СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана  в соответствии: с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; с изменениями, приказ  Министерства образования и науки РФ №507 от 18.05.2015г.

                                       Учебно-методический комплект

 

 1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 4 класс: учебник в 2 ч. для учащихся   общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2022.

 2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь  в 2 ч.  для учащихся 4 класса                                           общеобразовательных учреждений. –  М: Вентана-Граф, 2022.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии:

  • с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; с изменениями, приказ Министерства образования и науки РФ №507 от 18.05.2015г.

  • «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373, с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576

  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СШ №31;

  • с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; с изменениями, приказ № 629 от 05.07.2017г.

  • с методическим письмом «Преподавание предметов начальной школы в 2019-2020 учебном году» ИРО ЯО, август 2019г


Учебно-методический комплект


1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 4 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. –

М.: Вентана-Граф, 2020.


2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. –

М: Вентана-Граф, 2020.


Место предмета в учебном плане


На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели), 68 часов в год.



Личностные, предметные и метапредметные результаты


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:

•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Принять и освоить социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Формировать эстетические потребности ценностей и чувств;

•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

•Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

•Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Использовать знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;


•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

•Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;


•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;


•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Уметь определять общие цели и пути достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Развивать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

сотрудничества;


•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:

•объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарныхправил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

•применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

•называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

•объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

•объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

•находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

•оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;



•доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

•по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

•отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развивать навыки устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире.

•объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

•объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

•замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.




Содержание программы


Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

1.

Человек — живое существо (организм)

Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей.


Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного.

2.

Твоё здоровье

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Опасные животные. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .


Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений».


3.

Человек — часть природы

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.


Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости».

4.

Человек среди людей

Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.


Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей.


5.

Родная страна: от края до края

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Охрана природных богатств: полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Почвы России. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Рельеф России Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.


Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности.

6.

Человек — творец культурных ценностей

Культура в разные исторические времена. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений.

7.

Человек — защитник своего Отечества

Человек — воин. Героические страницы истории.

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий.

8.

Гражданин и государство

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства.


Характеристика прав и обязанностей гражданина России.



Планируемые результаты обучения

Раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1. Человек — живое существо (организм)

  • называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов

2. Твоё здоровье

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • соблюдать правила гигиены и физической культуры;

  • различать полезные и вредные привычки;

  • раскрывать принципы здорового образа жизни;

  • рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;


3. Человек — живое существо (организм)

  • характеризовать функции разных систем органов. Конструировать ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья.

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

  • характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • объяснять роль нервной системы в организме;

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни;

4. Человек — часть природы

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

  • описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

  • моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;



5. Человек среди людей

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

6. Родная страна: от края до края

  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

  • находить на карте равнины и горы России (своего края);

  • выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;


7. Человек — творец культурных ценностей

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.


  • ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

  • составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;


8. Человек — защитник своего Отечества

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

  • составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания;

  • характеризовать права и обязанности гражданина России;

  • обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.





Тематическое планирование



Название раздела (темы)

Кол-во часов

Контрольные работы

1.

Человек — живое существо (организм).

18 ч

1, 2

2.

Твоё здоровье.

12 ч

3, 4

3.

Человек — часть природы.

2 ч


5

4.

Человек среди людей.

5 ч

5.

Родная страна: от края до края.

10 ч

6

6.

Человек — творец культурных ценностей.

11 ч

7

7.

Человек — защитник своего Отечества.

5 ч

8

8.

Гражданин и государство.

5 ч

9

Итого:

68 ч

9


На основании федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы в 4 классе продолжается подпрограмма формирования универсальных учебных действий: ИКТ- компетентность обучающихся.




Поурочное планирование


Дата


Тема урока


Планируемые результаты

предметные

личностные

метапредметные

Человек – живое существо (организм). (18 ч)

1.09.

Введение. Человек – часть природы. Общее строение организма человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Характеризовать природу как источник существования человека. Понимать зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире.


Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Работать в коллективе. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Выделять признаки разли­чия; анализировать; готовит вывод, обобщение. Читать, наблюдать. Применять правила участия в диалоге, составляет план текста. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять ответ на поставленный вопрос. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности.

3.09.

Нервная система. Головной и спинной мозг Сравнение организмов человека и  животного.

Характеризовать функции разных систем органов. Конструировать ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризовать правила поведения во время болезни. Сравнивать организм человека и животного

Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Работать в коллективе. Слушать и слышать собеседника, поддерживать диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Строить предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читать, наблюдать. Составлять план пересказа, пересказывать. Применять правила ведения учебного диалога. Читать информацию, представленную в виде ри­сунка-схемы. Осуществлять самоконтроль выполнения учеб­ной задачи.

8.09.

Опорно-двигательная система организма человека.


Иметь представление о нервной системе: головном и спинном мозге. Понимать, что головной мозг – центр управления работой всего организма. Соблюдать правила безопасного поведения. Сравнивать модель головного мозга человека и различных животных. Анализировать деятельность спинного мозга по схеме: сигнал - сообщение - реакция. Осознавать необходимость здорового образа жизни.

Составлять план текста. Анализировать осанку детей класса на основе выполнения различных упражнений. Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки.

Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осваивать статус ученика и школьника. Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидеть результат своей деятельности.

Строить предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Применять правила ведения учебного диалога. Читать информацию, представленную в виде ри­сунка-схемы. Осуществлять самоконтроль выполнения учеб­ной задачи..Выделять признаки разли­чия; анализировать ; готовить вывод, обобщение. Применять правила участия в диалоге, составляет план текста. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять ответ на поставленный вопрос. Оценивать взаимодействия в совместной деятельности.


9.09.

Пищеварительная система. Функции отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. ИКТ: Источники информации.

Рассказывать о работе пищеварительной системы человека. Называть органы пищеварительной системы. Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Определять назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения.

Уметь проводить наблюдения, делать выводы. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации.

Анализировать, обобщать, пред­ставлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеть смысловым чтением. Определять главную мысль текста. Составлять рассказ-рассуждение, пересказывать текст. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка).

15.09.

Пищеварительная система. Строение органов пищеварения. Зубы, их строение. Гигиена полости рта.

Моделировать строение органов пищеварения. Приводить примеры полезных и вредных продуктов питания. Иметь представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимать необходимость гигиены полости рта. Уметь правильно чистить зубы.


Взаимодействовать с участниками диалога. Уметь искать нужную информацию. Уметь доводить работу до конца. Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности

Анализировать, обобщать, пред­ставлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеть смысловым чтением. Определять главную мысль текста. Составлять рассказ-рассуждение, пересказывать текст. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка).

18.09.

Диагностическая работа.

22.09.

Анализ и работа над ошибками диагностической работы. Дыхательная система. Значение дыхательной системы для работы организма.


Называть органы дыхательной системы. Характеризовать ее значение для работы организма. Рассказывать о том, как работают органы дыхания. Выполнять упражнения на вдох и выдох. Объяснять, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Понимать необходимость здорового образа жизни.

Сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы. Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности..

Анализировать обобщать, оформлять выводы. Наблюдать, проводит опыт. Строить текст-рассуждение. Читать информацию, представленную на рисун­ках-схемах. Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности.


24.09.

Кровеносная система. Кровь и ее значение.

Практическая работа № 1 с микроскопом. Опыт № 1 «Измерение пульса».

Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир» с опорой на рисунки. Характеризовать функции разных систем органов. Моделировать схему кровеносной системы. Наблюдать капли крови в микроскоп. Понимать значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Уметь оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объяснять необходимость обеззараживания ран.

Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Выдвигать гипотезы. Анализировать, обобщать, оформлять выводы. Читать информацию, представленную на рисун­ках-схемах. Анализировать и оценивать участие в учеб­ном диалоге. Оценивать участие в групповой работе.

Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

29.09

Выделительная система. Удаление из организма ненужных жидких веществ.

Кожа. Строение и функции кожи.


Обнаруживать взаимосвязи между системами органов. Осознавать организм человека как единое целое. Осознавать необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма.

Называть органы выделительной системы организма человека.

Характеризовать значение кожи. Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья.

Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Уметь работать в коллективе.

Успешно осуществлять учебную деятельность. Доводить работу до конца. Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. Составлять план пересказа текста. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Читать информацию, представленную на схемах.


10

1.10.

Контрольная работа № 1 по теме «Органы и системы органов человека».


11

6.10.

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Органы чувств. Восприятие человеком окружающего мира. ИКТ: Поиск информации в электронных энциклопедиях и на видеокассетах.

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидеть результат своей деятельности. Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

Высказывать и обсуждать гипотезы, формулировать вывод на основе наблюдений, сопоставлять, обобщать. Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.

12

9.10.

Зрение. Гигиена зрения.

Опыт № 2 «Рассмотрим предметы».

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов зрения, соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Проводить опыт, наблюдения. ь Пересказывать, принимать правила участия в учебном диалоге. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах.

Понимать роль человека в обществе.

13

13.10.

Слух. Строение и основные функции органов слуха. Гигиена слуха.

ИКТ: Планирование и осуществление наблюдения с помощью инструментов ИКТ

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха.

Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.


Целостно, гармонично воспринимать мир. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.

Высказывать и обсуждать гипотезы, формулировать вывод на основе наблюдений, сопоставлять, обобщать. Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.


14

15.10.

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

Опыты № 3, № 4

«Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.


Успешно осуществлять учебную деятельность. Уметь доводить работу до конца. Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности

Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в со­вместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.


15

21.10.

Мир чувств. Опыт № 5 «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос».

16

22. 10

Внимание. Виды внимания. Упражнения на развитие внимания.

ИКТ: Работа с видеокамерой или веб - камерой.

Уметь сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации, переключается с одних действий на другие

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументи­рованно отстаивает собственное мнение.

Выполнять интеллектуальные действия: высказывание и обоснова­ние предположений; анализ, сравнение, обобщение, форму­лирование вывода; выбор альтернативы. Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

17

27.10.

Контрольная работа № 2 по итогам 1 четверти.

18

8.11

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Память.

Характеристика памяти. Упражнения для развития памяти.



Характеризовать память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывать упражнения для развития памяти.


Уметь работать в коллективе. Слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументи­рованно отстаивает собственное мнение.


Выполнять интеллектуальные действия: высказывание и обоснова­ние предположений; анализ, сравнение, обобщение, форму­лирование вывода; выбор альтернативы. Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

Использовать информацию для решения учебных и практических задач.

Твое здоровье. (12 ч)

19

2 четв

11.11

Режим дня.

Составление режима дня четвероклассника.

Понимать, что главное богатство человека – его здоровье. Составлять режим дня четвероклассника. Составлять памятку с правилами здорового сна. Высказывать предположения, оценивает физическое развитие. Работать в парах.

Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Анализировать, обобщать; форму­лировать выводы, установливать причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернати­вы, сравнение; выделять главную мысль текста.

20

11.11

Режим дня. Правила рационального питания.

Приводит примеры режима дня четвероклассника в выходной и будний день. Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений для систематической и оптимальной физической нагрузки. Составляет текст по теме урока по последовательной серии рисунков). Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка).

Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. Уметь работать в группе. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями. Выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы.

уметь определять общие цели и пути достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

.

21

15.11

Здоровый образ жизни. Правила закаливания.

Соблюдает правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания. Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания.

22

24.11

Физический и умственный труд. Ситуации, вызывающие усталость. Упражнения на снятие усталости.

Различать понятия «физический и умственный труд». Анализировать ситуации, в большей степени вызывающие усталость. Анализировать упражнения по снятию усталости. Делать вывод о том, что такое усталость и как её устра­нить.

Уметь доводить работу до конца. Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Читать информацию, представленную на иллюстрациях. Осознавать необходимость беречь своё здоровье.

Принимать нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

23

26.11

Полезные и вредные привычки. Составление памятки «Как сохранить и укрепить полезные привычки».

Различать полезные и вредные привычки. Участвовать в обсуждении темы.


Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уметь доводить работу до конца. Уметь работать индивидуально и в малых группах.

Выполнять интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобще­ние, формулирование вывода.

использовать знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

24

27.11

Вредные привычки.

Их вред для жизни и пагубное влияние на окружающую среду.

ИКТ: Устная презентация с опорой на тезисы на ПК.

Создать плакат по теме «Осторожно – вредные привычки».

осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. Уметь работать в коллективе. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями. Выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы.

Читать информацию, отражённую на рисунках-схе­мах. Представлять графическую информацию в виде текста. Осознавать необходимость беречь своё здоровье.

.

25

1.12

Контрольная работа № 3 по теме «Здоровье человека».

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

26

3.12

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Основные причины возникновения пожара. Составление памятки «Правила поведе­ния при пожаре».

Объяснять, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составлять план поведения при пожаре. Составлять памятку «Правила поведе­ния при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре».

Уметь работать индивидуально и в малых группах. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Выполнять интеллектуальные действия: высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение.

27

9.12

Правила обращения с газовой плитой, острыми предметами, компьютером.

Объяснять, как правильно обращаться с острыми предметами, при каких условиях человек может пораниться и что при этом нужно делать.


Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Выполнять рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуа­ций; контроль выполнения учебных задач.

28

11.12

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности. Причины ДТП с детьми. Команды регулировщика.

ИКТ: Добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Наблюдать за ситуациями, возникающими в условиях дорожного движения. Отвечать на вопросы по теме.

Анализировать ситуации дорожного движения. Придумывать подписи к рисункам. Принимать участие в ролевой игре-упражнении: «Сигналы регулировщика».


Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивировать свою деятельность, опреде­лять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

29

17.12

Контрольная работа № 4 по итогам 2 четверти.

30

15.12

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Опасные животные, ядовитые растения и грибы. Правила поведения в лесу, на поле, на лугу. Практическая работа № 2

«Правила оказания первой медицинской помощи».

Выполнять практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи». Составлять памятку «Признаки ядовитых растений».


Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Выполнять интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста. Выполнять познавательные действия: наблюдения, опыт, игра-упражнение.


Человек — часть природы. (2ч)

31

22.12

Человек — часть природы. Главное отличие человека от животных.

Работать с иллюстрационным материалом. Составлять рассказ о значении речи в жизни людей. Работать в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строить рассказ-рассуждение: «Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника).

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями. Успешно осуществлять учебную деятельность. Использовать информацию для решения учебных и практических задач.

Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, установ­ление причинно-следственных связей, высказывание пред­положений, оформление вывода. Читает, наблюдает. Читает информацию, представленную на рисун­ках, оформляет её в виде текста.


32

24.12

Рост и развитие человека. Опыт № 6 «Измерение роста и веса младшего школьника».

ИКТ: Аудиосопровождение видеосочинения

Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью. Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках.


Успешно осуществлять учебную деятельность. Использовать информацию для решения учебных и практических задач

Выполнять интеллектуальные действия: построение ассоциативного ряда, анализ, ориентировка в историческом времени, срав­нение. Выполнять рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Читать информацию, представленную на рисун­ках, оформляет её в виде текста. Осознавать необходимость внимательного отношения к окружающим людям.

Человек среди людей. (5 ч)

33

12.01

Нравственные качества человека, необходимые для жизни в обществе. Доброта как нравственное понятие.


Работать с иллюстрационным материалом. Пересказывать и делать выводы о прочитанном произведении. Уметь вести беседу. Применять правила общения. Работать в группах. Моделировать ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей.

Осознать необходимость доброго отношения к окружающим людям.

Принять и освоить социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;


Выполнять интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполнять рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.



34

15.01

Нравственные качества человека, необходимые для жизни в обществе. Справедливость.

Работать в группе. Участвовать в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечать на вопросы. Анализировать жизненные ситуации. Составлять план ответа по теме «Что такое справед­ливость».


Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Уметь работать в коллективе. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

35

19.01

Нравственные качества человека, необходимые для жизни в обществе.

Смелость.


Делает вывод, что страх – это врожденная эмоция человека, которая позволяет ему сохранить жизнь, избежать неприятностей, уберегает его от непродуманных поступков. Приводит примеры ситуаций, в которых надо действовать вопреки страху, решительно.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

Выполнять интеллектуальные действия: анализ текста, выделение главной мысли, объяснение смысла пословицы, аргумента­ция суждений. Читать, наблюдать, пересказывать.


36

22.01

Нравственные качества человека, необходимые для жизни в обществе. Культура общения. Осторожность в общении.

Обсуждать коммуникационные ситуации. Определять, какие из представленных диалогов можно называть культурными и почему.


Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

37

27.01

Контрольная работа № 5 по темам «Человек среди людей» и «Человек – часть природы».

Родная страна: от края до края. (10 ч)

38

29.01

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. Нахождение зоны на карте.

ИКТ: Покадровая съёмка и монтаж кадров с заданной длительностью


Характеризовать природные зоны: «арктические пустыни» и «тундра». Различать (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работать с картой: выполняет учебные задачи. Находить изучаемую природную зону. Называть особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира.


Иметь экологические представления об охране природы человеком. Идентифицировать себя как гражданина Российской Федерации. Понимать особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Выполнять интеллектуальные действия: высказывание предположе­ния; установление причинно-следственных связей; анализ, сравнение, дифференциация. Составлять тезисы по тексту (выделяет главные мысли).

Осознавать мотивы изучения темы, анализировать сво­е отношение к природе; понимать правила взаимодействия в совме­стной деятельности. Читать информацию, представленную в видеома­териалах.

39

2.02

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. Нахождение зон на карте.

Природная зона Ярославского края

Характеризовать природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различать (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работать с картой: выполняет учебные задачи. Находить изучаемую природную зону. Называть особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира.

Идентифицировать себя как гражданина Российской Федерации. Проявлять толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.


Выполнять интеллектуальные действия: анализ, классификация, обобщение. Выполнять познавательные действия: работа с картой. Объяснять значе­ния устаревших слов; составлять план-пересказ. Анализировать свое отношение к природе; понимать правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Представлять информацию в табличном виде.

40

4.02

Природные зоны России. Степи и пустыни. Нахождение зон на карте.

41

9.02

Почвы России. Опыт № 7 «Состав почвы».

Почвы, полезные ископаемые Ярославской области.

Анализировать состав почвы. Создать коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делать вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности.

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценность любой жизни. Проявлять толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

Анализирует, обобщает. Установление причинно-следственных связей, оформление вы­вода.

Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт. Осознает положение «вредных живых существ в природе не бывает».

.

42

11.02

Рельеф России. Практическая работа с картой: описание местонахождения Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнин.

ИКТ: Выполнение основных операций при создании мультипликации.

Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России. Характеризует понятия «рельеф», «равнина».


Уметь сотрудничать в группе, в паре. Проявлять толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Выполнять интеллектуальные действия: высказывать предположения; сравнивать ложные и истинные высказывания; анализировать; сравнивать, обобщать. Выполнять познавательные действия: работает с картой.



43

16.02

Рельеф России. Практическая работа с картой: горные цепи России (местоположение, высота)

Форма земной поверхности Ярославского края.

Работает с картой: находить разные рельефы, узнавать и различать по цвету горные цепи России.


Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценности любой жизни.

Характеризовать понятия; составляет рассказ-описание. Читать информацию, представленную в графическом виде (карта).


44

19.02

Строительство городов в России.

Экскурсия № 1 по городу Ярославлю.

Составлять опоры для пересказа (условные, графические, пиктографические). Различать кремлёвские города и их достопримечательности.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

формировать эстетические потребности ценностей и чувств;

Работать в парах: высказывать суждения на тему «Почему улицы так называются?» (на примере одного названия). Оценивать совместную деятельность: как работали пары, были ли трудности, почему они возникли.

45

26.02

Россия и ее соседи. Япония.

Проводить виртуальную экскурсию по Японии. Продумывать вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовить программу встречи экскурсантов, находить дополнительную информации о стране.


Идентифицировать себя как гражданина Российской Федерации. Проявлять толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Выполнять интеллектуальные действия: анализ, сравнение. Пересказывать текст. Удерживать учебную задачу при выполнении творческого задания. Работать с воображаемой ситуацией. Читать информацию, представленную в видеомате­риалах.

46

2.03

Россия и ее соседи. Китай. Королевство Дания.

ИКТ: Выполнение основных операций при создании анимации.

Проводит виртуальную экскурсию по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране.

Проводит виртуальную экскурсию по Дании. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране.


Понимать, что такое гуманное отношение к людям. Использовать информацию для решения учебных и практических задач.

Использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

47

4.03

Контрольная работа № 6 по теме: «Родная страна: от края до края».


Человек – творец культурных ценностей. (11 ч)

48

09.03

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Культура и культурные ценности.

Культурное наследие Ярославского края.


Соотносить произведение искусства с его автором. Называть имена выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведения.

освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, опреде­лять цель работы (задания) и выделять её этапы. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Выполнять интеллектуальные действия: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ. Составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание. Осознать мотив изучения данного раздела; оценивает свою деятельность.

Уметь искать нужную информацию.

49

11.03

Письменность – культурное наследие. Летописи и история письменности.


Работать со схемой. Предлагать варианты символического обозначения разных сторон культуры или ее различных ценностей. Читать информацию, представленную в графическом виде и в справочной литературе. Анализировать разные способы письма.

Адекватно оценивать результаты своей деятельности. Уметь работать в коллективе. Успешно осуществлять учебную деятельность.

50

18.03

Контрольная работа № 7 по итогам 3 четверти.

51

16.03

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. История образования в России. Особенности первых школ в России.

ИКТ: Непосредственно пространственно-временное редактирование.

Высказывать предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составлять план рассказа «Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находить дополнительную информацию по теме в разных источниках. Готовить вопросы для одноклассников по теме урока.


Самостоятельно мотивировать свою деятельность, опреде­лять цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Составлять план текста; рассказ-описание, готовить пересказ.

52

23.03

Образование при Петре I. Открытие первых университетов и Смольного института.


Выяснять с помощью энциклопедического словаря, в правление какого императора были открыты первые университеты в России и Смольный институт.


Уметь работать индивидуально и в малых группах. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Выполнять интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений.

Составлять план текста; рассказ-описание, готовить пересказ.


53

25.03

Образование в России в 18 веке. Великий учёный М.В.Ломоносов.


Готовить сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализировать условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывать, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию.

Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Выполнять интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений.

Составлять план текста; рассказ-описание, готовить пересказ.

.

Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

54

4 четв

06.04

Русское искусство до XVIII века. Произведения художественного искусства Древней Руси.



Обсуждать тему «Является ли искусство частью культуры?». Называть объекты культурного наследия России: храм Василия Блаженного, Дмитриевский собор во Владимире, иконы Андрея Рублева.

Рассказывать о различных ремесленных изделиях. Работать в группе, рассказывает о назначении древнерусского оружия и доспехов.


Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. Находить нужную информацию. Доводить работу до конца. Самостоятельно мотивировать свою деятельность, опреде­лять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Выполнять интеллектуальные действия: высказывание предположе­ния, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Составлять план текста; рассказ-описание (с опорой на иллюстра­ции), готовит пересказ.

Оценивать свое отношение к произведениям архитектуры и искусства.

Читать информацию, представленную на иллюстрациях. Проявлять интерес и уважение к произведени­ям древнего искусства.


55

08.04

Искусство России XVIII века. Знакомство с культурным наследием в области архитектуры.

Рассказывает о русской архитектуре. Называет сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портре­тист», «крепостной художник», «парадный портрет».


56

15.04

Искусство России XVIII века. Знакомство с культурным наследием в области живописи

Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеров XVIII века.

57

20.04

«Золотой век» русской культуры (XIX век). Поэты, писатели, композиторы и художники XIX века.


Составлять небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Читать информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в спра­вочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией

Понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;


Сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы. Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Выполнять интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золо­той век русской культуры», «передвижники». Оценивать свое отношение к произведениям литературы и искусства; производит анализ совместной деятельности.

Проявлять интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознавать свою принадлежность к великой русской культуре.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями, работать в малых группах.

58

22.04

Искусство России ХХ века. Особенности произведений живописи и архитектуры в ХХ веке.

ИКТ: Технологии, оптимально использующие фотоизображения в личном информационном пространстве и в Интернете


Работать в группах: готовить сообщение на тему «Наши любимые детские писатели». Оформлять вывод по теме.

Оценивать свое отношение к литературе и искусству.

Понимать личное затруднение и обращаться за помощью к учителю. Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями

Выполнять интеллектуальные действия: высказывание предположе­ния, сравнение, анализ, обобщение. Читать информацию, представленную в иллюстра­тивном ряде и видеоматериалах, в спра­вочной литературе; готовить презентации к сообщению.

.

59

23.04

Всероссийская проверочная работа.

Человек – защитник своего Отечества. (5 ч)

60

27.04

Анализ и работа над ошибками ВПР. Как Русь боролась с половцами.

Устанавливать последовательность важнейших исторических событий. Пересказывать текст, разбивает его на части, выделять главную мысль каждой части.


Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Выполнять интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывать от первого лица (воображаемая ситуация), составлять рассказ-рассуждение.

61

29.04

Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Практическая работа с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками

Характеризовать князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради. Анализировать тактику ведения боя. Сравнивать Александра Невского с русским богатырем. Понимать значение выражения «Золотая Орда». Называть несколько исторических фактов о Куликовской битве.

Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивировать свою деятельность, опреде­лять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Осознать мотив изучения темы. Читать информацию, представленную в графиче­ском и иллюстративном виде. Осознавать долг человека – защищать своё Отечество от врагов.


62

11.05

Отечественная война 1812 года. Причины поражения Наполеона в России.



Самостоятельно читать текст и выделять его главную мысль. Анализировать причины поражения Наполеона в России. Кратко рассказывать о великом русском полководце М.И. Кутузове.


Выполнять интеллектуальные действия: характеристика понятия «Отечественная война»; анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей. Осознавать долг человека защищать своё Отечество от врагов.

Овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

63

20.05.

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

Экскурсия № 2 в музей Боевой Славы «Ярославцы –участники войны»

ИКТ: Использование компьютера при работе с картой.

Рассказывать о главных событиях Великой Отечественной войны. Находить дополнительную информацию в разных источниках. Работать с картой. Находить и называть города, в которых во время войны работали крупные военные предприятия.

Изготавливать плакат. Готовить вопросы для встречи с ветераном. Рассказывать о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

Сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;


Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидеть результат своей деятельности. Понимать личное затруднение и обращаться за помощью к учителю.


Выполнять интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение.

Готовить презентацию сообщения.

Использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

64

20.05

Проверочная работа № 8 по теме «Человек – защитник своего Отечества»

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Гражданин и государство. (5 ч)

65

18.05

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Гражданин и государство. Характеристика прав и обязанностей граждан России.


Характеризовать права и обязанности гражданина России. Составлять диалог по теме. Находить информацию о народах, живущих в России, об их традициях.


Сотрудничать в совместном решении проблемы, в поиске информации.

Анализировать, обобщать; сравнивать, характеристики понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот».

Развивать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

сотрудничества;

66

18.05

Права и обязанности граждан. Конституция – основной закон РФ.


Объяснять, что такое «закон». Называть несколько законов нашего государства. Работать в группах, иллюстрировать с помощью пиктограмм положения Конституции, гарантирующие права и свободы граждан России.


Понимать личное затруднение и обращаться за помощью к учителю.

Оценивать выполнение учебных заданий.

Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидеть результат своей деятельности.

Развивать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

сотрудничества;

67

13.05

Контрольная работа № 9 по итогам года

68

25.05

Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Символика России. Главные символы нашей страны в разные исторические периоды. Обобщение и закрепление материала, изученного за год.

ИКТ: Поиск информации в электронных энциклопедиях.


Рассказывать о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знать текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывать о гербе города, района.


Идентифицировать себя с принадлеж­ностью к государству, российскому народу; проявлять уважение к симво­лике государства. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Понимать роль человека в обществе. Понимать особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относиться к своей стране.

Анализировать участие в совместной деятельности. Готовить презентацию сообщения.

Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Выделять признаки разли­чия; анализировать; готовить вывод, обобщение. Применять правила участия в диалоге, составлять план текста.