мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБпОУ «ДЖИДИНСКИЙ МНОГОПРоФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ СПО «Джидинский
многопрофильный техникум»
_______________/ А.Ц.Идамжапов/
«_____»_____________ 20 _____ г.
М.П.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.09 Биология
с.Петропавловка
2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СОО и рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015 г. Рабочая программа разработана для студентов обучающихся по профессии/специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Джидинский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Цыбикова Майя Дабаевна, преподаватель_
Рецензенты
____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
Согласована на заседании методического объединения
Протокол №__________ от « ___»__________20 __ г.
Председатель _________________ /Цыбикова М.Д/
Рекомендована на заседании методического совета
Протокол №____________ от « ___»__________20 __ г.
Председатель _________________ /Гунзенова А.С./
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы | |
Содержание учебной дисциплины | |
Календарно-тематическое планирование | |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.09 Биология
1.1. Профиль, направленность - технический
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору
путей ее достижения в профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.3. Формирование вариативной части
1.4. Условия реализации программы дисциплины
1.4.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, биологии, экологии и географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Биология» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала, рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1.4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., Биология учебник для студ.учережд сред. проф. образования , Изд.центр «Академия» 2014.
Дополнительные источники:
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. М., 2014.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник— М., 2014.
Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый
уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—
11 класс. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.bril2002.narod.ru Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек».
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах)
www.bio.Info. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru.test. Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
www.biology.ru Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line. тесты.
www.informika.ru Электронный учебник, большой список интернет ресурсов.
www.nrc.edu.ru Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете.
www.nature.ok.ru Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова.
www.kozlenkoa.narod.ru.Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
1.Содержание учебной дисциплины БД.09 Биология
№ п/п | Темы и содержание | кол-во часов+ срс+кон | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
| КУРС 1, 1семестр (36ч) | 36 | | |
| РАЗДЕЛ. Общая биология. | | | |
| Тема 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 5 | | |
1 | Введение. Химическая организация клетки. | 1 | Фронтальная групповая индивидуальная | Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Наблюдение и сравнение клеток растений и животных под микроскопом. Получение представления о ДНК и РНК. Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. |
2 | Строение и функции клетки | 1 | Фронтальная индивидуальная |
3-4 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки. | 2 | Фронтальная групповая |
5 | Лабораторная работа 1. Животная, растительная и грибная клетка под микроскопом. Контрольная работа №1 | 1 | индивидуальная |
| Тема 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | 4 | | |
6 | Размножение организмов. | 1 | Фронтальная групповая | Овладение знаниями о размножении. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека |
7 | Индивидуальное развитие организма. | 1 | групповая |
8 | Лабораторная работа 2. Изучение митоза и мейоза на постоянных микропрепаратах. | 1 | Фронтальная индивидуальная |
9 | Контрольная работа№2. Размножение и развитие организмов. | 1 | индивидуальная |
| Тема 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 10 | | |
10 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 1 | Фронтальная групповая | Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов |
11 | Закономерности изменчивости. | 1 | Фронтальная |
12-13 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 2 | Фронтальная групповая |
14-15 | Практическая работа Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 2 | Фронтальная индивидуальная |
16-17 | Решение генетических задач. | 2 | индивидуальная |
18-19 | Контрольная работа №3. Основы генетики и селекции. | 2 | индивидуальная |
| Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | 7 | | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Ознакомление с движущимися силами эволюции ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. |
20 | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | 1 | Фронтальная групповая |
21 | История развития эволюционных идей. Микроэволюция. | 1 | Фронтальная групповая |
22 | Лабораторная работа 3. Изучение критериев вида. | 1 | групповая индивидуальная |
23-24 | Практическая работа. Приспособление организмов к разным средам обитания водной, наземно-воздушной, почвенной | 2 | индивидуальная |
25-26 | Макроэволюция. Лабораторная работа 4. Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных Контрольная работа №4. | 2 | индивидуальная |
| Тема 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | 4 | | |
27 | Антропогенез. | 1 | Фронтальная групповая | Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Выявление этапов эволюции человека. Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях |
28 | Человеческие расы | 1 | групповая индивидуальная |
29-30 | Практическая работа Черты сходства и различия человека и животных. Контрольная работа №5. | 2 | групповая индивидуальная |
| Тема 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 4 | | |
31 | Экология. Биосфера и человек. | 1 | Фронтальная групповая | Изучение экологических факторов и их влияния на организмы Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Решение экологических задач. |
32 | Практическая работа Решение экологических задач. | 1 | индивидуальная |
33-34 | Практическая работа Сравнительное описание одной из естественных природных систем на примере, Леса и какой-нибудь Агро экосистемы например, пшеничного поля. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания. Контрольная работа №6. | 2 | групповая индивидуальная |
| Тема 7. БИОНИКА | 2 | | |
35 | 1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Экскурсии Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе | 1 | Фронтальная групповая | Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве |
36 | Дифференцированный зачет. | 1 | Фронтальная групповая |
5. Календарно-тематическое планирование
Курс обучения__1_, семестр ____1_____. Количество часов_36
№ урока | дата | Тема | Количество часов | Д/з |
| | КУРС 1, 1семестр | | |
| | РАЗДЕЛ. Общая биология. | | |
| | Тема 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 5 | |
1 | | Введение. Химическая организация клетки. | 1 | ответить на вопросы Уп1,2 тр11-13 |
2 | | Строение и функции клетки | 1 | составить таблицу |
3-4 | | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки. | 2 | конспект Уп1,2 стр39-47 прочитать |
5 | | Лабораторная работа 1. Животная, растительная и грибная клетка под микроскопом. К/р №1 | 1 | оформить тетрадь |
| | Тема 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | 4 | |
6 | | Размножение организмов. | 1 | составить таблицу Уп1,2 стр56-71 прочитать |
7 | | Индивидуальное развитие организма. | 1 | конспект стр65-71 |
8 | | Лабораторная работа 2. Изучение митоза и мейоза на постоянных микропрепаратах. | 1 | оформить тетрадь |
9 | | Контрольная работа№2. Размножение и развитие организмов. | 1 | |
| | Тема 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 10 | |
10 | | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 1 | работа с учебником |
11 | | Закономерности изменчивости. | 1 | конспект |
12-13 | | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 2 | составить. таблицу |
14-15 | | Практическая работа Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 2 | решение ген.задач |
16-17 | | Решение генетических задач. | 2 | решение задач |
18-19 | | Контрольная работа №3. Основы генетики и селекции. | 2 | |
| | Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | 7 | |
20 | | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | 1 | составить таблицу стр223-229 |
21 | | История развития эволюционных идей. Микроэволюция. | 1 | конспект работа с доп.истчником |
22 | | Лабораторная работа 3. Изучение критериев вида. | 1 | оформить тетрадь |
23-24 | | Практическая работа. Приспособление организмов к разным средам обитания водной, наземно-воздушной, почвенной | 2 | оформить тетрадь |
25-26 | | Макроэволюция. Лабораторная работа 4. Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных Контрольная работа №4. | 1 1 | оформить тетрадь |
| | Тема 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | 4 | |
27 | | Антропогенез. | 1 | конспект стр239-244 |
28 | | Человеческие расы | 1 | составить таблицу стр250 |
29-30 | | Практическая работа Черты сходства и различия человека и животных. Контрольная работа №5. Происхождение человека. | 2 | оформить тетрадь |
| | Тема 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 4 | |
31 | | Экология. Биосфера и человек. | 1 | стр255-301 конспект |
32 | | Практическая работа Решение экологических задач. | 1 | решение задач |
33-34 | | Практическая работа Сравнительное описание одной из естественных природных систем на примере, Леса и какой-нибудь агроэкосистемы например, пшеничного поля. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания. Контрольная работа №6. | 2 | оформить тетрадь Составление схем |
| | Тема 7. БИОНИКА | 2 | |
35 | | 1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Экскурсии Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе | 1 | составить таблицу стр307 |
36 | | . Дифференцированный зачет. | 1 | |