СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

Класс: 7

Уровень: Основное общее образование

Количество часов в год: 136 часов

Количество часов в неделю: 4 часов

Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:

1. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5-9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. – М.: Просвещение, 2015.

2. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2017.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 7 класс»

Приложение к ООП ООО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа №19




УТВЕЖДЕНО

Приказом от ______________ № ____

Директор МОУ СОШ №19

__________________________________


И.В.Буданцева







Рабочая программа


по учебному предмету «Русский язык»



Класс

7

Уровень

Основное общее образование

Составитель

Фокина Ольга Сергеевна

















2020 год


Оглавление




Разделы

Страницы


Пояснительная записка


3-4


I.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


5-9


II.


Содержание учебного предмета, курса

10-11


III.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

12


Лист экспертизы

13





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:

1. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5-9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. – М.: Просвещение, 2015.

2. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2017.


Цели изучения учебного предмета, курса

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

2. Овладение системой знаний, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

3. Осознание знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

5. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

6. Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Задачи изучения учебного предмета

Главными задачами реализации программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.


Место учебного предмета в Учебном плане ОО


Количество часов в год

136 часов

Количество часов в неделю

4 часа



























I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Личностные результаты изучения учебного предмета «Русский язык»:

  1. Иметь знания о своей этнической принадлежности, осуществлять освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России и мира, эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности.

  2. Проявлять уважение к личности, ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

  3. Уважать ценности семьи, любовь к природе, ценности здоровья своего и других людей, испытывать оптимизм в восприятии мира.

  4. Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, видеть конструктивное разрешение конфликтов.

  5. Осуществлять освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

  6. Иметь сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении.

  7. Иметь устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

  8. Знать основные положения Конституции РФ, основные права и обязанности гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений.

  9. Иметь сформированность социально-критического мышления, ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установливать взаимосвязи между общественно-политическими событиями.

  10. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархии.

  11. Иметь сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

  12. Иметь готовность к выбору профильного образования, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  1. Иметь навыки целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

  2. Осуществлять действия планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем, адекватную оценку собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.

  3. Уметь анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения.

  4. Иметь навык рефлексивной самооценки своих возможностей управления, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

  5. Проявлять умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности, самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности.

  6. Принимать ответственность за свой выбор организации своей учебной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

  2. Понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации.

  3. Уметь адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

  4. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, проявлять умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

  5. Вести анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  6. Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом, работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  7. Уметь строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), устанавливать причинно-следственных связи, строить логические цепи рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

  8. Овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Коммуникативные УУД

  1. Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, иметь способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

  2. Использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.

  3. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка.

  4. Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом.

  5. Иметь способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность), устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

  6. Разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его.

  7. Управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий.

  8. Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий, стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

  9. Осуществлять речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения).

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

Ученик научится:

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

- по лексике: пользоваться разными видами словарей;

- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

- по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

- по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

- по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

- по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • писать проектно-исследовательские работы, используя методические материалы, представленные учителем;

  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров  принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

  • ализировать синонимические средства морфологии;

  • различать грамматические омонимы;

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного стиля  речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.














II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст

Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.

Стили речи

Публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.

Типы речи

Строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.

Звуковая сторона речи

Звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов.

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.












III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ



Название раздела

Кол-во часов

В том числе

Контрольных

работ

(диктанты, тесты)

Практических работ (сочинения, изложения)

Лабораторных

работ

1

Введение

1




2

Повторение изученного в 5, 6 классах

9

1



3

Тексты и стили речи

3




4

Морфология. Орфография. Культура речи

113





Причастие

30

1

2



Деепричастие

10

1




Наречие

24

1

1



Учебно-научная речь

2





Категория состояния

6


1



Служебные части речи

1





Предлог

10





Союз

14


1



Частица

12

1




Междометие

4




5

Повторение и систематизация

изученного в 5-7

классах

5




6

Резервные уроки.

Диагностический

/итоговый контроль

4

2



Всего

136

7

5






ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ





























СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

ШМО учителей гуманитарного цикла

от ______________ № ______

Руководитель ШМО

______________ (Шишонина Н.В.)






СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

______________ ( Подковкина Е.А.)

Дата: