти строки
«Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее…»
а) «Первый снег» И.Бунина
б) «Осень» К.Бальмонта
в) «Ярко солнце светит…» И.Сурикова
Почему рассказ «Колючка» получил такое название?
а) потому что прозвище главного героя было «колючка»
б) так как в рассказе говорится про колючее растение - кактус
в) потому что в рассказе девочка укололась.
Ключ к тесту по чтению
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Правильный ответ
в
б
а
а, в
б, в, д
а
б
б
в
б
а
Задания к теме «Картины родной природы»
Осень.
1-в
1. Восстанови последовательность событий в рассказе А. Платонова «Июльская гроза»
а) Вихрь настиг детей и ударил в них песком
б)Наташа спешила изо всех сил, чтобы их не застала буря и гроза в чисом поле
в) Старик пошёл под дождём, унося на себе двоих детей
г) Тьма и туча вскоре догнали детей и нашли на них
2. Выбери выражения, которые описывают осень. Поставь «+»
Похолодало
Краснеет земляника
Кончились беззаботные дни
Цветут кустарники
Длинные дни
Длинные ночи
3. Объясни значение слов
Пурпурный _______________
Манок ______________
4. Вспомни каких зверей так называет И. Соколов – Микитов в рассказе «Золотая осень». Запиши.
беляк
сестричка
скакун
Ежович
квакушка
Михайлович
бездомник
5. Каким человеком тебе представляется дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Г. Скребицкого? Выбери.
аккуратный глупый
заботливый дед наблюдательный
ворчливый Семён смелый
6. Как называет медведя дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Неправильный ответ зачеркни.
Махина, малыш, дядя, лакомка.
Задания к теме «Картины родной природы»
Осень.
2-в
1. Выбери выражения, которые описывают осень. Поставь «+»
Похолодало
Краснеет земляника
Длинные дни
Длинные ночи
2. Объясни значение слов
Манок ______________
3. Вспомни каких зверей так называет И. Соколов – Микитов в рассказе «Золотая осень». Запиши.
беляк
сестричка
Ежович
квакушка
Михайлович
бездомник
4. Каким человеком тебе представляется дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Г. Скребицкого? Выбери.
злой глупый
заботливый дед наблюдательный
ворчливый Семён смелый
5. Как называет медведя дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Неправильный ответ зачеркни.
Махина, малыш, дядя, лакомка.
Задания к теме «О друзьях – товарищах»
1-в
1. Найди слова, которые характеризуют главного героя из рассказа «Фосфорический мальчик» В. Медведева
скромность Пешкин-Шарокин зазнайство
хвастливость необидчивость
увлечённость злорадство
2. О чём думала Вера из рассказа Ю. Яковлева «Колючка», когда увидела что её враг Колючка попал в тяжёлое положение? Напиши _________________________________
3. Почему неповоротливого, медлительного, неловкого мальчика Васю автор называет «Рыцарь». Впиши.
На реке бесстрашный ученик Вася … первоклассника, который … под лёд.
4. Вспомни рассказ Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Как ты думаешь, какая мысль в этом рассказе самая главная? Выбери, обведи в кружок.
Нельзя обманывать близких людей, даже если тебя об этом попросил друг.
Если друг говорит неправду, значит и ты должен соврать.
Задания к теме «О друзьях – товарищах»
2-в
1. Выбери слова описывающие главного героя в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
хвастливый храбрый
трусливый Вася нерешительный
отважный решительный
2. Допиши, что сделала Вера когда враг Колючка попал в тяжёлое положение.
Вера думала как Колючке_________________________________
3. О чём мечтал неповоротливый, медлительный, неловкий мальчик Вася. Выбери: о подвигах, о подарках.
4. Выбери выражение с которым ты не согласен.
Нельзя обманывать близких людей, даже если тебя об этом попросил друг.
Если друг говорит неправду, и ты должен соврать.
Задания к теме «Спешите делать добрые дела»»
1-в
1. Подчеркни слова, которые описывают человека, нуждающегося в помощи окружающих.
Сильный, беспомощный, здоровый, больной, одинокий, старый, молодой.
2. Что сделал мальчик из рассказа «Слепой домик» О. Бондарчук для того, чтобы домик стал «зрячим»? Перечисли. _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Вспомни поговорку из рассказа«Бабка» В. Осеевой:
От плохого человек крепче делается, от хорошего душа его зацветает.
Как ты понимаешь её. Напиши.__________________________
4. Каким голосом необходимо читать слова матери, обращённые к измождённому работой коню, в рассказе В. Распутина «Люся»? Зачеркни ненужное.
Ласково, требовательно, весело, с огорчением.
5. Придумай своё название стихотворению Р. Рождественского «Огромное небо»
Задания к теме «Спешите делать добрые дела»»
2-в
1. Какой человек нуждается в помощи окружающих? Подчеркни.
Сильный, беспомощный, здоровый, больной, одинокий, старый, молодой.
2. Выбери слова о мальчике из рассказа «Слепой домик» О. Бондарчука. Соедини стрелками.
отзывчивый щедрый
безразлично Рома любопытный
внимательный заботливый
3. Назови рассказ, в котором встречалась поговорка:
От плохого человек крепче делается, от хорошего душа его зацветает.
Напиши.__________________________
4. Каким голосом разговаривала мать с выбившимся из сил конём в рассказе В. Распутина «Люся»? Зачеркни ненужное.
Ласково, требовательно, весело, с огорчением.
5. Придумай своё название стихотворению Р. Рождественского «Огромное небо»
Задания к теме «Картины родной природы»
Зима.
1-в
1. Как называет зиму Ф. Тютчев в стихотворении «Зима»? Впиши.
_______________
2. О чём говорилось в рассказе Г. Скребицкого «Декабрь». Выбери.
О растениях, птицах и зверях зимой.
О том, как снег помогает выжить растениям, птицам и зверям в мороз.
3. Вспомни героя произведения «Всяк-по-всякому» Г. Скребицкого. Чему научила его зима? Перечисли.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Подбери в стихотворении «Поёт зима - аукает»
С. Есенина рифмы к словам.
аукает - баюкает
игривые - …
малые - …
5. Вспомни стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога». Как ты будешь его читать? Зачеркни.
Спокойно, весело, бодро.
Задания к теме «Картины родной природы»
Зима.
2-в
1. Как называет зиму Ф. Тютчев в стихотворении «Зима»?
Чародейка ,волшебница.
2. О чём говорилось в рассказе Г. Скребицкого «Декабрь». Выбери.
О растениях, птицах и зверях зимой.
О том, как снег помогает выжить растениям, птицам и зверям в мороз.
3. Составь слово из букв и запиши. У тебя получится герой произведения Г. Скребицкого.
ЯАЦЗ ____________________
4. Подбери в стихотворении «Поёт зима - аукает»
С. Есенина рифмы к словам.
аукает - баюкает
игривые - …
Задания к теме «О животных»
1-в
1. О ком говорится в рассказе «Желтухин» А. Толстого?
________________________________________________
2. Какая мысль самая главная в рассказе «Тёма и Жучка»
Н. Гарина-Михайловского? Выбери.
Как интересно играть с Жучкой.
Не оставайся равнодушным к жестокому обращению с животными, помоги нуждающемуся в спасении.
3. Что ты думаешь о герое рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»? Какая она? Соедини стрелками.
озорная послушная
большая обезьянка маленькая
находчивая непоседливая
4. Восстанови последовательность событий в рассказе «Кот Ворюга» К. Паустовского и допиши , какое пропущено.
Это был кот-бродяга, вор.
Наконец кот попался.
_______________________________
С этого дня кот прекратил воровать.
Задания к теме «О животных»
2-в
1. О ком говорится в рассказе «Желтухин» А. Толстого?
Выбери и подчеркни.
Мальчик, скворчонок, скворец.
2. Какая мысль самая главная в рассказе «Тёма и Жучка»
Н. Гарина-Михайловского? Выбери.
Как интересно играть с Жучкой.
Не оставайся равнодушным к жестокому обращению с животными, помоги нуждающемуся в спасении.
3. Что ты думаешь о герое рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»? Какая она? Соедини стрелками.
озорная послушная
большая обезьянка маленькая
4. Восстанови последовательность событий в рассказе «Кот Ворюга» К. Паустовского и допиши , какое пропущено.
Это был кот-бродяга, вор.
Наконец кот попался.
Дети накормили кота как следует.
_______________________________
Задания к теме «Весна»
1-в
1. На что похожи облака в рассказе «Март» , «Весна-красна»Г. Скребицкого? Запиши.
2. Что называет первыми вестниками весны Г. Скребицкий в рассказе «От первых проталин до первой грозы»? Выбери.
Солнышко,
тающий снег,
кучевые облака,
тени на тропинках
3. Вспомни, как описывает весенние изменения Г. Скребицкий в рассказе «В весеннем лесу» . Подбери к словам в левом столбике ответ из правого столбика. Соедини стрелкой.
бабочки | повис на невидимой ниточке |
жаворонок | как осенний листок |
серёжки осин | шоколадного цвета |
верхушки берёз | продолговатое зеркало |
цветки медуницы | как серые, мохнатые гусеницы |
весенняя лужа | как будто здороваются |
лягушки | как крохотные кувшинчики |
солнце | кричит как испуганная кошка |
сойка | как начищенный медный таз |
4.Какое настроение передаёт С Есенин в стихотворении «Черёмуха»? Выбери.
Спокойное, радостное, мечтательное, восхищение.
5. Закрась фигуру в лазурный цвет.
Задания к теме «Весна»
2-в
1. На что похожи облака в рассказе «Март» , «Весна-красна»Г. Скребицкого? Запиши.
2. Что называет первыми вестниками весны Г. Скребицкий в рассказе «От первых проталин до первой грозы»? Выбери.
Солнышко,
кучевые облака,
3. Вспомни, как описывает весенние изменения Г. Скребицкий в рассказе «В весеннем лесу» . Подбери к словам в левом столбике ответ из правого столбика. Соедини стрелкой.
бабочки | как начищенный медный таз |
серёжки осин | как осенний листок |
весенняя лужа | как серые, мохнатые гусеницы |
солнце | продолговатое зеркало |
4.Какое настроение передаёт С Есенин в стихотворении «Черёмуха»? Выбери.
Спокойное, восхищение.
5. Закрась фигуру в лазурный цвет.
Критерии и нормы оценки.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по чтению и развитию речи
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты следующего объема (на конец года):
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объём которых соответствует объёму текстов предыдущего года.
5 - 9 классы.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (в 9 классе - легкие тексты самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но самостоятельно исправляет их с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1- 2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз; не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание, не знает наизусть стихотворение.