ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся 8 Б класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850),
в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГАОУ школы-интерната №5 (1 вариант), разработанной в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163); Положением о рабочих программах учебных предметов, коррекционных курсах, внеурочной и воспитательной деятельности государственного автономного общеобразовательного учреждения Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ЦЕЛЬ: формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.
ЗАДАЧИ:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Социальная адаптация в современном обществе через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.
В связи с чем, программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часа в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов. Учитывая психофизические возможности учащихся 8 класса, для повышения качества усвоения программного материала, были внесены изменения в порядок изучения отдельных тем и разделов.
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» ОРИЕНТИРОВАНА НА:
- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами. предприятий, городской
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета. У обучающихся будут сформированы:
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.)
Минимальный уровень:
знать, из чего состоит пища;
различать полезные и вредные продукты;
различать виды медицинской помощи;
различать и называть виды городского транспорта;
выполнять правила личной гигиены;
соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
знать назначение жилых комнат;
знать назначение одежды;
знать состав семьи; называть фамилию, имя, отчество;
выполнять простейшие правила Техники безопасности с нагревательными приборами.
Достаточный уровень:
классифицировать продукты питания по содержанию в них различных веществ;
соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи;
уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина, тостер, кухонный комбайн, электрический чайник, варочная панель);
уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета;
уметь измерять температуру тела;
классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;
классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;
различать виды жилья по типу: государственное и собственное;
описывать способ передвижения в школу и обратно;
знать образовательные учреждения нашего города;
осознавать необходимость соблюдения режима дня для сохранения здоровья;
знать место работы родителей и ближайших родственников;
уметь оказать первую помощь при порезах;
осознавать необходимость общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- использовать в повседневной жизни социально – бытовые умения и навыки, необходимые в ближайшем и более отдалённом социуме;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). При оценке ответа, обучающего учитываются полнота и правильность его ответа, степень осознанности понимания изученного материала, последовательность изложения и речевое оформление ответа. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
Оценка «5»: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.
Оценка «4»: Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка «3»: Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета. Обучающимся выставляются оценки, который стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
д
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
РАЗДЕЛ: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра и природные средства Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения его воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности.
Практические работа: Упражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учетом состояния кожи; использование масок из фруктов и овощей.
РАЗДЕЛ: ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков. Химчистка — знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид.
Практические работа: Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка; экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приема изделий и выдача их, с прейскурантом на чистку определенного вида изделий.
РАЗДЕЛ: МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление,
солнечный удар). Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Практические работа: Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема.
РАЗДЕЛ: ТОРГОВЛЯ
Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые. Различия рынка от магазина: одно из них —право покупателя предлагать продавцу снизить цену (право торговаться); — право выбора товара.
Практические работа: Экскурсия (виртуальная экскурсия) на рынок. Выявление системы расположения продаваемой продукции; нахождение более низких цен на одноименную продукцию; сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже название товара.
РАЗДЕЛ: СЕМЬЯ
Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним — кормление из соски, с ложечки; купание, одевание, пеленание, уборка постели. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.
Практические работа: Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы; мытье детской посуды, игрушек.
РАЗДЕЛ: ЖИЛИЩЕ
Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны.
Практические работа: Мытье кафельных стен, чистка раковин.
РАЗДЕЛ: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.
Практические работа: Сюжетная игра «Встреча молодых людей».
РАЗДЕЛ: ПИТАНИЕ
Виды теста: дрожжевое, пресное. Приготовление изделия из теста. Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зелени.
Запись рецептов.
Практические работа: Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов; приготовление пресного теста, из него лапши и выпечка печенья; запись рецептов соления, варенья, консервирования, сушки овощей, фруктов, ягод; приготовление овощного салата; нарезка зелени и фруктов для сушки
РАЗДЕЛ: УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.
Практические работа: Экскурсия (виртуальная экскурсия) в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи.
РАЗДЕЛ: СРЕДСТВА СВЯЗИ
Телефон: Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов милиции — 02; пожарной команды — 01; утечка газа — 04; скорой помощи — 03; и другие аварийные службы (поломка водопровода, неисправности электроэнергии и др.). Получение справок по телефону — Служба точного времени «говорящие часы». Междугородняя телефонная связь Порядок пользования автоматической связью. Виды заказ междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры.
Практическая работа: Экскурсия (виртуальная экскурсия) на почту-телеграф: Сюжетно-ролевая игра «телефонная справочная служба». Экскурсия (виртуальная экскурсия) на переговорный пункт. Выбор названия города, знакомство с кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 минуту, 3, 5,10.
РАЗДЕЛ: ТРАНСПОРТ
Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения. Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения.
Экскурсия (виртуальная экскурсия) на автобусную станцию или в порт.
Практические работа: Выбрать пункт назначения. Определить время и место отправления. Рассчитать стоимость проезда на теплоходе в направлениях «туда и обратно» с учетом класса каюты.
РАЗДЕЛ: ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
Бюджет семьи: виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.);
условия и порядок их получения; основные статьи расходов:
а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и
другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;
б) виды государственных страхований;
в) питание;
г) оплата проезда;
д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;
оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года;
создание уюта и сбережение сил, времени, денег:
это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви, одежды.
— повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шерсти, ткань и т.д.
е) помощь родственникам. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.
Практическая работа: Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи. Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью. Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды, телефонных разговоров). Расчет стоимости, израсходованной электроэнергии (газ, воды, телефонных разговоров); заполнение квитанция (на конкретных примерах); упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах); Экскурсия (виртуальная экскурсия) в ЖЭК и т.п. и в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Характеристика видов деятельности ученика | Виды, формы контроля |
всего | Практические работы | | |
1 | Личная гигиена. | 2 | | Типы кожи и правила ухода за кожей лица; виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими. Выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года; Правильно пользоваться косметическими средствами. Упражнения в протирании лица лосьоном, нанесение крема. Словарь: Врач – косметолог, дефект. Кожа. Очищение. Водные процедуры. | Устный опрос, письменный контроль |
2 | Одежда и обувь. | 6 | 1 | Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка. Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей. Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей. Словарь: Шерсть. Трикотаж. Мохер. Лавсан. Атлас. Эластичность. Утюжка блузки, рубашки, соблюдая правила безопасности в работе с электроприборами. Правила и последовательность утюжки изделий. Утюжить блузки, рубашки, платья. Словарь: Сортировка белья. Рюши. Заполнение бланков для сдачи белья. Правила пользования прачечной, виды услуг; правила подготовки вещей к сдаче в стирку; правила пришивания меток; правила пользования прачечной самообслуживания. Заполнять бланки для сдачи белья в прачечную. Словарь: Верхняя одежда. Размер. Модель. Работа с тестами. | Устный опрос, письменный контроль |
3 | Медицинская помощь. | 8 | 1 | Правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки. Вред самолечения. Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, бинт и тд. Пользоваться термометром. Перевязочными средствами, дезсредствами. Словарь: Термометр. Подмышечная впадина. Столбик ртути. Экскурсия (виртуальная экскурсия) в поликлинику. Правила поведения в поликлинике. Ориентироваться в поликлинике. Словарь: Расписание работы врачей. Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае при ожоге, обморожении. Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях (правила обработки пораженного при ожогах участка кожи, промывания желудка при отравлении, меры, принимаемые при обмораживании разных степеней, при солнечных и тепловых ударах). Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании. Словарь: Профилактика. Термический ожог. Носилки. Инфекция. Отморожение. Кровообращение. Стерильная повязка. Оказание первой помощи утопающему. Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях при утоплении. Оказывать первую помощь утопающему. Словарь: Транспортировка больного. Практикум по профилактике глистных заболеваний. Виды глистных заболеваний и меры их предупреждения. Соблюдать правила личной гигиены. Словарь: Аскариды. Глисты. Паразиты. Интоксикация. Работа с тестом. | Устный опрос, письменный контроль |
4 | Торговля. | 2 | | Экскурсия (виртуальная экскурсия) в специализированный магазин. Практикум в подсчете стоимости покупок. О назначении специализированных магазинов. Ассортимент товаров в различных специализированных магазинах. Стоимость основных продовольственных и промышленных товаров. Выбирать покупку с учетом различных условий. Подсчитывать стоимость покупок. Культурно вести себя в магазине. Вежливое обращение к продавцу-консультанту. Словарь: Специализированный магазин. Гипермаркет. Сеть магазинов. Продавец-консультант. Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы. Приготовление смеси для кормления. Правила ухода за грудным ребенком. Правила и периодичность купания ребенка. Правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка. Купать, одевать, пеленать куклу. Содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки. Словарь: Новорождённый ребенок. Опрелость. Детское мыло. Детская присыпка. Градусник для измерения температуры воды. Заправка детской пастели, мытье игрушек, детской посуды. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек. Правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложки. Кормить куклу с ложки и из соски. Словарь: Микробы. Соска. Пеленка. Памперсы. Распашонка. Подгузник. Байковое одеяло. | Устный опрос, письменный контроль |
5 | Семья. | 6 | 3 | Чистка раковин, устранение засоров с помощью химических средств. Санитарно -гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни. Правила и периодичность уборки кухни; моющие средства, используемые при уборке кухни. Мыть кафельные стены, чистить раковины. Словарь: Гигиенические требования. Уборочный инвентарь. Дезинфицировать. Периодичность. Раковина из нержавеющей стали. Мытье кафельных стен с помощью химических средств. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке санузла. Правила и периодичность уборки санузла; моющие средства, используемые при уборке санузла. Пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла. Словарь: Санузел. Кафельная плитка. Известковые отложения. Плесень. Абразивные материалы. | Устный опрос, письменный контроль |
6 | Жилище. | 4 | | Функции отдела по учету и распределению жилплощади, отдела социального обеспечения, отдела народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по трудоустройству. Функции отдела по учету и распределению жилплощади, отдела социального обеспечения, отдела народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по трудоустройству. Словарь: Отдела социального обеспечения. Отдела народного образования. Практикум куда обращаться в случаи необходимой помощи. Экскурсия (виртуальная экскурсия) в администрацию поселка. Куда обращаться в случае необходимой помощи; адрес местной префектуры. | Устный опрос, письменный контроль |
7 | Культура поведения. | 4 | 1 | Тренинговое упражнения по культуре поведения. Практикум «Сделай себя сам». Выбор косметических средств, украшений. Требования к внешнему виду молодых людей. Выбирать косметические средства, украшения. Словарь: Этикет. Имидж. Манера поведения. Расковано. Конфликтная ситуация. Практикум подбор одежды, по стилям учитывая индивидуальные особенности, возраст человека (деловой, праздничный). Правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома. Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома. Подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т. д). Словарь: Стилист. Универсальная одежда. | Устный опрос, письменный контроль |
8 | Питание. | 16 | 10 | Приготовление пельменей из пресного теста. О разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях. Готовить изделия из разных видов теста. Словарь: Песочное тесто. Приготовление блинов из простого пресного теста. Приготовление оладьей из теста на кефире. Способы и последовательность приготовления изделий из теста. Оформлять эти изделия. Записывание рецептов Подготовка фруктов, для консервирования (яблоки, груши). Способы варки варенья из фруктов и ягод. Словарь: Консервирование. Стерилизация. Плодоножки. Квашение, соление, заморозка овощей. Способы и последовательность соления и квашения овощей. Приемы заморозки овощей. Словарь: Сироп. Герметичная упаковка. Упражнение в составлении меню завтрака, обеда и ужина учитывая наличие продуктов и правила рационального питания. Правила рационального питания. Составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания. Словарь: Рациональное питание. | Устный опрос, письменный контроль |
9 | Учреждения, организации, предприятия. | 1 | | Вызов полиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа, поломке водопровода, неисправности электросети, получение справок по телефону, служба точного времени. Культура разговора по телефону. Правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним телефоном. Номера телефонов срочного вызова (пожарной службы, аварийных служб, милиции и т.д.). | Устный опрос. |
10 | Средства связи. | 4 | 1 | Правила пользования автоматической телефонной связью. Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова. Словарь: Собеседник. Деловой разговор. Абонент. Правила этикета. Практикум с телефонным справочником. Выход в интернет. Правила пользования телефонным справочником. Получать по телефону справки, узнавать время. Словарь: Телефонный справочник. Интернет. Порядок пользования домофоном. Функции домофона. Культурно разговаривать по домофону. Обобщение знаний. Работа с тестами. | Устный опрос, письменный контроль |
11 | Транспорт. | 5 | | Рассчитать стоимость проезда на автобусе в направлениях «туда и обратно». Основные автобусные маршруты. Пользоваться расписанием. Словарь: Комфортный сервис. Перрон. Транзит. Диспетчер. Практикум пользования расписанием, покупки билета, обращение за справкой. О назначении междугородного автовокзала, речного и морского порта. Основные маршруты водного транспорта. Определять стоимость проезда; покупать билет, обращаться за справкой. Словарь: Администратор. | Устный опрос, письменный контроль |
12 | Экономика домашнего хозяйства. | 10 | 2 | Упражнения в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах) Оказание материальной помощи родственникам. Основные статьи расхода в семье. Правила учета расходов. Подсчитывать расходы. Словарь: Бюджет. Расходы. Доходы. Экономика. Сбережения. Эффективный. Упражнение в планировании продуктов питания (на конкретных примерах). Стоимость необходимых продуктов (хлеб, молоко, макароны, соль, чай, сахар). Планировать расходы на день, на две недели с учетом бюджета семьи. Упражнения в снятии показателей бытовых счетчиков. Расчет стоимости оплаты, заполнение квитанция (на конкретных примерах). Упражнение в расчетах. Размер квартплаты; тарифы на электричество, газ, воду; порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг. Снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии и газа; заполнять квитанции. Словарь: счетчики, показания. Знать, как открыть свой счет в сбербанке. Выбрать вид вклада. Словарь: Сбербанк. | Устный опрос, письменный контроль |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 14 | | |
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Социально-битовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: пособие для учителя/ [В. В. Воронкова, С. А. Казакова [- М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. - 247 С. – (Коррекционная педагогика).
Социально-битовая ориентировка. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными наращениями/ В.Д.Субчева. – М.: Издательский Центр Владос, 2021. – 54 с.: ил.
Основ социальной жизни: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательных программ/ С. В. Комарова, Е.Л.Александрова.- 2-е изд, стер. – Москва: Просвещение, 2024,- 79,[1] с.:ил.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1
Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
В качестве основы для разработки настоящей рабочей программы использована типовая программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов.» Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,
2011.
ЦИФРОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ РЕСУРС И РЕСУРС СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
Infrourok.ru/standart
https://multiurok.ru/
https://pedagogirussia.ru
https://pedagorizont.ru
https://znanio.ru/p/
https://videouroki.net/razrabotki/
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное автономное образовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
______________Бухановская Е.Е.
_______________.2024 г.
Календарно -тематическое планирование по УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
для 8 «Б» класса на 2024-2025 учебный год
Учитель:
__________ Симонова Я.В.
п.г.т. Прогресс, 2024
№ п/п | Тема уроков. | Кол-во часов | Дата изучения | Вид, формы контроля |
план | Факт |
Личная гигиена 2 ч. |
1 | Уход за кожей лица с помощью косметических средств. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
2 | Косметические дезинфицирующие средства. (профилактика появления прыщей). | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
Одежда и обувь 6 ч. |
3 | Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей. | 1 | | | Устный опрос. |
4 | Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. П.р. | 1 | | | Устный опрос. |
5 | Утюжка блузок, рубашек, брюк, юбок. | 1 | | | Письменный контроль. |
6 | Практическая работа. ВТО. Утюжка одежды, постельного белья. | 1 | | | Письменный контроль. |
7 | Прачечная. Правила пользования. Виды услуг. | 1 | | | Устный опрос. |
8 | Обобщение пройденного материала. | 1 | | | Письменный контроль. |
Медицинская помощь 8 ч. |
9 | Домашняя аптечка, ее состав. (повторение) | 1 | | | Устный опрос. |
10 | Обращение в поликлинику. | 1 | | | Письменный контроль. |
11 | Первая помощь при несчастном случае: ожог, обморожение. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
12 | Тепловой удар. П.р. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
13 | Первая помощь утопающему. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
14 | Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. | 1 | | | Устный опрос. |
15 | Глистные заболевания и меры их предупреждения. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
16 | Обобщение пройденного материала. | 1 | | | Письменный контроль. |
Торговля 2 ч |
17 | Виды специализированных магазинов их назначение. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
18 | Виды товара, отделы. Стоимость основных промышленных товаров. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
Семья 6 ч. |
19 | Правила ухода за грудным ребенком. | 1 | | | Устный опрос. |
20 | Участие в уходе за грудным ребенком: купание. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
21 | Правила и последовательность одевания, пеленания грудного ребенка. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
22 | Правила и периодичность кормления грудного ребенка. | 1 | | | Устный опрос. |
23 | Правила содержания в чистоте детской постели. | 1 | | | Устный опрос. |
24 | Правила содержания в чистоте посуды, игрушек. | 1 | | | Устный опрос. |
Жилище 4.ч. |
25 | Периодичность уборки кухни. Моющие средства, используемые при уборке кухни. Т/Б | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
26 | Уборка санузла, ванны. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
27 | Моющие средства, используемые при уборке санузла, ванны. Правила техники безопасности. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
28 | Обобщение пройденного материала. | 1 | | | Письменный контроль. |
Культура поведения 4.ч. |
29 | Культура общения юноши и девушки. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
30 | Значение тона разговора в установлении межличностного контакта. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
31 | Внешний вид молодых людей. (возраст, одежда, косметика, парфюмерия с учетом места нахождения). | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
32 | Правила культуры поведения молодых людей в общественных местах. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
Питание 16.ч. |
33 | Виды теста. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
34 | Приготовление изделий из теста. Приготовление пельменей. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
35 | Пр.р. Тепловая обработка пельменей. | 1 | | | Устный опрос. |
36 | Приготовление блинов. Запись поэтапного приготовления. | 1 | | | Устный опрос. |
37 | Пр.р. Приготовление блинов. | 1 | | | Устный опрос. |
38 | Приготовление оладьей. Пооперационная работа. | 1 | | | Устный опрос. |
39 | Приготовление оладьей. Пр.р. | 1 | | | Устный опрос. |
40 | Запись рецептов овощного салата. Пооперационное выполнение салата «Винегрет». | 1 | | | Устный опрос. |
41 | Приготовление овощного салата «Винегрет»» Пр.р. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
42 | Приготовление лёгкого супа на бульоне. Запись рецепта пооперационная работа. | 1 | | | Устный опрос. |
43 | Приготовление лёгкого супа на бульоне. | 1 | | | Устный опрос. |
44 | Приготовление супа с мясом курицы. Пр.р. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
45 | Варенье. Запись рецептов. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
46 | Квашение. Консервирование. Запись рецептов. | 1 | | | Устный опрос. |
47 | Меню. Составление меню завтрака, обеда, ужина из предложенных продуктов. | 1 | | | Устный опрос. |
48 | Подведение итогов. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль. |
Учреждения, организации, предприятия 1.ч. |
49 | Госучреждения. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
Средства связи 4.ч. |
50 | Почта. Составление текстов телеграмм, заполнение телеграфных бланков. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
51 | Виды телефонной связи. Правила пользования сотовым телефоном квартирным телефоном. | 1 | | | Устный опрос. |
52 | Мои средства связи. Зачем нужны средства связи. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
53 | Домофон, правила пользования. Подведение итогов. | 1 | | | Письменной контроль |
Транспорт 5.ч. |
54 | Междугородный автотранспорт. Приобретение билетов. | 1 | | | Устный опрос. |
55 | Железнодорожный транспорт. Приобретение билетов. | 1 | | | Устный опрос. |
56 | Воздушный транспорт. Приобретение билетов. | 1 | | | Устный опрос. |
57 | Водный транспорт. Приобретение билетов. | 1 | | | Устный опрос. |
58 | Урок – викторина. | 1 | | | Устный опрос. |
Экономика домашнего хозяйства 10.ч. |
59 | Основные статьи расходов (питание; одежда, обувь, содержания жилища, культурные потребности, помощь родственникам). | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
60 | Планирование расходов на день, две недели с учетом бюджета и состава семьи. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
61 | Расходы на питание. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
62 | Правила покупки. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
63 | Планирование крупных покупок. Кредит. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
64 | Содержание жилища. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
65 | Оплата жилой площади и коммунальных услуг. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
66 | Заполнение квитанций по оплате за электроэнергию, воду, канализацию. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
67 | Планирование и подсчет расходов на культурные и текущие потребности. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
68 | Сбережение. Виды вкладов в сбербанке. | 1 | | | Устный опрос, письменной контроль |
7