СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии:
с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373, с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СШ №31;
с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Цели и задачи обучения
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его задачи: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориен-тироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс); «Мы — жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек — живое существо (организм)» (4 класс).
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.
Темы: «Родной край», «Наша страна — Россия» (1 класс); «Россия — твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек — защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Наша Родина — от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек — творец культурных ценностей» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета про-диктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.
Место предмета в учебном плане
Учебный план начального общего образования начального общего образования предусматривает изучение окружающего мира в начальной школе в объёме 270 часов (2 часа в неделю).
Учебный план начального общего образования | ||||||
Учебный предмет | Количество часов | Классы | Всего часов за курс | |||
I | II | III | IV | |||
Окружающий мир | в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
в год | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Окружающий мир»
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Основные ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир»:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принять и освоить социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формировать эстетические потребности ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)умение определять общие цели и пути достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
1)понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2)сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3)осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4)освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5)развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
1 класс (66часов) Содержание программы
Название раздела (темы) | Программное содержание | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
Введение. Этот удивительный мир | Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). |
|
Мы — школьники | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
| Определять время по часам с точностью до часа. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
|
Родная природа | Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Роль животных в природе и жизни людей. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). ОБЖ: правила безопасного поведения в природе (опасные растения и животные). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
|
Семья | Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
| Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
Труд людей | Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. | Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
|
Наша страна — Россия. Родной край | Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. | Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...». Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
|
Твоё здоровье | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Психологическая культура и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
|
Я и другие люди | Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. | Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
|
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
формировать мотивацию к творческому труду
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Формировать целостность, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.
формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
нравственно-этическая ориентация – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Выполнять задания в соответствии с целью; осуществление учебных действий – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей;
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
•Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, герб, гимн).
предлагать помощь в сотрудничестве
Коммуникативные УУД:
•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
:общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 1 классе
К концу обучения в 1 классе обучающиеся научатся:
воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
характеризовать кратко сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
2 класс (68 часов) Содержание программы
№ | Название раздела | Колич. часов | Программное содержание | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
1. | Что окружает человека | 1 ч | Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее |
2. | Кто ты такой
| 14 ч | Сходство и различия разных людей. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез,) обмораживании, перегреве. Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Безопасное взаимодействие в социуме. | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность |
3. | Кто живёт рядом с тобой
| 6 ч | Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
| Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях |
4. | Россия — твоя Родина
| 13 ч | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Символы государства. Конституция Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. России, права и обязанности граждан. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Отношения к семье населенному пункту', региону', России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Многообразие окружающего мира, своего места в нем. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
| Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям |
5. | Мы — жители Земли | 9 ч | Солнечная «семья». Земля как планета жизни. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
| Характеристика планет Солнечной системы |
6. | Природные сообщества
| 21 ч | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).Водные жители. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения. Правила поведения в природе. |
7. | Природа и человек | 4 ч
| Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. | Составление небольшого рассказа о роли природы в жизни человека. Приведение примеров произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приведение примеров растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Использовать знаковосимволические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во 2 классе
К концу обучения во 2 классе обучающиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой ;
характеризовать кратко Солнечную систему;
называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ;
сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во 2 классе обучающиеся получат возможность научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
3класс ( 68 часов) Содержание программы
№ | Название раздела (темы) | Программное содержание |
1. | Земля — наш общий дом (8ч)
| Где ты живешь. Когда ты живешь. Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Безопасное взаимодействие в социуме. Историческое время. Счет лет в истории. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана воздуха. |
2 | Как человек изучает Землю (4ч)
| Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Россия на карте, государственная граница России. Знакомство с компасом. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас |
3 | Царства природы (27ч)
| Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Расширение кругозора школьников Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. |
4 | Наша Родина: от Руси к России (8ч)
| История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Отношения к семье населенному пункту', региону', России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Многообразие окружающего мира, своего места в нем. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти. |
5 | Как люди жили в старину (9 ч)
| Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. |
6 | Как трудились в старину (12 ч)
| Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. |
7 | Уроки-обобщения.
| Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года). |
8 | Экскурсии. | В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. |
9 | Опыты. | Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. |
10 | Практические работы. | Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
- проявлять познавательную инициативу;
- определять характер взаимоотношений человека с природой
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
- владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- проводить сравнение, сериацию, классификации;
-описывать натуральные объекты.
- выполнять работу с иллюстративным материалом.
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Коммуникативные УУД:
- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию
-владеть методами представления полученной информации(моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).
-получать информацию при работе с иллюстративным материалом.
- использовать информацию для решения учебных и практических задач.
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 3 классе
К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе обучающиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
проводить несложные опыты по размножению растений;
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
4 класс (68 часов) Содержание программы
№ | Название раздела (темы) | Программное содержание | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
1. | Человек — живое существо (организм) | Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей. . Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Безопасное взаимодействие в социуме. | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного. |
2. | Твоё здоровье | Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Опасные животные. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
| Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений».
|
3. | Человек — часть природы | Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
| Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». |
4. | Человек среди людей | Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
| Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей.
|
5. | Родная страна: от края до края | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Охрана природных богатств: полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Почвы России. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Рельеф России Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Отношения к семье населенному пункту', региону', России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Многообразие окружающего мира, своего места в нем. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
| Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности. |
6. | Человек — творец культурных ценностей | Культура в разные исторические времена. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. | Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений. |
7. | Человек — защитник своего Отечества | Человек — воин. Героические страницы истории. | Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий. |
8. | Гражданин и государство | Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства.
| Характеристика прав и обязанностей гражданина России. |
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принять и освоить социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Формировать эстетические потребности ценностей и чувств;
•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
•Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
•Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Использовать знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
•Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Уметь определять общие цели и пути достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Развивать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
•объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
•применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
•называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
•объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
•объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
•находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
•оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
•доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
•по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
•отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире.
•объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
•объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
•замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 4 классе
К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся:
выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
характеризовать условия роста и развития ребёнка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах — соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России.
называть имя президента современной России;
описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся получат возможность научиться:
применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Тематическое планирование 1 класс (66 ч)
№ | Название раздела (темы) | Количество часов |
1. | Введение. Этот удивительный мир | 1 ч |
2. | Мы — школьники | 3 ч |
3. | Родная природа | 30 ч |
4. | Семья | 2 ч |
5. | Труд людей | 7 ч |
6. | Наша страна — Россия. Родной край | 14 ч |
7. | Твоё здоровье | 7 ч |
8. | Я и другие люди | 2 ч |
Итого: | 66 ч |
Тематическое планирование 2 класс (68 ч)
№ | Название раздела (темы) | Количество часов |
1. | Что окружает человека | 1 ч |
2. | Кто ты такой | 14 ч |
3. | Кто живёт рядом с тобой | 6 ч |
4. | Россия — твоя Родина | 13 ч |
5. | Мы — жители Земли | 9 ч |
6. | Природные сообщества | 22 ч |
7. | Природа и человек | 3 ч |
Итого: | 68 ч |
Тематическое планирование 3 класс (68 ч)
№ | Название раздела (темы) | Количество часов |
1. | Земля — наш общий дом | 8 ч |
2. | Как человек изучает Землю | 4 ч |
3. | Царства природы | 27 ч |
4. | Наша Родина: от Руси до России | 8 ч |
5. | Как люди жили в старину | 9 ч |
6. | Как трудились в старину | 12 ч |
Итого: | 68 ч |
Тематическое планирование 4 класс (68 ч)
№ | Название раздела (темы) | Кол-во часов |
1. | Человек — живое существо (организм) | 18 ч |
2. | Твоё здоровье | 12 ч |
3. | Человек — часть природы | 2 ч |
4. | Человек среди людей | 5 ч |
5. | Родная страна: от края до края | 10 ч |
6. | Человек — творец культурных ценностей | 11 ч |
7. | Человек — защитник своего Отечества | 5 ч |
8. | Гражданин и государство | 5 ч |
Итого: | 68 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. Программа: 1-4 / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012. |
2 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011. |
3 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 2 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012. |
4 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012. |
5 | Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 4 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012. |
2. Печатные пособия | |
1 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино-градова. – М: Вентана-Граф, 2011. |
2 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино-градова. – М: Вентана-Граф, 2012. |
3 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино- градова. – М: Вентана-Граф, 2012. |
4 | Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Вино- градова. – М: Вентана-Граф, 2012. |
3. Технические средства обучения | |
1 | Компьютер |
2 | DVD-проектор |
3 | Проекционный экран |
4. Экранно-звуковые пособия, ЭОР | |
1 | «Окружающий мир» Электронный образовательный ресурс |
6. Оборудование класса | |
1 | Гербарии, муляжи |
2 | Глобус, компас |