МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Заместитель директора Директор МБОУ
педагогического совета по ВР
Протокол №1 от 30.08.2022г. __________/Л.И.Кривовяз/ __________ /А.А.Казаков/
Приказ № 74- о/д
от 31.08.2022г..
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Непоседы»
Возраст детей – 9 – 11 лет
Срок реализации 2022 – 2023г.
Гусарова Надежда Петровна – учитель начальных классов
Демидов
2022г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмом Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Актуальность курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Цель программы:
главной целью кружка по краеведению «Непоседы» является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задач программы:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 9-11 лет и реализует социальное направление.
Режим проведения занятий
Занятия проводятся с детьми 4 класса 1 раз в неделю, всего 34 часа в течение года.
Формы и методы работы:
Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.
Наблюдения и опыты.
Практические работы.
Использование наглядного материала, схем, опор, таблиц.
Дидактические игры, моделирование.
Использование заданий на классификацию (группировку).
Использование материалов детской художественной литературы.
Творческие доклады (отчеты) ребят.
Работа учащихся со справочной и энциклопедической литературой.
Изучение материалов СМИ (с использованием регионального компонента).
Использование ИКТ.
Занимательный материал (ребусы, кроссворды, задачи-шутки и др.).
Экскурсии.
Экологические акции.
Дискуссии.
Викторины.
Участие в конкурсах.
Внеурочная деятельность по программе «Непоседы» направлена на достижение следующих личностных и метапредметных результатов освоения содержания.
Личностными результатами изучения курса являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Содержание программы
Тема 1. Наша Родина – Россия.
Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы -населяющие Россию, конституция - основной закон страны.
Тема 2. Государственные символы.
Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.
Тема 3. Страницы история родного края.
Первые поселенцы на территории нашего края. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Смоленской области. Первые города области. Почетные граждане города Демидова.
Практические занятия: экскурсии, выставки, конкурсы, игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
Тема 4. Знаменитые люди родного края.
Учащиеся продолжат знакомиться с людьми, прославившими наш район. Это будет В.В. Романенков – поэт, которому в 2022 году отмечается столетие.
Тема5. Моя школа - моя судьба.
Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Тема6. Партизанская слава Поречья.
Первые партизанские отряды были созданы на территории Поречского уезда в 1812г. на средства местного купца Менченкова. В годы Великой Отечественной войны на территории района сражался знаменитый партизанский отряд Бати.
Тема7. Я и моя семья.
Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.
Тема 8. Традиции, обряды, ритуалы земли родной. В данной теме продолжается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. "Месяцеслов" - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д. Годовой цикл христианских праздников Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.
Тема 9. С любовью к городу.
Что я знаю о своем районе, городе? Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение. Школа и больница в Демидове. Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.
Памятники города. Почетные граждане города Демидова. Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в общественных местах. Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что либо для того, чтобы их город стал еще краше.
Тема 10.Храмы Поречья.
Православные традиции нашего края. Святыни, храмы земли родной.
Тема 11. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на территории края и города.
Практические занятия: Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.
Тема 12. Уникальные природные объекты Демидовского района.
Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами Смоленской области. Национальный парк «Смоленское Поозерье». Красная книга Смоленщины. Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, заочные экскурсии, просмотр фильмов.
Тема13. В гармонии с природой.
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области. Природа родного города. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей области; памятники природы района; охранять природу - значит охранять Родину. Изучение местной топонимики.
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой); в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям); операция «Чистый двор».
Тема 14. Что дает наш край стране.
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть? Практические занятия Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений.
Тема 15. Культурное наследие Смоленщины.
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем. Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о городе, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.
Тема 16. Итоговое занятие.
Викторина «Что я знаю о родном крае».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Наша Родина – Россия. | 2 | | |
2 | Мой адрес в мире. | 1 | | |
3 | Страницы истории родного города. | 2 | | |
4 | Знаменитые люди родного края. | 1 | | |
5 | Моя школа – моя судьба. | 2 | | |
6 | Партизанская слава Поречья. | 1 | | |
7 | Я и моя семья. | 1 | | |
8 | Традиции, обряды, ритуалы земли родной. | 2 | | |
9 | С любовью к городу. | 1 | | |
10 | Храмы Поречья. | 2 | | |
11 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 5 | | |
12 | Уникальные природные объекты Демидовского района. | 4 | | |
13 | В гармонии с природой | 3 | | |
14 | Что дает наш край стране | 2 | | |
15 | Культурное наследие Смоленщины. | 4 | | |
16 | Итоговое занятие. | 1 | | |
| Всего: | 34 | 12 | 22 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| | теория | практика | |
| Модуль «Основы читательской грамотности» | 13ч | |
1 | Наша Родина – Россия. | 1 | | |
2 | Государственные символы России. | 1 | | |
3 | Мой адрес в мире: планета, страна, область, город, улица, дом. | | 1 | |
4 | Страницы истории родного города: название, герб, стихи о Поречье. | | 1 | |
5 | День города. | 1 | | |
6 | Знаменитые люди родного края. 100-летие со дня рождения В.В. Романенкова. | | 1 | |
7 | Экскурсия в школьный музей. | | 1 | |
8 | Моя школа – моя судьба. | | 1 | |
9 | Партизанская слава Поречья. | 1 | | |
10 | Я и моя семья. | | 1 | |
11 | Традиции, обряды, ритуалы земли родной. | 1 | | |
12 | Праздники нашего города. | 1 | | |
13 | С любовью к городу. | | 1 | |
14 | Экскурсия по городу. | | 1 | |
15 | Православные храмы Поречья. | | 1 | |
16 | Отмечаем Рождество. | | 1 | |
17 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | | |
18-19 | Экскурсия в районный музей. | | 2 | |
20 | Бессмертный полк. | 1 | | |
21 | Герои СССР – ученики нашей школы. | 1 | | |
22-25 | Уникальные природные объекты Демидовского района | 2 | 2 | |
26 | В гармонии с природой | 1 | | |
27-28 | Что дает наш край стране | 1 | 1 | |
29-33 | Культурное наследие Смоленщины. | 2 | 3 | |
34 | Викторина «Край родной» | | 1 | |
| Итого | 15 | 19 | |
| Итого | 34 | |