Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей _____________________________________ (указывается направление) руководитель ШМО _______________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 201___г.№ __ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по ________ _____________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) «______» августа 201___г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» от «____» августа 201__г. №___ ___________________ /А.А. Лифенко/ |
Рабочая программа
по учебному предмету «МХК»
10 класс (базовый уровень)
на 2018 - 2019 учебный год
Чеховой Людмилы Алексеевны,
учителя музыки
Г.о. Балашиха – 2018
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «МХК» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования1 и на основе авторской рабочей программы Данная рабочая программа «Мировая художественная культура. 10—11 классы» составлена на основе авторской программы Солодовникова Ю.А., Предтеченской Л.М. Мировая художественная культура: 6-11 кл. Для реализации данной рабочей программы используется учебник Солодовникова Ю.А. «Мировая художественная культура», базовый уровень,- М.: «Дрофа» 2016.
Учебный предмет «МХК» изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета. В учебном плане МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» на изучение учебного предмета «МХК» в 10 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе на следующие виды работ:
Виды контроля | I полугодие | II полугодие | Год |
административный контроль | - | - | - |
практических работ | 5 | 5 | 10 |
Итого | 5 | 5 | 10 |
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о
вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности,
высказывать о них собственное суждение;
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение
характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;
формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание
важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития,
отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов
мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как
уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во
всех его видах.
Воспитательные цели задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на
протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и
суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с
произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в
конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
При проведении уроков используются следующие формы организации учебного процесса:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
обучение через деятельность;
освоение художественного наследия;
воспитание гражданственности и патриотизма;
формирование интереса к внутреннему миру человека.
Итоговый контроль проводится в форме индивидуального опроса; собеседования по теме, творческих работ.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МХК»
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая
художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и
созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию
личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися
интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы
эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать
свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно
оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического
наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора
индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Литература
Литература по общим вопросам и справочная
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.
Алпатов М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алпатов. — М., 1990.
Алянский Ю. Л. Азбука театра / Ю. Л. Алянский. — Л., 1986.
Андреев Ю. В. Поэтика мифа и правда истории / Ю. В. Андреев. — Л., 1990.
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. — М., 1997.
Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры / Д. Е. Аркин. — М., 1990.
Арутюнов С. А. Народы и культуры / С. А. Арутюнов. — М., 1989.
Атлас чудес света. — М., 1998.
Бартенев И. А. Очерки истории архитектурных стилей / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. — М., 1983.
Беляев Ю. 100 чудовищ Древнего мира: мифологическая иллюстрированная энциклопедия / Ю. Беляев. — М., 1997.
Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1976.
Библейская энциклопедия. — М., 1990.
Бидерман Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерман. — М., 1996.
Бродский Б. Жизнь в веках / Б. Бродский. — М., 1990.
Буддизм: Словарь. — М., 1992.
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада / Т. Буркхардт. — М., 1999.
Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов. — М., 1981.
Васильев А. С. История религий Востока / А. С. Васильев. — М., 1983.
Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь. В 3 т. / В. Г. Власов. — СПб., 1995—1997.
Взаимодействие культур Востока и Запада. — М., 1990.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М., 1985.
Волков Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. В. Волков. — М., 1988.
Гачев Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. — М., 1988.
Гнедич И. П. Всемирная история искусств / И. П. Гнедич. — М., 1996.
Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру / В. П. Головин. — М., 1999.
Гомбрих Э. История искусства / Э. Гомбрих. — М., 1998.
Гузик М. А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре / М. А. Гузик. — М., 1999, 2002.
Гутнов А. Мир архитектуры / А. Гутнов. — М., 1985.
Даниэль С. М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. — Л., 1990.
Детская иллюстрированная энциклопедия. — Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; М., 1997.
Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. — М., 1971.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. — М., 1985, 1991, 1993.
Зильберквит М. А. Мир музыки / М. А. Зильберквит. — М., 1988.
Изобразительное искусство. Музыка. — М., 1997.
Иллюстрированная история религии. В 2 т. — М., 1992.
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. В 5 т. — М., 1962—1966.
Ислам: энциклопедический словарь. — М., 1991.
История всемирной литературы. В 9 т. — М., 1994.
История мирового искусства. — М., 1998.
История мировой культуры: справочник школьника. — М., 1996.
История религии. В 2 т. — М., 2002.
Иудаизм и христианство: словарь. — М., 1995.
Каган М. С. Мир общения / М. С. Каган — М., 1988.
Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин. — М., 2002.
Кино: энциклопедический словарь. — 1986.
Книги о творчестве художников издательства «Белый город».
Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах / Б. И. Кононенко. — М., 1999.
Коран.— М., 1992.
Культура, человек и картина мира. — М., 1987.
Культурология: краткий словарь. — СПб., 1995.
Лисичкина О. Мировая художественная культура. Ч. 1—3 / О. Лисичкина. — СПб., 1997—2005.
Литературная энциклопедия. В 7 т. — М., 1961—1965.
Лотман Ю. М. Избранное: Искусство / Ю. М. Лотман. — М., 2000.
Малая история искусств. — М., 1975.
Мифы в искусстве старом и новом. — Л., 1993.
Мифы народов мира. В 2 т. — М., 1988.
Мифологический словарь. — М., 1990.
Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах / Л. В. Михеева. — М., 1988.
Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1991.
Музыкальная энциклопедия. В 5 т. — М., 1985—1988.
Нейхардт А. Семь чудес древней Ойкумены / А. Нейхардт, И. Шишава. — М., 1990.
Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. — М., 1990.
Радугина А. А. Введение в религиоведение / А. А. Радугина. — М., 1996.
Религии народов современной России: словарь. — М., 1999.
Русские художники от А до Я: энциклопедический словарь. — М., 2000.
Соболев П. В. Художественная культура личности / П. В. Соболев. — Л., 1986.
Словарь Античности. — М., 1989.
Словарь искусств. — М., 1996.
Театральная энциклопедия. В 10 т. — М., 1965.
Токарев С. А. Религии в истории народов мира. — М., 1986.
Филатов В. В. Краткий школьный иллюстрированный иконописный словарь / В. В. Филатов. — М., 1996.
Фомина Н. Н. Подросткам о художниках / Н. Н. Фомина — М., 1994.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека / М. Холлингсворт. — Флоренция, 1997.
Христианство: словарь. — М., 1994.
Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. — М., 1995.
Черняк В. З. Семь чудес света / В. З. Черняк. — М., 1990.
Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1990.
Энциклопедия для детей «Аванта +» (том «Всеобщая история», «Искусство», «Религии мира»). — М., 1990—1996.
Энциклопедия для детей и юношества. История искусств. — М., 1996.
Энциклопедия для детей. Религии мира. — М., 1996. — Т. 6.
Энциклопедия: живопись. — М., 1999.
Энциклопедический словарь по культурологии. — М., 1997.
Энциклопедия литературных героев. — М., 1997.
Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.
Этюды об изобразительном искусстве / сост.: Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. — М., 1994.
Эстетический словарь. — М., 1989.
Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии / Е. Г. Яковлев. — М., 1985.
В Internet:
«Музеи мира» — http://www.museum.ru
«Лувр» — http://www.louvre.fr
«Искусство эпохи Просвещения» —
http://dmf.culture.fr/files/imaginary_exhibition.html
«Картины истории России. XVII—XX век» (сведения о русских художниках и писателях) — http://www.shool/edu/ru/int
«Русский музей. Живопись» — там же.
«Художественные музеи и выставки» — http://wwaz.com/museums.html
«Художественная смесь» (музыка, опера, пьесы) — rec.arts.misc
«Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ» (картины франц. импрессионистов и др.) — http://www.shool/edu/ra/int
«Сокровища России. Введение в русское искусство» (биографии мастеров, музыка русских композиторов) — там же.
«Шедевры русской живописи» — там же.
«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» — там же.
«Сюрреализм» — http://pharmdec.wustl.edu/juju/surr/surrealism.html
«Сокровища России. Введение в русское искусство» (рус. искусство от истоков до авангарда) — http://www.shool/edu/ru/int
«Русский музей. Живопись» — там же.
«APT — история искусств» — там же.
«Нонконформисты. Новое русское искусство» — там же.
По видеоарту и новым видам электронного искусства:
http://www.acm.uiuc.edu/rml; http://www.mb
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МХК»
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Основные понятия и термины | Дата по плану | Дата по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Художественная культура первобытного общества древнего мира -17 ч. |
1 | 1 | Жизнь вместе с природой | Вводная лекция с элементами беседы на материале произведений, изученных в предыдущих классах. | 1 неделя | |
2 | 2 | В бассейнах великих рек Хуанхе, Инд и Ганг | Цивилизация Древнего Китая в Восточной Азии и хронологические рамки ее развития. Великая Китайская стена и терракотовая армия. Древние книги Китая. Цивилизация Древней Индии в Южной Америке. Строительное искусство и мелкая пластика древней Хараппы и Мехенджо-Даро. Ведические представления древних индийцев. | 2 неделя | |
3 | 3 | Проектная работа «Древнее искусство Китая и Индии в коллекциях музеев мира» | Отражение отношения древних китайцев к природе и их мифологических представлений в памятниках культуры. Культ предков и приверженность традиций. Великая Китайская стена и терракотовая армия. Древние книги Китая. Цивилизация Древней Индии в Южной Америке. | 4 неделя | |
4 | 4 | Между Тигром и Евфратом | Древнейшие цивилизации Шумера, Аккады, Вавилона, Ассирии и Месопотамии. Образ жизни их населения и хронологические рамки существования городов-государств. Военные империи. Первая поэма древности «О все видавшем…» Сюжеты и образы главных героев. | 5 неделя | |
5 | 5 | Составление хронологического портрета древних цивилизаций | Цивилизация Древнего Китая в Восточной Азии и хронологические рамки ее развития. Отражение отношения древних китайцев к природе и их мифологических представлений в памятниках культуры. | 6 неделя | |
6 | 6 | «Земля возлюбленная» | Цивилизация Древнего Китая в Восточной Азии и хронологические рамки ее развития. Отражение отношения древних китайцев к природе и их мифологических представлений в памятниках культуры. Нил и истории цивилизации Древнего Египта и крупнейшие города. Мемфиссская и Фиванская триады богов. Исторические рамки древнеегипетской цивилизации. | 6 неделя | |
7 | 7 | Составление географического и хронологического портретов Древнего Египта | Исторические рамки древнеегипетской цивилизации. Карта мира в мифологических сказаниях. Образ жизни древних египтян в поэзии и изобразительном искусстве. | 7 неделя | |
8 | 8 | Храм и космос. | Мифологическая версия происхождения древнеегипетского храма. Фараоны-строители. Храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре. Храм Гора в Эдфу. Архитектурная конструкция храма. Фараон- Эхнатон-реформатор из Эль-Амарны. Культ единого бога Атона. Обновление архитектурного облика древнеегипетского храма и идейно-художественного гимна. | 8 неделя | |
9 | 9 | Подготовка к вечности. | Жизнь и смерть в мировоздании древнего египтянина. Погребальные сооружения Древнего Египта-пирамиды и скальные гробницы. Мумификация тела. | 9 неделя | |
10 | 10 | Миф об Осирисе. | . Суд Осириса. «Книга мертвых». Духовное мерило и самооценка человека в произведениях «Книга мертвых» и «Песнь арфиста». | 10 неделя | |
11 | 11 | Детство человечества | У истоков культуры Древней Греции. Мифы и реалии в жизни и искусстве. Гора Олимп. Остров Крит. Кносский дворец. Микены и Тиринф. Ахейская Троя. Троянский цикл древнегреческих мифов. История и миф. Характеры героев и духовно-нравственный мир человека в гомеровском эпосе. | 11 неделя | |
12 | 12 | Вершина греческой классики | Города-государства материковой Греции и распространение культуры в колониях на территории вокруг Черного и Средиземноморского морей. Скульптура и архитектура периода архаики, классики. Парфеон. | 12 неделя | |
13 | 13 | «Прометей прикованный» | Происхождение древнегреческой драмы и театра. Устройство театра и его архитектура. «Отцы» греческого театра. Эсхил и его тетралогия о Прометее. Духовно нравственный мир главного героя поэмы. | 13 неделя | |
14 | 14 | Римский феномен. | У истоков цивилизации Древнего Рима. Эткурия. Искусство этрусков и греческая культура до завоевания Римом. Основания Рима и царский период в его истории. | 14 неделя | |
15 | 15 | Краткие жизнеописания римских императоров, хронологическая последовательность | Рим императорский. «Хлеба и зрелищ!». Римский портрет и эпоха «солдатских императоров». | 15 неделя | |
16 | 16 | Конец Древнего мира. | Начало упадка древнейших цивилизаций Востока и Восточного Средиземноморья. Походы на восток А. Македонского. Сплав греческой и местных восточных культур. Поздний Рим. Появление христиан на территории Рима. Победа христианской идеологии над язычеством. Падение Рима. | 16 неделя | |
17 | 17 | Несостоявшийся диалог. | Открытие Америки в XVI в. Географическое положение Мезоамерики, природа и образ жизни древних индийцев. Картина мира в мифологии древних индийцев, их календарь. Вторжение испанских конкистадоров и гибель цивилизации древних индийцев. Высота духа. | 17 неделя | |
Художественная культура средних веков и эпохи Возрождения -18 ч. |
18 | 18 | Вселенная Ахурамазды. | Заратустра –древнеперсидский жрец и пророк. Историческая биография. Первые откровения Заратустры и картина мира в его учении. Распространение зороастризма. Священная книга «Авеста». Культовые сооружения в современном мире. | 18 неделя | |
19 | 19 | Реферат «Судьба зороастризма в современном мире» | Символ веры зороастризма. | 19 неделя | |
20 | 20 | Колесо бытия. | Отшельники Урувельского леса в Индии. Великий закон Тримурти. Сансара, ботхисатвы и будды. Жизнеописание царевича Гаутамы, ставшего Буддой. Учение Будды о причине страдания жизни человека и стремлении к избавлению от них. Аскетический путь достижения нирваны и пять обетов для мирян. Последователи учения Будды и священный канон «Трипитака». «Колесо закона». Ступа в Санчи. Буддийские пещерные храмы в Аджанте. Буддизм, как мировая религия. Будда о благородных истинах, добре и зле, победе человека над собой. | 20 неделя | |
21 | 21 | Сообщение «Буддийские памятники архитектуры на территории РФ» | Образ Будды в искусстве | 21 неделя | |
22 | 22 | Рукотворная вселенная. | Лао Дзы и его трактат «Дао де Цзынь». Слово и живопись в китайской и японской традициях. | 22 неделя | |
23 | 23 | Презентация работ мастеров китайской пейзажной живописи | Филосовский смысл природы в творчестве китайских художников. Особенности пейзажного сада в культуре Китая. | 23 неделя | |
24 | 24 | Взгляд сквозь небо. | В поисках Земли обетованной. Пятикнижие Моисея-священная тора. Иерусалимский храм. Евангельские предания об Иисусе Христе. Новый завет. Нагорная проповедь. Разделение единой христианской веры. Символика христианского храма. Византийский, романский, готический стили в христианской архитектуре. Нравственные основы бытия человека в христианстве. | 24 неделя | |
25 | 25 | Каменная летопись | Образ жизни древних славян. Славянский пантеон киевского князя Владимира. Выбор веры и принятие христианства на Руси. Традиция Византии в древнерусской культуре и архитектуре. Древнерусские княжества и особенности их культовой архитектуры. Формирование Московского государства. Храмы и соборы Древней Руси. | 25 неделя | |
26 | 26 | Духовное делание. | Поиски смысла жизни после христианизации Руси. Формирование пантеона русских святых. Монашество как образ жизни. Сергий Радонежский. Иконописцы Ф.Грек и А .Рублев. Троицы в искусстве и культуре Древний Руси. Духовный подвиг святого Георгия и преподобного Сергия Радонежского в искусстве. | 26 неделя | |
27 | 27 | Изображение святых на иконах и их описание | . Образ человека в древнерусской иконописи и литературе. | 27 неделя | |
28 | 28 | Божественное песнопение в христианском храме. | Пение и музыка в богослужении первых христиан. Особенности католического богослужения. Музыка в Древней Византии и Древней Руси. Храмовое пространство и синтез искусств в Божественной литургии. Язычество и христианство в культуре Древней Руси. | 28 неделя | |
29 | 29 | Слепок вечности. | Образ жизни, природа и религиозные традиции арабских племен Аравии накануне зарождения ислама. Мекка. Пророческая миссия Мухаммада. Священная книга ислама-Коран. Сооружение мусульман-мечеть. Мировые шедевры исламской архитектуры. | 29 неделя | |
30 | 30 | Космос Данте | «Божественная комедия» Данте, как символ средневекового понимания ада, рая и чистилища. Появление человека в средневековой картине мира | 30 неделя | |
31 | 31 | Прорыв в действительность | Джотто и Данте. Капелла Скровеньи в Падуе. Особенности композиций в цикле фресок Джотто. Традиции и новаторство. Новое понимание темы Богоматери в творчестве Итальянских художников. | 31 неделя | |
32 | 32 | Величавая беседа равных. | Эпоха возрождения в Италии. Титаны Возрождения. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Росписи стен Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело. «Афинская школа» Рафаэля. Значение искусства в религиозной политике Римско-католической церкви. | 32 неделя | |
33 | 33 | Борьба за разум | Северное Возрождение. «Корабль дураков» Себастьяна Бранта и «Похвала Глупости» Э. Роттердамского. П. Брейгель Старший. Гуманистические идеи в книге Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». | 33 неделя | |
34 | 34 | Подведение итогов | Научно-практический семинар «Портрет эпохи» | 34 неделя | |
35 | 35 | Подведение итогов | Научно-практический семинар «Портрет эпохи» | 35 неделя | |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс _______
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Официальные документы в образовании. 2004. № 24–26.