СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова

Некрасовского района Ярославской области


Утверждена.

Директор МБОУ средней общеобразовательной

школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова

Приказ № ____ от «____» __________________20__г.


Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

3 класс






д. Грешнево


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

- рисование с натуры (рисунок, живопись),

- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

- декоративная работа,

- лепка,

- аппликация с элементами дизайна,

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.


Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.


Общая характеристика учебного предмета


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных материалов.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

- использование различных художественных материалов, приемов и техник;

- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;

- выражение настроения художественными средствами;

- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;

- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

- использование знаний графической грамоты;

- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.


Место курса в учебном плане

На изучение курса отводится 1 час в неделю.

Общее количество часов – 34.

В программе предусмотрено 1 час резерва, который будет использован на повторение и систематизацию знаний учащихся.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


Планируемые результаты освоения предмета


«Изобразительное искусство»

Личностные результаты

В ценностно - эстетической сфере у третьеклассника будет формироваться:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере у третьеклассника будет развиваться:

- способность к художественному познанию мира;

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере будут формироваться:

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

У третьеклассника продолжится формирование:

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

У третьеклассника продолжатся процессы:

- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через знание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к вниманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются так носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задач введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится: - понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художевенного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.


Содержание учебного предмета (34 часа)


п/п

Наименование разделов/

Коли­чество часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок

1

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

2

Искусство в твоём доме

7

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым

создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализо-вывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в фор-

ме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3

Искусство на улицах твоего города

7

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4

Художник и зрелище

11

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивав по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5

Художник и музей

8

Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическим нормами родного языка, современных средств коммуникации.


























Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе


п/п


Содержание (разделы, темы)

Цифровые информационные

ресурсы

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Вводный урок. Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

https://multiurok.ru/index.php/files/urok-1-mastera-izobrazheniia-postroiki-i-ukrasheni.html

1



2

Твои игрушки –создание формы. Твои игрушки- роспись и украшение игрушки.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/02/17/izo-tema-tvoi-igrushki

1



3

Посуда у тебя дома. Лепка формы посуды из пластилинового жгута или из цельного куска.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2021/11/16/klass-3-a-uchebnyy-predmet-izo-tema-lepka-posuda-u-tebya-doma-tip

1



4

Обои и шторы у тебя дома. Создание орнамента для обоев или штор в соответствии с функциональным назначением.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/01/12/prezentatsiya-po-izo-oboi-i-shtory-u-tebya-doma

1



5

Мамин платок. Создание эскиза росписи платка.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/01/01/urok-izobrazitelnogo-iskusstva-3-klass-mamin-platok

1


6

Твои книжки. Элементы оформления книги: разнообразие форм, обложка, иллюстрации, буквицы. Создание проекта детской книжки-игрушки.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-tvoi-knizhki.html

1



7

Открытки. Создание поздравительной открытки в разной технике.

https://multiurok.ru/files/proekt-sozdanie-pozdravitelnoi-otkrytki.html

1



8

Труд художника для твоего дома. Обобщающий урок.

https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-izobrazitiel-n-3.html

1



9

Памятники архитектуры. Создание коллективного панно «Городская улица».

https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-aleksandrovna-guseva/aplikacija-iz-bumagi-i-gazety-gorodskaja-ulica.html

1



10

Парки, скверы, бульвары. Их назначение, устройство. Изображение разных по характеру парков.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-parki-skvery-bulvary-3-klass-5501651.html

1



11

Ажурные ограды.

Создание проекта ажурной решётки или ворот.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-azhurnye-ogrady-3-klass-5284956.html

1



12

Волшебные фонари. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-volshebnie-fonari-klass-2303515.html

1



13

Витрины. Проект оформления витрины любого магазина.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-t-20.html

1



14

Удивительный транспорт. Создание образов фантастических машин.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/10/11/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-3-klasse-po-teme

1



15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Создание коллективного панно «Наше село» в технике коллажа аппликации.

https://infourok.ru/konspekt-izo-na-temu-trud-hudozhnika-na-ulicah-tvoego-goroda-3-klass-5070012.html

1



16

Художник в цирке. Рисование на тему «Цирковое представление».

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2012/03/23/urok-po-izo-3-klass-po-teme-khudozhnik-v-tsirke

1



17

Художник в театре.


https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-khudozhnik-v-teatre.html

1



18

Театр на столе. Создание театра на столе: картонного макета с декорациями, персонажами сказки.

https://infourok.ru/prezentaciya-kollektivnogo-proekta-teatr-na-stole-4500539.html

1



19

Театр кукол.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-teatr-kukol-klass-715119.html

1



20

Мы — художники кукольного

театра. Изготовление кукол и создание спектакля.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/05/19/konspekt-uroka-3-klass-tema-my-hudozhniki-kukolnogo-teatra

1



21

Конструирование сувенирной куклы.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2018/05/05/konspekt-uroka-konstruirovanie-suvenirnoy-kukly-3-klass-umk-shkola

1



22

Театральные маски. Беседа о масках разных времён и народов.

https://multiurok.ru/files/teatralnaia-maska-znakomstvo-s-maskami-raznykh-nar.html

1



23

Конструирование масок.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-teatralnye-maski.html

1



24

Афиша и плакат. Создание эскиза афиши к кукольному представлению.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-afisha-i-plakat-klass-2728406.html

1



25

Праздник в городе. Проект оформления праздника.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/04/15/prezentatsiya-k-uroku-izo-prazdnik-v-gorode

1



26

Школьный карна­вал. Обобщающий урок.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/09/19/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-shkolnyy

1



27

Музей в жизни города. Беседа о самых значительных му­зеях искусств России - Государствен­ной Третьяковской галерее, Государст­венном русском музее, Эрмитаже, Му­зее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Разные виды музеев. Роль художника в создании их экспозиций.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2021/05/15/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-muzey-v-zhizni-goroda

1



28

Картина - особый мир.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/05/10/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-kartina-osobyy

1



29

Картина-пейзаж. Русские художники- пейзажисты: И. Левитан, А. Саврасов, И. Репин-рассматривание и сравнение картин.

Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением.

https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-izo-v-3-klasse-kartina-peizazh.html

1



30

Картина-портрет. Составление рассказа об изображённом на портрете человеке. Создание автопортрета или портрета знакомого человека.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/04/16/kartina-portret-urok-3-klass-izo

1



31

Картина- Натюрморт. Рисование по представлению натюрморта с выраженным настроением.


https://multiurok.ru/files/urok-izo-natiurmort-risovaniie-po-pamiati-i-priedstavlieniiu.html

1



32

Картина- Натюрморт. Рисование по представлению натюрморта с выраженным настроением.


https://multiurok.ru/files/urok-izo-natiurmort-risovaniie-po-pamiati-i-priedstavlieniiu.html

1



33

Картины истори­ческие и бытовые. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров.

Рисование на тему «Игры во дворе», «На уроке» и др.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-kartini-istoricheskie-i-bitovie-2716130.html

1



34

Скульптура в му­зее и на улице. Знакомство с жанром станковой живописи: скульптурой.

Лепка фигуры человека или животного в движении.

https://multiurok.ru/files/skulptura-v-muzee-i-na-ulitse-1.html

1





Материально-техническое обеспечение учебного предмета


Учебно-методическое обеспечение

  • Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты : учеб. для 3 класса нач. шк./ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2016г.

  • Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А. Горяевой под ред Б.М. Неменского/автор-сост. СБ. Дроздова. - Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2021г.

  • Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Просвещение,2019г.

  • Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. -191 с.

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером;

  • проектор для демонстрации слайдов;

Учебно-практическое оборудование:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;

  • краски акварельные или гуашевые;

  • кисти беличьи № 5, 10, 20;

  • кисти из щетины № 3, 10, 13;

  • ёмкости для воды;

  • стеки (набор);

  • пластилин\глина;

  • ножницы;

  • подставка для натуры.

Модели и натуры:

  • гербарии;

  • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

  • гипсовые орнаменты.