СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по УД БД.09 Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СОО и рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015 г. Рабочая программа разработана для студентов обучающихся по профессии/специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по УД БД.09 Биология»

мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБпОУ «ДЖИДИНСКИЙ МНОГОПРоФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»





Утверждаю:

Директор ГБПОУ СПО «Джидинский

многопрофильный техникум»

_______________/ А.Ц.Идамжапов/

«_____»_____________ 20 _____ г.


М.П.









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БД.09 Биология

























с.Петропавловка

2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СОО и рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015 г. Рабочая программа разработана для студентов обучающихся по профессии/специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Джидинский многопрофильный техникум»


Разработчик:


Цыбикова Майя Дабаевна, преподаватель_




Рецензенты

____________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы, должность


____________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы, должность




Согласована на заседании методического объединения

Протокол №__________ от « ___»__________20 __ г.

Председатель _________________ /Цыбикова М.Д/


Рекомендована на заседании методического совета

Протокол №____________ от « ___»__________20 __ г.

Председатель _________________ /Гунзенова А.С./








СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы


  1. Содержание учебной дисциплины



  1. Календарно-тематическое планирование




1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.09 Биология


1.1. Профиль, направленность - технический

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности

информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору

путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области

биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и

функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.3. Формирование вариативной части


1.4. Условия реализации программы дисциплины


1.4.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.

В кабинете есть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, биологии, экологии и географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Биология» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся поэтов, писателей и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала, рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).


1.4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., Биология учебник для студ.учережд сред. проф. образования , Изд.центр «Академия» 2014.


Дополнительные источники:


Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. М., 2014.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник— М., 2014.

Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый

уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—

11 класс. — М., 2014.

Интернет-ресурсы


www.bril2002.narod.ru Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек».

www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах)


www.bio.Info. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov.ru.test. Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

www.biology.ru Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line. тесты.

www.informika.ru Электронный учебник, большой список интернет ресурсов.

www.nrc.edu.ru Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете.

www.nature.ok.ru Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова.

www.kozlenkoa.narod.ru.Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.



1.Содержание учебной дисциплины БД.09 Биология

п/п

Темы и содержание

кол-во часов+

срс+кон

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности


КУРС 1, 1семестр (36ч)

36




РАЗДЕЛ. Общая биология.





Тема 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

5



1

Введение. Химическая организация клетки.

1

Фронтальная групповая индивидуальная


Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.


Наблюдение и сравнение клеток растений и животных под микроскопом.


Получение представления о ДНК и РНК.


Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.



2

Строение и функции клетки

1

Фронтальная индивидуальная

3-4

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.

2

Фронтальная

групповая

5

Лабораторная работа 1. Животная, растительная и грибная клетка под микроскопом.

Контрольная работа №1

1

индивидуальная


Тема 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

4





6

Размножение организмов.

1

Фронтальная

групповая

Овладение знаниями о размножении.


Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека.


Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства

их эволюционного родства.


Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека








7

Индивидуальное развитие организма.

1

групповая

8

Лабораторная работа 2. Изучение митоза и мейоза на постоянных микропрепаратах.

1

Фронтальная индивидуальная

9

Контрольная работа№2. Размножение и развитие организмов.

1

индивидуальная



Тема 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ


10







10

Основы учения о наследственности и изменчивости.

1

Фронтальная

групповая

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

Получение представления о связи генетики и медицины.

Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

Изучение влияния алкоголизма,

наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов



11

Закономерности изменчивости.

1

Фронтальная

12-13

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

2

Фронтальная

групповая

14-15

Практическая работа Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2

Фронтальная индивидуальная

16-17

Решение генетических задач.

2

индивидуальная

18-19

Контрольная работа №3. Основы генетики и селекции.

2

индивидуальная


Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ


7


Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.


Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы.


Ознакомление с движущимися силами эволюции ее доказательствами.


Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс

и биологический регресс.

Знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина.

20

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

1

Фронтальная

групповая

21

История развития эволюционных идей. Микроэволюция.

1

Фронтальная

групповая

22

Лабораторная работа 3. Изучение критериев вида.

1

групповая индивидуальная

23-24

Практическая работа. Приспособление организмов к разным средам обитания водной, наземно-воздушной, почвенной

2

индивидуальная

25-26

Макроэволюция.

Лабораторная работа 4. Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных

Контрольная работа №4.

2

индивидуальная


Тема 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


4



27

Антропогенез.

1

Фронтальная

групповая

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Выявление этапов эволюции человека. Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

28

Человеческие расы

1

групповая индивидуальная

29-30

Практическая работа Черты сходства и различия человека и животных.

Контрольная работа №5.

2

групповая индивидуальная


Тема 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

4



31

Экология. Биосфера и человек.

1

Фронтальная

групповая


Изучение экологических факторов и их влияния на организмы

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.


Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.


Решение экологических задач.






32

Практическая работа Решение экологических задач.

1

индивидуальная

33-34

Практическая работа

Сравнительное описание одной из естественных природных систем на примере,

Леса и какой-нибудь Агро экосистемы например, пшеничного поля.

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания.

Контрольная работа №6.

2

групповая индивидуальная


Тема 7. БИОНИКА

2



35

1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Экскурсии

Многообразие видов.

Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе

1

Фронтальная

групповая

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми


системами.

Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве

36


Дифференцированный зачет.



1

Фронтальная

групповая



5. Календарно-тематическое планирование

Курс обучения__1_, семестр ____1_____. Количество часов_36

№ урока

дата

Тема

Количество часов

Д/з



КУРС 1, 1семестр





РАЗДЕЛ. Общая биология.





Тема 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

5


1


Введение. Химическая организация клетки.

1

ответить на вопросы

Уп1,2 тр11-13

2


Строение и функции клетки

1

составить таблицу

3-4


Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.

2

конспект Уп1,2

стр39-47

прочитать

5


Лабораторная работа 1. Животная, растительная и грибная клетка под микроскопом. К/р №1

1

оформить тетрадь



Тема 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

4


6


Размножение организмов.

1

составить

таблицу

Уп1,2 стр56-71

прочитать

7


Индивидуальное развитие организма.

1

конспект

стр65-71

8


Лабораторная работа 2. Изучение митоза и мейоза на постоянных микропрепаратах.

1

оформить тетрадь

9


Контрольная работа№2. Размножение и развитие организмов.

1




Тема 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ


10


10


Основы учения о наследственности и изменчивости.

1

работа с учебником

11


Закономерности изменчивости.

1

конспект

12-13


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

2

составить.

таблицу

14-15


Практическая работа Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2

решение ген.задач

16-17


Решение генетических задач.

2

решение задач

18-19


Контрольная работа №3. Основы генетики и селекции.

2




Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ


7


20


Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

1

составить таблицу стр223-229

21


История развития эволюционных идей. Микроэволюция.

1

конспект

работа с доп.истчником

22


Лабораторная работа 3. Изучение критериев вида.

1

оформить тетрадь

23-24


Практическая работа. Приспособление организмов к разным средам обитания водной, наземно-воздушной, почвенной

2

оформить тетрадь

25-26


Макроэволюция.

Лабораторная работа 4. Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных

Контрольная работа №4.

1

1

оформить тетрадь



Тема 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


4


27


Антропогенез.

1

конспект

стр239-244

28


Человеческие расы

1

составить таблицу стр250

29-30


Практическая работа Черты сходства и различия человека и животных.

Контрольная работа №5. Происхождение человека.

2

оформить тетрадь



Тема 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

4


31


Экология. Биосфера и человек.

1

стр255-301 конспект

32


Практическая работа Решение экологических задач.

1

решение задач

33-34


Практическая работа

Сравнительное описание одной из естественных природных систем на примере,

Леса и какой-нибудь агроэкосистемы например, пшеничного поля.

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания.

Контрольная работа №6.


2

оформить тетрадь




Составление схем



Тема 7. БИОНИКА

2


35


1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Экскурсии

Многообразие видов.

Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе

1

составить таблицу

стр307

36


.

Дифференцированный зачет.

1