СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для обучающихся 7 "Б" класса по адаптированной программе I варианта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024/2025 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для обучающихся 7 "Б" класса по адаптированной программе I варианта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024/2025 учебный год.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по учебному предмету «Основ социальной жизни» для обучающихся 7 Б класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850),

в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГАОУ школы-интерната №5 (1 вариант), разработанной в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163); Положением о рабочих программах учебных предметов, коррекционных курсах, внеурочной и воспитательной деятельности государственного автономного общеобразовательного учреждения Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский»


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

ЦЕЛЬ: формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.

ЗАДАЧИ:

- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и использованием деловых бумаг);

-развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Социальная адаптация в современном обществе через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.

В связи с чем, программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАН.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часа в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов. Учитывая психофизические возможности учащихся 7 класса, для повышения качества усвоения программного материала, были внесены изменения в порядок изучения отдельных тем и разделов.


ПРОГРАММА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» ОРИЕНТИРОВАНА НА:

- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами. предприятий, городской

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета.

У обучающихся будут сформированы:

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.)

Минимальный уровень:

  • знать, из чего состоит пища;

  • различать полезные и вредные продукты;

  • различать виды медицинской помощи;

  • различать и называть виды городского транспорта;

  • выполнять правила личной гигиены;

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

  • знать назначение жилых комнат;

  • знать назначение одежды;

  • знать состав семьи; называть фамилию, имя, отчество;

  • выполнять простейшие правила Техники безопасности с нагревательными приборами.

Достаточный уровень:

  • классифицировать продукты питания по содержанию в них различных веществ;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи;

  • уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина, тостер, кухонный комбайн, электрический чайник, варочная панель);

  • уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета;

  • уметь измерять температуру тела;

  • классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;

  • классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;

  • различать виды жилья по типу: государственное и собственное;

  • описывать способ передвижения в школу и обратно;

  • знать образовательные учреждения нашего города;

  • осознавать необходимость соблюдения режима дня для сохранения здоровья;

  • знать место работы родителей и ближайших родственников;

  • уметь оказать первую помощь при порезах;

  • осознавать необходимость общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- использовать в повседневной жизни социально – бытовые умения и навыки, необходимые в ближайшем и более отдалённом социуме;

  • развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). При оценке ответа, обучающего учитываются полнота и правильность его ответа, степень осознанности понимания изученного материала, последовательность изложения и речевое оформление ответа. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

Оценка «5»: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка «4»: Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

 Оценка «3»: Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета. Обучающимся выставляются оценки, который стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

д

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

РАЗДЕЛ: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.

Гигиена зрения. Правила и приемы ухода за органами зрения. Гигиенические правила и способы сохранения зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.

Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы и приемы выполнения различных видов процедур закаливания. Утренняя гимнастика.

Практическая работа: «Комплекс утренней гимнастики»

РАЗДЕЛ: ОДЕЖДА И ОБУВЬ.

Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из разных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила пользования. Предприятия бытового обслуживания и самообслуживания. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки, приема и выдачи

Практическая работа: «Наложение заплаты», «Чтение условных обозначений», «Правила и приемы глажения постельного белья», «Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды», «Заполнение бланков»

РАЗДЕЛ: МЕДИЦИНА.

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием. Самолечение и его негативные последствия.

Сюжетно-ролевая игра «Я вызываю врача»

Виртуальная экскурсия в поликлинику, больницу.

РАЗДЕЛ: ПИТАНИЕ.

Прием пищи. Первые вторые и третьи блюда: виды, значение. Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Первые блюда: виды, способы приготовления.

Овощные салаты: виды, способы приготовления.

Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.

Рыбные блюда (виды, способы приготовления).

Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий.

Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.

Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты Специализированные магазины. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине

Практическая работа «Приготовление первых блюд», «Приготовление мясного блюда», «Приготовление блюда из рыбы», «Отваривание макарон», «Сервировка праздничного стола»

Экскурсия в продуктовый магазин.

РАЗДЕЛ: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.

Правила приема приглашения в гости и формы отказа.

Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одеж­да, обувь, украшения, прическа); подарки.. Правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков. Культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.); выбирать подарки; изготавливать простые сувениры; вручать и принимать подарки.

Практические работа: Изготовление несложных сувениров; сюжетная игра «В гости к...»

РАЗДЕЛ: СЕМЬЯ.

Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки.

Деньги, их виды и назначения. Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники доходов. Определение суммы доходов на месяц.

Практическая работа: «Определение доходов семьи»

РАЗДЕЛ: ЖИЛИЩЕ.

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.

Домашние животные. Содержание животных в городской квартире: Домашние животные и птицы в сельской местности: виды, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни животных. Ветеринарная служба. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых (подсобных) помещений. Кухня. Нагревательные приборы в городской и сельской местности. Правила ТБ при использовании. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка). Назначение, правила пользования и ухода, техника безопасности.

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерть, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажной, смесовая ткань). Правила хранения и ухода. Кухонная мебель: название и назначение

Практическая работа; «Уход за комнатными растениями», «Пользование электробытовыми приборами и уход за ними», «Уход за кухонной посудой», «Уборка кухни».

РАЗДЕЛ: ТРАНСПОРТ.

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, основные маршруты, расписание. Порядок приобретения билетов, стоимость проезда.

Виртуальная экскурсия на автовокзал.

РАЗДЕЛ: СРЕДСТВА СВЯЗИ.

Бандероли. Виды, упаковка, порядок отправления, стоимость пересылки

Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления. Практическая работа: «Заполнение бланка отправления посылки».

РАЗДЕЛ: УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ.

Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы.

Практическая работа: Экскурсия (виртуальная экскурсия) на ближайшее промыш­ленное предприятии

РАЗДЕЛ: ТОРГОВЛЯ.

Универмаги и универса­мы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их на­значение.

Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения: выбор товара, рассматрива­ние, выяснение назначения, принципа действия; пример­ка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии.

Отделы, распродажа това­ров по сниженным ценам, прием товаров у населения.

Практическая работа:

Экскурсия (виртуальная экскурсия) в универсам - самостоятельное нахожде­ние указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию.

РАЗДЕЛ: ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА.

Деньги (монета, купюра, валюта). Электронные деньги. Экскурсия (виртуальная экскурсия) в банк. История денег. Их назначение в нашей жизни. Урок-презентация. Бюджет семьи. Упражнение по определению доходов семьи. Источники дохода. Заработная плата

членов семьи, пенсия. Распределение доходов семьи на необходимые нужды. Расчет денежных средств на определенные товары. Правила учета дохода и расхода. Мелкие расходы. Составление доверенности на получение зарплаты. Практический урок. Секреты домоводства. Урок практикум: «Помощники в доме». Повторить пройденный материал. Урок викторина.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Характеристика видов деятельности ученика

Виды, формы контроля

всего

Практические работы



1

Личная гигиена.

3

1

Слушание рассказа учителя; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя. Повторение. Гигиена зрения. Правила и приемы ухода за органами зрения. Гигиенические правила и способы сохранения зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.

Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы и приемы выполнения различных видов процедур закаливания. Утренняя гимнастика.

Практическая работа: «Комплекс утренней гимнастики».

Устный опрос, письменный контроль

2

Одежда и обувь.

9

6

Запись в тетрадь: Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из разных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила пользования. Предприятия бытового обслуживания и самообслуживания. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки, приема и выдачи

Практическая работа: «Наложение заплаты», «Чтение условных обозначений», «Правила и приемы глажения постельного белья», «Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды», «Заполнение бланков»

Устный опрос, письменный контроль

3

Медицинская помощь.

6

1

Запись в тетрадь: Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием. Самолечение и его негативные последствия.

Сюжетно-ролевая игра «Я вызываю врача»

Виртуальная экскурсия в поликлинику, больницу.

Участие в беседе.

Устный опрос, письменный контроль

4

Питание.

14

8

Слушание рассказа учителя по теме урока; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя; -запись информации в тетрадь. Прием пищи. Первые вторые и третьи блюда: виды, значение. Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Первые блюда: виды, способы приготовления. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий.

Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты Специализированные магазины. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Хлеб и хлебобулочные изделия. Вторичное использование чёрствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Практическая работа «Приготовление простых бутербродов». Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения жиров. Места для хранения жиров и яиц. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Слушание рассказа учителя по теме урока; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя; Работа с дидактическим материалом; Выполнение записей в рабочей тетради.

Практическая работа «Приготовление первых блюд», «Приготовление мясного блюда», «Отваривание макарон», «Приготовление Винегрета», «Приготовление гречневой каши», «Блины», «Сервировка праздничного стола», «Олдьи».

Экскурсия (виртуальная экскурсия) в продуктовый магазин.

Устный опрос, письменный контроль

5

Культура поведения.









2

1

Правила приема пригла­шения в гости и формы от­каза. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одеж­да, обувь, украшения, при­ческа); подарки.. Правила поведения: при встрече и расставании пра­вила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подар­ков. Культурно вести себя в гостях (оказывать внима­ние сверстникам и стар­шим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.); выбирать подарки; изготавливать простые сувениры; вручать и принимать по­дарки.

Практические работа: Изготовление неслож­ных сувениров; сюжетная игра «В гос­ти к...». Выполнение записей в рабочей тетради.

Устный опрос, письменный контроль

6

Семья.


4

1

Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки. Деньги, их виды и назначения. Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники доходов. Определение суммы доходов на месяц.

Практическая работа: «Определение доходов семьи».

Устный опрос, письменный контроль

7

Жилище.

8

4

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Домашние животные. Содержание животных в городской квартире: Домашние животные и птицы в сельской местности: виды, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни животных. Ветеринарная служба. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых (подсобных) помещений. Кухня. Нагревательные приборы в городской и сельской местности. Правила ТБ при использовании. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка). Назначение, правила пользования и ухода, техника безопасности. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерть, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажной, смесовая ткань). Правила хранения и ухода. Кухонная мебель: название и назначение

Практическая работа; «Уход за комнатными растениями», «Пользование электробытовыми приборами и уход за ними», «Уход за кухонной посудой», «Уборка кухни».

Устный опрос, письменный контроль

8

Транспорт.

4


Междугородний автотранспорт. Автовокзал, основные маршруты, расписание. Порядок приобретения билетов, стоимость проезда.

Виртуальная экскурсия на автовокзал.

Устный опрос, письменный контроль

9

Средства связи




2

1

Бандероли. Виды, упаковка, порядок отправления, стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления. Практическая работа: «Заполнение бланка отправления посылки».

Устный опрос, письменный контроль

10

Учреждения, организации, предприятия.

4


Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Практическая работа: Экскурсия (виртуальная экскурсия) на ближайшее промыш­ленное предприятие. Местные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции. Профессии рабочих и служащих.

Слушание рассказа учителя. Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с дидактическим материалом; Выполнение записей в рабочей тетради.

Устный опрос, письменный контроль

11

Торговля.

4


Универмаги и универса­мы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их на­значение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых това­ров.

Порядок приобретения: выбор товара, рассматрива­ние, выяснение назначения, принципа действия; пример­ка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, полу­чение чека, сдачи. Хранение чека или его копии.

Устный опрос, письменный контроль

12

Экономика домашнего хозяйства.

8


Деньги (монета, купюра, валюта). Электронные деньги. Экскурсия (виртуальная экскурсия) в банк.

История денег. Их назначение в нашей жизни. Урок-презентация. Бюджет семьи. Упражнение по определению доходов семьи. Источники дохода. Заработная плата

членов семьи, пенсия. Распределение доходов семьи на необходимые нужды. Расчет денежных средств на определенные товары. Правила учета дохода и расхода. Мелкие расходы. Составление доверенности на получение зарплаты. Практический урок. Секреты домоводства. Урок практикум: «Помощники в доме». Повторить пройденный материал. Урок викторина.

Устный опрос, письменный контроль

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

24


















УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Социально-битовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: пособие для учителя/ [В. В. Воронкова, С. А. Казакова [- М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. - 247 С. – (Коррекционная педагогика).

  2. Социально-битовая ориентировка. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными наращениями/ В.Д.Субчева. – М.: Издательский Центр Владос, 2021. – 54 с.: ил.

  3. Основ социальной жизни: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательных программ/ С. В. Комарова, Е.Л.Александрова.- 2-е изд, стер. – Москва: Просвещение, 2024,- 79,[1] с.:ил.

  4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

  5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.

  6. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.

  7. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

  9. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.

  10. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

  11. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1

  12. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.

  13. В качестве основы для разработки настоящей рабочей программы использована типовая программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов.» Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,

2011.

ЦИФРОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ РЕСУРС И РЕСУРС СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

  • Infrourok.ru/standart

  • https://multiurok.ru/

  • https://pedagogirussia.ru

  • https://pedagorizont.ru

  • https://znanio.ru/p/

  • https://videouroki.net/razrabotki/




Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное образовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский»




УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

______________Бухановская Е.Е.

______________________.2024 г.





Календарно -тематическое планирование по УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

ДЛЯ 7 «Б» класса на 2024-2025 учебный гоД


Учитель:

__________ Симонова Я.В.






п.г.т. Прогресс, 2024

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

план

факт

Личная гигиена. 3 ч.

1

Особенности личной гигиены в жизни подростка.

1



Устный опрос, письменный контроль

2

Индивидуальные предметы гигиены.

1



Устный опрос, письменный контроль

3

Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

1




Устный опрос, письменный контроль

Одежда и обувь. 9 ч.


4

Мелкий ремонт одежды. Штопка разорванного места. П.р.

1




Устный опрос

5

Мелкий ремонт одежды. Наложение заплат. П.р.

1




Устный опрос

6

Стирка хлопчатобумажного белья вручную. П.р.

1




Устный опрос

7

Использование бытовой техники при стирке белья.

1




Устный опрос

8

Стирка белья с помощью стиральной машины. П.р.

1




Устный опрос

9

Утюжка прямого белья. П.р.

1




Устный опрос

10

Виды обуви и её назначение. Средства по уходу за обувью

1




Устный опрос

11

Уход за обувью. П.р.

1




Устный опрос

12

Обобщение пройденного материала.

1





Устный опрос, письменный контроль

Медицинская помощь. 6 ч.

13

Домашняя аптечка её состав.

1




Устный опрос, письменный контроль

14

Виды доврачебной помощи.

1




Устный опрос

15

Лекарственные растения.

1





Устный опрос

16

Приготовление отваров, настоев. Пр.

1




Устный опрос

17

Первая медицинская помощь при травмах; раны, переломы.

1




Устный опрос

18

Ушиб, вывих, перелом.

1




Устный опрос

Питание. 14 ч.

19

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности работы на кухне при приготовлении пищи (повторение).

1



Устный опрос, письменный контроль

20

Сервировка стола к обеду.

1




Устный опрос

21

Виды питания.

1




Устный опрос

22

Приготовление пищи: закуски их виды.

1




Устный опрос

23

Приготовление салата: «Винигрет».

1




Устный опрос

24

Приготовление салата: «Оливье».

1




Устный опрос

25

Приготовление первых блюд.

1




Устный опрос

26

Приготовление заправочного супа.


1




Устный опрос

27

Значение вторых блюд.

1




Устный опрос

28

Приготовления вторых блюд: котлеты мясные.

1




Устный опрос

29

Приготовление блюд из круп.

1




Устный опрос

30

Приготовление плова.

1






Устный опрос

31

Приготовление третьих блюд: Кисель, компот из свежих

фруктов

1





Устный опрос

32

Обобщение пройденного материала. Контрольная работа.


1



Устный опрос

Культура поведения 2 ч.

33

Поведение в гостях.

1




Устный опрос

34

Выбор подарка. Правила вручения и приема подарков.


1



Устный опрос

Семья 4 ч.

35

Помощь родителям в уходе за младшими детьми

1




Устный опрос

36

Значение игр в жизни детей.

1




Устный опрос

37

Паспорт. Получение паспорта.

1




Устный опрос

38

Итоговое занятие по разделу: Семья.

1




Устный опрос, письменный контроль

Жилище 8 ч.

39

Значение жилища для человека (повторение).

1




Устный опрос. письменный контроль

40

Виды уборки помещения.

1




Устный опрос письменный контроль

41

Регулярная и сезонная уборка помещения


1




Устный опрос письменный контроль

42

Способ и периодичность ухода за зеркалами.


1



Устный опрос письменный контроль

43

Виды мебели и материалы.

1




Устный опрос письменный контроль

44

Мебель. Уход за мебелью.

1





Устный опрос письменный контроль

45

Уход за полами. Средства по уходу за полами.

1





Устный опрос письменный контроль

46

Обобщение пройденного материала.

1




Устный опрос письменный контроль

Транспорт 4 ч.

47

Вокзал его службы.

1



Устный опрос

48

Виды пассажирских вагонов.


1



Устный опрос

49

Расписание движения поездов. Правила приобретения билетов.

1




Устный опрос

50

Обобщение пройденного материала.


1



Устный опрос письменный контроль

Средства связи 2 ч.

51

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная). Порядок их отправления.

1



Устный опрос письменный контроль

52

Посылка. Правила отправления.

1




Устный опрос письменный контроль

Учреждения, организации, предприятия 4 ч.

53

Промышленные предприятия. Названия цехов и отделов, имеющихся на предприятии.

1



Устный опрос

54

Сельскохозяйственные предприятия.

1




Устный опрос

55

Виды выпускаемой продукции. Названия рабочих специальностей.

1




Устный опрос

56

Практическая работа «Отрасли сельского хозяйства».

1




Устный опрос письменный контроль

Торговля 4 ч.

57

Универсальные и специализированные магазины. Назначение магазинов.

1



Устный опрос письменный контроль

58

Магазины промышленных товаров.


1



Устный опрос

59

Стоимость некоторых товаров. Срок годности.


1



Устный опрос письменный контроль

60

Порядок приобретения товаров.


1




Устный опрос

Экономика домашнего хозяйства 8 ч.

61

Деньги (монета, купюра, валюта). Электронные деньги.


1



Устный опрос письменный контроль

62

История денег. Их назначение в нашей жизни.


1



Устный опрос

63

Бюджет семьи.

1




Устный опрос письменный контроль

64

Источники дохода. Заработная плата

членов семьи, пенсия

1



Устный опрос письменный контроль

65

Распределение доходов семьи на необходимые нужды.


1



Устный опрос

66

Правила учета дохода и расхода. Мелкие расходы.


1



Устный опрос письменный контроль

67

Порядок написания заявления.

1




Устный опрос письменный контроль

68

Секреты домоводства


1



Устный опрос письменный контроль






















2