Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей - словесников Заместитель от 25. 08. 2019 г. директора по УВР Протокол № 1 _______/Стоянова О. Ф./ Руководитель МГ от 28. 08. 2019 г. ________/Шуличенко О. И./ | Принята Утверждаю на заседании Директор школы педагогического _________ /Иванов Е.А./ совета Приказ от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г. Протокол № 1 № 1 - 29 |
Рабочая программа
по родному языку
9 класс
(ФГОС ООО)
2019 – 2020 уч. год
Учитель:
Шуличенко Ольга Ивановна
с. Свердликово
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса разработана на основе:
- ФГОС основного общего образования второго поколения;
- примерной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому на изучение родного языка в 9 классе отводится 1 учебный час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
Чтение
Выпускник научится:
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,
том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письмо
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
Язык и культура
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса).
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Кол-во часов | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся) |
1. | Раздел 1. Язык и культура. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. | 8 | Овладевают приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи. Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Обобщить ранее полученные знания о связи истории и развития языка. Прослушать объяснения учителя о ключевых словах (концептах) русской культуры (дом, мир, человек, город и др.), обзор жанров прецендентных текстов (крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.). Прочитать учебно-научный текст, произвести лингвокультурологический анализ текста. Работать со сборниками афоризмов, объяснять смысл афоризмов. Подобрать общеизвестные примеры прецендентных текстов: крылатых слов и выражений из ранее изученных произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Обобщить ранее полученные знания об активных процессах в развитии языка. Прослушать объяснения учителя, оформить выводы в виде таблицы. «Основные тенденции развития современного русского языка». |
2. | Раздел 2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 11 | Систематизировать знания об орфоэпических нормах языка и типичных ошибках в устной речи. Прослушать чтение художественного(ых) текста(ов) с нарушением орфоэпической нормы, объяснить роль в тексте этого художественного приёма. Прочитать вслух учебно-научный текст, соблюдая орфоэпические нормы. Работать с орфоэпическим словарём, орфоэпическим минимум выпускника основной школы. Обобщить ранее полученные знания о лексических нормах русского литературного языка. Работать с толковым словарём. Читать и редактировать небольшие тексты разных стилей, характеризовать лексический состав стилей речи. Работать с толковым словарём. Соблюдать лексические нормы русского языка. Прослушать объяснения учителя о видах речевых ошибок, связанных с нарушением лексической сочетаемости, составить таблицу «Типичные речевые ошибки». Наблюдать над языковым материалом, находить речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, исправлять их. Работать с толковым словарём. Систематизировать знания о видах грамматических ошибок. Прочитать ученический(ие) текст(ы) , редактировать черновой(ые) вариант(ы) прочитанного(ых) текста(ов), опираясь на памятку «Типичные грамматические ошибки», используя грамматические словари и справочники, составить исправленный вариант текста. Работать в группах малого состава. Оценить соблюдение грамотности предложенного(ых) для редактирования текста(ов). Систематизировать знания об этикетных речевых тактиках и приемах в общении. Решение ситуативных задач с использованием известных речевых тактик и приёмов. Работать в группах. Представить результаты в виде устного выступления: разыгрывание речевых ситуаций. Прослушать объяснения учителя об особенностях электронного общения, этикете в электронной среде, понятии нетикета. Прочитать отрывок Интернет-переписки, анализировать с точки зрения соблюдения этических норм, правил речевого этикета. |
3. | Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. | 15 | Обобщить знания о видах чтениях, приёмах смыслового чтения, требованиях к выразительному чтению на итоговом собеседовании. Читать вслух учебно-научный текст, правильно интонируя его и соблюдая орфоэпические и грамматические нормы языка. Оценить чтение одноклассников по критериям оценивания чтения вслух ( задание 1) и критериям оценивания правильности речи. Систематизировать знания об этикетных речевых тактиках и приемах в общении. Решение ситуативных задач с использованием известных речевых тактик и приёмов. Работать в группах. Представить результаты в виде устного выступления: разыгрывание речевых ситуаций. Прослушать объяснения учителя о приёмах слушания, этапах работы над аутентичным текстом, требованиях к сжатому изложению прослушанного текста. Прослушать текст учебно-научного/художественного стиля, выделить микротемы, отобрать языковой материал, применив приёмы сжатия. Написать текст сжатого изложения. Обобщить знания о типологии текстов, используя табличную форму передачи информации. Анализировать тексты разных типов речи по предложенному плану. Просмотреть учебную презентацию о видах преобразования текстов. Составить словарик терминов по учебной теме: тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация. Прослушать объяснения учителя о классификации аннотаций по содержанию и целевому назначению, по характеру аудитории, по объёму. Прочитать вслух примеры аннотаций, наблюдать структурой и речевым оформлением текстов аннотаций. Обобщить знания об основных признаках разговорного стиля речи и его жанрах: рассказе о событии, беседе, споре, самохарактеристике, самопрезентации, поздравлении и др. Составить словарик жанров разговорного стиля. Рассказать анекдот на заданную тему, соблюдая разговорную интонацию, речевой этикет. Обобщить знания об основных признаках учебно-научного стиля речи и его жанрах: устном ответе, реферате, учебно-научной дискуссии и др. Составить словарик жанров учебно-научного стиля. Прослушать объяснение учителя о требованиях к ученическим работам: докладу, сообщению, речи оппонента на защите проекта. Прослушать, прочитать текст ученического сообщения, оценить , используя критерии оценивания устного ответа. Обобщить знания об основных признаках публицистического стиля речи и его жанрах: устном выступлении, путевых записках, рекламы и др. Прочитать небольшой проблемный очерк, анализировать структуру, речевое оформление, жанровую специфику по опорному плану-схеме. Обобщить знания о языке художественной литературы и жанрах литературы: литературной сказки, рассказе, притче, дневниковой записи, письме и др. Прослушать объяснения учителя о понятиях текст-подтекст-контекст-интертекст, обзор жанров прецендентных текстов. Прочитать художественный текст, произвести интертекстуальный анализ текста. Работать со сборниками афоризмов, объяснять смысл афоризмов. Обобщить знания об официально-деловом стиле речи и его жанрах. Посмотреть учебную презентацию о жанрах официально-делового стиля: объявлении, расписке, заявлении, автобиографии и др, написать заявление о приёме в учебное заведение по образцу. Прочитать вслух, анализировать текст делового письма с точки зрения его структуры и языковых особенностей. |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата прове-дения | Дата факти-ческого прове-дения | Тема | Кол-во часов |
| | Раздел 1. Язык и культура | 8 |
1 | | | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека | 1 |
2 | | | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость | 1 |
3 | | | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 1 |
4 | | | Развитие языка как объективный процесс | 1 |
5 | | | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | 1 |
6 | | | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» | 1 |
7 | | | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Язык и культура» | 1 |
8 | | | Работа над ошибками контрольного теста | 1 |
| | Раздел 2. Культура речи. | 11 |
9 | | | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. | 1 |
10 | | | Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 1 |
11 | | | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 1 |
12 | | | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 1 |
13 | | | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 |
14 | | | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов. | 1 |
15 | | | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. | 1 |
16 | | | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | 1 |
17 | | | Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 |
18 | | | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи» | 1 |
19 | | | Работа над ошибками контрольного теста. | 1 |
| | | Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. | 15 |
20 | | | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. | 1 |
21 | | | Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 |
22 | | | Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | 1 |
23 | | | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 1 |
24 | | | Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | 1 |
25 | | | Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 |
26 | | | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. | 1 |
27 | | | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента | 1 |
28 | | | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 |
29 | | | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Текст как единица языка и речи» | 1 |
30 | | | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. | 1 |
31 | | | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 |
32 | | | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 |
33 | | | Публицистический стиль. | 1 |
34 | | | Язык художественной литературы. Р/р Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст». | 1 |